«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Екклесиаст 3: 1-8)
Эти стихи Екллезиаста из Ветхого завета, имеют очень широкое толкование, их можно отнести, как к личности одного человека с его бедами, хлопотами и радостями, так и к судьбам целых государств, с слабыми или развитыми государственными структурами, общественными институтами. В этом материале, порассуждаем уважаемый читатель, о той ситуации, которая имеет место быть на Украине и те события, развернувшиеся после 24 февраля с началом специальной военной операции которые вольно или невольно, стали толчком к пересмотру прошлых отношений, одного православного народа, но разделенного железной, когтистой нацисткой идеологией.
Для большинства граждан Украины, столь активное начало военных действий стало, как «обухом» по голове, многие говорили и писали, что мы и не предполагали, что российские войска пойдут на разных направлениях, они считали, что Россия ограничиться только помощью Донбассу в его административных границах. А дальше опять «тихое и безбедное житие наше», но все оказалось не так, наступило «время насаждать, время вырывать посаженное». Да, как бы не было обидно, горько терять нажитое, видеть разруху, смерть, но украинское общество подошло к той черте, когда пришло время пересмотреть тридцатилетний исторический отрезок и своей государственности, да и самого общества.
Сейчас высказывается много опасений по поводу того, что, как же воспримут украинцы в т.ч. и русские, проживающие на Украине в этот период, в целом «Русский мир», русскую цивилизацию, только пришедшую с Востока, строятся прогнозы, о том, что это вызовет ужасающий негатив и еще долго придется восстанавливать правильные и добрые отношения после проведения спецоперации. На мой взгляд, ответ на этот вопрос обоим сторонам и на все времена дал Василий Великий в своем Толковании книги пр. Исаии.
«Если же кто поставит в вину Божественному Писанию, что оно не научает тому и не производит того, что может доставить пользу, то пусть рассмотрит он весь порядок дел человеческих, не только духовных, но низших и житейских. Тогда увидит, что всепромыслительная Сила даровала бессловесным удобные средства к жизни, готовую пищу, самородный покров – одежду из волос и перьев; человека же изведя в свет нагим, в замену всего дала ему ум, которым изобретены промышленные искусства, как-то: домостроительство, ткачество, земледелие, кузнечество, и недостающее для тела душа восполняет присутствием ума. И как в сем случае Творец наш не по зависти к нам не соизволил, чтобы так же, как у бессловесных, все удобства жизни рождались вместе с нами, но устроил так, чтобы недостаток необходимого вел к упражнению разума, так и в Писании намеренно допустил неясность к пользе ума, чтобы возбуждать его деятельность. И, во-первых, нужно, чтобы занятый сим ум отвлекаем был от худшего, а сверх сего, с трудом приобретенное почему-то более к себе привязывает, и чрез долгое время производимое бывает более прочным, а что легко приобретается, тем и наслаждаться не вожделенно, потому что находящееся под руками пренебрегается и обладающий не почитает сего достойным какого-либо охранения»
Нужно быть готовым к этому труду, труду духовному требующему огромных сил, быть не только готовым, но и постоянно находиться в состоянии этого труда. А было ли готово украинское общество, после объявления суверенитета и позднее встать на этот путь. Скорее всего, нет, был выбран другой путь, и 2013 год стал кульминационным, когда скакавшие на Майдане представители суверенного народа кричали «Москаляку на гиляку», поправ все христианские нормы и откровенно поклонялись уже своим языческим символам, разного рода трезубцам, свастике, оскаленным пастям зверей, способных помочь им. Посмотреть эволюцию этого исторического упадка нам поможет книга пророка Иеремии жившего примерно в 6 веке до Р.Х.
«Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог. Как можешь ты сказать: «я не осквернял себя, я не ходил вослед Ваала»? (Иер. 2:21-24). Сказанные пророком характеризуют распад общества Украины на своих и чужих с 1991 по 2013 год. Идет постепенная духовная деградация, раскол в церкви, позднее проходит раскол в самом расколе. Вернувшиеся из-за границы автокефалы и начавшие претендовать на место первоиерархов на Украине резко были отодвинуты уже новыми раскольниками из УПЦ КП. Но в украинском обществе этим дело не ограничилось. На Украине, как, наверное, в единственной республике постсоветского пространства количество сект, разных по своей сути и направленности, наводящие настоящий дурман на людей, разрушая не просто национальный или традиционный уклад, а разрушение более глубокое в умах, когда власть князя тьмы стремительно нарастая, смешивала правду и ложь.
Обескураживающая, бесстыжая ложь на государственном уровне, полное упразднение понятия чести в политике, невыполнение обещаний или измена данному слову воспринимается как обыденность и норма. К 2013 году политические лидеры Украины смотрели пустыми глазами на свой народ и пытались с трудом вспомнить, что означают слова: справедливость, честность, верность…
«Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! И для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои. Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и несмотря на все это, Говоришь: «так как я невинна, то, верно, гнев Его отвратится от меня». Вот Я буду с тобою за то, что говоришь «я не согрешила» (Иер. 2:32-35). Эти слова из глубины веков пришли, как предупреждение, но не были, не услышаны, не прочитаны ни самим обществом, ни его руководством. К 2013 году Украина вышла на Майдан, с обновленным набором инструментов желая перемен в лучшую сторону. Инструмент обновился человеконенавистнической методологией по отношению к русским, да и вообще к тем, кто думает как русский, говорит на русском, а также дикой ненавистью к Русской православной церкви, только потому, что она есть. И опять же из глубины веков пророк Иеремия показывает лживый и обманчивый путь народа, куда ведут его «слепые». Но тогда в Ветхозаветное время Господь разговаривал с народом своим через пророков, пытаясь их вразумить от ошибок и духовного разврата. В наши дни, не внимая никаким словам, украинское общество просто опустилось до ветхозаветного состояния зная при этом Спасителя, зная о его миссии на земле, хотя бы приблизительно. И как в 6 веке до Р.Х., так и сейчас актуальны стихи из этой же книги по отношению к украинцам.
«Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прощения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя».
«Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Но Меня ли они огорчают они? говорит Господь; не сея ли самих, к стыду своему»?
«Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и погаснет».
«Так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо» (Иер. 7:16-21.
В этих стихах записанных пророком отражен момент полного упадка и деградации израильского народа, Господь сразу его предупреждает, чтобы он не просил за него. Очень примечательны стихи, когда Господь обращает наше внимание на коллективный труд людей дети собирают дрова, отцы разводят огонь, очень сильно напоминает Майдан, когда разновозрастный состав людей, коллективным своим трудом отвергал христианские заповеди, к тому времени он уже создавал своих, новых языческих богов. С большим воодушевлением делая эту работу и делая очередную попытку строительства новой Украины, где нет места Русскому миру.
В конце материала позволю привести диалог учителя и государственного служащего. Диалог выстроен в формате под названием «исправление имен» или чжэнмин, идея эта принадлежит Конфуцию. Суть концепции в том, чтобы правильно выстраивать понятия, а в дальнейшем с их помощью самосовершенствоваться и управлять государством.
Цзы Лу спросил: «Вэйский правитель намеревается привлечь Вас к управлению государством. Что Вы сделаете, прежде всего»? Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имен». Цзы Лу спросил: «Вы начинаете издалека. Зачем нужно исправлять имена?» Учитель сказал: «Как ты необразован, Ю! Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного».
Андрей Михайлович Сёмкин, руководитель Курганского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Русский мир»