То и дело в текстах вполне себе патриотичных блогеров и ЛОМов, освещающих военно-патриотическую и историческую тематику, встречаются такие понятия, как «напрасная смерть», «зря погиб» и т.д., что ставит под сомнение, обесценивает принесённую жертву или совершенный подвиг, с чем мы, как офицеры с боевым опытом и православные люди не можем согласиться.
НЕПОБЕДИМЫ СЕБЯ ПОБЕДИВШИЕ! С точки зрения православной догматики, базирующейся на Священном писании, ни возникновение жизни, ни смерть всякого человека не бывают случайными, т.е. находящимися вне Божьего замысла Творца о своём любимом творении. Патриарх Кирилл на встрече со вдовами и матерями погибших шахтеров Кузбасса 25 августа 2013 сказал им такие слова: «Тайна жизни и смерти — в руках Божьих. Ни один человек без Его воли не появляется на свет, и ни один человек без Его воли этот свет не покидает, и почему один в одних обстоятельствах, другой в других, один рано, другой поздно — мы этого не знаем, от нас это скрыто. Поэтому нужно принимать все то, что с нами происходит, — и радости, и самые глубочайшие скорби, как то, что присутствует в замысле Божием».
Факт, но для Бога мы все живы даже после …смерти и то, что кажется нам непоправимым в отношении родных и близких (о своей смерти мы стараемся вообще не думать, т.к. как правило, боимся её), вполне укладывается в Божественный промысл о каждом из нас любящего Отца! Таким образом, смерть ничто иное, как временная разлука с родными!
В Символе веры – своего рода присяге, приносимой на верность Богу крещаемым в Православии, последние два пункта, как раз об этом: «Чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века», т.е. мы буквально обещаем Творцу, что не будем бояться своей смерти, т.к. только она введёт нас в полноценное общение с Ним, чего мы больше всего и чаем (ожидаем)! Именно эти слова, кстати, вместе с главой Адама были вышиты на чёрном знамени, которое возил везде с собой знаменитый казачий генерал Я.П. Бакланов – супергерой Кавказской войны XVIII-XIX вв., чем приводил в священный трепет своих не самых пугливых противников – горцев. Они считали его заговорённым после того, как несколько раз пытались его убить из засад. Яков Петрович не был фаталистом и вовсе не искал смерти, подобно современнику Печорину – лермонтовскому герою нового времени, он явно олицетворял собой типичного русского воина старого доброго времени, готового в любой момент пожертвовать своей жизнью за «веру царя и Отечество», «буди на то Божья воля». Генерал, к слову, умер в весьма почтенном возрасте, находясь на пенсии, в отставке.
На этих постулатах, что смерти как таковой нет, а есть лишь переход в вечность - и базировалась, собственно говоря, главная военная доктрина Русской императорской армии, гениально оформленная лучшим нашим полководцем А.В. Суворовым в знаменитой «Науке побеждать» и письмах к близким, венцом которой мы бы назвали крылатый тезис «Непобедимы себя (страх смерти) победившие». Отсюда воспетая многократно поразительная готовность православного русского воина, не задумываясь, умереть на поле боя, что не раз демонстрировал и сам Александр Васильевич, что точно известно, например, из его письма дочери после знаменитой победы на Кинбурнской косе (1787 г.). Это качество зафиксировано и в солдатской песне времён Крымской войны (1853-56 гг.): «Жизни только тот достоин, кто на смерть всегда готов/ Православный русский воин, не считая бьёт врагов!»
Понятие «напрасности» смерти, «зряшности» принесённых жертв в случае, например, неудачного для нас исхода сражения или даже всей кампании, как например в той же Крымской кампании, явно не соответствует этой освящённой кровью воинов-героев концепции и является в лучшем случае результатом обмирщвления религиозного сознания, а в худшем – вражеской пропагандой, направленной на подрыв боевого духа и разложения армии. Война 1853-56 гг. завершилась неудачей для России лишь по причине скоропостижной смерти Николая Первого, желавшего завершить ее победой, но Бог судил иначе. А вот классическим примером, когда нас лишили победы сознательно – Первая мировая война, когда ещё недавно доблестная и храбрая Русская армия, успешно сражавшаяся на фронтах и готовящаяся Верховным командованием к генеральному наступлению, под воздействием прогерманских, в основном большевистских агитаторов, атеистической пропаганды, десакрализации и дискредитации Высшей власти и командования, быстро превратилась в дезорганизованное, деморализованное, неуправляемое человеческое стадо.
А начиналось всё, кстати, с вполне благих на первый взгляд рассуждений в солдатской голове о важности его жизни для семьи, избегания по этой причине смерти и страха перед ней, (особенно после отстранения от власти Государя – Верховного главнокомандующего – ради чего и за кого тогда умирать?); поисками по этому поводу компромиссов о возможности неисполнения приказов командования. Всё это чистейшей воды производные атеизма – гуманизм и либерализм – верные убийцы боевого духа и самой армии в условиях ведения боевых действий.
СМЕРТЬ, ГДЕ ТВОЁ ЖАЛО? В условиях постсоветской России и кризиса веры затронутая проблема стояла и стоит достаточно остро. Обе чеченские кампании показали превосходство боевиков и сепаратистов над регулярными формированиями России именно в этой, религиозной сфере («Аллаху акбар!», ставший их боевым кличем и называемый ими «чеченским бронежилетом», звучал тогда куда чаще «Христос воскрес!»), что сказалось на результатах кампаний, которые завершились не самым лучшим для нас образом. Значит ли это, что все погибшие там наши воины, особенно неудачной Первой 1994-96 гг., а это около 5 000 невозвратных потерь, отдали свои жизни зря? С точки зрения либералов и атеистов – вполне, ведь она была на всех уровнях признана ошибочной, а значит – ненужной. А с точки зрения Церкви, верующих – нет, ведь если и волос с головы каждого из нас не упадёт без воли Божьей, то тем паче смерть каждого воина, выполнявшего приказ, застигла его в том самом месте, где ему было предназначено свыше умереть, т.е. он исполнил свою главную заповедь христианского воина, «положив свою душу за други своя»
То же касается операции в Сирии, закончившейся на данном этапе нашим обидным поражением. Значит ли это, что Герои России Роман Филиппов, Александр Прохоренко и другие павшие там воины зря сложили там свои головы? Ответ очевиден – нет! У Бога и тех, кто сохраняет верность Ему, нет поражений. Они стяжали не только славу подлинных героев Отечества, не усомнившихся в верности полученных ими приказов, но и венец православных воинов, исполнивших главную солдатскую заповедь.
В полной мере это касается и СВО, которая переживает очередную фаза конфликта, когда всё более явственно прослеживается духовный фактор. Этим объясняется востребованность и присутствие на ЛБС военного духовенства, тысячи крестившихся и ставших верующими, даёт о себе знать и на результатах операции. В основе успехов нашей армии лежит самопожертвование – главное христианское качество воина. Ближайший пример – уникальнейшая операция «Поток», куда отбирались исключительно добровольцы и с ними находился православный священник! А что было бы, если её участники погибли из-за ошибки в расчётах командования? Были бы их жертвы напрасными? Ответ мы уже знаем, и каждая жертва, положенная на Алтарь нашей будущей победы (когда бы она не состоялась), является драгоценнейшим в неё вкладом, приятой Богом!
В завершение, как нам кажется, уместно будет привести несколько примеров, связанных с пленением, ведь попадание в руки врага воспринимается, как поражение и бесславие, но так ли это? Первая чеченская кампания. В плен к боевикам попадают несколько наших пограничников-срочников. Среди них рядовой Евгений Родионов. Солдат пытают, издеваются, обещают сохранить жизнь в обмен на принятие ислама, для чего требуют снять нательный крест... С трудом, но можно представить их состояние, тем более что командование поспешило объявить солдат дезертирами. Но Евгений находит в себе силы и отказывается изменить вере. Ему отрубают голову, и он становиться мучеником и героем – образцом для подражания многих русских воинов. Сегодня его имя известно по всему миру, зафиксированы факты его явления людям и оказания помощи. С нетерпением ждём его официальной канонизации.
Буквально на днях Церковь праздновала память 42-х воинов-мучеников амморейских. История их подвига такова. В ходе затяжной войны Православной Византийской империи с арабским халифатом, воинами последнего был в 838 году обманом взят город Амморея, и многочисленный греческий гарнизон попал в плен, не успев оказать достойного сопротивления. Большинство мирных жителей и солдаты были тут же убиты, а офицеров и генералов победители угнали в свою столицу, где целых 7 лет заставляли отречься от Христа и принять ислам, но ни один из них этого не сделал, тогда их обезглавили и тела побросали в Евфрат. Бесславная кончина или достойный подражания подвиг? Надеемся, вы сами можете дать правильный ответ.
Да не устрашатся наши воины перед лицом смерти, вспомнив слова пророка, которые звучат в храмах на Пасху: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (Ос. 13:14).
Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник в отставке, религиовед; Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед