Начало образования в Древней Руси, где проживали славянские народы, было положено одновременно с принятием христианства, которое пробудило в обществе первую потребность книжного учения, принесло с собой и первые книги.
Книжное учение, прежде всего, потребовалось для подготовки самих русских пастырей. Желание понимать и учить Священное Писание пробудилось и у активных мирян: славянских народов нынешней России, Украины и Белоруссии.
Пастыри Церкви, переписчики и толкователи Библии, житий святых отцов старались внушить всем и каждому мысль о важности «чтения книжного», о великой пользе божественных книг, как для спасения души, так и для здешней земной жизни.
Нужно отметить, что именно после отхода Западной церкви от Православия замечается особенное стремление к принятию христианской веры со стороны славянских народов, которые искали себе «света» именно на Востоке. Господь, видимо, призвал их в восполнение Своей Церкви и воздвиг для них великих проповедников веры в лице равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Учителями в духовных школах были лица духовного звания. В религиозном просвещении русского народа наибольшее значение имела не столько Греция, сколько Болгария, которая, будучи просвещена православной верой раньше Руси, по своему родственному с русским языку и по своей славянской письменности, сделалась естественной и лучшей посредницей между русскими и греками. Из нее явились к нам и первые христианские учителя и первые церковные книги и сама славянская грамота. Великий князь Новгородский и Киевский Владимир (Владимир Святославич (ок. 956 — 15 июля 1015), князь новгородский (969—978), великий князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси) оставался неграмотным, но его дети Ярослав, Мстислав, Изяслав, Борис и Глеб были уже по тем временам людьми книжными и образованными.
Церковное образование, ревнителями которого стали дети Владимира, создавая первые духовные училища и библиотеки, широко распространилось не только в Киеве, но и в других княжествах.
Ярослав (Ярослав Владимирович, в поздней историографической традиции Ярослав Мудрый (ок. 978 — 20 февраля 1054), князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054)), как нам известно, был наиболее активным участником распространявшим грамотность. Строя церкви по деревням и сёлам он велел священникам обучать народ. В Новгороде он велел собрать у старост и духовенства до 300 детей и учить их книгам. Профессор П.В. Знаменский в своем знаменитом труде «История Русской церкви» приводит слова летописца, «Владимир, распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением, а Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение». При приемниках Ярослава средства к образованию умножились.
Сын Ярослава Святослав Черниговский (Святослав Ярославич, в крещении Николай (1027 — 27 декабря 1076), третий сын Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской, князь черниговский, с 1073 великий князь киевский, местночтимый святой Черниговской епархии) имел у себя много книг, как сообщает профессор Знаменский, из которых до нас дошли два сборника, «известных его именем, один, переведённый с греческого языка в Болгарии для болгарского царя Сименона в 1073 году, другой – составленный в 1076 году».
Очень важно отметить, что образование шло не только в землях нынешней Украины и русских княжествах, но и на территории современной Белоруссии. Наиболее известными подвижниками образования книжного православных христиан были преподобная Ефросиния Полоцкая (княгиня Евфросиния Святославна Полоцкая (мирское имя — Предслава или Предислава; между 1100 и 1104 — между 23 мая или 25 мая 1167 и 1173), просветительница периода Полоцкого княжества), проживавшая на территории нынешней Белоруссии. Она еще с детства усвоила уроки каллиграфического письма. По свидетельству современников княгиня «отличалась сильным умом усердием к чтению многому познанию христианской жизни».
Вторым примером личной образованности и продвижением церковной грамотности того времени можно привести житие епископа Кирилла Туровского (Кирилл Туровский (1130 — ок. 1182), епископ Турова, православный богослов, церковный деятель, писатель, один из видных духовных деятелей Древнерусского государства в XII веке), проживавший в Туровском княжестве (территория части России, Украины и Белоруссии) . Его пример монашеского жития и святость жизни, и высокая просвещённость святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской Митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.
Конечно, сам процесс объединения славянских народов занял значительный период — это было жестокое время, и обрядовое благочестие не могло ограничить или сдержать грубые выходки удельных князей, о которых летописец может упоминать в своих трудах, как благочестивом князе, а на самом деле этот воитель сжигал и грабил соседние княжества, уничтожая монастыри и книги в чужом уделе.
Тем не менее, исторические источники говорят, что христианское влияние Православной церкви путем всеобщей грамотности заставляло задумываться о всеобщем мире сильных мира сего. И речи князей и проповеди православных священников того времени говорят о мире, о соединении осуждающих рознь во имя высших нравственных начал.
Этот небольшой исторический период с X по XII век, взятый мною в качестве примера продвижения религиозной грамотности среди славянских народов, проживающих на территории нынешней России, Украины и Белоруссии послужил не только совершенствованию христианского богослужения, но и формированию совершенно другой нравственной основы, коренным образом отличавшейся от языческой культуры.
Православная церковь, распространившаяся на славянские народы в последующем постепенно ввела свои нравственные ценности, распространившиеся в культуре и образовании, отличные от Западной Церкви — католической, что объединило в будущем народы нынешней России, Украины и Белоруссии. Именно это является главной причиной, на мой взгляд, что религиозное просвещение, вводимое православной церковью сыграло на объединение трех славянских братских народов исповедующих одну веру, традиционные ценности, нерушимость этих традиций.
Андрей Михайлович Сёмкин, руководитель Курганского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Русский мир»