Митрополит Черкасский Феодосий, подвергшийся гонениям, на прошлой неделе официально получил приговор. Он был признан виновным по одному из четырёх сфабрикованных обвинений. Дело против митрополита было возбуждено СБУ в связи с его проповедью, произнесённой в феврале 2024 года во временном приюте для монахинь Богородице-Рождественского женского монастыря, которые были насильно вывезены из обители в ноябре 2023 года
Монахинь выгнали из келий, священнослужителей избили, прихожане тоже пострадали. Позже сёстры нашли убежище в скиту Красногорского монастыря.
Выступая перед прихожанами 7 февраля, митрополит Феодосий охарактеризовал дело как сфабрикованное и грубо сконструированное, но при этом выразил благодарность Богу за приговор. Он отметил, что его защита будет оспаривать решение во всех судебных инстанциях Украины, включая Верховный суд, а при необходимости и в Европейском суде по правам человека.
В ходе судебных процессов многие храмы в епархии митрополита Феодосия были захвачены силой, а на его жизнь было совершено как минимум два покушения. Иерарх провёл годы под домашним арестом в качестве меры предосторожности.
Примечательно, что на фоне этих процессов, главарь ПЦУ Думенко от имени «Синода» своей структуры обратился к духовенству и верующим канонической УПЦ. Документ, озаглавленный «Обращение Священного Синода к православным верующим, духовенству и иерархам на Украине, которые зависят от позиции Российского патриархата», не уточняет, в чём именно заключается эта зависимость.
В тексте обращения говорится о том, что во времена митрополита Владимира (Сабодана), который был предшественником нынешнего предстоятеля УПЦ, проходили официальные встречи между представителями различных частей украинского православия. Однако, начиная с 2014 года, после смерти митрополита Владимира, все попытки возобновить диалог со стороны официальных руководителей ПЦУ остались без ответа. Также были отклонены письменные приглашения патриарха Варфоломея участвовать в объединительном соборе в Святой Софии — откликнулись лишь два митрополита.
Думенко выразил недовольство тем, что ПЦУ не получила от УПЦ даже формального ответа на свои предложения о диалоге и вновь призвал к «конструктивному диалогу», отметив, что игнорирование ПЦУ противоречит томосу и каноническому порядку.
Он сообщил о создании «Комиссии по диалогу» как «публичном свидетельстве конструктивной позиции» и призвал другую сторону поступить аналогично, создав свою комиссию для начала диалога без предварительных условий.
В обращении Епифаний к сторонникам УПЦ обращается «братья и сестры, отцы и владыки», и вообще в нём характерно мягкое повествование, как будто бы и не было рейдерских захватов храмов и монастырей, избиений и погромов с оружием и перцовым газом.
Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов в интервью информационному агентству «Антифашист» прокомментировал церковную ситуацию на Украине: «В 2026 году ничего для Украины принципиально не изменилось, поэтому они и продолжают давить. Никаких внешних форм воздействия в отношении режима Зеленского не сделано. Руководство США, которое в Анкоридже, судя по всему, дало России какие-то обещания оказывать давление, эти обещания не выполняет.
И уже на высоком уровне в России слышны разговоры, что "дух Анкориджа" исчерпан. Видимо режим Зеленского почувствовал это, и с двойной силой продолжил репрессии в отношении Украинской Православной Церкви. Они, конечно, не столь масштабны, как ожидалось, но, тем не менее, по значимым делам позиция не меняется.
Митрополит Святогорский Арсений до сих пор находится в тюрьме, и меру пресечения "украинское правосудие" ему не меняет. Будто бы владыка является каким-то опасным рецидивистом, который окажет влияние на каких-то свидетелей якобы совершённого им преступления. Это очевидное издевательство, причём издевательство, нацеленное на то, чтобы запугать остальных.
К этому разряду относятся и действия в отношении ещё одного современного исповедника православия митрополита Черкасского Феодосия, в отношении которого вынесено судебное решение. Решение откровенно издевательское».
Анатолий Степанов напомнил, что владыку Феодосия обвиняют в том, что «он не считает раскольничью ПЦУ церковью, а считает её расколом. А по украинскому кривосудию — это разжигание межрелигиозной розни. То есть он раскольников называет раскольниками, а сектантов — сектантами. И это подпадает под уголовную статью».
«А вот нападать на законную и каноническую УПЦ, издеваться над ней — это ни под какие статьи украинского кривосудия не попадает. Ну а суть этого решения, объяснил сам митрополит Феодосий: его нужно было формально осудить. А уже потом, против него можно будет запускать в дальнейшем механизм, когда митрополит Феодосий окажется уже осуждённым, ему можно будет вменять рецидивизм. А затем уже и реальный срок», - сказал главный редактор РНЛ.
«Судя по всему, - полагает Анатолий Дмитриевич, - это и есть цель украинского режима в отношении митрополита Феодосия. Были уже публикации, когда чиновники киевского режима откровенно говорили о том, что в лице православного духовенства, а тем более епископата, им нужен очень ценный обменный фонд. Для того, чтобы вернуть на Украину тех военных преступников, которые осуждены российским судом.
Это примитивный шантаж, который использовали в своё время большевики, когда арестовывали и брали в заложников из числа представители так называемого старого режима. Угрожая им, большевики пытались повлиять на тех, кто боролся, или пытался бороться с этим режимом.
Поэтому ничего нового украинский режим не придумал. Это действия обычной террористической банды, которая захватила власть и действует в этой логике».
Также Анатолий Степанов прокомментировал обращение Думенко. «А это уже оборотная сторона той же самой политики, политики запугивания, террора, который проводит киевский режим в отношении законной канонической Церкви, - считает он. - Фактически Епифаний предлагает УПЦ объединиться с ним. Естественно, это объединение по его замыслу предполагает вхождение истинных архиереев УПЦ в незаконную раскольническую структуру, которую возглавляет Епифаний.
Епифанию кровь из носу нужна легализация. Пока что его признают только греки. И то не все греческие церкви. Иерусалимский Патриархат — одна из главных Церквей мирового Православия, входящих в так называемую Пентархию — законность ПЦУ не признаёт. Не признают её и целый ряд других Православных Церквей, крупных Церквей, в том числе Антиохийский Патриархат — ещё одна структура, которая входит в эту самую Пентархию.
«Тут нужно пояснить, - отметил главный редактор РНЛ. - Пентархия — это неформальное объединение из пяти Церквей, которые считаются самыми главными в мировом Православии. Сюда входят Константинопольский Патриархат, Александрийский Патриархат, Антиохийский Патриархат, Иерусалимский Патриархат и Московский Патриархат. Таким образом, три из пяти этих Церквей законность украинского раскола не признают».
«Думенко прекрасно понимает, в каком состоянии находится Украинская Православная Церковь, подвергающаяся расколу и гонениям. И поэтому действует совершенно бесцеремонно и нахально, надеясь на то, что какие-то архиереи дадут слабину в этом процессе и согласятся.
Может быть, даже согласятся не только потому, что их положение как-то улучшится или изменится, а чтобы сохранить от репрессий своих священников. Сегодня на Украине продолжаются бесцеремонные захваты православных священнослужителей.
Осуществляются постоянные попытки их мобилизовать, отправить на фронт, поскольку киевский режим не признаёт их священниками. Тем самым, Киев пытается таким образом давить на Украинскую Православную Церковь.
Ну и, конечно, второй метод террора — это аресты и судебное решение. Действия Думенко — это известная технология доброго и злого следователя. Злой следователь — это Зеленский, СБУ и ГЭСС во главе с Еленским. Это такая светская (можно сказать, репрессивная) структура в отношении Церкви. А Думенко — это добрый следователь, в роли которого он пытается сейчас предложить себя общественности.
В этом и есть весь замысел Киева, ничего нового», - считает Анатолий Степанов.
Во второй части беседы с «Антифашистом» Анатолий Степанов обсудил, как развиваются отношения Константинопольского патриархата с раскольнической ПЦУ:
«На некоторых ресурсах Украинской Православной Церкви, в частности на очень популярном в последнее время "Союзе православных журналистов" (СПЖ), в последнее время появляются материалы, в которых высказывается предположение о том, что между Варфоломеем и Думенко осложнились отношения.
Что якобы Варфоломей недоволен, что Варфоломей может попытаться ликвидировать эту структуру. На самом деле это либо наивные надежды на какое-то урегулирование этого вопроса, либо попытка затушевать фактическое положение дел, которое как раз опровергается этими действиями.
Очевидно, что Патриарх Варфоломей ни под каким видом не попытается дезавуировать своё собственное решение о признании ПЦУ. Для него это то же самое, что попытка высечь самого себя. В противном случае он должен раскаяться о содеянном, признать свои действия ошибкой и попытаться исправить ситуацию».
По словам Анатолия Степанова, это весьма затруднительно себе представить: «Да, разве что под каким-нибудь давлением извне. Например, со стороны Соединённых Штатов Америки. Но пока что со стороны администрации президента США мы такого давления и таких попыток не видим.
Поэтому Варфоломей будет до последнего стоять за ПЦУ, за Думенко и пытаться заставить остальные Православные Церкви признать эту структуру как законную и тем самым утвердить своё право на окончательный вердикт по ПЦУ в межправославных делах.
Собственно, этот раскол в мировом православии произошёл из-за того, что патриарх Константинопольский (который неформально с давних пор имеет титул "первого среди равных", и к которому как к главному авторитету обращались Православные Церкви в случае конфликтов между ними) попытался стать кем-то наподобие Папы Римского. Он захотел стать "первым без равных".
Богословы его юрисдикции эту идею активно продвигают и пытаются отстаивать. И православная полнота не признала право патриарха Константинопольского быть "восточным папой", не признала его право быть "первым без равных".
И прежде всего это право не признала Русская Православная Церковь, не поехав на Критский собор, который и должен был в 2016-м году легализовать эти особые права Константинопольского патриархата.
Собственно, результатом неучастия Русской Православной Церкви в Критском соборе и нежеланием Русской Православной Церкви признавать решение Критского собора и стало признание Константинополем украинского раскола. И используется эта ситуация на Украине в стремлении отомстить Московскому Патриархату, стремлении заставить и расколоть Московский Патриархат, ослабить Московский Патриархат и попытаться повлиять на политику Москвы в церковных вопросах.
«Кто может повлиять на Варфоломея? Гипотетически это правительство США. Это главная кормушка Константинопольского патриархата. Отсюда поступают все деньги. И там самая большая греческая диаспора, которая контролирует Константинопольский патриархат.
Вторая сила — Россия. А именно, победоносные действия русской армии, которая поставит точку в этом конфликте, в том числе и в вопросе преследования Украинской Православной Церкви киевскими властями.
Недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров ещё раз подтвердил, что одним из важнейших пунктов будущего мирного договора по Украине станет статус Украинской Православной Церкви и прекращение гонений на УПЦ со стороны киевских властей. Вот с этим только и связана надежда, и это может изменить ситуацию в наступившем в 2026 году», - заключил Анатолий Степанов.

