Публикуя статью наших давних авторов, отставных офицеров и ветеранов боевых действий А.Д. Редкозубова и Р.А. Илющенко, в который раз приходится с печалью констатировать, насколько мы разъединены идейно-политически, хотя и являемся чадами одной Церкви и причащаемся из одной Чаши. Разделение это вызвано русской катастрофой 1917 года и последующей советской эпохой, точнее разным к ним отношением. И вот даже в вопросе почитания великого русского полководца А.В. Суворова, который был героем и имперской и советской России, находятся нестыковки. Увы, это реальность нашей православной патриотики.
***
Если пуля – не дура? Побывав на VII Всероссийской Суворовской конференции «Навстречу празднованию 300-летия А.В. Суворова», которая проходила в Москве 14-15 июня, нам хочется поделиться некоторыми замечаниями, оставшимися вне поле зрения уважаемого автора заметки о ней. Оставаясь, на протяжении более 20 лет, участниками суворовского движения, в т.ч. многих конференций, чтений и практических сборов, наблюдая за сформировавшимися за это время тенденциями, у нас сложилось понимание одной из проблем, мешающей внедрению в широкие массы и – уже – в суворовское движение суворовского же духа!
Эти проблемы проглядываются ещё с советских времен, точнее со знаменитой речи И.В. Сталина 7 ноября 1941 года, когда Александр Васильевич Суворов был мобилизован – призван на помощь советской власти, армии и народу. Тогда установилась недобрая традиция постулировать величайшего нашего полководца, как гениального, но исключительного светского человека, что, конечно же, не так! Ведь сам он был искренне верующим христианином, открыто и не раз подчёркивал источник своих побед: «Бог – наш генерал. Он нас водит!», «Молись Богу – от Него Победа!», «Без молитвы ничего не начинай…!» и т.д.
Традиция стыдливо скрывать, замалчивать религиозность Суворова прочно укоренилась, прежде всего, в исторической науке, системе школьного и высшего образования, не став исключением для военнослужащих и даже собственно воспитанников Суворовских военных училищ (СВУ). А это невольно повлекло за собой нивелирование значений побед полководца, профанацию его учения, основанной на Вере; превратив одухотворенного Божественным талантом гения в заурядного генерала в череде «видных советских полководцев», включая маршалов С.М. Буденного, К.Е. Ворошилова, портреты которых встречаются куда чаще в присутственных местах. Александр Васильевич, как человек скромный, в жизни старался быть незаметным, теряется на фоне увешанных наградами советских маршалов! Такую картину я, например, наблюдал в одном из методических кабинетов Совета ветеранов в Новой Москве, где проводятся встречи с молодёжью.
На конференции из уст главного редактора газеты кадетского движения России «Кадетское братство» Нины Фарафоновой прозвучали примеры, когда нынешние учащиеся кадетских классов и воспитанники СВУ о своём покровителе и патроне твёрдо знали, что он «великий русский полководец», но затруднялись привести хотя бы с пяток его крылатых выражений или назвать наиболее громкие победы. Это и говорит о выхолащивании из учебного процесса самого главного – духа бессмертного автора «Науки побеждать». И если сами учителя и преподаватели в ходе учебного процесса, не были суворовцами по духу, то и не смогли передать его своим ученикам. Суворов и остался для них «одним из…», т.е. духовно оскоплённым и подогнанным под готовый шаблон «великого полководца» – т.е. не тем, кем он был в жизни.
Зато приехавшие в Россию по культурному обмену кадеты известной французской военной академии Сен-Сир, были не только прекрасно осведомлены о «великом русском полководце», но и уверенно назвали несколько знаменитых побед и постулатов, ставших крылатыми даже во Франции. Получается, в Париже пра-правнуки битых Суворовым наполеоновских генералов и солдат лучше усвоили его науку побеждать и прочувствовали его гениальность, чем его потомки. Не обидно?
Собственно, наследие Суворова, спустя столетия, имеет ценность лишь через призму его православной одухотворенности. Какой практический смысл имеет сейчас, пожалуй, наиболее знаменитый в советское время его постулат – фраза: «Пуля – дура, штык – молодец»? В практическом приложении никакого и только взглянув на неё «сверху», очевидно, что речь идет даже не об экономии боеприпаса, а о психологической готовности солдата биться с врагом лицом к лицу, смотря в глаза смерти. Это выводит банально звучащую фразу на новый уровень.
Суворов и Сталин. Закономерен вопрос: случайно ли это или так и было задумано отцом-основателем СВУ и советского суворовского мейнстрима – Иосифом Сталиным (что уже, безусловно, делает ему честь), что Суворов оказался духовно выхолощен? Ответ, как нам кажется, лежит на поверхности. В советском государстве, активно строящем коммунизм, не было места «религиозным предрассудкам», поэтому ни о какой духовности Суворова не могло быть и речи!
Естественно, согласия Александра Васильевича на это никто не спрашивал. Вождю нужно было Имя-Символ, связанное с победами над сильным врагом! Выбор из советского военного пантеона образца 1943 года был весьма скуден. Ну не «чапаевцами» же было называть молодых ребят – будущих военачальников? Масштабы не сопоставимы. Так, Александр Васильевич, по странной случайности не исключённый из списков личного состава Императорской армии после своей смерти в 1800 году, оказался в рядах Красной Армии. Об участии Суворова в Гражданской войне, читайте тут.
Можно, конечно, гадать, дал ли бы он на это своё согласие – быть военспецом у красных? Но в любом случае до мозга костей монархисту, христианину и… князю-крепостнику Суворову были не близки марксистские, большевистские, богоборческие идеалы, что он не раз подтверждал на практике. Он успешно громил французов, как, прежде всего, безбожников и цареубийц, подавлял восстание свободолюбивых поляков и прикубанских татар, принимал участие в конвоировании культового героя советской пропаганды Пугачёва и отказался принять участие в заговоре против Павла Первого, для чего надо было двинуть на столицу преданные Суворову войска: «Упаси Боже! Кровь соотечественников!»
Отсюда вытекает следующая логическая мысль, что Александр Васильевич если бы и пошёл на службу к большевикам, то исключительно с целью приведению их ко Христу, что невозможно без покаяния. Иначе, это будет профанация и предательство не лубочного-плакатного, а настоящего Суворова – автора покаянного канона «Ко Господу и Богу нашему Иисусу Христу» и смиренного христианина, желавшего завершить свои дни монахом затворником Нило-Столобенской пустыни.
Нам думается, что всем искренним почитателям А.В. Суворова необходимо расстаться со своими еретическими, нецерковными взглядами и мировоззрениями, порождёнными безбожным воспитанием и, следуя завету Александра Васильевича, покаяться в этом. «Потомство моё прошу брать мой пример, – завещал сам Суворов, – всякое дело начинать с благословения Божия; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия, и искать славу через истину и добродетель, которые суть мои символы…».
Каяться – (в переводе с греческого – переменить свою жизнь!) всем нам есть в чём, в т.ч. в безбожно и бессмысленно прожитой жизни. Уверены, что в этом случае у людей откроются сердца, они узнают подлинного Суворова, что будет способствовать скорейшей канонизации этого достойнейшего сына Церкви, патриота Отечества и верноподданнейшего слуги Государя. Приход которого мы чаем вслед за прославлением в лике святых нашего любимого полководца! Что нам было не раз обещано в обетованиях наших святых!
Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник в отставке, религиовед, член «Суворовского объединённого комитета»; Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, религиовед, ветеран боевых действий, член «Суворовского объединённого комитета»