Продолжаем рассказ о мученическом подвиге православных речи Посполитой. Описание зверств, которые против православных производили польско-литовские власти Речи Посполитой, иезуиты и униаты не случайно. Сейчас стало модным среди части историков, особенно бело-красно-белых взглядов, благостно рассказывать о мирном сосуществовании всех религий в Речи Посполитой, о том, что католики ходили молиться в православные храмы, а православные молились в костёлах и униатских храмах. И была в Речи Посполитой всеобщая христианская любовь. И были все равны перед законом Речи Посполитой и православные, и католики, и униаты. Поэтому необходимо внимательно посмотреть, как всё было с православными в Речи Посполитой.
Можно начать с «равенства православных, католиков и униатов» перед законами Речи Посполитой. Лучшим примером может служить судьба Богдана Хмельницкого.
Сегодня не всем известна причина, по которой казаки выбрали главой антипольского и антикатолического восстания 1648 года именно гетмана Богдана Хмельницкого. По своему положению он был феодалом – землевладельцем. Имел высокий уровень образования. Так, кроме своего родного малорусского языка, свободно владел польским и латинским, а впоследствии самостоятельно овладел еще турецким и французским. Отличался воинским профессионализмом. Казацкие отряды, возглавляемые Хмельницким, неоднократно устраивали успешные походы на турецкие города. Наиболее известен поход 1629 г., когда казаки, под его начальством, побывали под самым Константинополем и вернулись с богатой добычей. Когда на польский престол вступил Владислав IV, и началась война с Московским государством, Хмельницкий воевал на стороне поляков. За мужество и воинское умение получил от короля золотую саблю, что в то время считалось очень высокой наградой. В 1645 г. король задумал без согласия сейма начать войну с Турцией, и свой план доверил только Богдану Хмельницкому. По поручению короля Хмельницкий прибыл во Францию, где совещался с графом Брежи, назначенным на пост посланника в Польшу. Эта встреча показатель безграничного доверия Богдану Хмельницкому со стороны короля Речи Посполитой. Оставаясь православным, он много раз входил в состав депутаций для представления сейму и королю жалоб на насилия, которым подвергались казаки. Благодаря его умению находить компромиссные решения, Речь Посполитая избежала нескольких больших казацких восстаний. Всё это показывает огромные заслуги Хмельницкого перед Польшей. Но, как это тогда бывало, католическая Речь Посполитая сразу отвернулась от православного Хмельницкого, когда у него случилось горе.
В отличие от многих украинских шляхтичей, Хмельницкий не перешел в католицизм или униатство, сохранил преданность православной вере. За верность православию Хмельницкому и его семье приходилось много страдать. И трагический случай с сыном, заставил Хмельницкого пересмотреть свое отношение к Речи Посполитой. У Хмельницкого был небольшой хутор Субботово, близ Чигирина. Польский подстароста Чаплинский, сосед Хмельницкого, начал издеваться над членами его семьи. Будучи католиком подстароста получал удовольствие, показывая свою силу над православной семьей. Он неоднократно сковывал цепями семью Хмельницкого, издевался над его малолетним сыном.
Однажды, пользуясь отсутствием Богдана и чувствуя свою полную безнаказанность, польский пан напал на Субботово, всё разграбил и увез женщину, с которой Хмельницкий жил после смерти своей первой жены. Чаплинский силой заставил её обвенчаться с ним по католическому обряду. И войдя в раж, беспричинно приказал так высечь малолетнего сына Хмельницкого плетьми, что мальчик скончался от полученных ран.
На все просьбы наказать убийцу сына, обращенные православным Хмельницким в королевский суд и к самому королю, оказались бесполезными. Ему открыто объясняли, если Богдан Хмельницкий перейдёт в униатство или станет католиком, то его бы сразу станут защищать законы Речи Посполитой. И в этом случае убийца его сына будет наказан по всей строгости. Но Хмельницкий не желал предавать веру отцов и поэтому не мог добиться в Речи Посполитой справедливости. Видя его настойчивое стремление добиться законного наказания католика – подстаросты, власти Речи Посполитой арестовали Хмельницкого и замыслили его убить. Поэтому под угрозой смерти он вынужден был бежать в Запорожскую Сечь. Там в начале 1648 года Хмельницкий возглавил восстание малорусского народа против властей Речи Посполитой.
Вполне естественно, что православные белорусы и украинцы сочувственно отнеслись к универсалу Богдана Хмельницкого от 28 травня 1648 года призывающего всех, кому «мила віра благочестива (православие)» на восстание против польского национально-религиозного гнета. Богдан Хмельницкий так объяснял причины восстания против польско-литовской католической власти: «Причиной, понудившей казаков восстать против ляхов, было не то, что ляхи несправедливо отбирали у нас поселения и дома, не то, что лишали нас земной отчизны, и не то, что отягощали немилостиво работами, подобно фараону, – всё это не отказались бы терпеть казаки, – но то, что ляхи, принуждая отказаться от православных догматов и присоединиться к заблуждению, злобным юродством разоряли мысленные селения и дома нетленных душ». Белорусы испытывали из-за польско-литовской католической власти те же мучения, что и украинцы. Поэтому белорусский православный народ откликнулся на клич Богдана Хмельницкого и поддержал его войско.
Если православный шляхтич, сделавший столько полезного для Речи Посполитой и не раз спасавшие её от казацких восстаний, оказался совершенно бесправными, что можно говорить о положении православных крестьян и горожан. Историк П. Паламарчук приводит цитату из договора конца XVII века между владельцем имения в Берестечке шляхтичем Александром Пропским и арендатором Абрамом Турейским. Шляхтич передает арендатору маетности с правом казнить крестьян «смертию за ослушание, неповиновение и упорство при отбывании повинностей». На землях Беларуси свирепствовали иезуиты, избиения и пытки православных стали обычным явлением. Святитель Георгий Конисский в проповеди, произнесенной в Виленском православном монастыре, так говорил о положении православных: «Многие претерпели разорение домов, мучительные побои, а другие и саму смерть… Детей били розгами пред глазами матерей, матерей – пред глазами детей… На моих глазах несколько раз секли девицу сперва розгами, потом шиповником, чтобы отреклась от веры нашей, и – не отреклась. Женщину с грудным младенцем полгода держали в тюрьме; младенца она лишилась там же, а муж бит и замучен особо; ей самой жгли пальцы, чтобы отреклась нашей веры, и – не отреклась. Другая в местечке Невле закована была в куницу и удавлена».
Продолжалось зверское отношение польско-литовских властей, иезуитов и униатов к православному священству. Современники в 1733 году так описывали страдания православных священников в Речи Посполитой: «Православных священников привязывали к столбам, били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, рубили им саблями пальцы, ломали руки и ноги; кто и затем оставался еще в живых, но не хотел унии, тех выгоняли из домов, и приюта изгнанникам и семействам их не смело давать сострадание». Так, в 1744 году пан Жуковский насильно отнял на унию православную церковь в селе Мужичке. Но священник той церкви Стефанович отказался изменить православию. Тогда Жуковский заковал его в железо и «гвалтом принуждал до унии». Улучшив время, Стефанович сумел освободиться от оков и бежал в Россию. После этого пан завладел всем его имуществом. В январе 1744 г. князь Радзивилл арестовал православных священников из Засожских приходов и приказал посадить их в глубокие ямы «в псарни меж собак, где содержались семь дней под крепкою стражею, претерпевая лютость зимнюю, паче смрад собачий». Но этого оказалось мало для «культурного» польского магната: «разсадя священников порознь – кого в погреб, кого в трубу печную, спрашивал у них: “Есть ли у вас чем откупиться?”. Которые имели деньги, … те откупились у князя, платя по 500 ефимков, а не имевшие обязались подписками уплатить по 850 ефимков в течение двух недель». И «отпущенные в домы, иные платилися до последняго, а другие, быв не в состоянии, разбежались». Князь не желал лишаться такого крупного заработка, тотчас разослал по всем дорогам погоню, и некоторые священники были пойманы. Пойманных православных священников мучили таким образом: «…обмакивали в серу деревянные спицы и забивали их под ногти, а потом зажигали». У казнимых таким ужасным образом было, конечно, отобрано все имущество, деньги, скот, хлеб и т.д. – «все пошло на князя».
У православных продолжали отнимать Храмы. Например, в 1751 году все Кричевские церкви и 20 церквей Кричевского старостатства были ксендзом Илличем отняты у православных и переданы униатам. Еще один пример. «В 1739 г. студенты иезуитов притащили дохлую собаку в православную церковь Спаса и бросили ее на пол. Православный священник Спасской церкви Куторга с наместником, православным иеромонахом Витковским, пошли жаловаться на этот безбожный поступок старшине иезуитскому Головне. Вместо удовлетворения по жалобе, Головня велел затравить священника и иеромонаха собаками». За разорванных до смерти собаками православных священников иезуит Головня никакого наказания не понёс. В Мстиславском замке была древняя Николаевская церковь. Из-за законодательства, принятого в Речи Посполитой, она не ремонтировалась и пришла в совершенную ветхость. Капитан русской армии в Польше – Куровский обновил ее во время своего пребывания в Мстиславле. «В 1739 году Куровский вернулся в Россию. Тогда католические студенты Мисевич и Пильцевич вырубили окно в обновленной православной церкви, забрались внутрь и порубили иконостас».
Точно так же православные храмы и монастыри захватывались униатами и католиками на Украине. Исследователь униатства К. Зноско приводит документ 1739 года, который показывает, какие методы использовались при захвате православных монастырей и храмов: «Забывши страх Божий, они врываются на конях в церкви, стреляют в алтари и иконы, рвуть их, ламають кресты; на духовных и прихожан они нападают в церкви и до смерти забивають их; они выкидают монахов из монастырей, а в женских монастырях, для посмешища, роздевают монахинь догола и в таком виде выгоняют их; собственности .... монастырские забирают; церкви рушат; бьют в них окна и ломают двери, грозять спалить; изображения Спасителя они топчут ногами, режут и прокалывают ножами, кидають и носят по улицам, крича богохульные речи: „Схизматицкий Боже! Неужели Ты не постошь за Свой образ!”».
Все это только небольшая часть фактов, показывающих отношение к православию в Речи Посполитой. Не удивительно, что после таких издевательств, мучений и насилий, некоторые белорусские и украинские горожане, ремесленники и крестьяне вынуждены были принять униатство или католицизм из-за боязни за судьбу и жизнь своих семей и детей, но в надежде когда-нибудь вновь вернуться в православие. Вынуждено пребывая в униатстве или католичестве, они свято хранили дедовские обычаи, обучали детей родному языку и тайком по православному молились. Но возможность возвратиться в родную Православную Церковь смогли получить только после воссоединения Белой Руси с Россией.
Кстати, все эти зверства продолжались под курлыкание римских пап о межрелигиозном мире в Речи Посполитой, о соблюдении и защите прав православных верников и о сестринской любви Католической церкви к Православной.
Печально, что сегодня есть белорусы, украинцы и россияне, верящие этим иезуитским россказням. Они просто не хотят знать, что разговоры о братской любви Католической церкви длятся только до того момента, как она получит безграничную власть над определенной территорией населённой православным народом. После этого наступает время мученического подвига православных.
Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, психолог, логотерапевт, Могилёв (Беларусь)