От редакции: Нельзя не согласиться с мыслью автора, что сегодня, говоря о Царственных Мучениках, чаще речь заходит о подлинности или подложности «екатеринбургских останков», а не о подвиге Государя, не о покаянии и молитве к нему. Однако в пылу полемики автор зачем-то чрезмерно упрощает аргументы своих оппонентов.
1) Источников для признания останков, конечно, предложено не два: «записка Юровского» и генетическая экспертиза, а больше. Следствием проведён целый ряд экспертиз: антропологическая, историческая, трассологическая, почвоведческая, стоматологическая и др., и все эксперты пришли к выводу о подлинности останков.
2) Помимо «записки Юровского», составленной при помощи профессора М.Н. Покровского сегодня уже известны воспоминания Юровского и стенограмма собрания 1934 года, где Юровский излагает ту же версию, что и в записке.
3) «Будто какая-то незримая сила подталкивает нынешнюю весьма уважаемую комиссию» – не без патетики восклицает автор. Однако сила эта известна – просьба священноначалия провести новое расследование с активным участием Церкви, чтобы, наконец, поставить точку в этом болезненном для Церкви вопросе. Ведь в Петропавловском соборе захоронены предполагаемые останки святых мучеников, а Церковь не знает, как к этому относиться. Следствие проведено, его проводил новый следователь, Церковь активно участвовала в его ходе, теперь Следственный комитет готов доложить результаты. Не всех они устраивают, но это другой вопрос.
4) Автор призывает к установлению тех, кто организовал и осуществил цареубийство. Между тем, сделать это непросто, поскольку нет изобличающих и доказывающих причастность большевистских руководителей документов. Сегодня добросовестные историки, опираясь, увы, только на косвенные факты всё-таки говорят не о «самоуправстве» уральских большевиков, а о причастности, по меньшей мере, Свердлова к организации цареубийства. Большего сказать историческая наука сегодня просто не может.
То и дело заходит речь о признании екатеринбургских останков мощами Царственных мучеников. Даже грохот канонады спецоперации не заглушает требований, возгласов признать поскорее.
Источников для признания предложено два: сомнительная записка убийцы-исполнителя Юровского и генетическая экспертиза. Послушать нынешних православных батюшек, создаётся впечатление, генетика наше всё. Православные батюшки из признавших и все к ним примкнувшие стали лютыми сциентистами (а там и до материализма недалеко).
Выглядит также странным, что православные люди оголтело верят записке Юровского, автографу одного из большевистских бесов, чей начальник как известно отец лжи. И что они там состряпали вместе с лживым большевиком от истории проф. Покровским одним лишь бесам известно.
Генетика, конечно, вещь более объективная, но при всех сложных манипуляциях с образцами остаётся место человеческому фактору. Это всё равно что безоговорочно верить в истинность допинг пробы фигуристки Валиевой, которую якобы «слепая» экспертиза обрекла на пытку.
И всё-таки дело даже не в этом, а в том маниакальном стремлении опередить и Господа Бога, и народ Божий, формально утвердив «акт» признания. Что за острая нужда построить пышную гробницу и успокоится на этом? А в том, что именно на этом хотят успокоиться, никаких сомнений нет. Будто какая-то незримая сила подталкивает нынешнюю весьма уважаемую комиссию.
Не Христос ли говорит: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк. 11:47–48).
Не Христос ли говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков». (Мф. 23:29–30).
О чём Он говорит?
А говорит Он о том, что вместо глубокого раскаяния и возвращения на стезю, на которую призывал и указывал пророк, праведник, мученик, – вместо этого предлагается вслед за признанием мощей, украшением их и захоронением перевести в архив, в реликварий кровоточащую и нерасследованную историю цареубийства. Перенести и замуровать.
Но ничего не получится. Ибо камень, который строители отвергли, воистину сделался главою угла. Продолжение известно. Хотят признавать это горе-строители или нет, неважно.
Невозможно выйти из цареубийства без полноценного и деятельного покаяния и без установления всех тех, кто злоумышлял, задумывал, способствовал, исполнял преступление. А также и того, зачем они это делали. Ибо обыденного объяснения нечеловеческого убийства отрешённого императора, его супруги, и уж тем более цесаревича, дочерей, детей нет и быть не может.
Нам же теперь предлагается принять к сведению, что некая группа местных чекистов в революционном запале взяла да и расстреляла Царскую семью. Семью, каждый шаг которой контролировался из захваченного большевиками Кремля.
Потом де, чтобы скрыть следы те же местечковые киллеры безалаберно закопали трупы. А их «бригадир» даже написал записку, о том, где закопал. Вот, мол, сведущие люди всё и нашли, да и генетики к тому же проверили находку. Складно всё получается, рядком да ладком, не правда ли?
А банда Ленина, Свердлова, Троцкого оказывается не причем. И даже Войков не причем. И земля мученичества Царя до сих пор называется Свердловская область. И Москву и прочие города и веси Руси украшают топонимы с именами Ленина, Свердлова, Войкова и иже с ними.
Совсем не говорится и о том, что же делать Русскому народу, в чьей душе пусть не всегда осознанная, но не становящаяся от этого менее смертельной, рана причастности равнодушием к отрешению Царя и что еще более страшно к убиению Царя и Царского семейства.
Рана длится незнанием и непониманием того, что на самом деле произошло с Царской семьей. Кем она была для Русского народа и Русской земли. В затемнении смысла, увы, продолжают играть неблаговидную роль и иные представители Русской Православной Церкви, которые не могут найти в себе волю высказать требование остановить принятие поспешных решений. Прекратить трансляцию кощунственных фильмов, где «эксперты» сотрясают останками (возможно, святыми мощами) перед объективами телекамер.
Перейти к вдумчивому разговору о Царственных мучениках, о глубине их жизненного подвига. Об их жертвенном служении длинною в жизнь в попытке спасти беснующееся общество, спасти болеющий народ и его вождей вплоть до самоотречения и готовности взойти на Голгофу.
Всего этого нет. Мы построим гробницу и будем жить как раньше.
Мы будем говорить или повторять за говорящими или недостойно слушать привычную ложь, про то, что хороший, но слабый человек погубил державу, а самые отмороженные станут повторять слово «Николашка». Мы будем продолжать тупить и твердить, что цветущая сложность Серебряного века прекрасна. И всё. Будто не в ней, не в той сложности выросли цветы зла и смерти. Мы будем твердить или внимать кликушам о великих деяниях комиссаров сколотивших советскую страну. Будто не понимая, что прежде чем пройти очищение Великой Отечественной войной то была страна коммунистического ИГИЛа (организация запрещённая в РФ), где убивали за веру в Христа, за приверженность Церкви, за сам факт рождения в неугодном диктатуре сословии.
«Признанные» останки будут лежать в пышной гробнице. А мы будем по-прежнему жить без своего Царя и без его заступничества.
И всё же Царь любит нас, жалеет нас, надеется на вразумление. На то, что основное внимание мы уделим не спорам по поводу предполагаемых мощей, а ему самому, покаянной молитве к нему, ко всем Царственным мученикам. А главное, тому деятельному покаянию, которое состоит в том, чтобы вновь сделать землю нашу Русской и Православной в истинном смысле этих понятий.
Не отсюда ли перенос Собора, долженствующего принять «акт» о признании. Сначала из-за карантинных мер, теперь вот, возможно, если ума хватит из-за «транспортных ограничений». То есть по причине объективных, независящих от людской субъективности обстоятельств. Даётся время подумать, взвесить – а стоит ли уж так торопиться?
Останки (мощи) могут быть расположены для поклонения всех желающих в подобающем месте, в каком-либо знаковом храме. Но это не надо сопровождать неким окончательным вердиктом. Господь и сами святые укажут, как это не раз бывало в церковной истории, где правда, а где порождающее многие беды «хотение человеческое».
Александръ Бѣловъ, православный публицист