Православному социализму – быть!

Впечатления о прошедшей религиозно-научной конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»

Андрей Костерин  Диана Пиккиева 
Православный социализм: pro et contra 
1 Наталия 2016 
31.03.2021 2573

РНЛ уже достаточно подробно осветила прошедшую 20 марта религиозно-научную конференцию «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России», так что нам осталась более легкая задача – поделиться впечатлениями из «галерки».

Первое, что следует сказать: замечательно, что мероприятие такого плана состоялось, что в качестве лейтмотива конференции была выдвинута тема «православного социализма» (в названии конференции и в пленарном докладе В.В.Квачкова была заявлена более широкая повестка – «христианский социализм», но проблемы католического, а тем более протестантского, социализма не обсуждались).

Пленарная часть, где были представлены три доклада (В.В. Квачков, А.Е. Молотков, Н.В. Сомин), впечатлила высоким идейно-философским уровнем. В докладах не было публицистики и «блогерщины», но были сделаны шаги в концептуальном осмыслении проблемы. Квачков («Идеология русского христианского социализма как развитие национальной идеи России») попытался подойти к разработке новой идеологии через архетипические структуры народного «бессознательного», что интересно и заслуживает поддержки.

«Живые классики» православного социализма, А.Е. Молотков и Н.В. Сомин, дали концептуальную перспективу, каждый со своего ракурса. Молотков («Концепция христианского социализма как идеологическое ядро нового социализма XXI века») сделал концептуальную попытку создания Образа Будущего как встречу христианства и социализма во всей полноте, на метафизическом, духовном (идейно-нравственном) и социально-экономическом уровне. Просветленный христианством социализм – это социализм с Богочеловеческим лицом, социализм как общественная форма осуществления любви к ближнему.

Н.В. Сомин («Православный социализм как русская идея») остановился на двух важнейших смыслообразующих аспектах православного социализма: экономическом и идеологическом. Социализм учреждает в социуме социалистическую систему хозяйствования, реализующий общественную собственность на средства производства, где деньги играют присущую им инструментальную роль оценки стоимости. Православие учреждает в социуме православную этику, где помимо евангельских заповедей, составляющих основу личного и семейного благочестия, важно соблюдать ряд социальных принципов: положительное отношение общества к труду; справедливость; державность русского народа.

Отношение других докладчиков (что прозвучали на конференции) к тематике конференции не было столь трепетным: у одних был социализм без христианства (коммунистическая «фракция»), у других было христианство без социализма (правоконсервативная «фракция»), у третьих вообще не было ни того, ни другого (националистическая «фракция»). Особняком, со своей повесткой выступили на конференции врачи. Мы не будем выносить оценок отмеченному феномену разношерстности: в нем есть и положительные (многоаспектность, рассмотрение будущего устройства России с разных точек зрения), и отрицательные черты (отсутствие общей платформы, довольно быстрое размежевание участников на обособленные фракции). Большую роль в этой разношерстности сыграл субъективный фактор: в конференции участвовали не столько христианские социалисты, сколько друзья, помощники и соратники Квачкова (главным образом, из ПДС НПСР).

Следует обратить внимание на ряд докладов, выпавших из рассмотрения в репортаже главного редактора РНЛ А.Д. Степанова и обойденных вниманием YouTube-каналов «Рой-ТВ» и «СПЕЦ». Прежде всего, это яркое как проповедь выступление о. дьякона Ильи Маслова «Воцерковленный “русский христианский социализм” против “теологии приспособленчества”». Основной посыл доклада о. Ильи: «История взаимодействия советской власти и Церкви – история сложная и во многом трагическая. ... Но социалистические идеалы, если отбросить официальное безбожие "академического" марксизма, глубоко укоренены в христианстве. Отталкиваясь от этого, можно утверждать о необходимости новой русской идеологии – где есть место и Православию, и справедливости, и где учтены ошибки Российской империи и позднего СССР». Некоторое представление о докладе о. Ильи можно составить из ролика «Симфония греха» на канале «СПЕЦ» с его участием.

Доклад Г.Н. Москалева «Крестовоздвиженское трудовое братство Неплюева Н.Н. как живой пример христианского социализма» знакомит аудиторию с бесценным опытом реального воплощения идей христианского социализма в форме трудовых братств. Трудовые братства были и должны вновь стать школой христианского социализма: Всероссийское Братство должна составить лучшая часть общества, наиболее верующая, наиболее одаренная христианской любовью. А остальные должны понимать, что Всероссийское Братство – авангард общества, и всячески содействовать ему.

На медицинской «панели» конференции, посвященной медико-социальных аспектам коронавирусной инфекции, выступили три доктора: А.А. Редько («Биоэтика – важнейшая основа построения справедливого общества»), Д.В. Иванов («Мировоззрение русского врача как фундамент системы здравоохранения России»), В.Ф. Базарный («Научная основа агрокультуры жизнестойких древ разумной человеческой сущности»). А.А. Редько подверг критике вакцинацию векторными вакцинами, полученными генно-инженерными методами, высказав сомнения в их допустимости с этической точки зрения. Д.В. Иванов рассказал об «инфодемии», социально-психологических и информационных последствиях пандемии, обратив внимание на нездоровую обстановку в самом медицинском сообществе.

В заключение одному из авторов (Андрею Костерину) хотелось бы отреагировать на тезис: «К удивлению, в последнее время оправдание, по сути, гностического социализма мы наблюдаем у плодовитого философа-традиционалиста, старообрядца А.Дугина» – из заметки «Жить по справедливости» одного из постоянных и уважаемых авторов РНЛ Александра Огородникова. Дело в том, что доклад А. Костерина «Евразийство и христианский социализм» был приурочен к конференции, где как раз показано обратное: что евразийский социализм, который в последнее время пропагандирует А.Г. Дугин, представляет собой «канонический» христианский социализм (более подробно анализ дан в статье «Евразийство и социализм: две дороги к одной цели»). К сожалению, Огородников не привёл никаких доводов в пользу своего достаточно серьезного обвинения. Кроме того, А.Г. Дугин – не старообрядец (хотя непонятно, чем зазорно быть старообрядцем?), а последователь единоверия, признающего иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата РПЦ. Дугин духовно окормляется у о. протоиерея Владимира Цветкова, настоятеля Софрониевой пустыни. Проповеди и беседы о. Владимира наполнены светом и мудростью Православия, их отличает глубина и ясность мысли, которая не может не передаваться его духовным чадам.

Возвращаясь к конференции, мы хотим сказать, что она в целом удалась, православный социализм заявил о себе в полный голос, показал свою идейную зрелость и привлекательность для русской ментальности. Православному социализму – быть!

Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», Владимир

Пиккиева Диана Евгеньевна (Ладога), врач, Санкт-Петербург

Открытие конференции (вступительное слово ведущего Окунева И.П.)

 

Выступление Сомина Н.В.

 

Выступление д.м.н. профессора Редько А.А.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

146. Ответ на 131, Полтораки:

итак, индивидуалист, шизоид и эгоист - три совершенно разных человека )) Вторые два - чисто психологические характеристики, причем эгоист - часто интегральная, а шизоид - всегда дифференциальная, это психотип. Индивидуалист - слово имеет туманный смысл, допускает много уточнений. При некоторых уточнениях действительно может коррелировать с эгоизмом как его вычисляют психологи. Индивидуалист - сторонник личной независимости и условий, где таковую лучше реализовать; ничуть не враг кооперации, что он сам-то сделает без других? Шизоид - концептуальный враг общежительности в любом понимании этого слова, он просто не может при таковой полноценно существовать, ему надо уединение. Эгоист, если отойти от психологии и перейти к интегральным характеристикам - человек, к которому притекает больше ресурса, чем от него вытекает, он знает об этом, но не хочет исправить ситуацию. Мешать всех троих в кучу - злостная манипуляция, характерная для пропагандистского стиля. К истине не имеет отношения никакого.

В.Р. / 05.04.2021 12:34

145. Ответ на 135, В.Р.:

Понимаете, насколько телесен и прямолинеен концепт Андрея, и насколько тонок он у футуристов адептов дивного-нового? Я не говорю, что футуристы правы или не правы, а только о том, что они предполагают безболезненную транзицию, анестезированную, мяяягенькую такую, где будет иллюзия собственности. А у Андрея все по-простецки - нет, ничего не будет, привыкайте, твари, что все общее и вашего ничего нет, и вы сами себе не принадлежите. Извините, но есть разница - жить в бараке или в ипотечном доме. Люди выбирают второе.

У Вас очень буйная фантазия, Вы нам опять приписали несусветные глупости. Что ж, этот демагогический прием хорошо известен: разоблачать не доводы оппонента, а собственные небылицы.

Мы не будем даже пытаться в 100500-й раз приводить свои доводы, что мы никак не предполагаем регламентировать личную жизнь, как-то специально ограничивать комфорт и достаток. И что мы лишь хотим сказать, что строим такое общество, где поклонение мамоне предосудительно и не поощряется.

Нам становится ясна причина Вашей озлобленности. Вы - восторженный адепт "дивного, нового мира", пресловутой Great Reset имени доктора Шваба. Вы наряду с Грефом и Ко представляете "десант" цифровизаторов, долженствующих встроить Россию во всемирный цифровой концлагерь. Видимо, Вас подгоняют кураторы, раз Вы так раскрылись. Стало ясно, что вести с Вами беседы бессмысленно. Вы - враг.

Полтораки / 05.04.2021 12:26

144. Ответ на 135, В.Р.:

А зачем они ему, когда и так доступен любой ресурс?

Историки пишут, что наши бывшие цари Романовы, имели личного, семейного имущества, на сумму 300 000 000 рублей. По тем временам, это просто бешенные деньги. В то время, пока Александр Третий совершал круизы по морям и океанам на свой дорогущей личной яхте "Полярная Звезда" (где был даже коровник, чтобы его детки могли пить свежее молоко на завтрак) в это время большинство народа, пребыапло в нищете. С переидичностью, примерно в каждые 5-7 лет, в некотрых губерниях, в силу климатических причин, случался неурожай и от голода вымирали целыми деревнями. Почитайте статью Л.Толстого "Не могу молчать". Зачем царям нужно было иметь столько личного имущества, если они могли запросто позволить всё, что им было нужно?

А зачем сегодня Путин, сам себе назначил зарплату 800 000 рублей, в то время как, если брать даже официальную статистику (которая конечно же здесь сильно завышает цифры) средняя зарплата в России, около 50 000 рублей? Зачем ему столько денег, если он на полном гос.обеспечении?

Для сравнения: зарплата главы СССР Леонида Ильича Брежнева, была порядка 1200 рублей. Я работал на заводе простым наладчиком и моя зарплата была около 400 рублей.

Туляк / 05.04.2021 12:21

143. Ответ на 130, В.Р.:

Да с физическими заболеваниями " большой прогресс" , уже в 2 -3 года у детей неизлечимые заболевания до онкологии. Невиданный прогресс!

учитель / 05.04.2021 12:20

142. Ответ на 131, Полтораки:

Либеральная идеология топит за эгоизм (преследуя при этом цель, что "ненастоящие" эгоисты будут лохами для природных эгоистов), гнобя и маргинализируя природных альтруистов. Социалистическая идеология топит за альтруизм (убеждая и перетягивая конформистов на свою сторону), маргинализируя самых отъявленных эгоистов (пусть творят в гордом одиночестве или занимаются мелким бизнесом).

либеральная идеология устанавливает кары за нарушение общественных норм, причем более строгие и детализированные, чем социалистическая. Хотя бы потому что буржуазные страны богаче и даже мелкие перетягивания одеяла на себя срывают техпроцесс )) Дело в степени регламентации жизни, а совсем не в водоразделе по альтруизму-эгоизму. Связь индивидуализма с эгоизмом - эфемерная. На практике люди предпочитают реальные ресурсы, которые им выделяет буржуазное общество для их вовлечения в техпроцесс, социалистическим крохам. В странах, где накоплены значительные ресурсы, даже пособие - крупнее, чем социалистическая зарплата, в пересчете на материальные блага. Да, суть буржуазного общества - не общежительство, а производство ценностей на основе разделения труда. Но излишек ресурса хватает и на имитацию социализма. Если их машина работает на практике лучше вашей социалистической, нафига нужна ваша машина? Так и сформулируйте честно: мы хотим не принести людям земные блага, а отнять таковые, потому что сытая жизнь на земле несовместима с уделом в будущей жизни. Чтобы все видели, что цели вашего воображаемого общества - не от мира сего. И что к земному альтруизму вы не имеете никакого отношения - он про удовлетворение чужих потребностей, а не про запреты. И не называйте тогда это социализмом - этот термин придумали по сути атеисты, не верящие в горний мир или считающие, что забота о нем должна быть частным делом.

В.Р. / 05.04.2021 12:14

141. Ответ на 133, Ладога:

Тут много вопросов. 1) А с чего Вы решили, что возможна только бинарная логика? Что всегда надо ставить вопрос по-подростковому: "или/или". 2) Почему Вы решили, что социализм является антиподом капитализма в вопросе "мамоны"? 3) Почему Вы думаете, что можно сначала уйти из власти мамоны, а потом изменить людей? Для Вас суждение "ныне властвует мамона, значит надо строить социализм", кажется обоснованным и - более того - единственно верным, но на самом деле оно спорно, по крайней мере его следует доказать. На мой взгляд, доказать не получится, ибо правильное, христианское отношение к собственности - это умение видеть сокровище не в собственности. Богатому, конечно, сложно попасть в Царствие Небесное - как верблюду пройти сквозь игольное ушко. Но мы знаем, что в ворота, которые носили это название, протащить верблюда было можно, только с него надо было снять всю поклажу. Это касается каждого - на ту сторону с банковским счетом не уйдёшь, неважно , какая на нём сумма. Апостол Павел говорит, что покупающие должны быть ныне, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А социалисты настроены попользоваться этим миром "как следует". Это ведь тоже поклонению "мамоне", только под руководством регулирующих структур. Мы опять приходим к тому, что социализм по своему духу никак не может быть православным. Национализация не спасает. Из этого даже не следует, что она не нужна. Но она (эта "общественная" или там "государственная" собственность на ресурсы или крупнейшие производства) не должна быть объектом слепой веры. Не в том дело, какая собственность, а в том, что получают в результате люди. В этом разница между социально ориентированным обществом и социалистическим. Первое исходит из людей, второе из догмы (из того, что решения уже предопределены).

Андрей Карпов / 05.04.2021 12:14

140. Ответ на 126, Туляк:

были выделены из КОЛЛЕКТИВНОЙ Государственной казны огромные деньги (плюс к этому, каждый работающий житель СССР скинулся по рублю)

Да, я отлично помню этот момент. У нас в школе даже дети собирали, кто сколько мог, по копеечке.

Наталия 2016 / 05.04.2021 12:12

139. Ответ на 134, Ладога:

Ключевое слово "кажется".

Kiram / 05.04.2021 12:10

138. Ответ на 131, Полтораки:

Андрей, см кмт 129. Там не про эгоизм, а про конституцию. Шизоидность (интровертность) не скоррелирована с эгоизмом (= не-альтруизмом). Более того, она отрицательно коррелирует со склонностью к наживе, тк у шизоидов слабее общая приспособляемость. Некоторые исследования говорят, что эмпатия шизоидов не только не повреждена, а выше среднего. А вот способность устанавливать контакты - сильно отстает, и это главное отличие от среднего. Ваша же схема с нормальным распределением эгоистов/альтруистов - совершенно не в тему, это про другое. Я бы опасался упертых эгоистов в любом деле, как и Вы. То есть речь была об оптимальном режиме функционирования индивида по отношению к коллективу, а не о перетягивании одеяла на себя.

В.Р. / 05.04.2021 11:57

137. Ответ на 125, Туляк:

Даже одинокая мамаша, со своим тяжело больным дитём, вынужденна посредством разного рода СМИ, обращаться к людям и Христа Ради просить у людей помощи и денег, на лечение своего ребёнка

Александр, "раздельножительство" - совсем про другое. Взаимопомощи оно никак не исключает. На те же западные страны посмотрите - там и государственная помощь и благотворительная налажены четко, до рутины. И их общество куда более тонко навязывает мысли об обязательной взаимопомощи, не помещая никого в общежительный монастырь, как предлагает Андрей, и если судить по фактам - все куда результативнее. Даже если нормировать на разницу средних доходов, то у них все равно все эффективнее работает. И правило "не сори" в среднем работает лучше, и правило "окажи помощь". Я про то что от повторения манты "соборность" таковой не прибавляется. Нельзя рациональные меры заменить лозунгами. А меры эти в жестком западном мире ой какие строгие. Ничуть не призываю их копировать, вообще буквальное копирование - это дурь, тк даже в самих "западных" странах масса индивидуальных различий, тк разная история, культура. Но основа всех мер - рацио. Чтобы люди с детства привыкали к тому, что гадить другим - обойдется дорого, а помогать - не просто добродетель для будущей жизни, а рутинная норма. В нашей культуре нет никакого принципиального препятствия к реализации всего этого и без коммунистического переустройства. Нам совершенно не требуется перестать быть русскими, чтобы реализовать свою эффективную версию всего этого. Вот про что я. И гильотина в виде "православного социализма" для лечения описанного вида головной боли совершенно лишняя.

В.Р. / 05.04.2021 11:43
Андрей Костерин
Православному социализму – быть!
Впечатления о прошедшей религиозно-научной конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
31.03.2021
Евразийство и христианский социализм
Статья на конференцию «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
25.03.2021
«Карабах – Донбасс»: атака клонов
Чем вызвано «весеннее обострение» на Донбассе?
13.03.2021
Билл Гейтс – выключатель Солнца
Ремейк сказки «Краденое солнце» в жанре нуар
19.02.2021
Урок толерантности – теперь в школе?
К терминам «толерантность» и «гендер» в школе должен быть применен режим «нулевой терпимости»
12.02.2021
Все статьи Андрей Костерин
Диана Пиккиева
Православному социализму – быть!
Впечатления о прошедшей религиозно-научной конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
31.03.2021
Ответственен ли Минздрав за тех, кого прививает?
По мнению врача-терапевта и иммунолога Дианы Пиккиевой, проект Минздрава, запрещающий призывы к отказу от вакцинации, имеет репрессивный характер
15.04.2019
Все статьи Диана Пиккиева
Православный социализм: pro et contra
Не изобретайте велосипед
О христианском социализме
02.04.2021
Православному социализму – быть!
Впечатления о прошедшей религиозно-научной конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
31.03.2021
«Жить по справедливости»
Отклик на критическую статью Анатолия Степанова о конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
26.03.2021
Русский Христианский социализм – драгоценный трофей каббалистов?
Когда же мы научимся беречь наше историческое наследие?!
26.03.2021
Идеология Русского христианского социализма как развитие национальной идеи России
Доклад на конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
25.03.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
05.04.2021 12:34
Каковы цели короновируса?
Новый комментарий от Василий Алибабаевич
05.04.2021 12:32
Нюрнбергский, Токийский процессы. И далее, по списку…
Новый комментарий от александрович
05.04.2021 12:25
Чего испугался Песков?
Новый комментарий от Василий Алибабаевич
05.04.2021 12:23
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.04.2021 12:22
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от учитель
05.04.2021 12:17
Православный социализм как русская идея
Новый комментарий от Андрей Козлов
05.04.2021 12:17