Вот уже 2 тысячи лет человечеству даны заповеди Христа, но оно так и научилось соразмерять их с земной жизнью – по крайней мере, на уровне больших обществ. У отдельных подвижников получается, у отдельных общин или монастырей с горем пополам получается, но вот построить устойчиво функционирующее христоцентричное общество, живущее по евангельским заповедям, а не в кричащем противоречии с ними – этого не удается никак.
Если не погружаться в глубину веков и не отклоняться в сторону неправославных изводов, то православный социализм, как социальная программа построения христоцентричного общества, зародился в начале XX века трудами выдающегося русского философа и богослова С.Н. Булгакова. К сожалению, эта попытка не нашла должного сочувствия ни в сердцах православных, ни в умах социалистов – этим лагерям, трагически разделенными 1917 годом чуть не на противоположные полюса, потребовался еще целый век для осознания гибельности разделения.
Новую жизнь в концепцию православного социализма вдохнули богоискательские работы «семидесятников» Феликса Владимировича Карелина и Геннадия Михайловича Шиманова, которые своей удивительно прозорливой интуицией и жизненным подвигом обнаружили и открыли нам, что правда социализма возможна только с православием, а правда православия может быть воплощена только как социализм.
В страшные, по-настоящему окаянные 90-е годы, когда Россия катилась в пропасть, позабыв о Христе и отвергнув социализм, знамя православного социализма подхватили ученики Карелина и Шиманова Николай Владимирович Сомин и Александр Евгеньевич Молотков. Их публицистические и теоретические работы создали платформу и школу православного социализма, каковая ширится и находит все новых сторонников.
После концептуальных сборников работ А.Е. Молоткова («Миссия России. Православие и социализм в XXI веке», 2008) и Н.В. Сомина («Православный социализм как русская идея», 2015), прошло значительное время. Появились новые авторы (прежде всего, их ученики и последователи), изменилась социальная и духовная обстановка в стране и в мире, требовавшая своего переосмысления в парадигме православного социализма. Да и упомянутые книги, выпущенные малым тиражом, давно стали библиографической редкостью.
Попыткой восполнить досадный пробел в популяризации идей православного социализма является сборник статей «Православный социализм», недавно изданный издательством «Алетейя». Идею издать сборник предложил Н.В. Сомин, которая была горячо подхвачена единомышленниками. Вообще, авторы давно и хорошо знают друг друга, их связывает не только общие идеалы, но и многолетняя дружба. Плодом совместного творчества и явился представляемый труд – маленькая симфония, в которой наряду с общим лейтмотивом слышна мелодия каждого. Один автор подвизается в богословии, другой обращается к социологической проблематике, третий жжет глаголом остросоциальной публицистики – разнообразие ракурсов позволяет дать общую картину и избежать односторонности, неизбежной для одного автора. Нередко одну «мелодию» исполняют два автора (ряд статей написан в соавторстве), а порой «мелодию» одного автора подхватывает и развивает другой – как в статье Андрея Костерина «Выполнима ли “Миссия России”?», написанной в защиту фильма Александра Пасечника «Миссия России», созданного по мотивам одноименной книги А.Е. Молоткова.
Бросим беглый взгляд на сборник, чтобы дать читателю некоторое представление об идеях и их авторах.
Журналист газеты «Православный Санкт-Петербург», писатель Алексей Бакулин задает тон книге, рисуя яркий образ двух половинок, православия и социализма, соединение которых дает критическую массу, необходимую для «антивзрыва» – возрождения России: «Если два этих признания будут сделаны и подкреплены неким соглашением, две половинки критической массы в русской антибомбе соединятся и антивзрыв – созидательный и животворный – озарит земной шар» (С. 23). Тема синтеза православия и социализма стала лейтмотивом сборника, все авторы так или иначе затрагивают эту тему, подчеркивая, что выход не в противопоставлении православия и социализма, не в победе одного над другим, а в их синергийном союзе. В России больше нет места холиварам и междоусобицам – пришло время собирать камни, а всем собираться в созидательный собор.
Профессор СПбГУ, историк-византинист, протодиакон Владимир Василик, апеллируя к творениям Симеона Нового Богослова, открывает нам, каким должно быть отношение Православной церкви к богатству и собственности: «Преп. Симеон Новый Богослов, не выступая политически против государственных и общественных институтов, дает им духовно-нравственную оценку с монашеской, то есть подлинно христианской точки зрения. Он бичует человеческую гордыню, немилосердие, стяжательство, жадность… Частную собственность он, в конечном счете считает порождением дьявола и одной из причин коррупции в Церкви, в результате которой епископат частично, по его мнению, утрачивает свою благодатность. И все эти мысли в высшей степени актуальны в наше злое, корыстное и лукавое время» (С. 62).
Православный публицист и плотник (какое прекрасное сочетание!) Сергей Карелин, сын Феликса Владимировича, продолжает благородное дело отца. Подробно разбирая аргументы противников христианского социализма, Сергей Феликсович заключает: «Христианство – это не столько учение о Царстве Небесном, которое во многом еще непостижимо для нашего земного разумения, сколько учение о том, как этого Царства достичь. Поняв это, мы увидим, что “христианский социализм” является не подменой Христианства, а его необходимой частью» (С. 138).
Публицист из Владимира Андрей Костерин, обсуждая концепцию православного социализма с Алексеем Бакулиным, приходит к выводу: «Православный социализм – это Литургия, вынесенная в мир за пределы церковной ограды. Если главная задача человека – спасение, то все дела и помыслы должны быть подчинены этой задаче. Общество должно помогать каждому в его личном сотериологическом усилии, а не препятствовать ему. Собственно, само понятие личности в христианской социологии трансформируется из индивидуума в собор, симфоническую личность. В идеале вся Россия должна стать таким собором, единой симфонической личностью» (С. 214-215).
Публицист из Нижнего Новгорода Вячеслав Макарцев внимательно исследует подход к собственности в Новорожденной Церкви (Апостольской общине): «мы видим, что в Новорожденной Церкви, которая была одно Тело с Христом, и Главой которой был Христос, все было общее… И это осуществлялось в Новорожденной Церкви не отказом от собственности, не отвержением ее, а передачей своего имущества в общую собственность» (С. 240) – исходя из чего задается резонным вопросом: когда и почему Русская Православная Церковь отступила от первоначальной высокой планки?
Инженер и философ Александр Молотков, развивая свои идеи, прямо ставит задачу синтеза как важнейшую и неотложную: «Православие и социализм отныне имманентны русской истории и задача национального самосознания – преобразовать это внутреннее единство на актуальном уровне в форме нового общественно-политического синтеза. Это именно тот оптимистический вариант историософского дискурса, который не отрицает собственную историю, а наоборот, оправдывает ее – открывая тем самым подлинно аутентичные горизонты будущего» (С. 258).
Кинорежиссер Александр Пасечник в полемически заостренной для убедительности форме также видит выход только в красно-белом синтезе: «Но для начала необходимо всем тем, кто искренне любит Россию и желает ей добра, прекратить бесконечные и бессмысленные выяснения отношений. Так называемый красно-белый срач на руку только нашим правителям и Западным спецслужбам, потому что не дает нам возможности объединиться. А ведь только в этом случае у нас есть шанс победить» (С. 347-348).
Бакалавр теологии и математик-программист, к. ф.-м. н. Николай Сомин обращает внимание на содержательное подобие между православной антропологией и православной социологией, делая из обнаруженного подобия глубокий и оригинальный вывод. Как телу человека не дóлжно быть «автономным субъектом» (подобно животному), а дóлжно подчиниться Духу Святому, как человек есть образ и подобие Божие, – точно также человеческому обществу дóлжно подчиниться, привести себя в соответствие Царству Божию. Николай Владимирович называет такое соответствие царствоподобием: «царствоподобие … имеет в православной социологии такое же фундаментальное значение, как и тезис о богоподобии человека: "человек есть образ и подобие Божие" в православной антропологии. Тезис царствоподобия решает вопрос о добре и зле в социальных отношениях: Сам Бог желает, чтобы люди жили совместно в условиях общности имений» (С. 353).
Насельница старообрядческой общины и писательница Галина Чудинова завершает сборник обращением к народной интуиции и народному чувству, без которого нельзя нащупать верный путь, нельзя победить в Специальной военной операции: «Выход здесь только один – прозрение народа, избавление от навязанного нам внутренними и внешними врагами колониального ига и плавный, мирный переход к новому социализму. Православному для русских и народному для всех коренных жителей России. Цель жизни каждого человека и народа – счастье спасения. Спасения от собственных грехов, спасения своих родных и близких, спасения от врагов своей Родины» (С. 480-481).
Авторы далеки от мысли, что они своей книгой «закрыли тему» православного социализма. Напротив, разговор только завязался, а наша книжка – это приглашение читателей к соучастию и соработничеству по выработке Русской идеологии во благо России.
Добрая половина статей сборника ранее была опубликована на платформе «Русской народной линии», любезно предоставившей свой ресурс для обсуждения идей православного социализма во времена засилья либеральной идеологии. Авторы выражают глубокую благодарность редакции РНЛ и лично Анатолию Степанову за предоставленную возможность и многолетнее сотрудничество. Мы также искренне благодарны своим оппонентам, в жарких спорах с которыми рождались и оттачивались наши аргументы – и они невольные соавторы нашей книги. Трудно переоценить вклад редактора Дианы Пиккиевой в издание книги, без энергии, энтузиазма и неусыпного внимания которой подготовка книги рисковала не только растянуться на долгие годы, но и вообще не дожить до тиража.
Сборник статей «Православный социализм» можно приобрести: в издательстве Алетейя; в книжном магазине Фаланстер; в книжном магазине URSS; в книжном магазине Циолковский; в электронной библиотеке Литрес.
Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир; Пиккиева Диана Евгеньевна, врач, член Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. святителя Луки, г. Санкт-Петербург