Как распространялась уния на белорусской земле

Наши славные предки жили в едином Русском государстве

Новости Польши  Новости Украины  Новости Белоруссии  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
2
Время на чтение 9 минут
Фото: Полоцк, Спасо-Евфросиниевский монастырь, фото Д.И. Стогова

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Чтобы подготовить почву для создания подчинённой римскому папе Униатской церкви, поляки осыпали льготами всех предавших родное православие. Не только дворянство, но крестьяне и ремесленнки католического вероисповедания стали пользоваться различными привилегиями. Это ставило их в более выгодное экономическое и финансовое положение по сравнению с православными. Белорусские православные ремесленники так рассказывали о своем положении в Речи Посполитой: «Во всех городах, в цехах каждого ремесла, папежники (католики) людей греческой (православной) веры до равной с собой чести и вольности не допускают и великия насилия чинят ремесленники-папежники; новые привилегии у легата себе выхлопатывают против людей греческой веры, а король их конфирмует».

Жизнь православных ремесленников в Галичине была не лучше. Львовский историк Степан Бецко на основании архивных документов так описывает жизнь православных ремесленников: «Обстановка жизни православных во Львове была в то время нестерпимой. Нигде православным хода не давали, присяги православных в судах не принимали (этим обеспечивая католикам победу над православными во время любых судебных споров), до местного управления не допускали, в ремесленные цеха не принимали, торговать в городе разрешали только там, где жили, а жить разрешали только в одном городском квартале, запрещали ходить крестным ходом и не разрешали провожать покойников по православному». Таким образом во Львове того времени православные жили в гетто. Так было в те времена с православными ремесленниками не только во Львове.

Всеми этими процессами в Речи Посполитой руководил Рим. Российский посол в Варшаве докладывал в 1579 г. о влиянии католического духовенства: «Духовенство здесь в Польше великую имеет силу, отчего надуто такой гордостью, что …и королевских повелений мало слушает». Между поляками и Римом установился прочный союз, основанный на взаимном стремлении уничтожить Православие на всей территории Речи Посполитой.

В борьбе с Православием ставка была сделана на католический орден иезуитов, ставший ударной силой Католической церкви на землях Беларуси и Украины. Иезуиты-иссионеры активизировали свою деятельность в ВКЛ после Люблинской унии. Вначале иезуиты всем рассказывали о сестринской любви Католической церкви к Православной, о братской любви католиков к православным верникам. Но, после взятия Полоцка в 1580 году Стефаном Баторием, где они получили огромные владения, присвоили имущество православных храмов и захватили сами храмы в свою собственность. Сразу, после этого, риторика иезуитов сразу изменилась. Начав гонения на православных в Полоцке, иезуиты, опираясь на помощь польско-литовских властей и предателей православия, стали громить православие по всей Беларуси и Украине. Уже в 1585 г. православные дворяне ВКЛ писали Киевскому митрополиту Онисифору: «…вдоволь всякого зла в законе нашем сталось: насилия святыни, замыкание Св. Тайн, запечатание церквей святых (православных), запрещение звонить, выволакивание от престола из церквей Божиих попов (православных), как злодеев, запрещение мирским людям молиться в церквах; таких насилий не делается и под погаными царями (т.е. турецкими)… Из церквей делаются костелы иезуитские, имения Церкви Божьей (православной) данные – теперь к костелам привергнуты».

Во главе работы по окатоличиванию и ополячиванию белорусов и украинцев встал иезуит Петр Скарга. Исследователь деятельности иезуитов в ВКЛ и Речи Посполитой историк А. Попов цитирует, к какому результату своей деятельности призывал иезуит Скарга своих сторонников и последователей: «уравнять русских с поляками в религиозном отношении так, чтобы между первыми и последними стерлось национальное различие, т.е. чтобы русские, живущие на восточных границах и непосредственно соприкасающиеся с Московским Православием, стали бы поляками не только по религии, но и по духу».

Заручившись поддержкой Рима и короля Речи Посполитой, иезуиты стали готовить кадры особых миссионеров (псевдоправославных священников), чтобы с их помощью подорвать Православную Церковь изнутри. Так, например, в книге «Лёсы ў гiсторыi», белорусский историк Вiтаўт Чаропка рассказывал, что одним из таких священников был Иосиф Руцкой. По повелению римского папы Климента VIII он перешел из католицизма в православие. И впоследствии стал не только «Атлантом унии», но и основал «Орден Базилиан», главную опору Униатской церкви. Такие якобы «православные священники» стали силой, разъедающей Православную Церковь изнутри.

С разрешения короля иезуиты полностью подчинили себе образование. Пользуясь тем, что королевские чиновники под разными предлогами закрывают православные школы (там велось преподавание на родном языке, изучалось Православие, история своего народа, воспитывалось почитание родного языка и национальной культуры), иезуиты начали по всей Беларуси строить свои католические школы и учебные заведения. Уже в начале XVII века иезуитские школы открыто действовали в Полоцке, Вильно, Орше, Витебске, Бресте, Бобруйске, Гродно, Новогрудке и других городах, где издавна жило только православное население. В эти школы и учебные заведения старались привлечь как можно больше детей местной знати, зажиточных горожан и богатых селян. Привлекательность иезуитских школ и учебных заведений держалась на возможности их выпускникам продолжать образование за счет ордена (т.е. бесплатно) в Европе, красивыми торжественными церемониями и т.д. Следует отметить, что основной причиной успехов такой широкой образовательной деятельности иезуитов являлась постоянная финансовая и материальная помощи со стороны властей Речи Посполитой. Благодаря поддержке властей Речи Посполитой иезуиты смогли «забрать в свои руки треть государственных доходов Западной Руси». Это позволяло иезуитам отчислять на деятельность своих учебных заведений огромные суммы денег. Но особо следует отметить, что в иезуитских школах процесс преподавания ставился таким образом, чтобы внушить белорусским и украинским детям презрение ко всему родному и воспитать любовь и уважение ко всему польскому. В результате получалось, что в иезуитскую школу или учебное заведение приходил ребенок белорусом или украинцем, а выпускался ярым патриотом Польши.

Особенно рьяно ученики и выпускники иезуитских учебных заведений нападали на Православие. Иезуитские ученики в те времена «прославились» тем, что врывались в православные храмы, срывали Богослужения, избивали священников и паству. Можно привести один из многочисленных примеров такой деятельности иезуитских учеников. В 1598 г. православные жители Витебска жаловались, что ксендз Елиашевич и иезуитские школьники в Страстную субботу ворвались в алтарь Свято-Духовского храма Витебска, где «все ходящее гордо по олтареви и по всей церкви, где простому человеку не годится входити. Там же на великом престоле Евангелие и Крест и иные святости шарпали, кидали… и до гроба панского, который стал посредине церкви, приступивши, сромотные слова мовячи, плащаницу в гроб положенную шарпали, на сюю и на тую сторону кидали». На просьбу православного священника прекратить безобразие ксендз Елиашевич и его студенты-сообщники, бранясь, схватили священника за бороду и стали таскать его по церкви, потом долго его избивали и только в сумерки ушли. На следующий день, в день Светлого Христова Воскресения, несколько десятков иезуитских школьников снова ворвались в православный храм во время совершения литургии и «…людей в церкви попихали, гроб панский обступивши, трясли, перли, пхали, на люди обвалить хотели; а иные на нем сидели и з иных церемоний шидили, паней и панень потручали, шпильками кололи… што все христиане (православные) с покорою терпели». Иезуитским школьникам нужно было вынудить православных встать на защиту священника и самого храма от осквернения, тогда бы появился предлог «запечатать» (закрыть) храм и выгнать его священников из-за якобы «злодейского» нападения православных верующих на детей (иезуитских школьников). Но православные с «полной преданностью воли Божией миром отвечали на нападки» иезуитов и этим сорвали их план. Такое иезуитские школьники, белорусской и украинской национальности, вытворяли по всем городам и селам ВКЛ. Многие выпускники иезуитских школ сами становились иезуитами и расширяли деятельность ордена на землях Беларуси и Украины. К началу XVIII века иезуиты, при помощи властей Речи Посполитой, создали на территории ВКЛ 153 центра (из них 79 на землях Беларуси).

Через просвещение и книги последователи Скарги внушали белорусам, что их родной русский язык (сегодня он называется «древнебелорусским») является некультурным, поэтому образованный человек должен говорить на культурном польском языке. Через школы и литературу иезуиты воспитывали в белорусских и украинских учениках преданность Польше, её культуре и языку. Так же внушали учащимся, что белорусский и украинский языки являются родными польскому. А русский язык, это язык вражеский, московский. Известным примером такой деятельности может служить выросший из иезуитского учебного заведения Виленский университет. М.В. Довнар-Запольский подтверждает, что сами поляки отмечают огромную роль Виленского университета во внедрении и упрочении всего польского в белорусском обществе. Деятельность иезуитов имела определённый успех.

Ученики иезуитских школ и учебных заведений (в основном дети белорусских и украинских магнатов, шляхты, зажиточных горожан и богатых сельских жителей) стали активными помощниками поляков в борьбе против белорусов и украинцев, стремившихся к независимости Беларуси и Украины от Польши и, главное, воспитывались ярыми противниками тех, кто защищал свои народы от ополячивания.

Как уже отмечалось, в деле ополячивания иезуиты всегда добивались наибольших успехов среди магнатов и шляхты. Т.к. приняв католичество, белорусская и украинская знать получала привилегии равные польским. Уже к концу XVIII в. большая часть белорусской и украинской знати была практически ополячена. Они отказывались от родного языка и переходили на польский, французский или немецкий. Белорусский историк Дмитрий Кареев отмечает, что в это время «белорусская и часть украинской шляхты ориентировались на польский вариант». Доходило даже до того, что, приняв католичество, дети начинали презрительно относиться к своим православным родителям, не только при их жизни, но и после смерти.

Одним из таких примеров служит поступок, принявшей католичество, Алоизии Хоткевич. По просьбе иезуитов Алоизия приказала вырыть кости своего православного отца Александра Острожского, которые покоились в православном храме Богоявления Господня. Вырытые кости православного отца Алоизии иезуиты перемыли и закопали под сводами своего коллегиума, как якобы католические. И объявили Александра Острожского католиком. Это один из многочисленных примеров стараний окатоличенных белорусских и украинских шляхтичей искоренить даже упоминание о том, что их предки были православными. За верность родному языку и культуре ополяченная белорусская шляхта презрительно называла православных белорусов – «туземцами», «тутэйшими», «русинами».

Упиваясь своей безграничной властью в Речи Посполитой и окрыленный успехами в деле ополячивания белорусской и украинской шляхты, Рим вплотную занялся введением в Речи Посполитой «церковной унии». То есть начать создание некоей церкви якобы промежуточной между православием и католичеством. Вспомним, что целью Униатской церкви состоял перевод православных белорусов и украинцев в католичество, с последующим переделыванием их в поляков.

Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, психолог, логотерапевт, Могилёв (Беларусь)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Анатольевич Чепелев
Власти Речи Посполитой сделали притеснение Православной Церкви государственной политикой
После создания Униатской церкви начался кровавый период в истории Православия, в котором православные белорусы и украинцы страданиями и жизнью платили за верность Церкви
28.07.2025
Православие в Великом Княжестве Литовском
От полного уничтожения русскую культуру в ВКЛ спасло сохранение верности русского народа Православной Церкви
24.07.2025
Наши славные предки жили в едином Русском государстве
Что является для русских и белорусов общим и объединяющим
21.07.2025
Некоторые ошибки мужчин в семейной жизни
Мужчине надо помнить, что для любой женщины необходимо чувствовать поддержку мужа, готового брать на себя серьёзные ответственные решения
21.06.2025
Женихи перевелись?
Советы девушкам, возмущающимся нежеланием современных парней жениться
30.05.2025
Все статьи Леонид Анатольевич Чепелев
Новости Польши
Русский стратегический ответ на 50-дневный ультиматум Трампа
В помощь аналитическому отделу Совбеза и Совету Федерации
16.07.2025
«Украинцы, как капризные дети, желают всё и немедленно»
Мы имеем дело с редчайшим случаем полной неспособности государства осознать своё место на геополитической шахматной доске и соответствовать ему
28.06.2025
Проблема Русского триединства
Необходимо хорошо знать и помнить историю Отечества для понимания современности
26.06.2025
К чему приведет очередное «устрашение Москвы»?
Санкции, предлагаемые в рамках 18-го пакета ЕС, правильнее было бы назвать не «антироссийскими», а «антиевропейскими»
17.06.2025
Украина будет терять территорию за территорией
Боевые действия постепенно распространяются на Харьковскую и Сумскую области, потому что украинское руководство в поисках выхода из военного кризиса попыталось совершить глубокие набеговые операции
07.06.2025
Все статьи темы
Новости Украины
«Англичане сработали на опережение»
Великобритания не дает свергать Зеленского
24.07.2025
«Прошло полгода власти Трампа, а мир так и не наступил»
Коллективному Западу необходимо время на переформирование своих рядов
24.07.2025
«Вот вам и "резкий разворот в отношении Украины"»
Западные аналитики все больше напоминают детей малых с их резкой сменой эмоций и киданием из крайности в крайность
21.07.2025
В мире растут антиукраинские настроения
Об изменении вектора международной повестки
18.07.2025
«Запад станет безбожно торговаться за бонусы для себя»
При этом его согласие на переговоры в условиях уничтожения украинской государственности будет означать фактическое признание новой геополитической реальности, что нам и требуется
18.07.2025
Все статьи темы
Новости Белоруссии
Во Славу Отечества
Полоцкие краеведы в День военно-морского флота почтили память вице-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина
28.07.2025
По местам памяти
Полоцкие краеведы почтили память героя Отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнева
16.07.2025
«Мумия» – отвратительный фильм!
Малороссийский взгляд
15.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не будете рожать детей – исчезнете»
Новый комментарий от Ленчик
29.07.2025 04:40
«Трамп жёстко продавливает экономические интересы своей страны»
Новый комментарий от Александр Уфаев
29.07.2025 04:10
«Мумия» от вообще-то православных
Новый комментарий от учитель
28.07.2025 23:42
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от Русский танкист
28.07.2025 23:35