Историческая встреча 25 апреля 1945 года советской и американской армий на Эльбе развивалась как остросюжетный детектив. Первая американская разведгруппа успешно форсировала Эльбу, доложила о встрече с русским союзниками и перестала выходить на связь. Посланная на поиски вторая группа по рации доложила о том, что нашла первую группу живыми и невредимыми, и… тоже бесследно исчезла. В мысли командира 69-й пехотной дивизии генерал-майора Эмиля Рейнхардта закрались самые нехорошие предчувствия: неужели американские солдаты в плену у русских?
Разведчики и в самом деле очутились в плену – в плену русского гостеприимства, из которого невозможно было освободиться даже бывалым разведчикам. Из воспоминаний командира 175-го гвардейского стрелкового полка полковника Александра Гордеева: «Тут же, на лужайке, были расстелены плащ-палатки, выставлены русская водка и нехитрая закуска. И наши, и американские солдаты провозглашали тосты за то, чтобы никогда не было войны, за дружбу, скрепленную кровью в борьбе с общим врагом за мир… На следующий день, 26 апреля, встречи продолжались. К нам в Крайниц снова переправились сержанты и солдаты из состава патрулей лейтенанта Альберта Котцебу и майора Фреда Крейга… Их радушно встречали наши солдаты и офицеры».
25 апреля 1945 года недалеко от города Торгау на Эльбе войска 1-го Украинского фронта встретились с войсками 1-й армии США. В результате встречи войск союзников остатки вооружённых сил Германии были расколоты на две части – северную и южную.
Первая встреча состоялась, когда американский патруль под командованием первого лейтенанта Альберта Коцебу пересёк Эльбу. На восточном берегу они встретили советских солдат под командованием подполковника Александра Гордеева. В тот же день ещё один американский патруль (под командованием второго лейтенанта Армии США Уильяма Робертсона) встретился с советскими солдатами лейтенанта Александра Сильвашко на разрушенном мосту через Эльбу близ Торгау. Именно тогда была сделана историческая фотография Робертсона и Сильвашко, пожимающих друг другу руки.
25 апреля 1945 года начались массовые братания советских и американских солдат. И это несмотря на то, что в это время на улицах Берлина еще шли ожесточенные бои, и Прага тоже еще оставалась в руках немцев. Но событие, которого ждали на протяжении четырех лет, отменить или запретить было уже нельзя.
«Мы не понимали друг друга, но единство чувств было очевидно. Мы были солдатами, братьями по оружию, разгромившими общего врага. Война кончилась, и мир был уже совсем близко. Значит, каждый из нас проживет – это уж точно – еще один час, еще один день», – воспоминал участник встречи на Эльбе, ветеран армии США Пол Стауб.
Последующие дни были отмечены целой вереницей американо-советских встреч на самых разных уровнях. Братались командиры полков, корпусов, дивизий… По воспоминаниям наших офицеров, участвовавших в тех праздничных мероприятиях, вызывало удивление, насколько раскованно ведут себя американцы. У них поголовно была идея фикс: заполучить какую-нибудь мелочь на память от русских. Самыми популярными сувенирами были эмблемы и звездочки с погон, пуговицы (порой, в разгар дружеского застолья, их отрывали с мундира даже без ведома хозяина). Зачастую офицеры менялись наручными часами, портсигарами...
«Мы пили за встречу, звучали аккордеон и балалайка, все танцевали. Русские пели американские песни. Оказалось, что некоторые ребята умеют играть на гитаре. С нами было еще несколько человек из гитлеровских лагерей принудительного труда. Русские девушки тоже были среди танцующих. Это было удивительное зрелище. Оно запомнилось мне навсегда. Эти воспоминания и сейчас скрашивают мою жизнь, несмотря на все ее трудности, главная из которых – всеобщее безразличие», – вспоминал потом о встрече на Эльбе ветеран армии США Билл Шанк.
Братание на Эльбе явилось ярким и незабываемым всплеском симпатий солдат победивших армий. Встреча, казалось, была началом дружбы великих народов навеки…
***
Увы, этим надеждам не суждено было сбыться – «дружба навеки» закончилась меньше, чем через год. 5 марта 1946 года Уинстон Черчилль в Вестминстерском колледже в Фултоне опустил «Железный занавес» и дал старт Холодной войне. Эльба стала не только символом единства, но и будущего раздела Европы: в 1949 году Германия была разделена на ФРГ и ГДР, а река Эльба превратилась в один из рубежей между Востоком и Западом.
Сегодня на Западе делается все, чтобы обесценить память об этом событии или вовсе придать забвению. В последние годы фактически встреча на Эльбе в Германии не отмечается – никто нас туда не приглашает. И это не из-за того, что умерли ветераны, а из-за того, что такая политика сегодня проводится странами-участницами НАТО, которые решили, что нужно забыть братство по оружию и совместный разгром Германии, общую победу. Делается это для того, чтобы принизить роль Красной армии, которая внесла решающий вклад в разгром фашистской Германии.
«Дух Эльбы», порыв единения союзников после победы над общим врагом, никак не вписывается в современный западный нарратив о «русской угрозе». Четвёртый год Запад (и США, в первую очередь) снабжает Украину оружием и разведданными для ведения войны против России.
Ряд политологов увидел воскрешение «духа Эльбы» в сегодняшней встрече Президента России В.В. Путина со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом. Не умаляя важности переговоров, вряд ли можно согласиться с такой сверхоптимистичной оценкой. Русских и американцев современная история развела по разные стороны линии боевого соприкосновения в конфликте на Украине. Мы бережно сохранили в памяти «дух Эльбы», мы давно стоим на берегу и готовы дружески обнять всякого пришедшего с миром с «того берега». Но готовы ли американцы сделать встречный шаг в сторону «новой Эльбы»?
Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир