РНЛ уже достаточно подробно осветила прошедшую 20 марта религиозно-научную конференцию «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России», так что нам осталась более легкая задача – поделиться впечатлениями из «галерки».
Первое, что следует сказать: замечательно, что мероприятие такого плана состоялось, что в качестве лейтмотива конференции была выдвинута тема «православного социализма» (в названии конференции и в пленарном докладе В.В.Квачкова была заявлена более широкая повестка – «христианский социализм», но проблемы католического, а тем более протестантского, социализма не обсуждались).
Пленарная часть, где были представлены три доклада (В.В. Квачков, А.Е. Молотков, Н.В. Сомин), впечатлила высоким идейно-философским уровнем. В докладах не было публицистики и «блогерщины», но были сделаны шаги в концептуальном осмыслении проблемы. Квачков («Идеология русского христианского социализма как развитие национальной идеи России») попытался подойти к разработке новой идеологии через архетипические структуры народного «бессознательного», что интересно и заслуживает поддержки.
«Живые классики» православного социализма, А.Е. Молотков и Н.В. Сомин, дали концептуальную перспективу, каждый со своего ракурса. Молотков («Концепция христианского социализма как идеологическое ядро нового социализма XXI века») сделал концептуальную попытку создания Образа Будущего как встречу христианства и социализма во всей полноте, на метафизическом, духовном (идейно-нравственном) и социально-экономическом уровне. Просветленный христианством социализм – это социализм с Богочеловеческим лицом, социализм как общественная форма осуществления любви к ближнему.
Н.В. Сомин («Православный социализм как русская идея») остановился на двух важнейших смыслообразующих аспектах православного социализма: экономическом и идеологическом. Социализм учреждает в социуме социалистическую систему хозяйствования, реализующий общественную собственность на средства производства, где деньги играют присущую им инструментальную роль оценки стоимости. Православие учреждает в социуме православную этику, где помимо евангельских заповедей, составляющих основу личного и семейного благочестия, важно соблюдать ряд социальных принципов: положительное отношение общества к труду; справедливость; державность русского народа.
Отношение других докладчиков (что прозвучали на конференции) к тематике конференции не было столь трепетным: у одних был социализм без христианства (коммунистическая «фракция»), у других было христианство без социализма (правоконсервативная «фракция»), у третьих вообще не было ни того, ни другого (националистическая «фракция»). Особняком, со своей повесткой выступили на конференции врачи. Мы не будем выносить оценок отмеченному феномену разношерстности: в нем есть и положительные (многоаспектность, рассмотрение будущего устройства России с разных точек зрения), и отрицательные черты (отсутствие общей платформы, довольно быстрое размежевание участников на обособленные фракции). Большую роль в этой разношерстности сыграл субъективный фактор: в конференции участвовали не столько христианские социалисты, сколько друзья, помощники и соратники Квачкова (главным образом, из ПДС НПСР).
Следует обратить внимание на ряд докладов, выпавших из рассмотрения в репортаже главного редактора РНЛ А.Д. Степанова и обойденных вниманием YouTube-каналов «Рой-ТВ» и «СПЕЦ». Прежде всего, это яркое как проповедь выступление о. дьякона Ильи Маслова «Воцерковленный “русский христианский социализм” против “теологии приспособленчества”». Основной посыл доклада о. Ильи: «История взаимодействия советской власти и Церкви – история сложная и во многом трагическая. ... Но социалистические идеалы, если отбросить официальное безбожие "академического" марксизма, глубоко укоренены в христианстве. Отталкиваясь от этого, можно утверждать о необходимости новой русской идеологии – где есть место и Православию, и справедливости, и где учтены ошибки Российской империи и позднего СССР». Некоторое представление о докладе о. Ильи можно составить из ролика «Симфония греха» на канале «СПЕЦ» с его участием.
Доклад Г.Н. Москалева «Крестовоздвиженское трудовое братство Неплюева Н.Н. как живой пример христианского социализма» знакомит аудиторию с бесценным опытом реального воплощения идей христианского социализма в форме трудовых братств. Трудовые братства были и должны вновь стать школой христианского социализма: Всероссийское Братство должна составить лучшая часть общества, наиболее верующая, наиболее одаренная христианской любовью. А остальные должны понимать, что Всероссийское Братство – авангард общества, и всячески содействовать ему.
На медицинской «панели» конференции, посвященной медико-социальных аспектам коронавирусной инфекции, выступили три доктора: А.А. Редько («Биоэтика – важнейшая основа построения справедливого общества»), Д.В. Иванов («Мировоззрение русского врача как фундамент системы здравоохранения России»), В.Ф. Базарный («Научная основа агрокультуры жизнестойких древ разумной человеческой сущности»). А.А. Редько подверг критике вакцинацию векторными вакцинами, полученными генно-инженерными методами, высказав сомнения в их допустимости с этической точки зрения. Д.В. Иванов рассказал об «инфодемии», социально-психологических и информационных последствиях пандемии, обратив внимание на нездоровую обстановку в самом медицинском сообществе.
В заключение одному из авторов (Андрею Костерину) хотелось бы отреагировать на тезис: «К удивлению, в последнее время оправдание, по сути, гностического социализма мы наблюдаем у плодовитого философа-традиционалиста, старообрядца А.Дугина» – из заметки «Жить по справедливости» одного из постоянных и уважаемых авторов РНЛ Александра Огородникова. Дело в том, что доклад А. Костерина «Евразийство и христианский социализм» был приурочен к конференции, где как раз показано обратное: что евразийский социализм, который в последнее время пропагандирует А.Г. Дугин, представляет собой «канонический» христианский социализм (более подробно анализ дан в статье «Евразийство и социализм: две дороги к одной цели»). К сожалению, Огородников не привёл никаких доводов в пользу своего достаточно серьезного обвинения. Кроме того, А.Г. Дугин – не старообрядец (хотя непонятно, чем зазорно быть старообрядцем?), а последователь единоверия, признающего иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата РПЦ. Дугин духовно окормляется у о. протоиерея Владимира Цветкова, настоятеля Софрониевой пустыни. Проповеди и беседы о. Владимира наполнены светом и мудростью Православия, их отличает глубина и ясность мысли, которая не может не передаваться его духовным чадам.
Возвращаясь к конференции, мы хотим сказать, что она в целом удалась, православный социализм заявил о себе в полный голос, показал свою идейную зрелость и привлекательность для русской ментальности. Православному социализму – быть!
Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», Владимир
Пиккиева Диана Евгеньевна (Ладога), врач, Санкт-Петербург
Открытие конференции (вступительное слово ведущего Окунева И.П.)
Выступление д.м.н. профессора Редько А.А.
1055. Ответ на 1056, Андрей Козлов:
свержения Царя
. Или же должно последовать отречение от своих заблуждений.1054. Ответ на 1054, Русский Сталинист:
1053. Ответ на 1048, Русский Сталинист:
1052. Ответ на 1053, Максим Михайлов:
1051. Абсурд
1050.
1049. Ответ на 1045, Советский недобиток:
1048. Ответ на 1047, Русский Сталинист:
1047. Ответ на 1041, Андрей Козлов:
1046. Ответ на 1044, Андрей Козлов: