Задача минимум, которая стоит перед Западом в отношении Русской Православной Церкви – подогрев антироссийских настроений среди священноначалия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата до тех пор, пока это перестанет быть возможным ввиду потери контроля над ситуацией.
Событие, случившееся 27 марта в городе Смела, Черкасской области, когда во время церковной службы в храм ворвались вооруженные люди территориальной обороны. Службу вел местный священник, а похищен был иеромонах Василий, который был прислан из митрополии смотреть за правильностью службы, чтобы все остальные священники не поминали там патриарха Варфоломея. Что же послужило причиной для этого решения со стороны правящего архиерея. Дело в том, что местный священник Петр Дмитрук 2 марта собирал у себя в храме автокефально настроенных священников. В тот день собрались десять священников, сторонников покойного уже митрополита Софрония, ярого сторонника автокефалии на Украине.
Митрополит Феодосий, переживая за судьбу Свято-Покровского храма, отправил туда о. Василия проследить за службой. К сожалению, храм был захвачен, о. Василий захвачен членами территориальной обороны и увезён в неизвестном направлении, один из прихожан пытавшийся заступиться за него был жестоко избит. Священники, находившиеся в храме, повторяли: «Так и нужно московскому попу». Решением части паствы и духовенства, которое служит в нём, было решено перейти в юрисдикцию раскольнической ПЦУ. По неподтверждённым данным, представители территориальной обороны пограбили трапезную, раскидали мебель. Сам настоятель Петр Дмитрук, благочинный смелянского округа, сейчас болеет, службу пока не ведёт.
Этот печальный факт, как результат мощного давления на руководство УПЦ МП со стороны всех русофобов, в том числе и в России, даёт свои плоды. Компания по организации антироссийских настроений была сконцентрирована на Украине наиболее мощно в области религии. И особое место в ней отводилось приходам Московской патриархии на Украине. Физическое насилие, захват монастырей, информационное воздействие – являяется той целью, целью давления на умы прихожан и духовенства УПЦ МП.
С каким скрытым восторгом пишет «Новая газета» о географии непоминовения патриарха Кирилла на Украине! «Смакуя» эти факты, они перечисляют те епархии, которые открыто заявили об этом факте, особенно выделен факт непоминовения патриарха Почаевской лаврой, «вековым оплотом Русского мира в Западной части Украины». Только авторы подобных заметок не учитывают одного, Русская Православная Церковь за свою историю пережила немало трагедий. Сложность святорусского дела известна, но есть главное различие между сложностью обстоятельств и смирением, ошибками в принятии решений в тех же трудно преодолимых обстоятельствах и выбором служить Мамоне. За примерами далеко ходить не нужно. Во время кровавой гражданской войны в России в начале прошлого века иерархи церкви, чтобы сохранить паству, также были вынуждены принимать решения которые были им далеко чужды.
Ярким примером этому является обновленчество после революции, как явление, моментально возникшее после ареста патриарха Тихона. Оно расцвело буйным цветом, трое петтроградских священников – Александр Введенский, Владимир Красницкий и Евгений Белков – моментально предъявили права на дела канцелярии от патриарха Тихона, уже заведомо похоронив его. Эта политическая авантюра курируемая сотрудниками ЧК, имевшая свои политические цели, немного затянулась, но дала небольшие всходы. Было проведено собрание духовенства, на котором было решено присягнуть советской власти, вводился женатый епископат, объявлено о лишении патриарха Тихона сана за контрреволюционность. Эти главные решения были нужны советской власти произнесённые устами духовенства. Нетерпеливость государства объяснялась просто – гражданская война закончилась, а международного признания нет, нужно произвести изъятие церковных ценностей, но, если начать их, трудно предугадать реакцию международного сообщества. Однако в 1923 году патриарх Тихон был выпущен на свободу, что ограничило деятельность обновленцев в разы, хотя раскол дал свои плоды на Украине и на Урале. Причём были случаи, когда духовенство принимало обновленчество, спасая церкви от закрытия, но службы по-прежнему велись на церковнославянском языке, да и епископами решения, принятые собором обновленцев, не соблюдались.
Не хочу проводить прямую аналогию, но некоторое сходство происходящего сто лет назад на территории огромной империи имеет свои исторические повторения и сейчас.
Власть под угрозой применения силы навязывает свои политические требования Православной Церкви, принудительно заставляет входить либо в раскольническую ПЦУ. Но самое главное власть абсолютно не волнует духовная составляющая, своим давлением на УПЦ МП она преследует совершенно другие цели: разрыв исторических связей с Россией и Русским миром, насаждение духовного мракобесия. Все эти действия курируются Западом. Похожая ситуация, только Томос в первом случае был выдан Советами, во втором патриархом Варфоломеем, но и те и другие прекрасно понимали последствия своих решений.
Андрей Михайлович Сёмкин, руководитель Курганского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Русский мир»