Продолжение статьи «Наши славные предки жили в едином Русском государстве».
После татаро-монгольского нашествия земли Западной и Южной Руси оказались отрезанными от остальной Руси, и некоторое время жили самостоятельно. Вскоре слабостью этих земель воспользовались литовцы. «Литва» в то время – это район юго-восточной Литвы (Дзукия). К 40-м годам XIII века образовалось литовское государство. Литовским князьям требовались вассалы и военная сила. Не последнюю роль играл и династический интерес. У основателя литовской царствующей фамилии Гедимина было 5 братьев, 8 сыновей и 34 внука, которые нуждались в новых владениях. А богатые русские земли могли платить обильную дань, имели разветвленные торговые пути, в том числе и в Крым. В условиях феодальной раздробленности и ослабления от монголо-татарского нашествия, и постоянных нападений крестоносцев, Западная и Южная Русь являлись легкой добычей. Это подтолкнуло литовцев к экспансии на запад и юг, где проживало балтское и русское население. Воспользовавшись слабостью и раздробленностью русских земель, литовцы легко покорили соседние русские земли, где мечом, где договором. Литовский ученый З.Кяупа подчеркивает: «Разница в том, что Москва воссоздавала государство, а литовские князья себе такой цели не ставили… (прим. – стремились) к тому, чтобы все русские земли покорить, а не собирать». Таким образом в XIII веке образовалось Великое Княжество Литовское.
Попав под власть литовцев, наши предки продолжали сохранять свою принадлежность к общерусскому миру. В договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229) к «Русской земле» отнесены Полоцк и Витебск. Полоцкие грамоты 1264 – 1265 гг. заявляют, что «Русская земля словет Полочьская», а «Полотеск, Витебск одно есть». Общность восточных славян и их принадлежность к народу «Русь», «русскому народу» признавали авторы и других произведений того времени. Это нашло отражение и в полном названии Великого Княжества Литовского – «Великое княжество Литовское, Русское, Жомоитъское» (дальше в тексте – ВКЛ). Источники того времени показывают, что и в XVI столетии, более 8/10 населения ВКЛ осознавало себя православным русским народом. Жители Литвы называли себя «литвинами», а жители русских земель – «русинами» или «русскими». Например, Франциск Скорина (1482/87-1550/1551 г.г.) выдающийся белорусский философ, писатель, ученый – медик и первопечатник указывал свою этническую принадлежность, как «русин», его сын называл себя «рус», а по государственно-территориальной принадлежности они называли себя «литвинами». Белорусский историк Георгий Голенченко отмечает в связи с этим: «Термин “литвин” действительно был широко распространен в то время, но я не знаю случаев его употребления именно в качестве этнического названия белорусов…в привилеях виленским цехам XVI в. “литвины” (в данном случае литовцы) и “русские люди” разграничиваются между собой». Кстати, отсюда идет название, даваемое в те времена русскому населению ВКЛ: «ліцвіны рускага роду» или «ліцвіны русскі па паходжанню». Существование в то время общего самоназвания для предков белорусов и украинцев подтверждают многие зарубежные историки. Так, польский историк А.Рахуба, утверждал: «Что такое Русь, Беларусь и Украина в средние века? …Мне кажется, что единственным имеющим смысл выражением является “Русь” вообще». А литовский историк Эдвардас Гудавичюс отмечает: «…белорусы и украинцы почувствовали себя отдельными народами только в XVI веке. В этот период (с XII по XVI вв. – прим.) украинцы и белорусы ВКЛ – несомненно, один народ, и все считают их одним народом, и никак иначе. Как они себя называют? Они русские…и латинские авторы, и поляки называют их “русскими”». Он же подчеркивает: «… безусловно, культурного единства…не было. Коренная Литва и земли Западнорусских княжеств – это совершенно разные культуры». Так же подтверждают отдельность в ВКЛ русской культуры от всего литовского исследования академика Д.С.Лихачева. Он отмечает, что и XV веке на захваченных литовцами землях Руси продолжала существовать единая былинная традиция. Героические былины, связанные с местными центрами, объединились в единый цикл. Ростовчанин Алеша Попович, Муромец Илья, рязанец Добрыня, галичанин Дюк Степанович продолжали оставаться героями эпоса Западной, Южной и Восточной Руси.
Но, постепенно, к концу XIV века русский народ, составляющий подавляющее большинство населения Литовского княжества, стал утрачивать свое державное положение, т.е. полноту своей государственной независимости и свободы. Это было следствием катастрофического ослабления Русских княжеств из-за междоусобиц, борьбы с нападениями татаро-монгольского войска и крестоносцев. Литовцы воспользовались таким удобным историческим моментом. Литовский князь Эрдвилл переходит Неман и на пепелище Новогрудка в 1235 г. устанавливает свой замок. Это событие можно условно считать началом захвата литовцами Западных Русских земель и формирования Великого Княжества Литовского. Литовцы делали всё возможное для ослабления русского влияния на развитие ВКЛ. Во время битвы Витовта с татаро-монгольскими войсками на реке Ворскле погибло сразу 30 западнорусских князей, которые первыми приняли на себя удар монголо-татарского войска. Окончательно ослабевает русское влияние на развитие ВКЛ, когда еще 13 родовитых западнорусских князей погибло во время битвы между литовскими князьями Сигизмундом и Свидригайло. По какой-то странной случайности русские князья во время этих битв всегда ставились в первый ряд войск, что практически гарантировало их гибель. После этих и других событий большинство православных княжеских родов в ВКЛ исчезает, их место занимают литовцы. А все владения погибших в битвах русских князей становятся собственностью литовских феодалов. Последствия этого процесса отразились на государственном управлении ВКЛ. На руководящих постах в ВКЛ русских феодалов было настолько мало, что они практически не могли влиять ни на внутреннюю жизнь государства, ни на его внешнюю политику. Таким образом исчезновение большинства западнорусских княжеских родов позволило литовскому меньшинству, главенствовать в ВКЛ.
Но литовцы понимали, что им будет невозможно долго удерживать власть над русским народом, составляющим подавляющее большинство населения ВКЛ. Поэтому они начали искать союзников и нашли их в лице поляков – католиков. Литовцы надеялись, что совместно с поляками удастся уничтожить национальное самосознание русского народа вначале через окатоличивание, а затем ополячивания.
В 1385 году состоялась Кревская уния между ВКЛ и Польшей. По условиям Унии литовский великий князь Ягайло, заключив брак с польской королевой, провозглашался польским королём. Теперь под его властью соединились земли Польши и Литовско-Русского княжества. Но, одним из главных условий согласия поляков на коронацию Ягайло и его приемников - литовцев, было клятвенное обещание крестить всех жителей ВКЛ в католичество. Поэтому первое, что сделал Ягайло в начале своего королевства, издал грамоту, по которой католическая знать ВКЛ (а она в основной своей массе была литовского происхождения) получила огромные льготы: в правах владения землями, освобождалась от ряда повинностей и т.д. Затем, следуя тому же клятвенному обещанию, Ягайло делает военно-миссионерское наступление на литвинов и силой крестит 30000 из них в латинство. Его преемник князь Витовт в 1413 году воевал Жмудь, и также силой принудил всех стать католиками. В это же время на исконно православных русских землях массово строятся костелы и католические монастыри. Это происходило по праву религии, исповедуемой правящей династией ВКЛ. Никого не интересовало, отвечает ли это желанию подавляющего большинства русского населения ВКЛ, исповедующего православие. По этому поводу белорусский ученый М.Довнар-Запольский писал: «Со второй половины 15 века начались притеснения православия, что вызвало национально-религиозную вражду». Правда, эти костелы пустовали, т.к. их посещали только выходцы из Польши и католики - литовцы. Местное русское население оставалось православным и не желало принимать латинскую (католическую) веру. Верность русского населения ВКЛ родному Православию, не позволяло его ополячить.
Еще одним последствием наступления католичества на захваченные литовцами русские земли стало постепенное вытеснение не только православия, но уничтожение русской культуры. Вспомним, что Русь до монголо-татарского нашествия культурно превышала Европу. Было множество прекрасных каменных строений, огромное количество рукописных книг, удивительное для тех времен художественное мастерство и почти сплошная грамотность населения. Но после монголо-татарского нашествия многое изменилось. С тех пор до наших дней сохранилось 300 каменных памятников православной архитектуры. Из них 270 сегодня находятся на территории, которая была захвачена Ордой, а на территориях Руси, попавшей в ВКЛ и подвергшейся насильственной католической экспансии, сохранилось всего около 30 зданий ХII века. До сего дня сохранилось всего три десятка икон XII века. Все они сохранились потому, что находились на территории, захваченной монголами. А на территории Руси, подвергшейся католической экспансии, сохранилась всего одна икона XII века – это Божия Матерь Ченстоховская. И то, она сохранилась только потому, что была отнята поляками у православных и объявлена католической. На территориях, подвергшихся нашествию латинства, так же не сохранилось ни одной не церковной русской книги того времени. Не менее варварски латиняне вели себя и по отношению к православной живописи. Так, например, Спасский храм православного Евфросиньевского монастыря в Полоцке в 1579 году был силой отнят у православных и отдан во владение католикам. Латиняне первым делом забелили храмовые фрески мелом, а потом еще и закрасили масляной краской. Это было сделано для того, чтобы ничто не могло напоминать о былой принадлежности храма Православной Церкви. Показательна в этом случае и история православной Белыничской иконы Богородицы. Чтобы доказать, что это якобы их икона, католики разукрасили православную икону католической символикой. Таким образом, практически везде, где православие притеснялось католичеством, шло уничтожение русской культуры. Но, как показывает история от полного уничтожения русскую культуру в ВКЛ спасло сохранение верности русского народа Православной Церкви. Православие воспитывало преданность традициям предков, их культуре и языку. Сохраняющаяся в течении многих веков верность православию белорусского и украинского крестьянства, ремесленников и части шляхты, сильно возмущало латинян. Так, в 1500 году краковский каноник (прим. – католический) Иван Сакран написал сочинение «Изъяснитель заблуждений русского обряда». В нем он возмущался отказом православных ВКЛ принять латинство: «Из всех народов, носящих христианское имя, но отделенных от римской церкви, нет ни одного, который был бы так непоколебимым в защите своего схизматического (прим. – православного) заблуждения как народ русский. Избегают ученых католиков…отвращаются от их наставлений». Видя нежелание наших предков переходить в католицизм, власти ВКЛ стали все чаще применять силу, чтобы принудить их уйти из православия.
Через некоторое время принявшие католичество литовцы позволили полякам стать полновластными хозяевами на русских землях ВКЛ. Оказавшись вдруг в Литовско-Польском государстве, Православная Церковь попала под чужую (сначала в национальном, а затем и в религиозном отношении) власть. Православие начинает притесняться, несмотря на то, что Православная Церковь на русских территориях ВКЛ существовала на своей исторической территории и среди своего народа. Начиная с конца XIV на всей этой исконно православной территории латинство все более активно распространяется силовыми методами и государственно протекционируется.
Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, психолог, логотерапевт, Могилёв (Беларусь)