Но от общего движемся навстречу частному. И верно, – даже если и зло, неправда, насилие и лицемерное его оправдание повсюду, в том числе у либерально-западнических клириков, – ведь это не повод оправдывать их для последовательных ортодоксов, «православных радикалов», не так ли?! Зададимся здесь вначале вопросом: было ли со стороны белорусских правоохранительных сил насилие или законное применение силы, в том числе в ответ на насилие и для предотвращения насилия?
Вначале революционных событий, при полном господстве прореволюционныхинтернет-ресурсов и подавленности (а порой и саботаже) в среде государственных СМИ, могло показаться, что перед нами разворачивается картина масштабного и зверского террора власти против мирных протестующих. И возмущение впечатлительных клириков можно было вполне оправдать. Если, правда, не брать в расчет, что еще за недели и месяцы до выборов либеральная «церковная» группировка постоянно хоромтрубила о недопустимости применения правоохранителей против демонстраций протеста, а когда президент Лукашенко инспектировал части спецназов,– поднимали форменную истерию о «подготовке кровавой мясорубки». В то же самое время гапоновский вождь, идейный либерал и литвинский русофоб, «напуганный» клирик С.Лепин еще в июле игриво «удивлялся», отчего это-де у него на баннерах вылазит реклама революционной амуниции, и в целом все лето на свои ресурсах вел «богословскую» апологию протестов за смену власти.
А когда патриотический минский священник Виталий Малишевский дерзнул за месяц до выборов высказаться в поддержку ОМОНа, который «может быть орудием в руках Божьих», имея божественную заповедь «носить меч как Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4), он был подвергнут невероятной травле со стороны своих «ненасильственных» либерально-революционных «собратьев» (о чем они помнят по сей день).В целом же всё руководство БЧБ-движения при участии «церковных» либерал-националистов занималось системным «таргетированным» раздуванием в Интернете враждебности к правоохранительным силам (конечно, кроме тех, которые бы в час X согласились бы выступить против власти «на стороне народа»). То есть, проводилась та самая демонизация правоохранителей, что и недавно – против украинского «Беркута», – с понятной целью: снять физическую преграду перед революционным движением, за которым последовало бы уж точно не «прекращение насилия». Точно также и украинские гапоновцы типа А.Драбинко и Г.Коваленко (позже ушедшие в раскол ПЦУ) буквальношипели, когда усилиями православно-патриотической общественности священники (в том числе иеромонахи из Киево-Печерской Лавры) приходили на передовую к «Беркуту», проповедовали, исповедовали, причащали, окропляли их святой водой. Причем без малейшего почтения к тамошнему ничтожеству Януковичу, предавшему тогда на растерзание сатанистам и сам «Беркут», и Церковь, и малороссийский народ: просто они хорошо понимали, откуда действительно исходит безусловное зло и настоящее насилие.
Но мало-помалу реальная картина происходившего в первые дни Белмайдана-2020 стала раскрываться: о «мирности протестов» и речи уже не было, – хотя, разумеется, были у Белмайдана и многочисленные «бело-пушистые» колонны и даже целые районы, и возмущенные неорганизованные массы. Но никто из вождей БЧБ-революции, как и более ли менее рядовые идейные его участники (включая «церковную» группировку), ни разу не высказались против майданных боевиков! Любопытно, что первый известный «полевой» видеосюжет от NEXTA* (иноагента, прим. РНЛ) в ночь после выборов – и притом залихватский – как раз демонстрировал массовое нападение протестующих молодчиков с пешеходной части проспекта Победителей на стоявший на месте ОМОН. Весьма медленно, но стали выходить на экраны кадры прямых боевых атак на правоохранителей в центре Минска и Пинска. Причем медленность выхода и редкость данных сюжетов (да ещеи со стороны одних только самих революционеров), наряду с многим прочим, начиная с «дела 33 богатырей-вагнеровцев», по сей день оставляют множество безответных вопросов.
Но кто будет спорить, что применение физической силы, переходящей в насилие, со стороны правоохранителей оказалось суммарно на порядок больше, чем от революционеров?! А как иначе?! Но не по доброте революционеров, а по ограниченности их сил (в условиях законной «монополии на насилие», как и в любой стране): в том числе в силу, грубо говоря, отсутствия в Минске американского посла со свитой и прочих западных «гуманистов». Зато достаточно было, да и сейчас, зайти на любой интернет-форум, где сталкиваются сторонники БЧБ-революции и ее противники (притом вовсе не горячие поклонники самого президента, который сам в значительной мере растерял свою идейную поддержку у народа), чтобы увидеть несопоставимо больший уровень злобы и агрессии у первых (например, в споре о БЧБ-символике и ее запрете).
А целые кампании по деанонимизации служителей правоохранительных органов (причем включаясамых рядовых) с выкладыванием домашних адресов, с многочисленными угрозами – им, а также, госслужащим, журналистам, преподавателям, антиреволюционным общественным деятелям! А целые интернет-кампании травли со сквернословными клише «ябатек»! И всё это не только не осуждалось, но нередко поддерживалось «толстовскими гуманистами» в рясах и их последователями. А ведь очевидно: появись и тогда, и сейчас хоть малейшая возможность, и их «герои улиц» (типа воспетого ими убитого бывшего спецназовца Р.Бондаренко, прибежавшего через несколько кварталов в чужой двор защищать коллаборационистскую символику) устроили бы террор, ничуть не меньший чем на Украине. Где, между прочим, в первые же дни после победы «революции воинов света» (к слову, трубадуры Евромайдана нацистские группы «Океан Эльзы» и «Ляпис Трупецкой» весьма почитаются большинством БЧБ-клириков) только в Киеве на своих квартирах были зарезаны вместе с семьями десятки православно-патриотических контрреволюционеров.
Ну и, наконец, мы подошли к самому главному. К неоправданному жестокому насилию, которое православные христиане ни за что не будут оправдывать, несмотря даже на критическую общую обстановку. Здесь, впрочем, снова начать нужно с того, что против силового руководства и полевых бойцов была – после многонедельной подготовительной травли – развязана бомбардировка клеветы или, в казенных терминах постмодерна, «информационная война фейков». Впрочем, совершенно предсказуемая и повторяющая общий международный опыт, – но при этом, почему-то, опять же заставшая всех врасплох. Садомазохистские сексуальные фантазии с «резиновыми дубинками», пожалуй, здесь стали уникальной главой в белорусской повести. Признание и осуждение доказанной лавины клеветнических фейков, возбуждавших «ответное» насилие, мы от «церковной» либерально-революционной группировки «правдорубцев» и «ненасильников» также ни разу не услышали. Как не услышали от этих «гуманистов», – призывавших из-за COVID максимально ограничить богослужения вплоть до закрытия храмов (с травлей священников-ревнителей, тушивших панику) ради «самого святого – физического благополучия», – осуждения начавшихся еще с конца весны агитационных и протестных массовых брожений (включая «марши пенсионеров»).
Однако же, снимая очередной слой с луковицы лукавства (не оттуда ли и название?), мы всё же пойдем дальше – вперед, лицом к неоправданному жестокому насилию. Которое, сразу заметим, имело место даже не на «полях сражений»: даже самые «брутальные» немногочисленные кадры с них – просто анекдотичны на фоне аналогичных столкновений во всех «цивилизованных» странах Запада, причем происходивших примерно в то же самое время. Тем более, мы не знаем, чем были спровоцированы те локальные «погони» с нанесением нескольких ударов по почкам, но, зная общую картину, вполне можно предположить, что чем-то отнюдь не невинным: системное провоцирование силовиков на агрессию (причем под заготовленные повсюду камеры) очевидно для всех, кто не расстался с совестью. Несомненные же случаи насилия в смеси хамства и жестокости имели место уже по отношению к укрощенным революционерам – прежде всего, в легендарном Окрестино, но не только, а и в автозаках и даже в РУВД. Сюда следует также добавить и нередкие случае захвата скопом и непричастных людей.
Что это и зачем?! Какой был в этом смысл?! Кому это было нужно?! Ведь очевидно, что такие действия – с учетом информационной прозрачности, с учетом цепных реакций по семейным связям – не гасят протесты, а лишь кумулируют революционный заряд, злобу на власть, раздувают гражданскую вражду. Причем и внутри самих правоохранительных органов: кому хочется по чисто классовому принципу быть объектом злобы окружающих, да еще вместе со своими женами, детьми, родителями? Также очевидно, что никакой угрозы физического захвата власти не было – силовой резерв не был задействован и на 5%: даже на Украине, при всей мощи униатско-бандеровскойсекты, без дворцового переворота и беспомощности Януковича перед западными элитами, никакой Евромайдан штурмом власть бы не взял. А если вспомнить, с какой демонстративностью порой делалось неоправданное насилие в Беларуси?
У кого из нелишенных совести и разума не возникнет стойкое убеждение, что за всем этим (и гораздо большим) стоит масштабная провокация – как, впрочем, и целые пласты государственной политики доселе, которые вызвали такую волну неприязни и даже ненависти к тому, кто еще совсем недавно большинством признавался за Батьку? Ведь и как бы ни пытались революционные стратеги и их рупоры, при соучастии либерального священства, трубить о «жестокости белорусских карателей», милиция – плоть от плоти часть белорусского народа, причем многие годы считавшаяся в целом едва ли не эталоном вежливости и отзывчивости. Тот же бывший глава МВД Юрий Караев в самой среде силовиков был известен скорее как «вежливый интеллектуал», приход которого, к слову,на должность на смену идейному патриоту и борцу за нравы И.Шуневичу не без потирания рук восприняла прозападная оппозиция и то же либеральное священство. Не переродились же белорусские силовики за пару дней-недель!
Почему нет серьезных разоблачений откровенных элементов заговора и саботажа, которые попросту не могли не созревать в условиях либерально-прозападного духа и мировоззрения значительной части населения и особенно в среде правящей элиты? Это – действительная загадка. Впрочем, в ней заключен и ответ на справедливый сам по себе, но лукавый в контексте вопрос, который поныне звучит со всех сторон (и не только оппозиционных): а где правосудие над теми силовиками, кто всё же совершал преступления? Да, они понимают ответ на этот вопрос. Публичные суды над таковыми, как и публичные осуждения таковых со стороны Церкви, – чего бы так хотели как светские, так и «церковные» революционеры, – невозможны, поскольку для власти это означало бы постановку под угрозу самого корпоративного доверия ей со стороны силовиков, «поиск крайних». А многие ли из этих «правдоборцев» готовы были бы ради правды судить или даже как-то ущемлять «своих»? Да никто! Тем более что, чего греха таить, и само перепуганное руководство страны (причем чрезмернодо подозрительности – начиная с фантома тех же «33 российских боевиков») дало установку на «жесткие действия», которая, помноженная на провокации извне (от революционеров) и изнутри (от «своих»), не могла не привести к локальным вспышкам «экстремизма силовиков». К тому же, чего опять же таить греха, за десятилетие строительства суверенно-многовекторного «древнебелорусского» рыночного социализма Александр Лукашенко со сформировавшимся окружением в основном из «преданных, а не идейных», несколько отвык от доверительного открытого общения с народом. Только вот не на его восстановление нацелено БЧБ-движение…
Но здесь, пожалуй, мы подошли к предельной стадии вопроса. Впрочем, и она не понравится нашим либеральным гуманистам, включая «церковных» БЧБ-революционеров. Допустим с высокой степенью вероятности, что нашлось большее или меньшее число офицеров и бойцов, которые проявили жестокость, причем достаточно сознательно и даже без раскаяния. Но что это значит? Кто в этом виноват? Прежде всего, имеет ли это фундаментальное политическое значение? Значит ли эта неоправданная жестокость и насилие, что белорусский народ, включая патриотов среди чиновников и силовиков должны передать власть тем, кого поддерживают те, кто пострадали от этого неоправданного насилия? Принесло бы это мир белорусскому народу? Устранило ли бы корни проявления такого насилия? Или наоборот, лишь значительно бы усугубило – как недавно во всех странах, «высвободившихся» из-под «социалистического гнета» с приходом к власти полных единомышленников нынешнего БЧБ-движения. Всего движения, – не говоря уже о его вождях…
Ну и самое важное здесь для нас: а какова мера ответственности Церкви за такое насилие? То есть, кто в Ней виноват и что делать? Может, митрополит Вениамин, который – к разочарованию и даже порой ярости годами называвших себя «аполитичными» БЧБ-клириков с паствой – отказался распалять революционные страсти с неизбежной эскалацией насилия: примерно тем способом, как клирики-лжегуманистыС.Лепин в случае с «мемориалом Бондаренко» и А.Кухтаи В.Богомольников в случае с «поручительством» за «голодавшего 40 дней» известного неофашиста Лосика? Или, может, Синод белорусского Экзархата? Но, как мы сказали вначале, Синод вынес справедливое осуждение насилию с обеих сторон (подчеркнув и особую ответственность со стороны власти, облеченной законной вооруженной силой), а выносить суждение по каждому случаю без всей вышеописанной целостной картины – было бы попирающим Правду лукавством и пособничеством антихристианским революционным силам. К тому же и сам митрополит Вениамин после приснопамятной первой встречи с президентом Лукашенко, за которую на него набросились клирики-революционеры, публично объявил, что на встрече «судил с разных сторон, чтобы учитывать различные мнения и понять, почему возникает нынешняя ситуация в Беларуси», – то есть, любому вменяемому очевидно, что не поддакивал действию властей как «безупречных», а через несколько дней подтвердил изначальную позицию Синода и даже заострил ее. Еще раз пропишем ее абсолютно истинную, православную формулу: Церковь против всякого неоправданного насилия и всякого лукавства, но при этом Церковь категорически против того, чтобы прозападные безбожные революционеры-демагоги и их западные патроны использовали имеющиеся ошибки и заблуждения власти, пороки самого общества для захвата государства – как это было в начале и в конце XX века.
А вот сделали ли сами «церковные» бунтари достаточно (или хотя бы что-то), чтобы белорусские правоохранители чурались бы всякой подлости и жестокости, злоупотребления высокими полномочиями и правом на законную силу, подражая, например, благородству дореволюционных городовых? Не в революционные дни, когда уже подводятся итоги, а до того? Много ли усилий предприняли самые «передовые» «правдоборцы» – руководители ключевых миссионерского и информационного Синодальных отделов, – чтобы раскрыть сердца правоохранителей к православной вере и добродетелям? Или гродненские либерально-литвинские революционные «плакальщики» в рясах (во главе с епископом), которые, как известно, из ненависти к Русскому миру удушили духовно-патриотическую работу в епархии с силовиками. Разработали ли они миссионерские программы для правоохранителей – на образах русских благоверных воинов? Установили ли постоянное сотрудничество с ведомственными газетами и идеологическими отделами силовых структур? Или, быть может, они, много лет нося либеральный дух бунтарства, высмеивания и чурания церковно-государственной симфонии и уж, тем более, БЧБ-неприязни к русскому православному воинству, сами же служили духовной непросвещенности белорусских силовиков с наполненностью их быта тем, что порождает неконтролируемую злобу и жестокость (мат, блуд, алкоголь, бахвальство)? Ибо исправлять грехи и страсти у людей – это не то, что вылезти в соцсети или даже на холм со Стеллой и поорать «за правду и ненасилие» при «новой власти»!
А ведь если бы высокопоставленные церковные чиновники занимались бы духовно-патриотическим окормлением власти и воинства в духе Святой Руси(а не травили бы таковых священников и потирали руки на либерально-прозападные изменения в государственной политике), параллельно отвращая свою паству от либерально-демократических призраков, то не было бы и повода ни для революции, ни для какого-либо встречного насилия, и общей жестокости вообще. Правда ведь заключается в том, что, на самом деле, в глубине души или даже осознанно все они вкупе (включая священников!) не огорчались, а радовались тому всплеску насилия, которое произошло в Белоруссии (как и 6,5 годами ранее на Украине), – как и всякой сакральной жертве. Менее всего их устроили бы традиционные тихие ритуальные выборы с ненасильственнымвоспроизводством власти Александра Лукашенко, а также планомерное затухание страстей и силовых столкновений уже после вспышки насилия. Ибо без насилия места какой-либо «героической» воинственной пропаганде «ненасилия» на уличных и интернет-баррикадах попросту бы не нашлось. А так хочется хайпа и самопрезентации, показать кукиш Русскому миру и войти в Европу общей с католиками и протестантами «единой нацией» и со свободным доступом к европейским грантам «за всё хорошее и толерантное»!..
Действительное же преодоление всякой неправды, включая неправедное насилие, в Белоруссии не только не совместимо с взятием власти в руки революционно-демократическими БЧБ-силами при помощи революционно-демократических же методов (насилия и лжи), но находится на прямо противоположном пути. Пути мирного и ревностного восстановления в государстве и обществе христианских порядков, включающих, помимо прочего, православную религиозность, иерархичность, соборность, смирение, целомудрие, патриархальность, сакральное отношение к власти, духовное просвещение чиновников и народа.Ибо справедливость, народное согласие и ненасилие (в доступной мере в земном бытии) могут быть только в православно-христианском государстве (и никогда – в либерально-демократическом). В чем да поможет Церкви, Ее достойному священству и всем православным патриотам, Бог!