Весьма значимые, но зачастую малоизвестные успехи различных форм народной инициативы и дипломатии в условиях СВО, позволяют делать осторожные прогнозы, что их потенциал далеко не исчерпан. Это касается не только волонтёрского и добровольческого движения на фронте и в тылу, о чём писал в т.ч. я, например, здесь, но рассматривается гораздо шире. Поделюсь личным опытом, как это возможно при наличии желания и самоорганизации православных патриотов.
Одни спят – другие молятся. Одним из таких незаметных, но удачных проектов можно назвать «Народную неусыпаемую Псалтирь», который организовал известный общественный деятель, в прошлом силовик и политик консервативного толка, а с некоторого времени ещё и активный православный христианин Сергей Карнаухов. Уже в течение нескольких лет после начала СВО, его усилиями удалось на базе одного из московских храмов организовать по известной православной традиции чтение неусыпаемой Псалтири за воинов, находящихся на СВО. Живых и пропавших без вести, раненых, оказавшихся в плену и павших.
Псалтирь – одна из древнейших богослужебных Священных книг ветхозаветной и новозаветной христианской религии – составляет основу православных Богослужений. Считается что чтение Псалтири, написанной в основном царём и пророком Давидом, жившим за 1000 лет до Рождества Христова и особо угодившим Богу, сугубо привлекает внимание Творца к нуждам читающего и за того, о ком просят. Об этом свидетельствует и многовековой опыт Церкви. Авторитетнейшие святые Отцы Церкви, как, например, Амвросий Медиоланский, говорили об этой книге очень возвышенно: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно». А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством.
В полном восторге от Псалтири и аскет святитель Василий, названный за свою жизнь и труды Великим: «Книга Псалмов …пророчествует о будущем…, даёт законы для жизни… она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны, и недавно уязвленному подаёт скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповреждённое поддерживает; вообще же сколько можно истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при сем приводит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным… Псалом – тишина души… он утишает мятежные и волнующиеся помыслы… посредник дружбы, единение между далёкими, примирение враждующих… Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту ангелов… упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жён…».
Особо чтятся в народе псалмы 26, 50 и 90. Считается, что их чтение помогает в безвыходных ситуациях, отгоняет злые помыслы и нечистую силу. Сохранилась благочестивая традиция вшивать эти от руки написанные псалмы в края одежды людям, отправляющимся в далёкие и опасные путешествия, а также на службу в армию, на фронт, в места лишения свободы.
Неусыпаемая псалтирь – это круглосуточное, непрерывное чтение священной книги, состоящей из 150 псалмов, написанных в форме стихов, разбитых для удобства на 20 кафизм – разделов. Её чтение – это скорее монастырская практика, получившая распространение в начале V века. Монахи по благословению настоятеля делили 24 часа между собой и по очереди читали священную книгу сутки напролёт, трижды вставляя в каждой кафизме прошения о братии: живых и усопших, поскольку «у Бога все живы».
Инновация Карнаухова состоит в том, что он, по благословению протоиерея Александра Абрамова – настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, сумел организовать аналогичное чтение Псалтири на обычном приходе. Эта инициатива получила достаточно широкое распространение особенно среди матерей, жён, сестёр и подруг воинов, находящихся или павших на СВО. Списки воинов регулярно пополняются всеми доступными каналами и молитвы о них ежеминутно возносятся к Богу. Уже есть немало примеров обратной связи от самих героев, за которых молятся на Псалтири. С некоторыми происходили реальные чудеса, когда они оставались живы или получали лёгкие ранения в случаях казалось неминуемой смерти.
В настоящее время чтение Псалтири для удобства переместилось в одну из московских часовен – «Проща» при Спасо-Андрониковском монастыре, где женщины и присоединившиеся к ним неравнодушные мужчины продолжают нести свой тихий подвиг, спасая и вымаливая жизни и души наших храбрых воинов. Часовня круглосуточно охраняется добровольцами – мужчинами, среди которых есть ветераны боевых действий. Все готовые пожертвовать своим драгоценным временем, желающие молитвенно помочь героям, могут обращаться в часовню, расположенную по адресу: г.Москва, ул. Сергия Радонежского, 25 или сделать это через бот @ThePsalterbot.
Вспомним всех поименно. Вторым примером народной инициативы и дипломатии, в котором непосредственно участвую я, является опыт Часовни-памятника павшим гренадерам под Плевной, что в Ильинском сквере, рядом со станцией метро «Китай-город». В советское богоборческое и безбожное время, которое она едва пережила, Часовня была полузаброшенной и осквернённой. Внутри находился склад уборочного инвентаря и по непроверенным данным общественный туалет. А ведь этот уникальный архитектурный объект единственный в своем роде не только в столице, но и в мире! Её проектировал один из лучших зодчих империи – В.О. Шервуд.
Она посвящена знаковому событию последней русско-турецкой войны 1877-78 гг., сражению под неприступной турецкой крепостью Плевна. Война, начатая Россией и Её Государем Александром Вторым по слёзной просьбе изнывающих под османским гнетом братьев-славян, завершилась через год полным разгромом турецких войск. Болгария была спасена и получила независимость. Но победа далась нелёгкой ценой, в зимней, горной войне, к которой Россия не готовилась заранее, погибло, пропало без вести, замерзло и умерло от ран более 100 тысяч воинов.
В сражении 9 декабря (по н.ст.) 1877 под Плевной, заблокированная в крепости 40 000 группировка противника пыталась с боем вырваться, чего не дали ей сделать храбрые русские гренадеры. Турки, потеряв тогда свыше 6000 солдат и офицеров, вынуждены были сдаться в плен, а наши славные молодцы лишились тогда же 559 героев. Эта блестящая победа русского оружия оказала решающее значение для всего хода войны, которая вскоре завершилась выходом наших войск к Константинополю и заключением Сан-Стефанского перемирия, давшего прежде всего независимость Болгарии и целому ряду других балканских государств.
В память о павших товарищах гренадёры выразили желание на собранные средства поставить часовню для их вечного поминовения. Пока собирались деньги и готовился уникальный проект, сочетавший суровую батальную скульптурную композицию из чугуна снаружи и нежной майолики внутри, стало ясно, что на месте захоронения товарищей, в Плевне часовню поставить не удастся. Тогда в 1887 году было определено ей место в Ильинском сквере, и она получила статус памятника-часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя Государя-Освободителя.
Уникальность её еще и в том, что она не только чудом сохранилась от погромов вандалов в 20-30-е гг., когда было уничтожены аналогичные часовни и архитектурные объекты периода русско-турецкой войны, включая памятник герою той войны генералу М.Д. Скобелеву, но и продолжает выполнять свою возложенную на неё духовно-просветительскую миссию. Внутри Часовни восстановили пропавшие в советское время доски с именами всех павших гренадер.
За последние 30 лет сложилась крепкая традиция дважды в год (в день сражения и в день провозглашения независимости Болгарии – 3 марта), служить здесь архиерейскую панихиду. Тогда часовня попадает в центр внимания не только знатоков и случайных зевак. Здесь собираются, несмотря на фактический бойкот со стороны болгарского посольства, представители общественности этого народа, торжественным маршем под развёрнутыми знаменами проходит почётный караул, звучит гимн России, стихи болгарских и русских поэтов, обмен мнениями, торжественный митинг и возложение цветов и венков.
Уже год, как часовня усилиями настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова, его правой руки иерея Павла Каледы и православных активистов Москвы, действует в ежедневном режиме. Посетителям, среди которых немало гостей города, включая иностранных туристов, дежурные – волонтёры со знанием дела проводят мини-экскурсии, отвечают на вопросы, деликатно подсказывают, как правильно поминать воинов, своих родственников. Но главная их миссия – чтение Псалтири, что возвращает часовне её сакральный смысл, преодолевая вынужденный временный, длящийся десятилетия разрыв и служит действенным примером возрождения, казалось бы, утраченных традиций.
На Псалтири поминаются не только павшие под Плевной гренадеры, но и другие известные участники той войны, включая Царских особ, принимавших непосредственное участие в ней: Государей Александра Второго, его наследника, будущего императора Александра Третьего; убитого на своем посту Московского градоначальника Великого князя Сергея Александровича. Особо чтится ещё один участник той войны, священномученик Серафим (Чичагов). Поскольку Часовня имеет статус воинской, сложилась традиция поминать воинов и других локальных конфликтов и конечно СВО. Здесь пригодился опыт проекта Сергея Карнаухова, с помощью которого «плевенцы» получили доступ к спискам нуждающихся в молитве наших воинов, который активно пополняется посетителями.
Уже стало традицией и внеплановое чтение Псалтири женщинами, которые почти ежедневно приходят сюда в свой обеденный перерыв, чтобы молитвенным щитом прикрыть наших воинов. Не редкость, когда и другие, вроде бы случайные гости, зашедшие из любопытства, включаются в тот процесс. Несмотря на низкую температуру зимой и отсутствие электричества (а Часовня, к сожалению, в силу ряда причин обесточена), здесь не перестают возноситься к Господу горячие молитвы.
Среди волонтёров Часовни есть и совсем молодые люди и те, кого принято называть старичками. Но костяк составляют офицеры запаса, участники боевых действий и СВО, для которых дежурство здесь логичное продолжение ратной службы. Нередкие гости здесь и сами участники российско-украинского конфликта: отпускники или ветераны, члены их семей. Люди несут сюда свои переживания, делятся воспоминаниями, оставляют фотографии родных, какие-то артефакты, находят утешение и поддержку.
Всё это говорит о том, что народная инициатива получила постоянную прописку, «встала в строй», говоря армейским языком, работая одновременно по нескольким направлениям. Сюда уже целенаправленно приходят на экскурсии целыми классами и тургруппами. О часовне снимают фильмы, пишут в газетах.
Она не только памятник и место молитвы, но и площадка для проведения военно-патриотической работы с любознательными гражданами. Лично я не стесняюсь проводить смелые параллели между той далёкой войной и СВО. Обе кампании имеют много общего: они начаты вынужденно, обе ставили целью защиту и освобождение угнетаемых единоверцев, обратившихся к России за помощью; обе имеют схожие проблемы по внешнему контуру, обе встречаются с трудностями и т.д. Но обе безусловно закончатся нашей победой, потому что ведутся за правое дело, «за други своя», о чём напоминает надпись на куполе Часовни.
Между прочим, два из восьми полков гренадерского корпуса, принимавших участие в том сражении, оказавшихся на острие яростного турецкого прорыва, были сформированы из уроженцев тогдашней Малороссии. Немало их фамилий и в мартирологе. Это лишний раз свидетельствует о единстве нашего разделённого народа, общей памяти и совместных победах, чего искусственно лишены их нынешние потомки на Украине. И заставляет лучше изучать историю. Конечно, мы не разделяем павших по национальности и даже вероисповеданию, поминая всех, ведь среди них есть и католики, и протестанты, и иудеи, а формат поминовения в Часовне позволяет это делать без нарушения канонов Церкви.
За истекший год Часовню посетили около полутора тысячи гостей, для многих из которых она, хочется верить, навсегда останется в памяти, благодаря доброй инициативе неравнодушных граждан и обычных прихожан.
В конце 50-х годов прошлого века русский поэт Александр Солодовников написал, исполненное грусти стихотворение, посвященное гренадерам, где есть такие строки:
«…Мы больше имён их не знаем,
Но свечи усердно горят
За тех, кто за синим Дунаем
В далёкой Болгарии спят.
Но есть материнское сердце,
Где память их вечно жива,
Где нет ни забвенья, ни смерти –
Великое сердце – Москва!»
Сегодня имена тех героев полностью восстановлены, и вы знаете, как это здорово – исполнить завещанное героями-предками?! Если у вас, читатель, появиться желание принять участие в этом добром деле или просто посетить нашу Часовню, мы будем всегда рады. Но лучше заранее согласовать свой визит по телефону 89672429352 с Денисом Строевым – её хранителем.
Сам собой напрашивается вывод: не стесняйтесь и не ленитесь принимать участие в подобных народных проектах и инициативах, не ждите, пока пригласят лично вас, сами проявляйте стремление делать добро, приближая Победу!
Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед
Фото автора, Дениса Строева и Юрия Подбуцкого
Субботняя панихида в Часовне памяти героев Плевны
Часовня-памятник павшим гренадерам
Ветераны СВО на панихиде
Внутри Часовни памяти героев Плевны
Архиерейская панихида 9.12.2025 года
2025 годаjpg" style="max-width:645px; max-height:860px" />
Во время архиерейской панихиды
Мартиролог героев-десантников
Торжественным маршем...
Чтенине неусыпаемой Псалтири
Вид на Часовню Проща
Часовня Проща











