В эти дни череды праздников Святой Руси – недавней памяти святых Царственных мучеников, равноапостольных Ольги и Владимира, преподобных Сергий Радонежского и Серафима Саровского, Дня Крещения Руси – почему бы немного не порадоваться знамениям оживления Православной Церкви на Белой Руси за без малого год ее новой исторической эпохи при митрополите Вениамине!
Общерусский Крестный ход с мощами благоверного князя Александра Невского в Белоруссии в этом году ознаменовался настоящим Торжеством Православия. Начался он с соборных празднеств в Витебске (основанном равноапостольной Ольгой и откуда святой князь взял себе супругу Александру Брячиславну), которые венчались освящением начала строительства Софийского собора прямо над Двиной. Далее ковчег со святыми мощами прошел почти по кругу через все крупные города Белоруссии, включая ее западное пограничье с польско-католическим миром, освятив белорусскую землю.
А завершился святорусский крестный ход долгожданным годами многолюдным столичным Крестным ходом – первым за десятилетие (а по центральному проспекту Минска – впервые после революции 1917-го вообще), – завершившимся акафистом у Кафедрального собора святому князю у его мощей. Впервые после БЧБ-майдана-2020 аорта и сердце белорусской столицы были освящены. Теперь есть надежда, что данный Крестный ход станет для Минска традиционным и будет впоследствии приурочен ко Дню Крещения Руси или ко Дню всех святых белорусской земли, а лучше всего – сразу к двум, тем более что они соединяют в себе русскую общность и белорусскую особенность. Оба праздника должны стать для Белоруссии государственными и всенародными (вместе с Днем народного единства 17 сентября), вытесняя атавистические 8 марта, 1 мая и 7 ноября. Это общее соборное задание для православных священников и мирян-патриотов (особенно же интеллигенции и общественников)!
Следует сказать, что минский Крестный ход, хотя и возрадовал многих своим видом, был еще ощутимо новоначальным, пробным, не таким многочисленным, как хотелось бы и могло быть (несмотря даже на разгар рабочего дня, сезон отпусков и ковид). Большой резерв – в государственных СМИ, замолчавших данное священнодействие (как и всё шествие мощей святого благоверного князя) – как в преддверии Крестного хода, так и в день его: очевидно, олицетворение Русского мира и Святой Руси до сих пор вызывает большие опасения у руководства идеологической сферы. В целом, – большое пространство для работы и творчества! Эталоном и маяком для Минска должен стать традиционный киевский Великий крестный ход, который в этом году собрал около 350 тысяч человек – это в условиях-то оккупации и под прицелами бандеровцев и црушников!
Стоит вспомнить, что 5 лет назад в киевском Крестном ходе слились Крестные ходы с запада (Почаевской Лавры) и востока (Святогорской Лавры). Нечто подобное могло бы быть в будущем и на День собора всех святых земли белорусской в Минске, как раз находящемся в центре страны. Тем более что одновременно с шествием ковчега с мощами благоверного князя Александра через Беларусь с севера на юг прошел и «многодневный крестный ход “Не в силе Бог, а в правде!” из Витебска в Туров»: «За 24 дня участники крестного хода с иконами Пресвятой Богородицы и благоверного князя Александра Невского прошли 500 километров, совершая остановки в 20 населенных пунктах».
К слову говоря, уже сейчас ощущается серьезное изменение присутствия Церкви в государственных СМИ. На СТВ непрестанным политическим Православием занимаются Евгений Пустовой и Григорий Азаренок. Совершенно преобразились церковные новости на БЕЛТА: если ранее таковые появлялись только несколько раз в году по главным праздникам и половина материала посвящалась связанным с ними языческим суевериям, то теперь даже дни памяти святых не проходят мимо, и притом с новым качеством. На примере «Серафима Саровского: почему он так любим простым народом?» мы видим, по сути, проповедь на главном (особенно после долгожданной кончины TUT.by) новостном портале страны.
Золотые слова вновь зазвучали из уст главы государства: «При любых интересах внешних игроков развязанная ими битва – это битва за ценности. Наши ценности не вписываются в систему глобалистского мироустройства, потому что противоречат и мешают целям тех, кто в этой системе намерен доминировать. В отличие от нас, белорусов, как и большинства народов мира. Ведь что не нравится на самом деле, я бы даже сказал, раздражает, – то, что белорусы являются хранителями мира, христианских традиций и, скажем откровенно, здорового консерватизм». Да! И теперь остается только не одним словом, но и делом всячески стоять на этих ценностях, выяснить их суть и обеспечить их всестороннее выражение, окончательно перестать торговать и играть ими (в частности, твердо закрепить их в Конституции), строить на них всю государственную политику, настроиться на действительно безкомпромиссное противостояние в антихристианским Западом и его элитами!
Еще более ясно высказался (как раз в связи с Крестным ходом) один из главных государственных экспертов в СМИ, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук Николай Щекин: «Исторические традиции Беларуси – это христианские ценности, в основе которых православная вера. Православие стало для нас символом свободы, любви, надежды и государственности, то есть общности белорусского народа. Поэтому мы не можем допустить, чтобы храмы были только архитектурными памятниками. Становление человека, гражданина, патриота может быть только в связи с духовной состоятельностью… Храм-памятник в честь Всех святых стал святым местом для белорусов, и потому глубоко символично, что Патриарший Экзарх всея Беларуси совершит здесь молебен святому Александру Невскому… Призыв Александра Невского – “Не в силе Бог, а в правде” – стал духовной скрепой единения православных народов. И сегодня этот призыв как никогда проявляет силу и жизнестойкость белорусского народа. Пошлые версии и интерпретации коллективного Запада с целью принижения и выдавливания Православия из жизни славянской цивилизации и традиций белорусского народа являются целенаправленной работой по уничтожению белорусской государственности. Беларусь – страна исконных православных традиций, христианский форпост мировой цивилизации».
Нельзя пройти мимо и еще одного чудесного события: чина основания единоверческого храма, проведенным митрополитом Вениамином по старому обряду. Это ведь также – символ общерусской миссии Белой Руси! Вот оно – настоящее миротворчество, а не порочная «минская площадка» или потенциальная арена экуменизма!
До церковно-государственной симфонии в Белоруссии еще далеко, но пусть к ней уже намечен.
Дмитрий Куницкий