Сегодня имя этого в общем-то гражданского человека мирной профессии, рядового запаса, знают все и не только в России, как главу ЧВК «Вагнер», о которой много пишут в соцсетях и СМИ. Хотелось бы, в рамках одной статьи порассуждать о Евгении Пригожине, его компании, как абсолютно новом явлении в сфере государственной обороны.
Штрафбаты Путина. Сам Евгений Викторович, его биография уже изучены всеми желающими вдоль и поперёк, а кому это интересно, отсылаю хотя бы к нашим прежним статьям об этом человеке. Нас больше интересует его ЧВК, отцом которой он себя и позиционирует. Не имея возможности получить информацию о нём из первых рук, воспользуемся, тем, что предлагают соцсети.
Судя по той интенсивности подачи, с какой освещается деятельность ЧВК «Вагнер» и их боевая работа под Бахмутом, можно подумать, что именно здесь решается вопрос всей кампании не только 2023 года, но всей СВО, что озвучивается, правда, только Евгением Пригожиным и некоторыми сотрудничающими с ним журналистами. В одном из своих, ставших частыми интервью, Пригожин намекнул, что операция «Бахмутская мясорубка» разрабатывалась в недрах ГШ и её курирует заместитель командующего СВО популярный у народа и в войсках генерал армии Сергей Суровикин. В этом случае она по определению не может быть основной, выполняя лишь вспомогательную, хотя и важную задачу по сковыванию на этом участке значительных сил ВСУ.
Отдавая должное бойцам ЧВК, надо признать, что они действительно действуют за пределами возможного, не только удерживая город, но и продолжая его поквартально освобождать, при этом «перемалывая» силы противника, которые далеко небезграничны. Вот как раз боевой опыт бойцов ЧВК, их мотивация, специфика подготовки, особенности социально-правовой защиты и другие важные элементы боевого обеспечения, на наш взгляд наиболее интересны. Уверены, что решающий здесь – морально-психологический фактор.
Это подтвердил в одном из своих интервью владелец компании, отвечая на вопрос об источниках победного героизма «вагнеровцев» на передовой. Он назвал главные качества своих бойцов: презрение к смерти, бесстрашие, высокий порог терпения и… борзость. Последнему качеству можно найти более пригодный для фронта синоним – дерзость, и тогда вполне получится портрет непобедимого русского воина. Но не следует скидывать со счетов и особые отношения между бойцами – штурмовиками и командованием ЧВК, лично Пригожиным. Что очевидно, он сам регулярно наведывается на передний край, лично общается с бойцами, узнавая их нужды, к чему неоднократно призывал и военное руководство.
В ЧВК нет штатных замполитов, психологов, помощников командиров по работе с верующими сотрудниками, представителей других аналогичных войсковым структур, непосредственно воздействующих на боевой дух бойцов штурмовых подразделений, задача которых ежедневно рисковать собой. Они заменяются чёткой мотивацией контракта с компанией, по-настоящему братским отношением в коллективе; командирами, которые всегда рядом; прозрачным, весомым и наглядным пакетом социальных гарантий, причём, как выжившим, так и павшим. Вкупе с отличной рекламой, на которую владелец не жалеет сил и средств, грамотной и эффективной подготовкой на собственном полигоне под руководством первоклассных инструкторов, это и даёт результат.
В сравнении с армейскими подразделениями, зажатыми в стандарты и шаблоны страдающей застарелыми болезнями изжившей себя системы, особенно бюрократизацией снабжения и схематизма отчётности, «вагнеровцы» демонстрируют не только большую результативность, но и психологическую устойчивость. При этом у них сложился свой кодекс чести, который в отличие от Присяги, хотя и не имеет некоей сакральности и статуса, но вполне отвечает всем требованиям участника СВО. Вот он: «1. Защищай интересы России всегда и везде. 2. Честь русского бойца – превыше всего. 3. Воюй не за деньги, а из принципа! А принцип один – победа. 4. Не сдавайся врагам живым, но если попал в плен – погибни, но унеси с собой как можно больше жизней врагов. 5. Чти своих погибших товарищей. Не позорь их светлую память. Рано или поздно с ними встретишься. 6. Нам уготована смерть в бою, а не немощным стариком на кровати! 7. Помогай товарищу в бою. Сегодня ты прикрыл его, завтра – он тебя. 8. Будь скромен и не кичись своим ремеслом, храни эту тайну. 9. Никогда не мародерствуй. 10. На войне и дома – не бухай. 11. На войне и дома – не употребляй наркотики. 12. Не воруй, не грабь, не насилуй. 13. Не убивай мирных. 14. Храни свой жетон, помни: ты боец ЧВК «Вагнер». На наш взгляд это что-то среднее между кодексом чести ССО ВС России, рыцарским статутом и заповедями Суворова.
Нас в этом кодексе больше всего подкупает отношение к смерти: товарищей и своей, о чём мы писали, например, тут. Здесь всё по-честному, не пряча и не скрывая общий для всех финал, чего нет в уставах и наставлениях современной армии, где, как и в больницах, принято маскировать от пациентов фабулу, что все мы не просто смертны, а как добавлял булгаковский Воланд, «внезапно смертны». Представляется, что именно эта правдивость в столь деликатной и одновременно с тем важнейшей сфере и даёт бойцам «вагнера» ту фору перед военнослужащими регулярной армии, где вполне атрофировалось чувство близости смерти, где солдаты и офицеры, «которых ждут дома», вовсе не собираются умирать. Тема смерти у «вагнеров» ключевая, с ней приучают не только считаться, но свыкаться, жить и, что самое важное – одерживать победы.
С началом набора в ряды ЧВК заключенных с тяжёлыми статьями, поменялся не только состав бойцов, но и их мотивация. Невольно напрашивается сравнение со штрафбатами Великой Отечественной войны, на долю которых тоже выпадали наиболее сложные штурмовые задачи с последующей амнистией для выживших. Аналогия, на наш взгляд, не вполне корректная. Например, в ЧВК «Вагнер» за честь считают служить не только реабилитированные уголовники, но многие офицеры запаса, не нашедшие себя в рядах силовых структур России и даже мобилизованные. О причинах кратко сказано выше: в «штрафбате Путина» служится по многим параметрам спокойнее и даже комфортнее: у сотрудников ЧВК «Вагнер» без волокиты и бюрократии, в отличии от регулярной армии отлажено всё: от организованного быта и реабилитации – до получения всех видов довольствия и проводов в последний путь, что не может не вызывать у бойцов желания, если уж воевать, то тут; и уважения их родных.
«Победи себя – будешь непобедим». А самая насущная проблема, с которой борется основатель компании – отсутствие запрашиваемого боекомплекта, которая в силу разных причин пока никак не решается, что стало «притчей во языцех», раскрыв в Евгении Пригожине, то, что мы считаем негативным моментом. Это, прежде всего, отсутствие у него элементарной дисциплины, понятия субординации и неготовность к компромиссам. Сказывается-таки неимение у него необходимого армейского опыта и тяжёлый, что признают многие, характер. Папа «Вагнер» прославился в своих последних роликах тем, что шантажировал фактически всю страну из-за отсутствия необходимых ему для наступления боеприпасов, переходя в этой объективной нужде все существующие рамки и нормы приличия.
Подогретый подобными роликами с захватывающими сюжетами и заранее ими же влюбленный в Пригожина зритель – обыватель (он же народ) начинал вместе с ним негодовать на «тупое», «глухое» руководство МО, которое «из-за капризов» не хочет давать ЧВК необходимое количество боеприпасов. Отчего напрасно гибнут бойцы «Вагнера» (соответствующее видео прилагается). При этом, обещая на камеру, что в случае, если не будут выполнены его требования, он оголит фронт.
Что-то не припоминается такого случая при другом Верховном – Иосифе Сталине – с учётом, что именно в первые годы Великой Отечественной войны (а мы лишь второй год воюем) на фронтах критически не хватало не только боеприпасов, но и горюче-смазочных материалов, собственно самой техники: стрелкового оружия, танков, самолётов, артиллерии, продовольствия, амуниции, шанцевого инструмента. И главного – людей!
Здесь уместно задаться вопросом: а возможно ли, чтобы какой-нибудь любимец Верховного в должности командира дивизии (а именно такой формат больше всего подходит ЧВК) жаловался бы в газетах, давая направо-налево интервью, как гибнут его солдаты из-за отсутствия требуемых и обещанных им боеприпасов и критикуя военное руководство? Например, тот же лично знакомый Иосифу Сталину командир легендарной 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерал Александр Родимцев? Нет, хотя это его люди под ураганным огнём противника переправились на правый берег Волги и заняли удобные позиции, в дальнейшем удерживая их, чем обеспечили в конечном итоге перелом в битве и победу. Он, безусловно, остро нуждался в пополнении боеприпасами и живой силы, сам находясь непосредственно в боевых порядках, но вёл себя достойно!
Пригожина вполне можно бы «понять и простить», если бы не запредельно высокий уровень ответственности и последствий его огульной критики, по сути, всего командования ВС России, которая бросила тень и на самого Верховного, что недопустимо в условиях СВО. Напомним, ранее, осенью 2022 года в период временного оставления нашими войсками части освобождённых накануне некоторых районов Харьковской области, Пригожин вместе с Рамзаном Кадыровым выступили с травлей ответственного за это направление генерала Александра Лапина, о чём мы писали тут. В итоге тот был отстранен от командования, хотя, по сути, являлся скорее заложником неверно выбранной стратегии Высшим руководством, о чём не кричал в своё оправдание в СМИ, что не принято в генеральском и офицерском корпусе ВС России. В итоге после обычной в таких случаях проверки, весной 2023 года генерал-полковник Лапин вернулся на фронт, но уже в должности заместителя командующего Объединённой группировкой войск (сил).
МО до сих пор игнорирует разрастающийся как снежный ком конфликт с ретивым комдивом, всё больше напоминающим какого-нибудь партизанского батька или распиаренного полевого командира, что никак не делает ему чести. Такая позиция МО вызывает недоумение и законные вопросы – необходимо дать, выполняя указание Верховного главнокомандующего, не только имеющиеся боеприпасы ЧВК, но и оценку бурной деятельности его руководителя, ведь Пригожин не только множит в арифметической прогрессии своих врагов в МО, но и изрядно раскачивает государственную лодку! Чем вовсю пользуется ВСУшный ЦИПсО, раскручивая в своих интересах по максимуму этот внутренний конфликт, с целью извлечения из него пользы.
Увы, повелись на него и некоторые депутаты Госдумы, как например, член фракции КПРФ, генерал-лейтенант запаса Виктор Соболев, который назвал «Вагнер» – незаконным вооруженным формированием, пригрозив, его сотрудникам серьёзными сроками. В свою очередь руководитель компании в присущей ему манере публично оскорбил депутата. Трудно себе представить, к чему приведёт эта публичная перепалка высокопоставленных лиц, но одно можно с уверенностью сказать – авторитета, как генералам МО, так и депутатам Госдумы (и государственной власти в целом), она не прибавит, а значит, объективно будет работать против нашей победы.
А ведь именно авторитет руководства, особенно военного, в условиях широкомасштабных боевых действий нелегко приобретается и является одной из главных целей информационно-психологических операций противника – солдат, не доверяющий своим командирам, уже наполовину проиграл бой еще до его начала. Примерно об этом, мы писали здесь. Поэтому представляется, что позиция главы ЧВК «Вагнер» здесь наносит реальный ущерб делу нашей победы, что в конечном счёте, важнее, чем достойный крайнего сожаления факт серьезных недопоставок вооружения и боеприпасов героически и результативно сражающимся бойцам.
В заключении хочется пожелать лично Евгению Викторовичу, который уже доказал свою искреннюю любовь к Родине, сдержанности и смирения себя ради победы общего дела, что является неотъемлемыми качествами лучших русских полководцев. Один из них Александр Васильевич Суворов, сам не раз бывавший в не менее сложных условиях, учил: «Победи себя – будешь непобедим».
Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник в отставке, ветеран военной службы, член Совета ветеранов военной разведки; Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий
5. Ответ на 2, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Квачков и раньше мало что мог, а теперь и подавно. Побеждает только в головах хомячков.
4.
Прежде всего нужна строгая цензура. Еще год назад предлагалось учредить аналог Совинформбюро. Но Мария Захарова сказала: мы не можем уподобляться, это нарушает свободу распространения информации...
3. Очень интересно...
2. полковника Квачкова позовите
1.
Сколько евреев в ее рядах?