«Россия не может жить без Христа!»

Православному философу Николаю Владимировичу Сомину – 75 лет!

Православный социализм 
2 Русский Сталинист  Алекс. Алёшин 
1046
Время на чтение 9 минут
Фото: Из интернет-источников

24 марта с.г. идеологу православного социализма, постоянному автору «Русской народной линии», философу, богослову, социологу и математику Николаю Владимировичу Сомину исполнилось 75 лет!

Н.В. Сомин родился в 1947 г., окончил МИИТ (ныне МГУПС) по специальности «прикладная математика», к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Института Проблем Информатики РАН. Окончил в 1998 г. Православный Свято-Тихоновский богословский институт (катехизаторский факультет), бакалавр теологии.

Широкую известность в патриотической среде Николаю Владимировичу принесли его публицистические и философско-социологические работы, посвященные осмыслению путей и способов социального устройства России в соответствии с заповедями Христа. Напряженные научные и духовные поиски очень быстро привели Сомина к убеждению, что такой социальный идеал существует и это – православный социализм.

Недюжинная работоспособность и истовая увлеченность Н. В. Сомина идеями православного социализма воплотились в довольно обширное творческая наследие, создав плодотворную базу («нарратив», как сейчас принято говорить) для дальнейших изысканий. Если попытаться классифицировать его труды, то можно выделить пять тесно связанных и переплетающихся друг с другом тем: 1) имущественное богословие, Новый Завет и святоотеческое Предание о богатстве и собственности; 2) христианская социология; 3) русская религиозно-философская социальная мысль; 4) православный социализм; 5) современное состояние российского общества и Церкви.

1. В своих историко-богословских работах Николай Сомин, опираясь на авторитет святых отцов, убедительно показывает, что раннее христианство подходило к этому вопросу бескомпромиссно, однозначно осуждая сребролюбие и рассматривая частную собственность как Божье попущение. Апостасия и обмирщение ряда церковных институтов (главным образом, связанных с экономической и хозяйственной деятельностью Церкви) привели к тому, что в христианской политике возобладало снисходительное (т. н. «умеренная доктрина»), а подчас апологетическое («протестантская этика») отношение к богатству и собственности. Искусная герменевтика Н.В. Сомина, апеллирующая к Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову, Киприану Карфагенскому, Кассиану Римлянину, Симеону Новому Богослову и другим святым отцам, а также к выдающемуся русскому богослову В.И. Экземплярскому, возвращает нас к истинному, традиционалистскому («святоотеческому») отношению Церкви к собственности и богатству. Учение святого Иоанна Златоуста стоит особняком в этом ряду. Н.В. Сомин настолько восхищен глубиной, строгостью и стройностью взглядов Златоуста на богатство, бедность, собственность и милостыню, что посвящает их исследованию отдельную монографию «Обижать заставляет любостяжание», регулярно в своих статьях прибегает к мудрости великого святого.

2. Христианская социология, в отличие от кропотливо подуманной и детально разработанной христианской антропологии, является практически неизведанной областью (мы, разумеется, говорим о православном учении – католическая и протестантская социологии хорошо известны, но вряд ли нам подходят). Сомин вслед за своими товарищами – Феликсом Карелиным, Геннадием Шимановым и Александром Молотковым – смело вторгается в terra incognita, с присущей ему математической строгостью концептуализируя новый предмет и подходы к его изучению. В работе «Трансформация общества: очерк христианской социологии» он, словно бы развивая концепцию Питирима Сорокина, предлагает оригинальную модель социальной динамики: сотериологическое общество – мамоническое общество – христократическое общество. В отличие от социологического пессимизма Сорокина (описавшего деградацию общества от идеационного типа через идеальный к чувственному как универсальный закон) Сомин оставляет открытым вопросом о вариантах трансформации общества. Переход от начального (сотериологического) состояния к христологическому или мамоническому – это развилка, точка бифуркации, а не непреложная данность. Человечество может упасть (как оно сделало в эпоху Модерна), но может и подняться. Дальнейшее развитие и обобщение теория типов обществ и их трансформаций через призму христианской социологии получила в статье «О христианском понимании общественных формаций».

В статье «О социализме и Царстве Божием» Сомин обращает внимание на содержательное подобие между православной антропологией и православной социологией, делая из обнаруженного подобия глубокий и оригинальный вывод. Как телу человека не должно быть «автономным субъектом» (подобно животному), а должно подчиниться Духу Святому, как человек есть образ и подобие Божие, – точно также человеческому обществу (граду Земному) должно подчиниться, привести себя в соответствие Царству Божию. Николай Сомин называет такое соответствие царствоподобием: «царствоподобие … имеет в православной социологии такое же фундаментальное значение, как и тезис о богоподобии человека: «человек есть образ и подобие Божие» в православной антропологии. Тезис царствоподобия решает вопрос о добре и зле в социальных отношениях: Сам Бог желает, чтобы люди жили совместно в условиях общности имений. Златоуст об этом говорит так: “для нас предназначено скорее общее, чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой», т. е. согласуется с замыслом Божиим относительно всего мироздания”». Подобно тому, как человек – образ и подобие Божие, точно так же человеческое общество – образ и подобие Царства Божие. А значит, что общественный идеал через построение царства Божия на Земле – не хилиастическая утопия, а историческая миссия человечества (подобно тому, как личная сотериологическая миссия человека – открытие в себе Бога и предания себя Его воле).

В этом же ряду лежит развиваемое Н. В. Соминым понятие общественного греха (см. «Грех личный и грех общественный»). Общественный грех хуже любого личного греха хотя бы тем, что зачастую не только не считается грехом, но бывает институциализирован в производственных отношениях, индоктринирован в господствующую этику (или даже в религию – как, например, в протестантство, где снят запрет на ростовщичество). Борьба с общественным грехом невозможна без приведения общественных институтов (прежде всего, общественной морали) в соответствие с евангельской этикой – таков посыл Сомина.

Важной социологической новацией Н.В. Сомина представляется описание таких социальных феноменов как уранополитизм и капиталофилия (см. статью «Уранополитизм и капиталофилия»). Уранополитизм, уповая на личное спасение христианина, исповедует социальный эскапизм, отказ от любых социальных методов устроения мира. С уранополитизмом тесно связана капиталофилия, приверженность капиталистическому укладу как наиболее приемлемому с точки зрения независимости и асоциальности. Именно уранополитизмом и капиталофилия в стане священнослужителей делают последних стойкими противниками любых антикапиталистических настроений.

3. Николай Владимирович в своем творчестве отдал дань глубокому изучению русской религиозной, философской и социологической мысли. А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, Н.Н. Неплюев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин – вот далеко неполный список философов и общественных деятелей, на труды и опыт которых обращает внимание Сомин. Что обезоруживает, так это чрезвычайно трепетное отношение к идеям философов. Николай Владимирович доносит до читателя свое понимание рецензируемых текстов, предоставляя окончательные оценки делать читателю. Понимание – вот на что в герменевтическом диалоге с читателем рассчитывает Н.В. Сомин в диалоге. И мы, перечитывая тексты философов, в оптике Николая Владимировича многие места прочитываем заново…

4. Православный социализм – это альфа и омега социального учения Николая Сомина. Стало трюизмом вспоминать про три источника и три составных части, но теория православного социализма в изводе Сомина – строгое логическое следствие вышеизложенных трех постулатов в почти математической постановке. Святоотеческое Предание, концепция христианской социологии, русская религиозно-социальная мысль с практически математической необходимостью приводят к выводу, который закономерно делает Н.В. Сомин: «Православный социализм – не фантазия и не противоречие в определении, а реальность, отвечающая чаяниям русского народа» («России нужен православный социализм»).

Львиная часть публикаций Сомина (и прежде всего, сборник «Православный социализм как русская идея») посвящена раскрытию идей православного социализма, осмыслению методов его реализации и пропаганде новой идеологии. Бремя первооткрывателя всегда лежит на нём, и эту горькую чашу – неприятия, непонимания и осмеяния – пионер православного социализма испил до дна.

Нас, сторонников идей Сомина, порой охватывает недоумение: ну как же так? ведь всё так ясно сказано! всё так подробно описано! всё так логично выстроено! – как же можно не понять и не признать русскому и православному человеку этих, казалось бы, прописных истин? Но нет – «нет пророка в своем отечестве», а самые простые и нужные истины нами постигаются в самую последнюю очередь…

Пропаганде идей православного социализма Н.В. Сомин отдает все силы и посвятил последние 20 лет жизни. Здесь и авторский сайт, и многочисленные конференции, и круглые столы, и циклы лекций на самых разных площадках. Вода камень точит, и приверженцев идей православного социализма становится всё больше и больше.

5. Актуальная публицистика Н.В. Сомина также подчинена проблематике православного социализма. Почему в России победил мамонизм («Главный грех современного человечества»), почему церковь самоустранилась от решения социальных проблем и бичевания социальных грехов («Уранополитизм против православного социализма»), как преодолеть пропасть между «белыми» и «красными» («Как объединить патриотов?»), возможно ли справедливое общество («Почему важна справедливость») – вот далеко не полный перечень вопросов, которые ставит Сомин перед читателями и которые поставила перед Россией сама История.

В кратком очерке невозможно раскрыть все идеи юбиляра, да мы и не ставили перед собой такую задачу. Мы хотели лишь, пользуясь прекрасным поводом, беглым взглядом окинуть круг идей Сомина. Возможно, кто-то из читателей еще не знаком с его замечательными идеями, а кто-то знаком, но на самом поверхностном уровне. Между тем, Н.В. Сомин продолжает плодотворно трудиться: его последняя работа «Еще раз о двух богословиях» опубликована месяц назад!

Авторы познакомились с идеями Н.В. Сомина примерно десять лет тому назад, и это было подобно эффекту «всё сходится, ура!». Словно бы сошелся годами собираемый пазл, а Кай, наконец, сложил слово «ВЕЧНОСТЬ». Всецело приняв идеи православного социализма, с тех пор мы пропагандировали и защищали их на РНЛ и других площадках.

А в 2018 году мы, наконец, собрались с духом и познакомились с Николаем Владимировичем «живьем». Н.В. оказался милейшим и обаятельнейшим человеком, и наши посиделки с тех пор стали регулярными. Три часа за чаем и беседой с мудрецом – что может быть прекрасней? Но когда дело касалось идей, защиты Православной веры и социалистических убеждений, добрый и милейший собеседник становился твердым и нерушимым как скала. А разве может быть по-другому? Чего стоят наша вера и наши идеи, если мы не в состоянии их отстаивать?

Николай Владимирович Сомин являет нам образец истинного и преданного служения Богу, Отечеству и идеалам, и наш святой долг – поведать об этом.

Хотим поздравить Николая Владимировича со славным юбилеем, пожелать ему доброго здоровья, многих лет жизни и выразить надежду, что и впредь его статьями будут вдохновляться и вразумляться православные патриоты нашей Великой Родины!

Многая лета, Николай Владимирович!

Пиккиева Диана Евгеньевна, врач-терапевт и иммунолог, Санкт-Петербург

Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Поклон мудрецу Сомину...

Сердечно поздравляю Вас, мудрого философа-богослова, со славным юбилеем! Творческого долголетия Вам, дорогой Николай Владимирович. Рад быть Вашим единомышленником....
Мирянин / 24.03.2022, 05:38

1.

Присоединяюсь к поздравлениям: Многая лета дорогому юбиляру, обожаемому и любимому Николаю Владимировичу! Доброго ему здравия и да хранит его Господь!
Алекс. Алёшин / 24.03.2022, 05:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Октябрьская революция была «мертвой водой», но окропить Россию «живой водой» – всё еще нерешенная задача
08.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
«Пророк бедных» Густаво Гутьеррес
Памяти католического священника – идеолога теологии освобождения
25.10.2024
Сколько алчных тварей окрест нас?
Идеократия как точная наука
02.09.2024
Игры патриотов
Блогерские войны как конфликт интерпретаций
20.08.2024
Все статьи Андрей Костерин
Диана Евгеньевна Пиккиева
Православному социализму – быть!
Впечатления о прошедшей религиозно-научной конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
31.03.2021
Ответственен ли Минздрав за тех, кого прививает?
По мнению врача-терапевта и иммунолога Дианы Пиккиевой, проект Минздрава, запрещающий призывы к отказу от вакцинации, имеет репрессивный характер
15.04.2019
Все статьи Диана Евгеньевна Пиккиева
Православный социализм
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
В новой реальности наши союзники – левые режимы, значит, пора прекращать православный антисоветизм
19.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12