Наука умирать

О русском воине и Русской Армии

Бывший СССР  Алишер Моргенштерн  Герои России 
0
2392
Время на чтение 12 минут

 

«На границе тучи ходят хмуро…» На этот раз - на Западной. Чем закончиться противостояние с некогда братской Украиной и маячащей за ее спиной США, неясно. Пока  наша армия, как показывают события в Сирии, Казахстане, других «горячих точках» планеты, продолжает оставаться одной из сильнейших в мире. Однако, при ближайшем рассмотрении обнаруживаются проблемы, порой достаточно серьёзные.

«Не щадя живота своего…»

Они касаются не столько материальной стороны вопроса, где за последние десятилетия достигнуты серьёзные результаты, но часто оставляемой в тени, моральной составляющей. Речь пойдёт о боевом духе, точнее о готовности солдата или офицера умереть по приказу. Ибо эта решимость воина отдать свою жизнь и является главным критерием столь широко трактуемого понятия. Оно, в общем и целом знакомо и условно принимается военнослужащими, но занимает далеко не свое место в традиционной системе духовно-нравственных ценностей и моральных критериев российского (русского) воина.

Возьмём Общевоинские уставы ВС России – настольную книгу военнослужащего. На первой же её странице, в Военной присяге об отношении к своей смерти воина - ни слова. Есть правильные и нужные слова о «соблюдении Конституции», «строгом выполнении требования воинских уставов, приказов командиров и начальников», «достойном исполнении воинского долга» и «мужественной защите свободы, независимости и конституционного строя России», самого «народа и Отечества». Нет ни слова «об этом» и в разделе права и обязанности военнослужащих.

Для сравнения, заглянем в присягу солдата и офицера Русской императорской армии, где прямо говориться: «Клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому государю императору [Имя и отчество], Самодержцу Всероссийскому, и Его Императорского Величества Всероссийского Престола наследнику, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови…».

В срочно написанном после февральского переворота 1917 года тексте новой присяги, к которой ы спешном порядке приводилась армия, тема смерти вынесена даже в самое начало, и выглядит так: «Клянусь честью офицера (солдата) и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Российского Государства».

Сохранилась тема смерти и в Красной армии. В присяге красноармейца (1918-39 гг.) говориться об этом так: «В борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни». К слову написал ее фактический создатель Красной Армии Лев Давидович Троцкий (Бронштейн).

Принципиально не изменилась подача темы готовности умереть за высокие идеалы и в последней присяге военнослужащего СА и ВМФ, принятой в 1947 году и просуществовавшей вплоть до краха СССР: «Я клянусь защищать (Родину – СССР) мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами».

 

Смотря за что умирать

Как видно, на протяжении столетия тема смерти – готовности воина отдать свою жизнь за объявленные высшими идеалами ценности, сменила не только сам вектор, но и вообще перестала упоминаться. Это заставляет серьёзно задуматься и изучить столь важный и деликатный вопрос, ибо на самом деле для каждого человека, включая воина, нет ничего ценнее своей собственной жизни.

Взяв за точку отсчёта Императорский период, мы видим, что военнослужащий клянётся Богом (!) отдать свою жизнь за Божьего же помазанника – Царя. Для верующего человека тут всё просто и понятно: Бог – источник и податель жизни, как высший идеал призывается в свидетели, что воин готов умереть, защищая своего Государя, Отца Отечества, который персонифицируется с Родиной. Недаром в сравнении с поздними историческими периодами Русская Императорская армия, проявляя жертвенность, чудеса храбрости и при наличии пленных, фактически не имела предателей и изменников.

Краткий период демократической России, просуществовавшей с февраля по октябрь 1917 года, несмотря на появившиеся в тексте красивые и вроде верные слова о «чести» и «совести», даже призвания Бога в свидетели, напротив, явился самым позорным во всей её истории. В итоге, армия новой и свободной России фактически самораспустилась.

Очевидно, что основной причиной этого стало отстранение от власти Божьего помазанника, замена его «Российским Государством, как своим Отечеством», что вкупе с дарованными гражданскими свободами (знаменитый приказ Петросовета №1) и вольно трактуемыми революционными честью и совестью и привели и армию, и страну к краху. Никто из солдат не собирался отдавать жизнь за новые, неприжившиеся свободы и – в духе времени – понимаемые  идеалы.   

Советской власти жесткой рукой удалось навести порядок в создаваемой фактически заново, но из старых кадров Красной армии. Скрепив её угрозой смерти (!): «Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня суровая рука революционного закона». Достигнув небывалой прежде мобилизационной массовости до 5,5 миллионов человек, она за 5 лет одолела действующие разрозненно белые армии (включая интервентов) меньшей, порой, в десятки раз численности.

При таком соотношении сил, не приходиться говорить о массовом самопожертвовании красноармейцев, а число их переходов на сторону противника на пике успеха белых, было, несмотря на страх наказания, весьма значительным. Очевидно, революционные идеи советского правительства не овладели массами и чаще всего путем «вдохновения» красноармейцев служили месть, классовая ненависть и карательные органы.

Серьёзным испытанием стала для значительно укрепившейся, в т.ч. идеологически Красной Армии, Великая Отечественная война. При этом противник был в этот раз прекрасно оснащён, отмобилизован, мотивирован, обладал численным и отчасти материальным превосходством. И первые месяцы войны показали явное преимущество вермахта, сумевшего захватить огромные территории и пленить фактически всю регулярную армию западных военных округов (свыше 3,5 миллиона солдат и командиров, не считая убитых и раненых). При этом немцам добровольно служили около миллиона бывших советских граждан.

Далеко не для всех красноармейцев начавшаяся война стала Священной. Поворот в сознании народа и его защитников произошёл позже. Косвенно это признал в беседе в сентябре 1941 года с посланником президента США Гарриманом сам Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин: «У нас нет никаких иллюзий, будто они (русские люди) сражаются за нас. Они сражаются за мать-Россию». Только после осознания жестокостей войны, истинных планов и зверств противника на оккупированных территориях, перестройки военно-политической и агитационной машины ГлавПУра, наши воины в значительной мере стали проявлять презрение к смерти, готовность отдать жизнь за знакомые им идеалы – жизни своих родных и близких, отеческий дом - то, что называется для русского человека просто Родиной.

Голубой «патриотизм»

Итак, мы установили, что русскому (называвшегося одно время советским) воину хорошо знакомо понимание самопожертвования, и он готов отдавать жизнь. Но не за абстрактные «свободу», «честь», «Российское государство»  или «социалистическое Отечество», но за вполне реальную для него Родину и ее символы. Не значит ли из этого, что в интересах государственной безопасности, руководству страной и армией необходимо тщательнее формулировать, прописывать, культивировать и закреплять в душах и сердцах защитников Отечества эти понятные всем образы? Ведь наши противники, зная это, работают не покладая рук в обратном направлении – именно размывая, искажая, заменяя их.

Как быть с высмеиванием и опошлением высоких в т.ч патриотических чувств, разрушением связи поколений; пропагандой антисемейных ценностей, низменных потребностей и других мерзостей, которые практически официально транслируются и рекламируются по телевидению и общедоступны в национальном сегменте рунета? Продвижением этих «ценностей» заняты многочисленные в т.ч. федеральные каналы и целое стадо отмороженных реперов и тик-токеров с собачьими кличками вместо имён. Пойдет ли на смерть за Россию развращённый ими, одевший погоны эгоист? Будет ли жертвовать своей жизнью «за друг своя» поклонник откровенного сатаниста Моргенштерна с песней «Я съел своего деда»?

А как реагировать на высмеивание и искажение наших национальных корней и традиций, религиозных ценностей и символов, насаждение идеологии бездумного потребления и настойчивом протаскивании в наше культурное пространство «прелестей» в виде педерастии, чайлдфри и других отклонений, экспортируемых нам с Запада? Закроет своим телом командира «иван, не помнящий родства», которого с Россией фактически ничего не связывает? Бросится ли под «Абрамс» со связкой гранат закредитованный по самые уши боец со странностями поведения и нетрадиционными взглядами на семью?

«Умирай за Дом Богородицы!»

Перечислять направления, куда следует обратить внимание соответствующих органов и госструктур можно долго, главное выявить единый критерий, безошибочно определяющий пользу и вред: традиционное и спасительное - от наносного и вредного. Этот критерий заложен в русском начале – Православии. На нём и из него выросла, им стоит самобытная восточно-европейская православная цивилизация – Третий Рим со своей глобальной задачей – быть светочем Истины – маяком остальным народам.  

Её ярчайший представитель и выразитель Александр Васильевич Суворов ближе всех наших полководцев подошел к тайне смерти – ему дано было свыше безоговорочно распоряжаться жизнями своих солдат и офицеров. Он владел не только секретами «науки побеждать» но и не менее важной «науки умирать».

Именно этого не хватает нынешним военнослужащим, что остро чувствуют офицеры суворовского духа. Об этом ещё четыре года назад просил представителей соответствующего Синодального отдела Московского Патриархата РПЦ, Герой России контр-адмирал Валерий Владимирович Варфоломеев, прилетевший в Москву из Сирии в командировку. Помимо необходимых, по его мнению, священников, нашему там контингенту не хватает азов психологической готовности к смерти, которыми обладали солдаты Суворова. Покойный глава этого, военного отдела, известный московский священник протоиерей Димитрий Смирнов не раз обращал внимание, что «русский солдат идёт на войну не убивать, но умирать «за друг своя».

Сам же генералиссимус, словно священник, верховный жрец напутствовал своих чудо-богатырей перед атакой так: «Умирай за Дом Богородицы, за Матушку-Царицу, за Пресветлейший дом. За павших Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!». И эти слова находили отзыв в сердцах верующих подчиненных, не вызывая колебаний и сомнений, ведь они чётко усвоили первую заповедь своего командира: «Без молитвы ничего не начинай, оружия не обнажай!».

Именно религиозность русского воинства, его уверенность в посмертной участи павшего на поле брани защитника Православного Отечества, творили чудеса. Никакие шахиды и прочие идейные фанатики не могли сравниться с массовым самопожертвованием русского воина. Пример тому: многочисленные победы Суворова над турецкими войсками, где сильны были боевые традиции воинственного ислама, включая спецподразделения смертников - янычар. Не могли остановить суворовцев и освобожденные от веры в Бога, движимые новыми идеалами «свободы, равенства и братства» революционные французские войска, успешно завоевавшие почти всю континентальную Европу.

Кого боится смерть?

Свой духовный, религиозный  опыт Александр Васильевич черпал в бездонном источнике – Матери Церкви, которая учит относиться к смерти, как неизбежному переходу, прежде всего, души из одного состояние - в другое. «У Бога все живы!» - этот известный святоотеческий постулат выражен и в православном Символе Веры, который произносит человек во время своего крещения: «Чаю (ожидаю) воскресения мертвых и жизни будущего века».

Именно эти последние два стиха Символа, вышитые на своем значке (знамени) всегда возил с собой в память о смерти гроза буйных горцев, герой Кавказской войны, казачий генерал Яков  Петрович Бакланов (шайтан боклю). Предки нынешних, не на шутку осмелевших и почувствовавших нашу слабину чеченцев, со страхом называли его «неубиваемым» и «заговорённым». В ходу у них была и такая шутка: «Не хочешь ли ты застрелить шайтана боклю?», выражавшая безнадёжность затеянного дела. Конечно, православный воин, донской казак не был заколдованным, но просто вверял себя Богу, который и хранил его от козней хитрого и коварного врага.

Такой же силой духа, основанной на глубокой вере, обладали и многие другие кавказские герои. Например, сам командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Алексей Петрович Ермолов (Ермулла). Его имя так же вызывало трепет у непокорных горцев. Сам имам Шамиль с укором говорил им об этом: «Ах, чеченцы, если бы вы так же как Ермуллу, боялись Аллаха!».

Своим воинам отважный генерал всегда старался напоминать о вере. «Никогда не забывайте, – подчеркивал он, – что мы за Веру и Отечество сражаемся! А коли так – чего нам бояться!? Перед атакой – осенил себя крестным знамением и вперед! Ведь сам Господь думает о каждом из нас и определяет: кому жить, а кому помирать. Это же Его собственный Промысел!». «При этом, однако, – добавлял он для излишне горячих, – безрассудно лезть на рожон тоже не стоит, это похоже уже на самоубийство – смертный грех будет! Следует всегда идти средним путем, и тогда непременно спасешься, ибо смерть боится того, кто сам её не боится».

Сам Ермолов этот феномен русской непобедимости объяснял так: «Мои кавказские богатыри, погибая в бою, радовались, что своей собственной жизнью они сумели защитить своих товарищей. Именно самопожертвование (а это высокое качество всегда было свойственно русским православным христианам!) порождало отвагу, а отвагой изгоняется естественный для человека первоначальный страх пред смертью. Смерть же боится того, кто её ни в грош не ставит и всегда готов предстать перед Господом».

Вот они слагаемые победы! Эту мысль полностью подтверждает и Евангелие от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (гл.15: ст.13.), которую слава Богу стали всё чаще выбивать на памятниках павшим воинам, что не оставляет надежд на выход из сложившейся ситуации.

Отечественная военная история вслед за Ермоловым доказывает: отдельное воинское подразделение выживает только в том случае, если каждый из его бойцов приготовился к смерти. И наоборот: отряд неизбежно гибнет, если он состоит из воинов, стремящихся выжить любой ценой.

Именно победа над страхом смерти, через уверенность в её беспомощности по отношению к бессмертной, преданной Богу душе и выраженная в словах библейского пророка Осии: «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?», делала непобедимым православное христианское воинство. Пропитанный пасхальной радостью воскресшего Христа русский солдат, уверенный, что «яко с нами Бог» и был основной боевой единицей непобедимого суворовского войска.

А вершиной этой победой над смертью является сугубо монашеский опыт, не чуждый аскету Суворову, который и солдат по возможности подбирал по таким же качествам. Высшая степень монашества – схима требовала от схимника умереть прежде смерти, т.е. так настроить себя, что стиралась грань между этой – временной и той – вечной жизнью. Таковым был приговоренный к «вечной жизни» через смерть, монах и воин Александр Пересвет, одолевший в поединке «заговорённого от смерти» лучшего воина Мамая - Челубея.

Царствие Небесное или вечный огонь?

С этой победной позиции понимаешь, как далеко назад откатилось нынешнее человечество, пренебрегая и памятью смертной и ужасно страшась, отодвигая её. Тут срабатывают скорее психологические установки – убрать подальше, в подсознание все пугающие и беспокоящие мысли, «глуша» их искусственно вызываемой радостью – отсюда, кстати, бешеный спрос на всякого рода клоунов, шутов и юмористов.

Сказывается, прежде всего, 75-летний опыт жизни «без Бога», пролонгированный во многом постсоветскими либерально-неоязыческими установками. Ведь даже условно верующие православные люди желают покойному не как полагается в наших традициях «вечной памяти», «царствия Небесного» или упокоения «со святыми», а совершенно языческого пожелания «земли пухом», что ещё в Древнем Риме воспринималось, как проклятие.

На 180 градусов в советский период поменялось и символика поминовения павших товарищей. В дореволюционные времена на их могилах ставились кресты и служились заупокойные службы - панихиды, облегчающие загробную участь павших сослуживцев, соединяя их души с товарищами. В советское время на воинских захоронениях кресты заменили неоднозначные звёзды или еще хлеще – символ неугасимого адского пламени – вечный огонь.  А вместо жизнеутверждающих панихид - душераздирающий Шопен, «минуты молчания» и фактически языческие тризны с обязательными возлияниями на могилах.

Что еще характерно, нынешний русский, условно верующий воин не стремится попасть в рай, о чем мечтал, например, Суворов, написав по этому поводу сугубо церковное произведение – покаянный канон. В голове нашего сегодняшнего защитника царит «каша» и в лучшем случае местом своего посмертного пребывания он видит некую валгаллу – прототип VIP  -санатория для душ героев, где они либо пребывают в некой нирване, либо бражничают и веселятся в обществе прекрасных незнакомок – гурий. Это больше соответствует языческим, восточным или исламским восприятиям загробного мира и не имеет никакого отношения к православным, «не от мира сего» традициям. Рай – место, где «нет болезни, печали, воздыханий и, - как свидетельствует Церковь, - жизнь бесконечная», где у души не будет никаких земных потребностей, но вечное, радостное наслаждение пребывания с Богом.

Как пророчески писал видный деятель эмиграции, военный ученый, профессор Николаевской академии Генштаба Русской императорской армии генерал лейтенант Николай Николаевич Головин: «Будущая Российская Армия несомненно должна использовать все хорошее и светлое из нашего великого прошлого. Она не может отказаться от того духовного капитала, который завещан нам Петром Великим и Суворовым. Только при соблюдении этого условия она достигнет уровня действительно мощной боевой силы. Душа Армии выковывается на протяжении веков».

Это время настало! Пора не на словах, а на деле возвращать в Армию её традиции в полном объёме, в т.ч. память о смерти.

Андрей Редкозубов, религиовед, полковник в отставке, сотрудник Синодального отдела МП РПЦ по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами РФ, член Объединённого суворовского комитета

Роман Илющенко, религиовед, подполковник запаса, ветеран боевых действий, член Объединённого суворовского комитета

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4.

Из нас и Пожарский не сделал бы рать,
Разве что гурт...
Но те, кто не знают, за что умирать,
Тоже умрут.

Смерть - на пороге. Не тать и не гость,
Скорей - властелин...
Был воротник бел, а будет и кость
Мерцать среди глин.

Не Гамлет над Йориком будет скорбеть,
Их муляжи...
Но тем, кто не знает, за что умереть,
Стоит ли жить?
Андрей Карпов / 09.02.2022, 12:07

3. Наука умирать

Не надо никакой науки умирать, смерть это вовсе не игрушка и она все равно приходит за человеком. Это только на Востоке жизнь человеческая ничто и там нет никакого сочувствия друг к другу, это только на Востоке жизнь человеческая расходный материал и потому Восток постоянно будет отставать от Запада. Пример нынешнего Китая совершенно несостоятелен, ибо Китай живёт на западных технологиях и стоит только отвернуться Западу от Китая, как китайское "чудо" мгновенно сдуется.
Любая война без жертв невозможна, но жертвы должны быть максимально минимизированы, ибо жизнь человеческая это всё. В конечном счёте только труд человека создаёт богатство любой страны. Истинное назначение человека это труд, а оружие лишь средство ведения войны. Почему русский солдат 18 века не дорожил своей жизнью? Да потому что жизнь солдата того времени едва ли лучше была даже смерти. Лучшие годы молодости на службе, без семьи, без надежды на будущее делали солдата таким. И это не пример для подражания. Глупа и сама поговорка "На миру и смерть красна", смерть не может быть прекрасной, смерть это трагедия и боль близких. Человек рождён вовсе не для того, чтобы выполнять капризы правителей. Но не только о жизни солдата надо думать, а о десятках миллионов соотечественников, выживающих практически в нищете, ибо нищета это и оскорбление человека и обесценивание его жизни.
Сегодня ночью четверо таджиков ограбили магазин в Истринском районе Подмосковья и убили женщину. Что делают у нас таджики, зачем нам такая плата за имперское величие?
Hyuga / 09.02.2022, 11:51

2. Нужны СРОЧНЫЕ и КОНКРЕТНЫЕ меры...

Полностью разделяя высказанные уважаемыми авторами мысли, имеющие прямое отношение к БОЕГОТОВНОСТИ наших силовых структур, хотелось бы все-таки подчеркнуть - обязанность русского солдата (назовем так всех наших силовиков) быть постоянно готовым к самопожертвованию вплоть до смерти должна иметь под собой очень серьезные основания. Раньше это были "Бог, царь и отечество", потом "За Родину, за Сталина", потом "За нашу Советскую Родину"...по убывающей... Конституция запрещает нам иметь государственную идею (почему-то этот ВАЖНЕЙШИЙ пункт остался и в новой редакции неизменнным), явочным порядком ее место заняла идея УСПЕХА (любой ценой кроме самой главной - ценой собственной жизни)...вот и учат нас, в том числе и силовиков, со всех СМИ, в том числе и государственных которых у нас подавляющее большинство, как надо достигать успеха, сохраняя при этом и жизнь и здоровье вообще. Понятно, что для воинского духа это смерть, а значит поражение армии и страны... Без СРОЧНЫХ КОНКРЕТНЫХ мер в этой сфере последствия могут быть невообразимо серьезны...
Тимофей56 / 08.02.2022, 17:34

1. Так не проще?

Простые, проданные и преданные олигархическим ворьем люди, народы на Украине и в России, не имеют никакого желания ни умирать, ни убивать друг друга. Все это противостояние искусственно создано врагами народов ради приведения к власти их ЛИЧНОГО и КОЛЛЕКТИВНОГО анти-христа и дальнейшей безпощадной эксплуатации десятков мииллионов людей ради обогащения 1% потомков и последователей христоубийц... Как в России, так и на Украине...
А остальное — обычное одурачивание и запугивание людей на основании их же сатанинских государственных законов... Раньше дурман, сегодня — СМИ. Одна ложь и гордыня... Док-ва нужны? МАГАЗИН-ПОЛИКЛИНИКА-ТЕЛЕК-СОЦИАЛКА....
Без помощи Божией такую проблему не решить; лапшу навестить людям можно, но не решить... Отсюда алкоголизм, демографии и нежелание жить...
Вывод прост — НАРОДАМ РОССИИ И УКРАИНЫ, НЕ Смотря ДАЖЕ НА ВСЕ ЗАПРЕТЫ ЦЕРКВИ, НАДО ХОТЯ БЫ ИЗРЕДКА, НО ВСЕМ ВМЕСТЕ, ЕЖЕДНЕВНО ПРОСИТЬ ГОСПОДА О СПАСЕНИИ И ПОМОЩИ...
В ЛЮБОМ МЕСТЕ, В ЛЮБОЕ УДОБНОЕ ВРЕМЯ, ЛЮБЫМИ МЫСЛЕСЛОВАМИ, НО ТОЛЬКО НЕПРЕМЕННО ВСПОМНИВ ПРИ ЭТОМ О БОГЕ!!! И ТОЛЬКО ТОГДА ПОМОЩЬ ПРИДЕТ..!
А сатаниские СМИ... Своими силами "плеть обухом...".
ИНАЧЕ НАМ ВЕДЬ ПРИ ЛЮБОМ РАСКЛАДЕ С КАЖДЫМ ДНЕМ БУДЕТ ВСЁ ХУЖЕ И ХУЖЕ... И в этой жизни, и в той...
БЕЗ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ как всегда заболтают и заставят подыхать и убивать... Ради их свободы и их справедливости, ради интересов...
Нам оставлен стакан...
Сант / 06.02.2022, 13:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Алексеевич Илющенко
Уроки от Иуды
По поводу выступлений и заявлений Захара Прилепина
06.11.2024
«Однажды, жили-были русские…»
Дружбонародная сказка
19.10.2024
Патриотизм на выдохе
О войне без умолчаний и недомолвок
23.09.2024
Пропаганда на подхвате
На третьем году СВО практически без изменений
05.09.2024
Мы допустили много ошибок, которые необходимо исправить
Духовная мобилизации общества, пожалуй, основная задача власти и Церкви, которым надо объединить усилия
21.08.2024
Все статьи Роман Алексеевич Илющенко
Андрей Редкозубов
Патриотизм на выдохе
О войне без умолчаний и недомолвок
23.09.2024
Пропаганда на подхвате
На третьем году СВО практически без изменений
05.09.2024
Душеспасительный дресс-код
Три фактора, усугубляющие статистику
07.06.2024
Победи себя – будешь непобедим!
Страсти – подлинные властители мира, им подвластны все, кто пустил их в своё сердце
26.04.2024
Трагедия или промысл Божий?
Нам всем объявлена беспощадная война, которая попущена Богом для назидания и спасения наших душ
29.03.2024
Все статьи Андрей Редкозубов
Бывший СССР
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Все статьи темы
Алишер Моргенштерн
Свято место пусто не бывает
Специальная военная операция явилась катализатором глубинных социальных, культурных, политических, кадровых изменений в России
09.06.2022
Кедровый бор имени Михаила Мишустина
Вдоль канала его имени
21.03.2022
​​​​​​​Самурайская «чёрная метка» России
Японцы мстят лично Путину
19.03.2022
Очиститься от чужого
Картинки провинциальной жизни
18.03.2022
Все статьи темы
Герои России
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Святые или нет?
К дискуссии о канонизации, церковном прославлении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
12.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58