На выборах Президента Беларуси 2020-го года Запад пошел ва-банк: он задействовал весь подготовленный за годы ресурс, решился на сжигание всех лукавых мостов, выстраиваемых в период «многовекторности» и «оттепели». Хотя их главный контрагент в Беларуси министр В.Макей буквально умолял их этого не делать. Почему так вышло?!
В любом случае это был Божий Промысел и Покров Богородицы! Но следует отметить и важную белорусскую внутриполитическую причину. В действительности, полного разворота на Запад и к западным элитам президента Лукашенко не произошло. Было явно видно, как он тяготится ролью белорусского Януковича, «либерал-рыночника», «либерал-демократа», «покровителя IT-шников и новых буржуа», «партнера НАТО», «друга западных финансистов», «беларусизатора» и «литвинского шляхтича», при этом отчуждаясь от своей коренной общественной почвы – Православной Церкви, трудового народа, государственников в интеллигенции, силовиков, российских патриотов. В самой политической элите страны оставалось множество идейных (с православным ядром) или хотя бы стихийных патриотов-славянофилов. И еще в глубине «многовекторной» эпохи начали произрастать ростки оздоровления государства.
Особая роль в этом оказалась отведена – Провидением и усилием силовиков-патриотов – женщине. Специалист в области ЖКХ из Полоцка Наталья Кочанова прошла быстрый путь через вице-премьерство по социальной сфере к руководству Администрацией Президента и постепенно стала самым доверенным лицом главы государства. Опираясь на единомышленников, она еще с 2017 года начала проводить кадровое обновление государственной власти в направлении от «либералов-космополитов» (и среди них русофобов-националистов) и даже простых бюрократов обратно к идейным патриотам Белой Руси, а значит и неизменно русофилам. Сила и влияние западников была еще весьма сильна, но «патриотическая башня» (и отнюдь не фиктивная) укреплялась на глазах. Между тем, время антихристианскую элиту Запада поджимало, в частности, приближением войны на Украине, и было принято решения о переходе к фронтальной атаке.
В горячие августовские дни все или подавляющее большинство из тех, кого готовил Запад, кто просто рос в соответственной либерально-националистической атмосфере, наконец, на кого опрометчиво надеялся и стремился «приручить» президент Лукашенко, расчехлились, решили, что «время перемен» пришло и «муры вот-вот рухнут». (Мury – стены (польск). Прим. РНЛ)
Перед самой БЧБ-революцией и в её процессе обнаруживались «подспудные течения белорусского Майдана», происходило «снятие овечьих шкур», вскрывались «революционные язвы на теле белорусского государства». Западные политики, литовские, польские и особенно украинские «уважаемые партнёры», IT-бизнесмены и оффшорный IT-пролетариат, либерально-националистическая интеллигенция, новобуржуазный класс риэлтеров, ретейлеров, девелоперов, консалтеров, коуч-менеджеров и иже с ними, спортсмены и шоумены и все чада западной цивилизации дружно и громогласно встали в белоленточные ряды, которые за несколько дней до голосования «внезапно» перекрасились в прогерманско-пропольско-проамериканские коллаборационистские БЧБ-цвета, которые ещё недавно собиралась аккуратно легализовать власть. Пассионарные американо-протестантские общины дружными шеренгами «под пение псалмов» вышли из своих молчаливых форпостов, построенных повсюду по благоволению властей. А польско-католический Костел в Беларуси совершенно ожидаемо взметнул вверх свои старые кресовые хоругви. Ожидаемо встали в революционный строй и белорусские Гапоны – священники-обновленцы либерально-националистической ориентации.
Загадкой лишь, и притом жизненно значимой, остаётся то, насколько глубоко «успели» проявить себя «спящие» во власти, компрадорская «шестая колонна» западников, демонстративно лояльных верховной власти, которые и были главными стряпчими развернувшейся БЧБ-зации белорусской власти, элиты и всего народа. По мере первоначального успеха революции, слава Богу, успело произойти и снятие лубочного либерального покрывала с туши самого́ революционного БЧБ-левиафана и показалась его истинная глава.
Цветная (бело-красно-белая) революция потерпела поражение. Немалую заслугу в этом нужно признать со стороны самого главы государства, который не стал белорусским Януковичем и не сбежал в критический момент в какой-нибудь Ростов, но проявил волю и ответственность (в том числе за собственные провалы). Немалая заслуга принадлежала и государственникам-патриотам во власти, в том числе и особенно из благородного числа тех, кто доселе был удален в тень в «многовекторную эпоху». Стойко проявили себя и белорусские силовые органы, которых власть, в свою очередь, не подставила – так, как в позднем СССР или на Украине. Впрочем, во время силового противодействия БЧБ-майдану были совершены и немалые ошибки, связанные с чрезмерным и совершенно необоснованным применением грубой силы: причем нередко отдавало запахом технологий умышленного разжигания народных волнений, как это имело место на той же Украине. В любом случае, духовное состояние служащих силовых органов, плоть от плоти дехристианизированного белорусского народа, оставляло желать лучшего еще с советских времен (мат, почитание грубой силы, корпоративизм в отношении к «гражданским»), что и было эффективно использовано врагом, а главное – заложило большие трещины в здании примирения и гражданского согласия на будущее (к настоящему).
И, тем не менее, высший источник спасения Белой Руси следует искать в религиозной области. Особое значение имел отказ «белорусского ковчега» от закрытия весной 2020-го храмов на Великий Пост и Пасху в период ковидобесия, поразившего не только западные страны, но и Россию. Но самым мистически переломным событием стало назначение новым белорусским Экзархом, митрополитом Минским епископа Вениамина, которое сразу воспринималось как «Белорусский Исход»: «Епископ Вениамин хорошо известен в Белоруссии и за ее пределами как настоящий монах, аскет и молитвенник, богослов, возглавлявший последние годы Синодальный образовательный отдел белорусского Экзархата, представлявший Церковь на крупнейших собраниях в научной и педагогической среде. Несомненный ревнитель и охранитель веры и церковных канонов, проникнутый духом Святой Руси, добрый пастырь во всех отношениях, известный как в родной стране, так и во всех уголках греко-славянского православного мира, особенно на Афоне и в Сербии». Вслед за данным назначением ожидаемо началась череда изменений в церковной жизни Белоруссии, которые вполне уместно было характеризовать как «Святорусское лето в Белоруссии».
Первым делом стало происходить кадровое обновление руководства ключевых Синодальных учреждений белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, а также сама стратегия и принципы их деятельности – с либерально-модернистских и теплохладных, на охранительно-православные и ревнительные. Одновременно в церковное управление вернулся творческо-радетельный подход: были созданы Синодальная историческая комиссия для подлинного святорусского исторического просвещения как внутри самой Церкви, так и всего общества в целом, Синодальный отдел по взаимодействию со светскими учреждениями образования для возрождения духовности в государственной образовательной системе. Известному руководителю последнего протоиерею Федору (Повному) главой государства было дано стратегическое одобрение на духовно-нравственную и патриотическую ревизию всего гуманитарного образования.
Первое, что привлекло к себе преобразовательное внимание, стала система духовного образования в белорусской Православной Церкви. Была создана Комиссия по анализу и совершенствованию учебно-воспитательного процесса в духовных учебных заведениях Белорусской Православной Церкви, доселе подверженных сильному влиянию западной протестантской теологии и общей либеральной атмосфере – в плане как православного характера содержания образовательной программы, так и сугубо – воспитания в духовно-нравственном аскетичном ключе. Минскую духовную академию и Институт теологии БГУ возглавили священники-ревнители Православия, в первой начали преподавать епископы и монахи. Прекратилась порочная практика обучения белорусских священников в Варшавской экуменической теологической академии и частые стажировки учащихся на Запад.
Одновременно начало ускоренное восстановление полноценного и насыщенного церковно-государственного сотрудничества во всех основных областях народной жизни. В белорусские школы стал широко вводиться разработанный Церковью православный по содержанию факультатив по «Основам духовно-нравственной культуры и патриотизма», в учебных заведениях от ВУЗов до школ стали создаваться ресурсные центры до духовно-нравственному воспитанию, включая республиканский, «комнаты православной культуры». В целом на общегосударственном уровне священники вновь стали желанными и частыми гостями в белорусских учебных заведениях. А также в государственных организациях в целом вплоть до больниц и заводов. В воинских подразделениях, в сельских колхозах они были желанны и ранее. Стало заметно наращиваться сотрудничество Церкви с белорусской гуманитарной наукой.
А в союзе с наукой стал намечаться выход и на уровень созидания православной государственной идеологии. Торжеством Православия в этом плане можно считать прошедшие чуждые толерантности международный Славянский форум семей «Крепкая многодетная семья – основа национальной безопасности» (с соответствующей резолюцией) и VIII Белорусские Рождественские чтения по теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» с участием государственного идеологического руководства Белоруссии. Венцом постепенного возвращения Церкви в государственное строительство на белорусских землях стал прецедент привлечения Ее к обсуждению общегосударственных законов, в частности, обновленной белорусской Конституции: притом итоговому заседанию совместно с участием второго лица государства Натальи Кочановой предшествовал ряд совместных государственно-церковных заседаний в областях и районах. А прообразом восстановления церковно-государственной симфонии – выступление митрополита Вениамина на Всебелорусском народном собрании и ежегодное совместное торжественное награждение главой государства и предстоятелем Церкви в Белоруссии премиями «За духовное возрождение».
В новых условиях были сняты ограничения ушедшей темной эпохи на выделение земли для Церкви в столице: при новом митрополите на выделенных участках был заложен ряд новых храмов и созданы новые приходы. Напротив, чрезмерная активность польско-католического Костела, обеспечивавшаяся главным образом финансами из Ватикана и приведшая к тому, что в православном в большинстве своем Минске на 1 костел приходилось менее 3 православных храмов, была ограничена. Еще более важным стало почти полное прекращение в Белоруссии экуменического блуда с католицизмом Православной Церкви, терзающего доселе Ее в большинстве православных стран. Притом в самом польском Костеле в Беларуси сменилась формальная власть: на место ставленника ЦРУшно-русофобского папы-революционера и обновленца Иоанна Павла II (Кароля Войтылы), искусного БЧБ-идеолога Тадеуша Кондрусевича был поставлен весьма консервативный польский бискуп Йозеф Станевский. Здесь важно указать, что среди католиков Беларуси (включая даже собственно поляков и ксендзов) хватает консервативно и славянофильски настроенных людей, с которыми можно решать ряд нравственно-ориентированных задач.
В сфере сотрудничества Церкви с государственными СМИ была произведена настоящая революция. Сотрудничество стало насыщенным и перешло с высшего административного уровня на выстраивание интенсивного взаимодействия священства с каждым отдельным СМИ вплоть до центральных телерадиоканалов и печатных изданий. Стали появляться регулярные церковные телепередачи и даже проекты на телевидении и радио. Более того, в выпусках и публикациях самих государственных СМИ православно-христианская тематика стала повсеместной.
В церковном миссионерстве начали создаваться соответствующие отделы благочиний с ответственными священниками. По всей Белой Руси стали проходить непрерывные Крестные ходы во главе с летним «Всебелорусским крестным ходом». Под руководством нового усердного епископа было возрождено Православие в Гродненской епархии, ставшей превращаться в подлинный западный бастион православной Белой Руси. Осенью 2022 года состоялось «Совещание с участием членов Синода БПЦ, секретарей епархиальных управлений, отцов благочинных и епархиальных духовников, наместников, настоятелей и настоятельниц монастырей, руководителей Синодальных отделов» – своего рода малый Всебелорусский церковный собор и прообраз соборности для всей Русской Церкви. Про расцвет множества церковно-общественных мероприятий в стране и говорить не приходится. В целом, в Белоруссии запахло святорусской весной!
Но самое отрадное – это именно сама динамика христианского «движения вверх»: не имитационного, а действительного. Безусловно, требуется еще очень много трудов по претворению в жизнь «Призвания Православной Церкви в Белой Руси», включая многолетние запросы со стороны государства на православное обоснование его идеологии. Предстоит, строя церковно-государственно-общественную симфонию, возвращать к православной вере народ (на что есть большие социологические основания) и заниматься «государственным охранительством», решать накопленные годами и даже десятилетиями «острые злободневные вопросы, создавая православные союзы и церковно-государственные советы», «обличать многообразное зло и ереси, осуществлять духовную экспертизу и соборные воззвания », продолжать брать «новые редуты в образовании», проводить «святорусское историческое просвещение учащейся молодежи и всего народа», выводить на уровень общенародного дела храмостроительство и бороться за возрождение православно-славянского облика белорусских городов в целом, возрождать казачество, духовно-нравственные начала отечественного искусства и семейных добродетелей вплоть до совершения демографического чуда, взять на себя воспитание молодежи, наконец, создавать прочную духовную основу для российско-белорусского Союза и самой белорусской миссии Русской Вандеи.
Дмитрий Куницкий, православный публицист, Минск, магистр философских наук