I. 9 мая 1945 года произошло одно из самых грандиозных событий мировой и отечественной истории – победа СССР над Германией в Великой Отечественной войне. Событие, смысл и подлинное значение которого мы, по-видимому, до конца еще не осознали. У Победы много смыслов и уровней, в которых и по сей день разбираются специалисты соответствующих дисциплин – военные, историки, экономисты, социологи, политики… Эти смыслы и знания, безусловно, важны: они учат нас, как побеждать в будущих войнах, какое место в истории занимает Россия, как организовывать экономику, ВПК и общественную жизнь в условиях длительной войны на грани полного истощения? Но не менее важно попытаться извлечь духовные уроки из Победы и особенно из того, как мы сумели распорядиться плодами этой Победы.
Война принесла советскому народу невиданные бедствия и лишения – невиданные даже на фоне драматических событий, потрясших Россию в первые десятилетия XX века: Первая мировая война, две революции, Гражданская война, трудности и эксцессы коллективизации и индустриализации. Мы потеряли миллионы жизней, самая плодородная и освоенная европейская часть СССР лежала в руинах, послевоенное восстановление требовало огромного напряжения сил, дефицит мужского работоспособного населения на десятилетия стал серьезной демографической и социальной проблемой, ядерная и космическая гонка были неотложными задачами… Какой народ смог бы превозмочь это бремя?
Но самым важным и определяющим исходом войны явилась Победа. Победа не только сохранила место Россия в Истории, но вывела ее в лигу ведущих мировых держав. Победа поставила точку в гражданской войне между красными и белыми – победа красных стала очевидной и неоспоримой, а белые либо приняли сторону России и красных, либо сторону врага России. Победа остановила и, тогда казалось, навсегда истребила самый бесчеловечный строй – нацизм. Победа открыла миру новый альтернативный путь развития – социалистический, путь равноправия, сотрудничества и справедливости, без колониализма и эксплуатации.
День Победы пришелся на пасхальную неделю, а Светлое Воскресение Христово в 1945 года выпало на День Григория Победоносца, в чем видится глубокий промыслительный смысл. Георгий Победоносец символизирует Победу, победу Добра над злом. А Пасха символизирует крестную жертву Христа и Его Воскрешение.
Но не то же ли произошло с русским-советским народом в мае 1945 года? Народ принес себя в жертву, расплатился кровью и героическими смертями за грехи человечества и… чудесно воскрес! Психологи, социологи и богословы (я эту мысль почерпнул из бесед протоиерея Константина Корепанова) зафиксировали важный антропологический переход – рождение нового типа личности, советского человека. Но это был, как мы теперь понимаем, подлинно христианский человек, воскрешенный человек. Такой тип личности был у апостолов и первых христиан, а еще у русского народа эпохи Сергия Радонежского, вкусившего победы на Куликовом поле и воскресшего из 200-летнего ига.
Страдания и жертвы, массовый героизм и самоотверженность на фронте и в тылу, победа над страшным врагом – все это выковало особый тип личности. Благородный, великодушный, бескорыстный, готовый прийти на помощь и без колебаний положить жизнь за други своя. Христианский тип личности, с которого после был списан Моральный кодекс строителя коммунизма. Это был не какой-то недостижимый идеал или образец отдельных героев и гениев. Нет, это был именно «тип» – моментальный слепок среднестатистического жителя послевоенного СССР. Все были героями, не небожители, а простые советские люди. И это было самым настоящим чудом.
Кто-то, особенно из молодежи, скажет, что мы преувеличиваем и фантазируем, что никакой «новый человек» не родился в мае 45-го. Мы не будем спорить, а лишь предложим пересмотреть всеми любимые советские фильмы 40-х и 50-х годов: «Падение Берлина», «Небесный тихоход», «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Повесть о настоящем человеке», «Встреча на Эльбе», «Сказание о земле Сибирской», «Золушка», «Весна», «Адмирал Нахимов», «Каменный цветок», «Верные друзья», «Кубанские казаки», «Высота», «Два капитана», «Первоклассница», «Летят журавли»…
Послевоенные фильмы сохранили то, что невозможно было сыграть актерам или придумать режиссерам, и за что мы особенно любим эти послевоенные фильмы. Фильмы нам показали, какими были люди тех лет. А они были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, бескорыстными, отважными, счастливыми. Если их и касалось зло, то оно было заметным и вопиющим, как пятно на белом фартуке первоклассницы Маруси. Их жизнь была наполненной и осмысленной, наполненной верой, что впереди будет только хорошо и прекрасно, как у девушки Ассоль из «Алых парусов». Фильмы учили крепкой дружбе, верной любви и завету «прежде думай о Родине, а потом о себе». Впрочем, не столько учили, сколько показывали эти качества, которые и так уже были в том послевоенном поколении. А лица – вы только раз взглянете на эти лица и уже не сможете оторвать от них глаз. Они красивы и буквально излучают свет. Не так же излучают свет святые и праведники? И не потому ли в иконографии лики святых принято окаймлять светящимся нимбом?
II. Как было бы прекрасно, если бы всё заканчивалось как в сказке – победой, свадьбой и пиром на весь мир. Но после победы победителей ждет еще одно суровое испытание: испытание «медными трубами», триумфом сытостью и благополучием мирной жизнью.
Советский человек – и тут на поверхность вышло его отличие от христианского человека – оказался совершенно не готов к этому испытанию. Он и не думал, что это испытание, и что в нем таится смертельно опасный подвох. Но как-то исподволь, почти незаметно духовные смыслы были оттеснены и заслонены материальными «запросами». Коммунизм в хрущевской редакции превратился в исполнение лозунга «коммунизм должен дать всем людям возможность удовлетворять свои растущие потребности». Это ведь совсем не коммунизм первых христиан, не правда ли?
Нельзя сказать, что проблема не была своевременно замечена и отрефлексирована. Борьба с мещанством была едва ли не лейтмотивом 60-х (фильмы «Шумный день» и «Застава Ильича», например), но эта борьба в 70-е ознаменовалась компромиссом («Афоня», «Ты мне – я тебе»), а в 80-е обернулась безоговорочной капитуляцией перед победившем в общественном сознании мещанством («Гараж», «Спортлото 82»). Как тут не вспомнить пророческие строки 1963 года поэта Наума Коржавина:
Живой страны душа живая
Молчала в обмороке сна…
Не от побед бывают беды,
От поражений… Мысль проста.
Но их бедой была победа. –
За ней открылась – пустота.
«Обморок сна» и ширящаяся духовная пустота мирных послевоенных десятилетий обернулась горьким поражением в 1991 году. Вдвойне горьким оттого, что страна и народ капитулировали без боя, повелись на бусы и подобно ветхозаветному Исаву, продали «первородство» за «чечевичную похлебку».
Чем дальше в прошлое уходил победный день 9 мая 1945 года, тем более пышно и широко праздновался День Победы (к слову сказать, до 1965 года тот день даже не был праздничным). Мы вовсе не хотим сказать, что это плохо; напротив, историческая память о великих свершениях предков – это замечательно и заслуживает всякого поощрения. Но… с годами образовалась и стала шириться дистанция между ними, победителями, и нами, «обывателями». «Богатыри – не вы!» – лермонтовский упрек, обращенный к послевоенному поколению, уже был не упреком, а самим собой разумеющимся фактом: ну да, богатыри не мы, и вообще «нормальные герои всегда идут в обход». То есть герои-фронтовики – уже как бы и не совсем нормальные, а то вовсе совсем ненормальные (мы же еще не успели забыть, как в перестройку и в 90-е высмеивали подвиг «неуклюжего» Александра Матросова, как глумились над стойкостью «упрямых» ленинградцев-блокадников, как восхваляли предательство «практичного» генерала Власова). Паскудная фраза из детского фильма «Айболит-66», что называется, «зашла» и стала едва ли не жизненным кредо позднесоветского человека. День Победы постепенно он стал от нас далек, стал для нас недосягаемым пиком – совсем как пик Победы, одна из высочайших и трудновосходимых гор Памира. Участники войны почти ушли из жизни, так что Великая Отечественная война и День Победы стали легендой вроде Куликовской битвы или Чудского побоища.
Замечательно, что в сознании подавляющего большинства современных россиян День Победы стал главным национальным праздником (чего не было даже в советское время). Он стал той скрепой и точкой сборки, которая удержала Россию от распада в 90-е. Он остался единственным государственным праздником, на который не посмели посягнуть победившие либералы (хотя и были отмены военного парада в 1991-1994 гг.). С 2015 года в День Победы стали проводить акцию «Бессмертный полк», вдохнувшую в праздник новую жизнь. Но празднику так и суждено было стать «уходящей натурой», если бы не…
III. Если бы не случилось 24 февраля 2022 года – Россия пошла на СВО, которая если и не стала новой Великой Отечественной войной, то ее очень хорошим приближением. Россия воюет против Запада, защищает не только свои исторические земли, но и христианские ценности. На Всемирном русском народном соборе 27 марта 2024 года Святейший Патриарх Кирилл объявил СВО «священной войной против впавшего в сатанизм Запада», проведя недвусмысленную параллель со «священной войной», каковой стала в народной памяти Великая Отечественная война.
День Победы теперь обращен не только и не столько в прошлое, сколько в будущее. По брусчатке идут герои СВО, а в параде участвует техника, которая вскоре может оказаться на полях СВО – совсем как в памятном военном параде 7 ноября 1941 года. День Победы – это репетиция нашей будущей Победы, грядущего торжества русского оружия и русского духа, грядущего нашего Воскресения. Ведь мы снова богатыри и Христовы воины, каждый из нас и все вместе.
В заключение приведем слова из вдохновенной проповеди о. Константина Корепанова 9 мая 2024 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга:
«Жизнь со Христом – это жизнь в радости… И Христос радовался победе, и эту радостную весть о Своей победе над смертью, над тьмой, над сатаной Он и принёс нам, чтобы мы радовались Его победе, причащались Его победе. И радоваться, и торжествовать в победе – это и по-человечески хорошо. И вся вселенная некогда будет плясать и скакать, и веселиться, и брызгать всеми возможными материальными дарами, радуясь о том, что зло этого мира кончилось, побеждено, что смерть исчезла, что ничего плохого больше нет и никогда не будет. Это будет великая радость Победы, – и всякий раз, когда мы празднуем Победу, – или Христа над смертью, или нашу над врагом, – мы всегда радуемся истинно христианской радостью, истинно человеческую победу празднуем, – и никто радости этой у нас не отнимет. Аминь».
Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир