I. Мои коллеги уже достаточно подробно охарактеризовали тот объект, которому посвящена наша конференция. Если быть кратким, то это – социальный строй, экономическая составляющая которого основана на идеях социализма, а идеология в основном базируется на православных ценностях. Основная цель этого строя – сохранить Россию, вытащить ее из той чудовищной ямы, в которую ее загнал навязанный нам капитализм.
Предыдущие докладчики называли этот строй христианским социализмом или русским христианским социализмом. Я предпочитаю термин «православный социализм». На самом деле, конечно, речь идет об одном и том же. Просто разные названия отражают немного различный взгляд на объект. Я построю свой доклад на обсуждении смысла термина «православный социализм».
Отметим, что само слово «Православие» вовсе не связано с обрядовостью или с клерикализмом, как можно было бы подумать. Православие – это старейшая ветвь христианства, та самая, которая уже более тысячи лет охраняет душу России и ведет ее народ ко Христу. И поскольку именно русский народ является государствообразующим для России – огромной, великой Империи, то название его религии – «ПРАВОСЛАВИЕ» – и отражено в нашем термине. И все последнее время окормлением русского народа занимается самая большая из Православных Церквей – Русская Православная Церковь, и я, будучи ее членом, уверен, что только через взаимодействие с РПЦ возможно созидание православного социализма.
Но сегодня просто верности христианству мало. Силы зла начали последнюю яростную атаку на Россию, и поэтому каждый русский человек, кроме исповедания Православия, должен делать все возможное для того, чтобы Россия не только вылезла из чудовищной ямы, но и преобразилась настолько, чтобы стать светочем для всего мира. А для этого необходимо взглянуть на мир духовными очами. И мы сразу увидим страшный общественный грех – грех мамонизма, захвативший весь мир и в особенности нынешнюю Россию. Мамонизм означает, что денежно-рыночные отношения стали главным содержанием жизни человечества. Буквально все продается и все покупается. Эти отношения носят не только антихристианский характер, но и вообще характер богоборческий, ибо человечество вместо Бога поклоняется мамоне. Противостоять этому и призван православный социализм. И противостоять не только духовно, но и экономически.
Мы считаем, что только социализм, реализующий общественную собственность на средства производства, может построить заслон от мамонизма. И поэтому не капитализм, а именно социализм необходим России. Отсюда «СОЦИАЛИЗМ» в нашем названии. К сожалению, сложилась такая практика, что под словом «социализм» обычно понимают все стороны соответствующего общественного строя, включая идеологию и экономику. Мы же понимаем это слово в более узком смысле – только как экономический уклад. Цель этого уклада – по возможности противостоять мамоне, предоставить людям альтернативную систему хозяйствования, где деньги играют присущую им инструментальную роль оценки стоимости, но не роль идола, которому подчиняются все и вся. Причём, думается, что лучшим аналогом организации такой экономики является сталинская экономика 1925-1953 гг.
II. Несколько слов об идеологии православного социализма. В нее прежде всего закладываются основные христианские духовные ценности: вера в Бога, личная чистота, умеренный личный аскетизм, смирение, милосердие, жертвенность. Такая идеология включает почтение к православной традиции, а также симфонию между государством и Церковью, которая де-факто отводит определенную роль РПЦ в управлении государством.
Но чисто православной компоненты идеологии мало, ибо так уж исторически сложилось, что Православие предстает перед нами как чисто личное учение, в котором практически отсутствует социальная составляющая. Мы же заняты построением нового общественного строя, идеология которого всеобъемлюща и позволяет России успешно существовать и развиваться в непростых условиях этого мира. Поэтому к евангельским заповедям, составляющим основу личного и семейного благочестия, нужно добавить важные социальные принципы: - положительное отношение общества к труду; – справедливость (как распределительную, так и судебную); – державность русского народа, реальное выполнение им государствообразующей роли.
III. Теперь о соединении слов «православный» и «социализм», которое смущает многих и кажется оксюмороном, т.е. логическим противоречием. На самом деле тут никакого противоречия нет. Вот, например, «Православие» и «ислам» - это понятия, занимающие одну сферу и потому несовместимые, «православный ислам» – это действительно логическое противоречие. Термин же «православный социализм» означает сочетание понятий из разнородных сфер бытия. «Социализм» – это сфера экономики, а «православный» – сфера идеологии и веры. И в любом обществе эти сферы не противоречат, а дополняют друг друга.
Но тут мы переходим к самому важному. Ибо почему мы связываем Православие именно с социализмом? Почему, например, не с капитализмом? Именно потому, что между христианством и социализмом существует глубокое единство, в результате чего строй приобретает огромную духовную силу, соответствующую задачам русского народа.
Я постараюсь обосновать эту мысль через Новый Завет – главный источник христианских смыслов. Из-за ограниченного регламента я остановлюсь только на нескольких новозаветных фрагментах.
Всем христианам известно жесткое высказывание Христа «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24), (Лк. 16, 13). Великий святой IV века Иоанн Златоуст говорит: не можете, говорится, Богу работати и мамоне, - потому что мамона требует совершенно противного Христу. Христос говорит: подай нуждающимся, а мамона: отними у нуждающихся; Христос говорит: прощай злоумышляющим на тебя и обидящим, а мамона напротив: строй козни против людей, нисколько не обижающих тебя; Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слезы бедных». Современный капитализм – это самое откровенное служение Мамоне. Но в том-то и дело, что ныне срединного ничего нет – либо капитализм, любо социализм. Или в контексте разбираемого высказывания это выражается так: Христос или мамона? Поэтому всем, кто за «православный капитализм», надо крепко задуматься, а не противники ли они Христа?
Но самый значительный эпизод связан с т.н. «коммунистическими фрагментами» из Деяний апостольских. В них рассказывается, что после Пятидесятницы апостолы образовали общину уверовавших во Христа, и все они, «пребывая в преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 1, 42), тут же образовали коммуну: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44-45). Евхаристия и общность имуществ – вот основы этого нового общества верующих.
И нам надо понять, что это никакая не самодеятельность апостолов, ибо в самом начале Деяния апостольские свидетельствуют, что Христос перед Вознесением давал повеления апостолам, «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 3). И, естественно, апостолы с жаром кинулись выполнять услышанные от Христа заповеди – иначе они поступить просто не могли. Таким образом, логика Деяний апостольских» показывает, что Сам Христос призывает к реализации коммунизма здесь на земле! Именно коммунизм, включающий веру и общность имуществ, а вовсе не капитализм, вовсе не клан богатых, владеющих основными ценностями страны.
И более того, если внимательно проанализировать все евангельские моменты, связанные с собственностью, то окажется, что ни в одном из них Господь частную собственность не одобряет. А вот фрагмент, выставляющий частную собственность в негативном свете, имеется. А именно, это притча о неверном управителе (Лк. 16, 1-15). Эта притча всегда вызывала трудности в толковании. Но ее смысл становится прозрачным, если ее рассматривать как притчу о частной собственности. А именно, поставленный Господом (в притче – господином) только управлять, человек (в притче – управитель) захватил имение Господа в свою собственность и начал его использовать чисто по-капиталистически, завышая стоимость аренды и тем самым извлекая прибыль из самого факта обладания. Но Господь призвал такого человека к ответу, ибо тот присвоил себе в собственность то, что принадлежит одному Богу. Но управитель оказался «догадливее сынов света в своем роде», он вовремя понял свою ошибку и мудро сложил с себя статус собственника, перестал получать нетрудовую ренту с присвоенного им имения, что в притче показывается через замену управителем долговых расписок на справедливые. Именно за это и похвалил его Господь. Такая роль – управителя, не претендующего на владение – соответствует замыслу Господа о человеке. Кстати, в конце этой притчи Господь и произносит свое грозное: «Не можете служить Богу и мамоне».
Наконец, еще один замечательный фрагмент – это эпизод с богатым юношей (Мф. 19, 16-30; Мк. 10, 17-31; Лк. 18, 18-30), в котором Христос дает юноше совет: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» – совет, который богатый юноша не исполнил и «отошел с печалью», поскольку имел большое имение. Этот эпизод ярко рисует нам картину гибельности пленения богатством, которое губит души даже людей, казалось бы, благочестивых – увы юноша предпочел богатство Самому Христу. Сейчас в ловушку пленения богатством попал весь наш народ, и избавление от нее только в православном социализме.
Таким образом, мы видим, что Писание поддерживает главные идеи православного социализма. И смысл такого сочетания в том, чтобы христианская любовь получила благоприятную социальную почву для своего произрастания.
Однако надо заметить, что коммунизм, общность имущества были заповеданы Господом не всему народу, а лишь небольшой общине верных. Причина очевидна – это падшесть человеческая, ибо норма эта очень высока и далеко не всем по зубам, даже уверовавшим. И только через тысячу лет жизни в Православии Россия приходит к социальному строю, в котором слышатся отголоски коммунистической жизни ранних христиан. Это советский социализм, в рамках которого мы жили 70 лет и реализовали великие свершения. Разумеется, этот строй гораздо менее высок, чем первоапостольский коммунизм, но зато его оказалось возможным реализовать в масштабах всей страны. Разница, действительно, велика, но все же смысл у социализма и коммунизма один – победить мамонизм, преодолеть «ненавистную рознь этого мира» через общую собственность. Поэтому социализм и Православие не только совместимы, но и связаны причинно-следственной связью – социалистическая идеология имеет своим источником именно христианство.
Однако, к сожалению, при переходе к социализму Православие в СССР было умалено и даже подвергалось гонениям. Совместить обе идеи – Православие и социализм – русскому народу на государственном уровне не удавалось. Однако мечта о Святой Руси, сочетающей пламенную веру во Христа-Бога с праведной жизнью на земле, всегда была тем идеалом, который освещал путь русского человека. Именно этот идеал и стремится воплотить православный социализм. Таким образом, Православный социализм – это и есть краткая формулировка русской идеи.
IV. Что же касается конкретных форм, в которые может вылиться жизнь при этом общественном строе, то думается, что сейчас их еще рано предрешать – предстоит тяжелая работа по становлению православного социализма, в ходе которой и должны отлиться новые формы государственного устройства. Сейчас же для русских людей важна решимость идти по пути православного социализма, поскольку только эта великая идея дает возможность совместить наш традиционный образ жизни не только с выживанием, но и с расцветом нашей русской цивилизации в этом сатанеющем мире.
Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист
189. Ответ на 189, Сергей Швецов:
188. Модераторам
187. Ответ на 163, Русский танкист:
186. Ответ на 185, Потомок подданных Императора Николая II:
185. Ответ на 178, Русский Сталинист:
184. Ответ на 181, Наталия 2016:
183. Ответ на 183, Андрей Козлов:
)
Да Вам просто нимб жмёт.
182. Дополнение к ответу на 182, Наталия 2016:
181. Ответ на 182, Наталия 2016:
180. Ответ на 168, Андрей Козлов: