Признаюсь, я ошибался, считая, что в России нет идеологии и соответственно пропаганды. Понял это, побывав в музее Победы, что на Поклонной горе, где во время весенних каникул проходил военно-патриотический лагерь для школьников «Весна побед». Однако, не скажу, что это открытие меня сильно обрадовало…
Хорошее начало. Там я оказался, привозя и увозя ежедневно в течении недели внучку-первоклашку. Скажу сразу, что сама идея проведения детского лагеря в таком месте, в преддверии 80-летия Победы – дело хорошее. На мой поверхностный взгляд многое было сделано правильно, с учётом лучшего из пионерского опыта советского периода, который я застал: детей разбили на отряды по возрастам и интересам, приставили к ним вполне симпатичных и подготовленных вожатых, которым удалось с первой же встречи влюбить в себя ребят. Начинали день они с всеобщей утренней гимнастики под знакомые, ещё с пионерских лет речовки, типа: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Далее был сытный завтрак (как и обед, полдник и ужин) за которыми следовали различные тематические мероприятия, связанные с юбилеем Победы и супер-возможностями одного из лучших музеев страны, а может быть и мира.
Внучка была переполнена эмоциями, делясь со мной впечатлениями о пролетевшем дне. Помимо новых знакомств и продемонстрированных поделок, в т.ч. с использованием компьютерных технологий, она рассказывала о просмотренных кинофильмах, квестах, играх и занятиях; сыпала непривычными для неё словами и названиями, часто путая географию с историей и смешно искажая фамилии героев. Я не мог нарадоваться за неё, понимая, что это значительно облегчает мне почётную обязанность как деда-ветерана военной службы воспитывать внуков патриотами.
Было очевидно, что лагерь и сами мероприятия хорошо профинансированы и продуманы не только с идеологической, но и педагогической точки зрения. Я оценил, что у школьников корректно изымали на время лагеря смартфоны, обратил внимание, что не приветствовалась нецензурная лексика, носители которой подвергались мягкой обструкции. В фойе, где ребят встречали и провожали, фоном звучали песни военных лет и т.д. Подумалось, что государство наконец-то, после неудачного эксперимента с белобантичной «Юнармией» (подробнее здесь), нашло, наконец, подходящий вариант воспитания нормальных патриотов Родины!
«А этих здесь нет!». Но туман моих благостных мыслей стал рассеиваться, когда я стал вникать в детали (в которых, как известно, кроется диавол). Для начала решил осмотреть расположенные у входа в музей ларьки с сувенирной продукцией, тесно связанной с тематикой как музея, так и лагеря. И здесь меня постигло разочарование. Переходя от стенда к стенду, от игрушек и книг – к посуде и от неё к футболкам и кепкам, от настенных календарей и плакатов времён войны – к нашивкам, патчам и статуэткам и бюстам, я везде натыкался на знакомое усатое лицо генералиссимуса товарища Сталина, от которого буквально рябило в глазах!
Я дружу с фактами и головой, выступаю категорическим противником попыток фальсификаторов, как на Западе, так и у нас, переписать историю. В связи с этим считаю невозможным вычеркнуть роль и вклад И.В. Сталина в Победу. Точка. Но я так же категорически против ресоветизации и ресталинизации, возрождения культа Сталина, приписывание Победы исключительно ему, что создавало ощущение от посещения сувенирной лавке Музея. Я против забвения его чудовищных ошибок в начальном периоде войны, за которые мы заплатили огромную цену в миллионы жизней и тысячи квадратных километров территорий, оказавшихся в оккупации, о которых в музее, как я помню, не сказано НИ-ЧЕ-ГО!
Чтобы быть объективным я детально изучил все отделы лавки, особо фиксируясь на бюстах, плакатах, футболках. Кроме вездесущего Сталина, мне пару раз попался бюст маршала Г.К. Жукова, один раз особенно уважаемого мной маршала К.К. Рокоссовского, зато куда чаще встречались такие «выдающиеся полководцы» Великой Отечественной, как Феликс Дзержинский и Владимир Ленин В этой же компании оказался Юрий Андропов, вклад которого в Победу более чем скромен. К слову, не встретилось ни одного изображения тех же лидеров советского государства Л.И. Брежнева или Н.С. Хрущева, имевших куда более весомое отношение к войне, чем Андропов, не говоря о Ленине и Дзержинском.
Мне понятно было попадание на витрину довольно скромных бюстов В.В. Путина, хотя и калибром поменьше, но логично тогда было ожидать и других VIP-руководителей страны-государства. Помимо Андропова, где-то во вором-третьем эшелоне (ряду) обнаружился вошедший в историю, как «Великий», а на стеллаже оказавшимся ма-а-аленьким Пётр Первый, затерявшийся среди громоздких, рядом стоящих великанов сталиных; где-то тут, с краешка пристроился с трудом узнаваемый величайший наш полководец, тоже, между прочим, генералиссимус – непобедимый в 93 сражениях, А.В. Суворов…
Ни одного из них не оказалось ни на футболках, ни на плакатах, ни на значках: сплошные усато-бородатые физиономии основоположников марксизма-ленинизма и опять Сталин, Сталин, Сталин... Вспомнились люди, грудью встающие на защиту любимого вождя, мол, забыли его, обижают… Сюда бы их, отдохнули бы душой. Спросил продавщицу, нет ли здесь футболок с изображением Суворова, она посмотрела на меня как на больного и, скривив губки, презрительно хмыкнула: «Этого здесь нет!» Про святого царя Николая Второго, внёсшего, между прочим, существенный вклад в Великую Победу, хотя бы тем, что построил Транссиб и Кировскую (Мурманскую) железную дорогу и оставил победителю Сталину несколько линкоров, сотни тысяч винтовок Мосина и пулеметов Максима, я по понятным причинам спрашивать не стал.
А где же Бог? По некоторым признакам нетрудно догадаться: кто курирует и определяет идеологию не только сувенирной лавки и самого Музея Победы, но и лагеря в целом. Впрочем, почему только их? Очевидно, что под прикрытием священной даты 80-летия Победы, карт-бланш на формирование над-государственной идеологии (поскольку официально она запрещена конституцией) получили люди, до безумия влюблённые в Сталина, тесно связанные с органами госбезопасности и зацикленные на своём пионерском и комсомольском прошлом.
Этим же очевидно объясняется и неумная чехарда с переименованиями освобожденных Российской Армией прежних украинских населённых пунктов и улиц в советские, спешное восстановление там памятников Ленину, борьба с досоветской историей, умеренным русским национализмом, насаждение повсеместных «фестивалей плова», толерантности к мигрантам под видом несокрушимого дружбонародья и даже крестопады и массовое увлечением эзотерикой – ибо всё это логически вписывается в идеологическую парадигму рухнувшего под бременем проблем СССР.
При этом огорчает, что ни в лавке, ни в самом Музее (я проверял) не нашлось места чтобы показать роль, вклад Церкви, Бога, без Которого невозможны никакие Победы, тем более в такой Войне! Это не ошибка, не случайность, это жёсткий системный выбор кураторов просоветской победной идеологии. Бог сознательно выдавливается из ментального и исторического пространства около-победной тематики, несмотря на прекрасно известные факты Божьей помощи нашей Армии под Москвой, в Сталинграде, на Курской дуге, в Кёнигсберге и ныне на СВО. Во-первых, потому что сами они безбожники и атеисты, во-вторых, «так было» во взятом ими за образец СССР.
На мой взгляд, обзор сувенирной лавки лучше всего демонстрирует, что нас ждёт в скором будущем, если Владимир Путин будет и дальше делать вид, что не замечает таких идеологических вывертов, не соответствующих его официальным заявлением, и надо думать искреннему православию. Ведь именно такая упоротая, безбожная, тупиковая идеология построения (любой ценой, несмотря ни на что) коммунизма, в общем-то, и привела великую страну к краху! Притягивание к этой мертворождённой догме действительно Великой Победы даже во главе с «эффективным менеджером» Сталиным, не спасёт проект «СССР 2.0», т.к. сам Сталин давно мёртв, коммунистическими идеями увлечь народ массово не удастся, а лимит на революции (а по-другому, коммунисты брать власть не умеют) мы исчерпали. Это значит, что дальнейшие игры в Победу без Бога, но «под знаменем Ленина-Сталина» не просто вредны с точки зрения Истины, но и опасны своим рецидивом переворотов и революций.
Дельный совет. Получается, что и средства, и механизм, и даже воля у государства таки есть, когда поступает определённый заказ, хоть и приуроченный по старой советской традиции к дате! На мой взгляд (прежде всего, деда четырёх внуков) было бы куда полезнее перенаправить выделяемые на возрождения культа Сталина и СССР огромные средства и энергию организаторов на действительно важнейшие проблемы. Среди них – ускоренное вымирание коренного этноса – русского народа, борьба с абортами, наркоманией, алкоголизмом; поддержка многодетных семей коренных народов России, системная пропаганда семейных ценностей, решение финансово-бытовых проблем молодых семей, воспитания детей и молодёжи в дореволюционных, религиозных традициях, чем государство и ответственные чиновники в своём большинстве занимаются лишь на бумаге.
А вот перенять практический опыт воспитания юных патриотов, привязанный не к датам и Музеям, а максимально приближенный к жизни, я бы ещё раз (как уже писал об этом всё тут же) посоветовал у военно-патриотических клубов, действующих при храмах и церковных общинах, и целиком на их содержании. Они уже не одно десятилетие демонстрируют высокий уровень подготовки и взращивания патриотов с активной гражданской позицией, многие из которых с удовольствием учатся в учебных заведениях силовых структур или служат, участвуют в СВО, что даёт на выходе искомого гражданина будущей России. А это гораздо нужнее нам всяческих революций и реализации чьих-то влажных мечтаний.
Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед
Фото предоставлены автором