Как уже сообщала «Русская Народная Линия», в августе прошёл Всебелорусский Крестный ход, приуроченный к 1030-летию основания Полоцкой епархии. Крестный ход начался 19 августа в день праздника Преображения Господня. В Свято-Успенском Жировичском монастыре архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий напутствовал паломников и возглавил начало торжественного шествия. Паломники прошли 250 километров, их маршрут пролегал через 4 епархии и 18 храмов. Крестный ход завершился 26 августа торжественным шествием по городу Минску, после которого митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию и молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Минская» в Свято-Духовом кафедральном соборе.
Мы попросили нашего постоянного автора, Дмитрия Куницкого, рассказать об этом.
Практика Крестных ходов возрождается на белорусских землях Русской Православной Церкви в последние годы, с приходом нового митрополита, после десятилетия (и особенно пятилетия) определенного подморожения данного священного обряда, связанного как с идеологической атмосферой в белорусском государстве, так и с духовным кризисом в самом Белорусском Экзархате, на руководящих уровнях которого прочные позиции тогда занимали более ли менее идейные западники-русофобы, националисты литвинского типа, либералы, экуменисты, обновленцы или, по крайней мере, люди теплохладные, ориентированные на решение текущих узких материальных, финансовых и организационных вопросов (нередко личного уровня).
Для православных христиан известно, что Крестные ходы имеют колоссальную мистическую силу, проявляющуюся в благодатном многостороннем просвещающем воздействии на людей как на личном (участников Ходов), так и на общественном (городском, страновом) уровне – от прекращения страшных эпидемий до умиротворения волнений, просветления умов. Просветление умов сообщает им мышление в русле Божьей воли и касается широкого спектра вопросов, включая цивилизационные и геополитические: несомненно, что всё, что входит в понятие Русского мира, как раз и отражает в себе Божью волю. Потому так ненавидят Крестные ходы западные элиты, их службы и местные агенты и сочувствующие: напротив, они стремятся осквернять пространство противоположностями Крестных ходов с противоположным им эффектом, прежде всего, шествиями содомитов (гей-парадами), с чем и связано такое значение, которое придают их защите политические элиты Запада.
Одновременно с естественно-мистическим можно отметить и естественно-психологическое воздействие Крестных ходов на души людей – их сердца и умы, а, соответственно, и на их мировоззрение, идеологические убеждения и действия. Крестные ходы являются благочестивой церковной византийско-русской традицией (характерно, что ей подражают даже белорусские католики – в отличие от своих западных единоверцев). Знаменитый «Бессмертный полк» является рожденным из недр народной души продолжением тысячелетней традиции этого священного обряда. Постепенно к нему привлекается внимание всё большего числа людей, государственных СМИ, а через них – и к самой Церкви, ко всем общим и частным смыслам, которые несет в себе Крестный ход.
В этом году Крестный ход приурочен к 1030-летию основания Полоцкой епархии, которую условно принято считать началом полноценной христианской жизни на Белой Руси, в глубинном плане – рождение самой Белой Руси на землях восточнославянских языческих племен. Вышел Крестный Ход на праздник Преображения из белорусской духовной столицы – Жировицкого монастыря – и должен завершиться его прохождением через половину стольного Минска в день явления в 1500 году на реке Свислочь в историческом центре города Минской иконы Богородицы, написанной с самой Богородицы апостолом Лукой и приплывшей против течения по Днепру из Киева, куда до того она попала из Константинополя. Несложно отсюда сделать глубокие историко-смысловые выводы, на которые наводит нас данная история и за которыми просматриваются явные указания свыше. Минск, в те века попадавший под усиливающуюся польскую зависимость, был еще тогда предузрен в качестве будущего значимого центра православного Русского мира. Что сейчас и исполняется.
Кроме того, есть смысл задуматься и о переносе на этот день празднование Дня города, ныне приуроченного к первому упоминанию Минска в «Слове о полку Игореве» по случаю произошедшей здесь братоубийственной битве на Немиге, одного из трагических случаев эпохи княжеских междоусобиц. Духовная разница обоих поводов к торжествам очевидна.