Кнут и светоч русской монархии

Черносотенная мысль снова становится актуальной

Дискуссия о монархии  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
7
Время на чтение 7 минут
Фото: из личного архива автора

«Самодержавие – это нерв, без которого тело России превращается в бесхребетного урода» (В. Пуришкевич); «Пока мы мнём резину реформ, Запад уже перезаряжает обойму санкций» (С. Михеев)

«Черная сотня» — не ругательство, а диагноз эпохи. Как известно, идеологические ярлыки склонны к инфляции: стоит сменить режим, и вчерашнее ругательство становится завтра почётной медалью. Наступление «постукраинского периода», сопровождаемое санкционным ураганом и соскальзыванием Запада в цивилизационное неоязычество, превратило русское архи-консервативное ядро из музейного экспоната в боевое оружие стратегического сдерживания.

В повестке — знакомые до боли слова: суверенитет, идентичность, вера, земля. Но каждое из них требует свежей, громкой артикуляции — будто бы мы пытаемся разбудить отпущенный под залог народ. Черносотенная мысль здесь выступает реаниматором: жёстким, спорным, но крайне эффективным. Бросим в огонь суетных дебатов простой вопрос: Какой государственной типологии доверяет русская масса? Ответ исторически проверен: той, где Царь — отец, Церковь — мать, а народ — нерасчленённое по сословиям тело.

Генетический код: от триады Уварова к боевому приказу. Уваровскую формулу «Православие, Самодержавие, Народность» привыкли цитировать с устало академическим скепсисом — дескать, пыльный лозунг николаевской бюрократии. А между тем это был стратегический брэнд, созданный задолго до появления маркетологов. Граф Уваров только озвучил то, что веками бродило по русским дорогам: созерцательное духовенство, оплот царской власти и мощная крестьянская стайка, — три несущих столпа империи.

Черносотенцы ХХ века приняли эту формулу не как музейную вывеску, а как боевой приказ. Православие — оружие экзистенциального масштаба: оно не просит доказательств, оно жжёт печатью на сердце. Самодержавие — механизм мгновенной ответственности: не рассуждать — делать. Народность — защита от интеллектуального снобизма, напоминающая каждому философу-либералу: если твоя доктрина не понимается пахарём, это не доктрина, а салонный фарс.

Пуришкевич: энергия ярости как двигатель политики. Владимир Митрофанович Пуришкевич расквартировал свою нервную систему прямо в политическом зале Государственной думы. Его громогласные тирады — «царская истина в униформе» — более походили на артиллерийскую канонаду, чем на парламентскую риторику. Однако за карикатурно-крупной фигурой скрывался точный стратег. Пуришкевич рано понял: либерал всегда будет продавать Родину оптом, левая интеллигенция — в розницу, а революционер — и вовсе сожжёт лавку, чтобы продать золу иностранному банкиру. Поэтому он предпочёл политику открытой ярости: победить страхом, пока не поздно.

Черносотенная доктрина в исполнении Пуришкевича не была «насквозь реакционной», как твердит советский штамп. Она апеллировала к инстинкту коллективного самосохранения. Отсюда лозунг «Бей жидов, спасай Россию», столь же дикий, сколь и эффектный: подчеркнуть, что Родина в опасности, когда все приличные слова уже обескровлены. Сегодня мы вправе отвергнуть бытовой экстремизм, но обязаны понять нерв проблемы, иначе повторим маршрут к 1917-му.

Розанов: плотская метафизика как фундамент монархии. Василий Васильевич Розанов — фигура мятущаяся, словно перо на ветру Духа. Он рассуждал о царстве как о мистерии плоти: Царь — не идея, а тело, озарённое сакральным электричеством. «Я полюбил Николаевскую Россию, как пахарь любит чернозём: той же грубой, зоологической любовью», — написал он как-то в дневнике.

Для черносотенной парадигмы это было сродни откровению: Самодержавие — органично, как дыхание, и столь же материально, как хлеб и солёный пот на бороде крестьянина. Розанов обнажил корневую систему идеи: монархия держится не на химере «легитимности», a на земном, телесном чувстве доверия к «своему» государю, которое тысячелетиями пропитывало народный быт. Сегодня, когда цифровой метавселенский туман растворяет саму категорию «тело», розановская «плотская метафизика» внезапно звучит дерзким манифестом консервативного футуризма: никакого «искусственного интеллекта» не бывает без сердца, стучащего под гимн «Боже, Царя храни».

Черносотенный архетип после 1917-го: от катакомб к атомному православию. Революция перевернула шахматную доску. Черносотенное ядро было раздавлено движением фигур, которые называли себя «красными». Но архетип выжил: он ушёл в подполье, в изгнание, в молитвенные катакомбы. СССР не смог выжечь этот код: Великая Отечественная война ресакрализовала монархический рефлекс, когда Сталин вынужден был воскресить патриаршество — жар руки Господней сквозь пагубный официоз.

Конец XX века принёс карикатурную вседозволенность. Но там, между лохмотьями рыночного бахуса, прятались семена нового черносотенного ренессанса. Сегодня мы зовём это «атомным православием»: сопряжение мистического консерватизма и ракетно-космического мощи. В основе — прежний принцип: сильная власть плюс сакральный смысл. Ракета «Сармат» и икона «Спорительница хлебов» не противоречат, a взаимно усиливают друг друга.

Вызовы XXI века: либеральный глобофашизм и цифровой Левиафан. Главный враг современной черносотенной доктрины — не конкретная сторона света, а безродный алгоритм, стирающий память и пол. Запад, где слово «мать» заменяют на «беременный человек», — лишь авангард этого процесса.

Русскую монархическую цивилизацию пытаются заманить в музей под вывеской «токсичный традиционализм», превратить нас в чучело для школьных лекций о «правах меньшинств». Но пока в военном конструкторском бюро под Новороссийском создают гиперзвуковую ракету, а в Донской станице старец благословляет казаков, черносотенная мысль живёт.

Либерализм эпохи холодных дисплейных отношений переродился в глобофашизм данных: маскулинная рука капитала спряталась под феминным перчаткой «инклюзии», а вместо бронированных дивизий — серверные фермы. Цифровой Левиафан, в отличие от библейского, не ревёт — он шепчет push-уведомления. Его стратегия проста.

Черносотенный завет — не только прошлое, но и будущее. Черносотенная мысль — это не «исторический анахронизм», как её пытаются представить либеральные публицисты, а живая нервная система русского монархического мироощущения, рождённого в эпоху испытаний и предательства. Она была ответом не на «реакцию», а на цивилизационный вызов — вызов разрушения Святыни, Державы и Народа. Не случайно В.М. Пуришкевич говорил: «Черносотенство — это не партия, это мировоззрение, родившееся в недрах народа, питаемое верой, историей и кровью».

Именно в черносотенном мировоззрении соединились кнут как символ государственно-волевого начала и светоч — как духовно-нравственная интенция монархической идеи. Как подчеркивал И.Солоневич, «народная монархия — это не деспотия, а высшая форма народного самосознания, в которой власть и подданные — одно дыхание». Сегодня, в эпоху размывания традиционных идентичностей и тотального глобалистского натиска, голос черносотенства звучит вновь — не как шёпот прошлого, а как воинский клич будущего. Американский исследователь Уолтер Лакер, анализируя черносотенные движения, с изумлением признаёт: «Это была не просто реакция на модернизацию, а попытка создать уникальную русскую модель, способную соединить сакральное и политическое». Современный французский историк Пьер Михелон прямо пишет: «Черносотенство — не примитивная ксенофобия, а русская форма коллективного экзистенциального сопротивления модерну и секулярному хаосу». Иными словами, Запад — даже если и враждебен — всё же интуитивно улавливает, что черносотенная идея была метафизической формой защиты народа от онтологической эрозии.

Нас учили стыдиться этой традиции, как будто она позор, а не подвиг. Но наступает время, когда слова Пуришкевича становятся пророческими: «Придёт час, и Россия встанет во весь рост, и вспомнит своих сынов, стоявших в самой последней крепости веры и царя». И тогда черносотенный клич — «Православие, Самодержавие, Народность!» — прозвучит не как лозунг прошлого, а как код выживания грядущей Империи. В этом — не только вызов, но и надежда. Ибо как писал один из забытых русских мыслителей начала ХХ века: «Только тот народ бессмертен, который готов умереть за своего Царя».

Евгений Александрович Вертлиб / Dr. Eugene A. Vertlieb (Париж-Брюссель), писатель, журналист, академик РАЕН

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Вертлиб
Имперская кадровая революция
Для изменения российского «постмодерна без миссии»
24.06.2025
Православные мыслители как пророки геополитической конфликтологии
Россия не просто выстоит – она должна задать новый смысловой порядок
12.06.2025
Геостратегия США и русские перспективы
​​​​​​​Россия скорее надо осуществлять переход от постсоветской оборонной стратегии к континентальной наступательной доктрине
11.06.2025
Будущее России в триединстве миссии, народа и духа
Стратегический фундаментал русского национального возрождения
29.05.2025
Крест и щит русской экзистенции: дух победы и архетипы русской души
Онароднивание Конституции притормозил Клишас
21.05.2025
Все статьи Евгений Александрович Вертлиб
Дискуссия о монархии
Споры о Революции – это споры о будущем России
Перед нами стоит грандиозная задача – соединить времена, соединить эпохи
05.06.2025
Богоизбранный народ, Русский народ, Имперский народ
Как соотносятся эти понятия?
21.05.2025
Кто убил Царя?
Горькие размышления в день рождения Государя-Мученика Николая
19.05.2025
Как нам восстановить мир с Богом
О миссии Русского Богоизбранного народа
12.05.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Народный референдум: возвращение
государственной собственности
26.06.2025
27 стражей мировой элиты. Кто будет
определять будущее мира. Андрей Фурсов
25.06.2025
Язык Русский есть достояние Великой, Малой и Белой Руси
Лексические примеры доказывают историческое и языковое родство трёх ветвей русского народа
25.06.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Глагол, и жизнь, и просвещенье…»
Начинается эпоха востребованности отечественной литературы?
26.06.2025
Зачем Виктор Аксючиц обличает «патриарший авторитаризм»?
Опубликовано обращение известного политика и общественного деятеля
26.06.2025
Кто же такие русские?
О проблемах нашей идентичности сегодня
26.06.2025
«Особую тревогу вызывает дегуманизация коммуникаций»
На заседании Высшего Церковного Совета обсудили вызовы, связанные с развитием ИИ
25.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Царствование преткновения. Часть 2 (завершение).
Новый комментарий от Бузина Олесь
26.06.2025 19:51
Маткапитал не влияет на демографию системно
Новый комментарий от СергейG
26.06.2025 18:33
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от учитель
26.06.2025 18:11
Кто же такие русские?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.06.2025 17:49
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от Русский танкист
26.06.2025 16:55
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от влдмр
26.06.2025 16:40