Православный социализм как русская идея

Доклад на конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России», 20.03.21

Николай Сомин 
Православный социализм: pro et contra 
2 Русский Сталинист  Наталия 2016 
23.03.2021 2938

I. Мои коллеги уже достаточно подробно охарактеризовали тот объект, которому посвящена наша конференция. Если быть кратким, то это – социальный строй, экономическая составляющая которого основана на идеях социализма, а идеология в основном базируется на православных ценностях. Основная цель этого строя – сохранить Россию, вытащить ее из той чудовищной ямы, в которую ее загнал навязанный нам капитализм.

Предыдущие докладчики называли этот строй христианским социализмом или русским христианским социализмом. Я предпочитаю термин «православный социализм». На самом деле, конечно, речь идет об одном и том же. Просто разные названия отражают немного различный взгляд на объект. Я построю свой доклад на обсуждении смысла термина «православный социализм».

Отметим, что само слово «Православие» вовсе не связано с обрядовостью или с клерикализмом, как можно было бы подумать. Православие – это старейшая ветвь христианства, та самая, которая уже более тысячи лет охраняет душу России и ведет ее народ ко Христу. И поскольку именно русский народ является государствообразующим для России – огромной, великой Империи, то название его религии – «ПРАВОСЛАВИЕ» – и отражено в нашем термине. И все последнее время окормлением русского народа занимается самая большая из Православных Церквей – Русская Православная Церковь, и я, будучи ее членом, уверен, что только через взаимодействие с РПЦ возможно созидание православного социализма.

Но сегодня просто верности христианству мало. Силы зла начали последнюю яростную атаку на Россию, и поэтому каждый русский человек, кроме исповедания Православия, должен делать все возможное для того, чтобы Россия не только вылезла из чудовищной ямы, но и преобразилась настолько, чтобы стать светочем для всего мира. А для этого необходимо взглянуть на мир духовными очами. И мы сразу увидим страшный общественный грех – грех мамонизма, захвативший весь мир и в особенности нынешнюю Россию. Мамонизм означает, что денежно-рыночные отношения стали главным содержанием жизни человечества. Буквально все продается и все покупается. Эти отношения носят не только антихристианский характер, но и вообще характер богоборческий, ибо человечество вместо Бога поклоняется мамоне. Противостоять этому и призван православный социализм. И противостоять не только духовно, но и экономически.

Мы считаем, что только социализм, реализующий общественную собственность на средства производства, может построить заслон от мамонизма. И поэтому не капитализм, а именно социализм необходим России. Отсюда «СОЦИАЛИЗМ» в нашем названии. К сожалению, сложилась такая практика, что под словом «социализм» обычно понимают все стороны соответствующего общественного строя, включая идеологию и экономику. Мы же понимаем это слово в более узком смысле – только как экономический уклад. Цель этого уклада – по возможности противостоять мамоне, предоставить людям альтернативную систему хозяйствования, где деньги играют присущую им инструментальную роль оценки стоимости, но не роль идола, которому подчиняются все и вся. Причём, думается, что лучшим аналогом организации такой экономики является сталинская экономика 1925-1953 гг.

II. Несколько слов об идеологии православного социализма. В нее прежде всего закладываются основные христианские духовные ценности: вера в Бога, личная чистота, умеренный личный аскетизм, смирение, милосердие, жертвенность. Такая идеология включает почтение к православной традиции, а также симфонию между государством и Церковью, которая де-факто отводит определенную роль РПЦ в управлении государством.

Но чисто православной компоненты идеологии мало, ибо так уж исторически сложилось, что Православие предстает перед нами как чисто личное учение, в котором практически отсутствует социальная составляющая. Мы же заняты построением нового общественного строя, идеология которого всеобъемлюща и позволяет России успешно существовать и развиваться в непростых условиях этого мира. Поэтому к евангельским заповедям, составляющим основу личного и семейного благочестия, нужно добавить важные социальные принципы: - положительное отношение общества к труду; – справедливость (как распределительную, так и судебную); – державность русского народа, реальное выполнение им государствообразующей роли.

III. Теперь о соединении слов «православный» и «социализм», которое смущает многих и кажется оксюмороном, т.е. логическим противоречием. На самом деле тут никакого противоречия нет. Вот, например, «Православие» и «ислам» - это понятия, занимающие одну сферу и потому несовместимые, «православный ислам» – это действительно логическое противоречие. Термин же «православный социализм» означает сочетание понятий из разнородных сфер бытия. «Социализм» – это сфера экономики, а «православный» – сфера идеологии и веры. И в любом обществе эти сферы не противоречат, а дополняют друг друга.

Но тут мы переходим к самому важному. Ибо почему мы связываем Православие именно с социализмом? Почему, например, не с капитализмом? Именно потому, что между христианством и социализмом существует глубокое единство, в результате чего строй приобретает огромную духовную силу, соответствующую задачам русского народа.

Я постараюсь обосновать эту мысль через Новый Завет – главный источник христианских смыслов. Из-за ограниченного регламента я остановлюсь только на нескольких новозаветных фрагментах.

Всем христианам известно жесткое высказывание Христа «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24), (Лк. 16, 13). Великий святой IV века Иоанн Златоуст говорит: не можете, говорится, Богу работати и мамоне, - потому что мамона требует совершенно противного Христу. Христос говорит: подай нуждающимся, а мамона: отними у нуждающихся; Христос говорит: прощай злоумышляющим на тебя и обидящим, а мамона напротив: строй козни против людей, нисколько не обижающих тебя; Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слезы бедных». Современный капитализм – это самое откровенное служение Мамоне. Но в том-то и дело, что ныне срединного ничего нет – либо капитализм, любо социализм. Или в контексте разбираемого высказывания это выражается так: Христос или мамона? Поэтому всем, кто за «православный капитализм», надо крепко задуматься, а не противники ли они Христа?

Но самый значительный эпизод связан с т.н. «коммунистическими фрагментами» из Деяний апостольских. В них рассказывается, что после Пятидесятницы апостолы образовали общину уверовавших во Христа, и все они, «пребывая в преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 1, 42), тут же образовали коммуну: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44-45). Евхаристия и общность имуществ – вот основы этого нового общества верующих. 

И нам надо понять, что это никакая не самодеятельность апостолов, ибо в самом начале Деяния апостольские свидетельствуют, что Христос перед Вознесением давал повеления апостолам, «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 3). И, естественно, апостолы с жаром кинулись выполнять услышанные от Христа заповеди – иначе они поступить просто не могли. Таким образом, логика Деяний апостольских» показывает, что Сам Христос призывает к реализации коммунизма здесь на земле! Именно коммунизм, включающий веру и общность имуществ, а вовсе не капитализм, вовсе не клан богатых, владеющих основными ценностями страны.

И более того, если внимательно проанализировать все евангельские моменты, связанные с собственностью, то окажется, что ни в одном из них Господь частную собственность не одобряет. А вот фрагмент, выставляющий частную собственность в негативном свете, имеется. А именно, это притча о неверном управителе (Лк. 16, 1-15). Эта притча всегда вызывала трудности в толковании. Но ее смысл становится прозрачным, если ее рассматривать как притчу о частной собственности. А именно, поставленный Господом (в притче – господином) только управлять, человек (в притче – управитель) захватил имение Господа в свою собственность и начал его использовать чисто по-капиталистически, завышая стоимость аренды и тем самым извлекая прибыль из самого факта обладания. Но Господь призвал такого человека к ответу, ибо тот присвоил себе в собственность то, что принадлежит одному Богу. Но управитель оказался «догадливее сынов света в своем роде», он вовремя понял свою ошибку и мудро сложил с себя статус собственника, перестал получать нетрудовую ренту с присвоенного им имения, что в притче показывается через замену управителем долговых расписок на справедливые. Именно за это и похвалил его Господь. Такая роль – управителя, не претендующего на владение – соответствует замыслу Господа о человеке. Кстати, в конце этой притчи Господь и произносит свое грозное: «Не можете служить Богу и мамоне».

Наконец, еще один замечательный фрагмент – это эпизод с богатым юношей (Мф. 19, 16-30; Мк. 10, 17-31; Лк. 18, 18-30), в котором Христос дает юноше совет: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» – совет, который богатый юноша не исполнил и «отошел с печалью», поскольку имел большое имение. Этот эпизод ярко рисует нам картину гибельности пленения богатством, которое губит души даже людей, казалось бы, благочестивых – увы юноша предпочел богатство Самому Христу. Сейчас в ловушку пленения богатством попал весь наш народ, и избавление от нее только в православном социализме.

Таким образом, мы видим, что Писание поддерживает главные идеи православного социализма. И смысл такого сочетания в том, чтобы христианская любовь получила благоприятную социальную почву для своего произрастания.

Однако надо заметить, что коммунизм, общность имущества были заповеданы Господом не всему народу, а лишь небольшой общине верных. Причина очевидна – это падшесть человеческая, ибо норма эта очень высока и далеко не всем по зубам, даже уверовавшим. И только через тысячу лет жизни в Православии Россия приходит к социальному строю, в котором слышатся отголоски коммунистической жизни ранних христиан. Это советский социализм, в рамках которого мы жили 70 лет и реализовали великие свершения. Разумеется, этот строй гораздо менее высок, чем первоапостольский коммунизм, но зато его оказалось возможным реализовать в масштабах всей страны. Разница, действительно, велика, но все же смысл у социализма и коммунизма один – победить мамонизм, преодолеть «ненавистную рознь этого мира» через общую собственность. Поэтому социализм и Православие не только совместимы, но и связаны причинно-следственной связью – социалистическая идеология имеет своим источником именно христианство.

Однако, к сожалению, при переходе к социализму Православие в СССР было умалено и даже подвергалось гонениям. Совместить обе идеи – Православие и социализм – русскому народу на государственном уровне не удавалось. Однако мечта о Святой Руси, сочетающей пламенную веру во Христа-Бога с праведной жизнью на земле, всегда была тем идеалом, который освещал путь русского человека. Именно этот идеал и стремится воплотить православный социализм. Таким образом, Православный социализм – это и есть краткая формулировка русской идеи.

IV. Что же касается конкретных форм, в которые может вылиться жизнь при этом общественном строе, то думается, что сейчас их еще рано предрешать – предстоит тяжелая работа по становлению православного социализма, в ходе которой и должны отлиться новые формы государственного устройства. Сейчас же для русских людей важна решимость идти по пути православного социализма, поскольку только эта великая идея дает возможность совместить наш традиционный образ жизни не только с выживанием, но и с расцветом нашей русской цивилизации в этом сатанеющем мире.

Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

180. Ответ на 178, Русский Сталинист:

Да ведь мысль другая была, про америки. А Вы о своих думах заговорили. В итоге предметная область сбилась в иное направление. Кстати, даже не о демократии была речь.

Андрей Козлов / 05.04.2021 12:17

179. Ответ на 175, Русский Сталинист:

А разве я просил Ваших "подсказок"?

Да ведь о подсказках не просят, их просто получают. А там либо удается расслышать ее, либо нет.

Андрей Козлов / 05.04.2021 07:41

178. Ответ на 174, Андрей Козлов: Демократия по-ельцински: из танков по параламенту

не додумывайте.

Вы ещё напишите, что я это всё придумал, и никто не расстреливал в прямом эфире на весь мир Верховный Совет (законный парламент) из танков.

177. Ответ на 176, Андрей Козлов:

Вам бы лучше Евангелие почитать, чем что-то, навроде упомянутого, а то заполнили мусором драгоценный сосуд Вашей души.

Спасибо, конечно, за заботу, но я со своей душой как-нибудь сам разберусь, а Вы лучше бы о своей так заботились и пеклись, как о моей, а то как бы не получилось по народной поговорке "Сапожник без сапог".

176. Дополнение на ответ на 171, Русский Сталинист:

Вам бы лучше Евангелие почитать, чем что-то, навроде упомянутого, а то заполнили мусором драгоценный сосуд Вашей души.

Андрей Козлов / 05.04.2021 06:02

175. Ответ на 172, Андрей Козлов:

А разве я просил Ваших "подсказок"?

174. Ответ на 171, Русский Сталинист:

Не к Вам был обращен вопрос, не додумывайте.

Андрей Козлов / 05.04.2021 05:56

173. Ответ на 169, Русский танкист:

...Касательно же Вашингтона, Тель-Авива и пр. - смотрите ветхозаветную историю Содома и Гоморры. Разницы между теми и другими я лично не вижу.

И напрасно не видите. Везде найдутся праведники. Ну а про Сталина спорить не будем, это не дискуссионный вопрос, это вопрос веры.

Андрей Козлов / 05.04.2021 05:53

172. Ответ на 170, Русский Сталинист:

Так ведь Вы, Андрей Владимирович, не цензор, чтобы я получал Ваше высочайшее одобрение и разрешение на публикацию моих комментариев, чай, на РНЛ, слава Богу, есть своя местная цензура, проверяющая комментарии перед их публикацией. Что касается "невесть что", так ведь у нас, насколько я знаю, свобода, и никто Вас не принуждает читать мои комментарии, или у Вас за спиной стоят два злобных чекиста с наганами и рычат :"Читай комментарии Русского Сталиниста, а то щас..."? В таком случае в ФСБ обратитесь за помощью, или ещё в какое-нибудь заведение.

Ну точно, несете невесть что! Вам подсказано, а там как хотите, свободная воля.

Андрей Козлов / 05.04.2021 05:48

171. Ответ на 167, Андрей Козлов:

Белый дом в Вашингтоне (кстати, или не там?)

Белый Дом "или не там" уже сожгли осенью 93-го года с именем Бориса Николаевича. У Александра Проханова есть отличный роман на эту тему, "Красно-коричневый" называется. Не сомневаюсь, наступит время, когда по этому роману будет снят фильм, а перед Белым Домом будет установлен памятник всем павшим защитникам Верховного Совета, всем участникам Московского Октябрьского Народного Восстания 1993 года, потопленного в крови ельцинскими карателями и бейтаровскими наёмниками.

Николай Сомин
Православный социализм как русская идея
Доклад на конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России», 20.03.21
23.03.2021
О началах христианской социологии
Православный социализм – будущее России
10.02.2021
Коммунизм, социализм и Церковь
Время для православного социализма на Руси еще наступит
24.10.2020
Грех личный и грех общественный
Главное, не перепутать социальный грех с породившим его родительским грехом, ибо это разные вещи
20.08.2020
Размышления по поводу «Размышлений»
Ответ Андрею Карпову на тему социализма
29.07.2020
Все статьи Николай Сомин
Православный социализм: pro et contra
Не изобретайте велосипед
О христианском социализме
02.04.2021
Православному социализму – быть!
Впечатления о прошедшей религиозно-научной конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
31.03.2021
«Жить по справедливости»
Отклик на критическую статью Анатолия Степанова о конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
26.03.2021
Русский Христианский социализм – драгоценный трофей каббалистов?
Когда же мы научимся беречь наше историческое наследие?!
26.03.2021
Идеология Русского христианского социализма как развитие национальной идеи России
Доклад на конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
25.03.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
05.04.2021 12:34
Каковы цели короновируса?
Новый комментарий от Василий Алибабаевич
05.04.2021 12:32
Нюрнбергский, Токийский процессы. И далее, по списку…
Новый комментарий от александрович
05.04.2021 12:25
Чего испугался Песков?
Новый комментарий от Василий Алибабаевич
05.04.2021 12:23
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.04.2021 12:22
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от учитель
05.04.2021 12:17
Православный социализм как русская идея
Новый комментарий от Андрей Козлов
05.04.2021 12:17