Современное человечество в своей основной массе вполне подходит под определение языческого. Относясь к своему Создателю с той или иной долей равнодушия, современный гражданин мира со всей серьезностью, а то даже и с истовостью, относится к гороскопам, приметам и прочим суевериям. Однако, самым главным кумиром современного человечества без всякого сомнения является золотой телец. Какие только горячие мольбы к нему не возносятся, какие только жертвоприношения, в том числе и массовые человеческие не приносятся к его подножию. Нет, золотой телец по праву занимает в пантеоне нынешних людей верховное место, но вот вторым божеством по значимости и влиянию на умы сейчас является наука. Причем если поклонение богатству носит вполне практический и утилитарный характер, то преклонение перед наукой обрело явные черты религиозного культа. От нее ожидают всеобщего благоденствия и счастья, т.е. функций подвластных лишь божеству.
У многих обывателей при слове «наука» ощущается в душе мистический трепет. Достаточно заявить, что то или иное положение подтверждено новейшими научными исследованиями как оно сразу же обретает статус абсолютной и непререкаемой истины. Да и как не возникать трепету и полному доверию, если мы с самого раннего детства окружены чудесами науки и техники? Электричество есть в каждом доме, благодаря ему мы пользуемся освещением, бытовыми приборами и вообще всеми благами цивилизации, а они весьма обильны. Холодильники, обогреватели, кондиционеры, пылесосы, миксеры и тостеры – всего не перечесть. А интернет и сотовая связь? Автомобили, поезда, самолеты – все это стало доступно каждому именно благодаря науке и техническому прогрессу. Как же не верить и не преклоняться?
Атомная энергия и космонавтика. Ядерные боеголовки, способные разнести планету на куски и многократно убить все живое на ней. Атомные электростанции, способные выдавать колоссальное количество электричества на протяжении десятков лет. Космические станции с обитателями. Спутники, летящие к далеким планетам и даже покидающие пределы солнечной системы. Нет, могущество науки поистине безгранично. Что из того, что «Вояджер» долетит до ближайшей звезды лишь через 40 000 лет. Человечество подождет, или, скорее всего, изобретет новый способ добраться туда гораздо быстрее.
А достижения медицины и биологии? Избавление от множества болезней, мучивших человечество долгие тысячелетия и создание новых патогенов, способных погубить его более быстро и надежно. Искусственное оплодотворение и генная инженерия, изменяющая живое до неузнаваемости. Уже не осталось сельскохозяйственных культур с неизмененной ДНК. Скоро, скоро мы придем к всеобщему изобилию и комфорту. Еще чуть-чуть и построим рай на земле. По последнему слову науки и техники. С генетическими мутантами, андроидами и киборгами, готовыми занять место устаревшего вида homo sapiens.
Место всезнающего и непогрешимого оракула прочно заняли нейронные сети, полностью заменив большинству людей процесс самостоятельного мышления. Да и зачем оно, собственно, нужно? Большой цифровой брат обеспечит тебя всей необходимой информацией. Да еще, в придачу, и полным контролем, ради твоей же, разумеется, безопасности и комфорта.
- Алиса, что мне поесть на ужин? Где лучше отдохнуть? Как жить?
На все вопросы ответ готов. Среднестатистический пользователь в благоговейном изумлении взирает на экран своего гаджета.
Учёные исполняют роль жрецов науки, вполне соответствуя основным принципам религиозного культа. Они прекрасно знают, сколь ограниченна область, исследуемая непосредственно их усилиями, однако есть же и смежные области, и другие дисциплины и вообще разные науки. Неужели общими усилиями они не смогут добиться желаемого? Сознание значимости своей миссии – непременный атрибут любого ученого. И в самом деле, куда без них? Младшие научные сотрудники и старшие, кандидаты наук и доктора, доценты и профессора, члены-корреспонденты и самая высшая каста – академики, обитающая где-то в заоблачных высотах, недоступных простым смертным. Именно они определяют, куда будет дальше двигаться прогресс, а с ним и будущее человечества. И не беда, если в результате новейших достижений конец истории наступит гораздо скорее, чем думают пессимисты.
Если какой-либо факт наука объяснить не в состоянии, то мы свято верим, что она непременно объяснит его в будущем. Сомнение во всесилии науки повергает нас в ступор. Наука чего-то не знает или не может? Такого не может быть, потому что не может быть никогда.
Примечателен диалог, состоявшийся у меня с одной юной девушкой, посещающей, между прочим, воскресную школу. Весьма, надо сказать, развитой и умной, явно выделяющейся среди сверстников. Речь у нас зашла о теории эволюции, сотворении мира и некоторых противоречиях этих воззрений с библейской историей. Мне показались ее суждения по этому вопросу несколько расплывчатыми и двойственными. Тогда я прямо спросил:
- Чему ты больше доверяешь: Библии или науке?
Она ответила не задумываясь, с лёгкой улыбкой превосходства.
- Конечно же науке.
- Почему?
- Библию же писали очень давно, многого не знали.
Вот она, настоящая-то вера! Вера в непогрешимость науки, её всеведение и всесилие. Зачем нам Всевышний? Рай на земле почти построен. Вот также предвкушали скорый триумф технологий строители вавилонской башни.
И вспомнились мне вдруг слова Создателя, скорбно изреченные перед потопом: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть…».
Последние времена на то и последние…
Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России

