Заголовок данной публикации взят из православного фольклора – отец и малолетний сын стоят перед иконой Господа Вседержителя – сын читает надписание левой ее части: «Где все…». Именно этот вопрос и хотелось задать всем нам в связи с нашим восприятием подвига очередного новомученика нашей Церкви Ильяса (Ильи) Сафиуллина, отпевание которого состоялось 9 апреля в храме Всемилостивого Спаса в центре Москвы.
По причине того, что данное убийство, по мнению наших высоких руководителей, могло быть использовано противниками внутренней стабильности общества для нарушения столь желаемого «межконфессионального мира», СМИ обошли это отнюдь не рядовое событие полным молчанием. Что в какой-то степени можно понять… Труднее понять нашу Церковь, реакция которой ограничилась личным посланием Святейшего Патриарха с соболезнованиями духовенству и прихожанам храма, в котором служил убиенный алтарник, а также присутствием на его отпевании нескольких рядовых священников при отсутствии настоятеля храма и мало-мальски значимых персон из церковного руководства…
Однако самым, как мне представляется, печальным было сравнительно небольшое число нас – православных мирян, пришедших проводить в последний путь новомученика Илию. Таковых, по моим подсчётам, было не более 150 человек из всей многомиллионной столицы, причём не меньше трети составили члены движения «Сорок сороков»… Нам-то что мешало оставить наши дела и потратить несколько часов на это поистине святое дело?! И здесь не прикроешься необходимостью «сохранения межконфессионального мира»… Почему-то подумалось, что на похороны какого-нибудь «шахида», если б такой случился в Москве, пришли бы десятки тысяч, если не больше, единоверцев…
А ведь это яркий, хотя и частный случай, характеризующий наше отношение к почитанию памяти новомучеников дней вчерашних и даже сегодняшних – на церковных службах они, за исключением небольшого числа занимавших видные посты в Церкви и обществе (Святые Царственные страстотерпцы, Патриарх Тихон, архиепископ Илларион Троицкий и некоторые другие), как правило, удостаиваются в лучшем случае краткого упоминания на отпустах… А ведь это не только «семя веры», но и мощная поддержка наших душ в той непростой обстановке, что нас окружает…
Великим постом многие отцы рекомендуют в дополнение к обычному ежедневному чтению Нового Завета чтение Завета Ветхого, значительная часть которого рассказывает о периодическом уклонении тогдашнего «избранного народа» от Бога истинного к служению иным богам вплоть до принесения в жертву им своих детей (Втор. 12:31; Лев. 18:21, 20:2-5; Пс. 105:37-38).
Представляется, что чтения эти имеют отношение не только к истории древних иудеев. Не уподобляемся ли и мы им, когда вместо служения нашему Господу уклоняемся в служение иным богам, прежде всего Маммоне – богатству и благам земным, принося им в жертву и души своих детей?! Наказанием для тогдашних вероотступников были нашествия инородцев (и иноверцев), лишавших их не только имущества, но нередко и самой жизни… Трудно не увидеть что-то подобное и в наполнении нашей земли миллионами мигрантов, бесконтрольно переезжающих к нам со своими многодетными семьями и родственниками, что уже сейчас серьезно осложняет криминогенную обстановку в стране…
Выход из этой ситуации, грозящей нам хаосом и смутой – деятельное возвращение к нашей Вере во всей её красоте и полноте, что доступно практически каждому из нас и далеко не в последнюю очередь к почитанию наших великих заступников и ходатаев пред Господом – новомучеников дней вчерашних и сегодняшних.
Редкозубов Андрей Дмитриевич, полковник в отставке, религиовед
Фото предоставлено автором