Много всего пришлось испытать Русской Церкви. И всё же за тысячу лет ничего подобного нынешней ситуации не случалось. Ситуация необычна: нет гонений от безбожных властей, есть храмы, есть священники, есть народ, желающий прийти в храмы на Пасху. Но храмы открыты только для священников и закрыты для народа.
Потому как карантин. Который по отношению к православным введён криво. Без каких-либо согласований и объяснений. Кроме того, раз уж дело дошло да закрытия дверей храмов на время Святой Пасхи, то ответственность за столь беспрецедентное решение не может на себя брать санитарный врач региона (от светской власти), епархиальный викарий (от церковной). На что тогда спрашивается высшая власть (и та, и другая)? Народ ведь у нас не дурак, понятливый, ждёт объяснения.
В конце концов, нашли же выход в Вологодской губернии, где было сказано: «Можете идти на Пасху в храм в случае острой необходимости». Одним словом, взвешивайте, решайте, принимайте свободное решение в полной ответственности за себя и за своих близких. Примерно также разрешил ситуацию в Белоруссии Александр Лукашенко.
Возможно в Москве, Питере, Нижнем других крупных городах был смысл тем мирянам, для которых не быть на Пасху в храме – реальная трагедия, пройти тест. И только по его результатам быть допущенными к общественному богослужению. Или провести укороченную службу в уличном формате с соблюдением всех положенных предосторожностей. Да мало ли вариантов.
Ну и конечно, если медицина видит настоящую и неминуемую угрозу, нужно и президенту, и патриарху на данную тему вдумчиво, обстоятельно, совещательно говорить с людьми. Благо каналы общения имеются, – не средневековье.
Надо служить одним священникам – значит надо. Одинок человек, и нет у него ничего, кроме радости Пасхи – пусть придёт, взяв перед государством обязательство после пройти положенную самоизоляцию.
И всё же суть в том, что Господь попустил нам пройти через такую необычную Пасху.
Чуть было не сказал грустную. Но грустного Воскресения Христова не бывает и быть не может. Воскресение Христово всегда радостно. И никакой коронавирус этой радости помешать, конечно, не в силах. Были у пасхального торжества враги и посильней, да только где они.
Пасха 2020 – это Пасха-размышление, Пасха – осознание многого.
Всего того, что наши мечтатели от Православия предпочитали годами выносить за скобки, за пределы своего благодушного, становящегося сектантским сознания. Сектантским, потому что многие стали видеть в Церкви остров психологического, душевного релакса. Замкнутый мирок, предпочитающий жить, не замечая разверзающуюся апостасийную бездну.
Многие батюшки в этом мирке стали превращаться в семейных психологов для своей же семьи и для очень узкого круга прихожан, но никак не в капитанов кораблей спасения, которыми призваны стать наши храмы сегодня. Оглядка на власть имущих, тяга к комфорту, оторванность от бед и нужд народа, от трагедии русской жизни, обрядовость – всё это привело к печальной картине.
Большие красивые храмы стоят почти пустые. Без всякого карантина. Больно это видеть. Воочию. Но почему-то особенно, когда идёт телетрансляция обычной (не праздничной службы) каналом «Союз» или «Спас». Зачем объявлять карантин, когда в храме и так находятся 10-12 бабушек, ещё меньше мужчин зрелого или пожилого возраста?
Разумеется, Господь с радостью принимает этих причастников. Но Он ведает, что они верны, и они потерпят.
Сегодня, через нынешнее попущение, Господь как бы говорит нашим священникам: «Вам нравится быть хозяевами храмов, вы не хотите нести вместе с народом его бремена? Не хотите быть ловцами человеков? Се, оставляется храм вам на размышление: послужите в нём одни. Все клирики столиц».
Он говорит всем нам: «Вы не хотите ходить в дом Мой, не хотите принести в него молитву и покаяние, стать причастниками, войти со Мной в единство? Почувствуйте, как бывает, когда храм закрыт, а вы хоть и желаете прийти, но не можете. Прочувствуйте, поймите каким даром обладаете, но почти всегда отвергаете его».
Он говорит всей Церкви: «Трезвитесь, не уповайте на мiр сей, на блага его, на милость мiроправителей, ибо они непостоянны. Взамен лишнего купите два меча: станьте сильными в слове и духе, как сделали когда-то апостолы».
Господь как любящий Отец наказывает нас, нынешних православных, лишая непосредственного участия в Своём главном Празднике. Так же, как и любому отцу, Ему больно видеть Своих детей, отлучёнными от торжества. Но Он знает, что этот урок пойдёт им на пользу.
Обратим внимание, что Пасха с участием прихожан состоится во многих окраинах, в русской глубинке, скорее всего, в Донбассе. Здесь есть особый знак, особая милость Божия к обобранному и оболганному нестоличному Русскому народу.
Прошли пасхальные мессы с участием лишь священников в католических странах. Также готовится провести День Христов Греция, Болгария, Сербия (хоть и сопротивляется), Румыния, Украина, российские мегаполисы. Господь будто бы указывает с кем сейчас Он хочет разделить Своё торжество в первую очередь!
Он хочет быть посреди сельского прихода в того время как первосвященники одиноко служат службы в Соборе святого Петра в Риме, в Храме Его Имени в Москве.
Таково христианство. Таков Христос. Его не уловить никакими сетями. В том числе цифровыми. В сетях Он, как и во всем прочем он разбирается лучше врага.
Прислушаемся к Слову: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21: 25-27, 33-36).
Александръ Бѣловъ, православный публицист