«Россия не может жить без Христа!»

Православному философу Николаю Владимировичу Сомину – 75 лет!

Православный социализм 
2 Русский Сталинист  Алекс. Алёшин 
1030
Время на чтение 9 минут
Фото: Из интернет-источников

24 марта с.г. идеологу православного социализма, постоянному автору «Русской народной линии», философу, богослову, социологу и математику Николаю Владимировичу Сомину исполнилось 75 лет!

Н.В. Сомин родился в 1947 г., окончил МИИТ (ныне МГУПС) по специальности «прикладная математика», к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Института Проблем Информатики РАН. Окончил в 1998 г. Православный Свято-Тихоновский богословский институт (катехизаторский факультет), бакалавр теологии.

Широкую известность в патриотической среде Николаю Владимировичу принесли его публицистические и философско-социологические работы, посвященные осмыслению путей и способов социального устройства России в соответствии с заповедями Христа. Напряженные научные и духовные поиски очень быстро привели Сомина к убеждению, что такой социальный идеал существует и это – православный социализм.

Недюжинная работоспособность и истовая увлеченность Н. В. Сомина идеями православного социализма воплотились в довольно обширное творческая наследие, создав плодотворную базу («нарратив», как сейчас принято говорить) для дальнейших изысканий. Если попытаться классифицировать его труды, то можно выделить пять тесно связанных и переплетающихся друг с другом тем: 1) имущественное богословие, Новый Завет и святоотеческое Предание о богатстве и собственности; 2) христианская социология; 3) русская религиозно-философская социальная мысль; 4) православный социализм; 5) современное состояние российского общества и Церкви.

1. В своих историко-богословских работах Николай Сомин, опираясь на авторитет святых отцов, убедительно показывает, что раннее христианство подходило к этому вопросу бескомпромиссно, однозначно осуждая сребролюбие и рассматривая частную собственность как Божье попущение. Апостасия и обмирщение ряда церковных институтов (главным образом, связанных с экономической и хозяйственной деятельностью Церкви) привели к тому, что в христианской политике возобладало снисходительное (т. н. «умеренная доктрина»), а подчас апологетическое («протестантская этика») отношение к богатству и собственности. Искусная герменевтика Н.В. Сомина, апеллирующая к Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову, Киприану Карфагенскому, Кассиану Римлянину, Симеону Новому Богослову и другим святым отцам, а также к выдающемуся русскому богослову В.И. Экземплярскому, возвращает нас к истинному, традиционалистскому («святоотеческому») отношению Церкви к собственности и богатству. Учение святого Иоанна Златоуста стоит особняком в этом ряду. Н.В. Сомин настолько восхищен глубиной, строгостью и стройностью взглядов Златоуста на богатство, бедность, собственность и милостыню, что посвящает их исследованию отдельную монографию «Обижать заставляет любостяжание», регулярно в своих статьях прибегает к мудрости великого святого.

2. Христианская социология, в отличие от кропотливо подуманной и детально разработанной христианской антропологии, является практически неизведанной областью (мы, разумеется, говорим о православном учении – католическая и протестантская социологии хорошо известны, но вряд ли нам подходят). Сомин вслед за своими товарищами – Феликсом Карелиным, Геннадием Шимановым и Александром Молотковым – смело вторгается в terra incognita, с присущей ему математической строгостью концептуализируя новый предмет и подходы к его изучению. В работе «Трансформация общества: очерк христианской социологии» он, словно бы развивая концепцию Питирима Сорокина, предлагает оригинальную модель социальной динамики: сотериологическое общество – мамоническое общество – христократическое общество. В отличие от социологического пессимизма Сорокина (описавшего деградацию общества от идеационного типа через идеальный к чувственному как универсальный закон) Сомин оставляет открытым вопросом о вариантах трансформации общества. Переход от начального (сотериологического) состояния к христологическому или мамоническому – это развилка, точка бифуркации, а не непреложная данность. Человечество может упасть (как оно сделало в эпоху Модерна), но может и подняться. Дальнейшее развитие и обобщение теория типов обществ и их трансформаций через призму христианской социологии получила в статье «О христианском понимании общественных формаций».

В статье «О социализме и Царстве Божием» Сомин обращает внимание на содержательное подобие между православной антропологией и православной социологией, делая из обнаруженного подобия глубокий и оригинальный вывод. Как телу человека не должно быть «автономным субъектом» (подобно животному), а должно подчиниться Духу Святому, как человек есть образ и подобие Божие, – точно также человеческому обществу (граду Земному) должно подчиниться, привести себя в соответствие Царству Божию. Николай Сомин называет такое соответствие царствоподобием: «царствоподобие … имеет в православной социологии такое же фундаментальное значение, как и тезис о богоподобии человека: «человек есть образ и подобие Божие» в православной антропологии. Тезис царствоподобия решает вопрос о добре и зле в социальных отношениях: Сам Бог желает, чтобы люди жили совместно в условиях общности имений. Златоуст об этом говорит так: “для нас предназначено скорее общее, чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой», т. е. согласуется с замыслом Божиим относительно всего мироздания”». Подобно тому, как человек – образ и подобие Божие, точно так же человеческое общество – образ и подобие Царства Божие. А значит, что общественный идеал через построение царства Божия на Земле – не хилиастическая утопия, а историческая миссия человечества (подобно тому, как личная сотериологическая миссия человека – открытие в себе Бога и предания себя Его воле).

В этом же ряду лежит развиваемое Н. В. Соминым понятие общественного греха (см. «Грех личный и грех общественный»). Общественный грех хуже любого личного греха хотя бы тем, что зачастую не только не считается грехом, но бывает институциализирован в производственных отношениях, индоктринирован в господствующую этику (или даже в религию – как, например, в протестантство, где снят запрет на ростовщичество). Борьба с общественным грехом невозможна без приведения общественных институтов (прежде всего, общественной морали) в соответствие с евангельской этикой – таков посыл Сомина.

Важной социологической новацией Н.В. Сомина представляется описание таких социальных феноменов как уранополитизм и капиталофилия (см. статью «Уранополитизм и капиталофилия»). Уранополитизм, уповая на личное спасение христианина, исповедует социальный эскапизм, отказ от любых социальных методов устроения мира. С уранополитизмом тесно связана капиталофилия, приверженность капиталистическому укладу как наиболее приемлемому с точки зрения независимости и асоциальности. Именно уранополитизмом и капиталофилия в стане священнослужителей делают последних стойкими противниками любых антикапиталистических настроений.

3. Николай Владимирович в своем творчестве отдал дань глубокому изучению русской религиозной, философской и социологической мысли. А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, Н.Н. Неплюев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин – вот далеко неполный список философов и общественных деятелей, на труды и опыт которых обращает внимание Сомин. Что обезоруживает, так это чрезвычайно трепетное отношение к идеям философов. Николай Владимирович доносит до читателя свое понимание рецензируемых текстов, предоставляя окончательные оценки делать читателю. Понимание – вот на что в герменевтическом диалоге с читателем рассчитывает Н.В. Сомин в диалоге. И мы, перечитывая тексты философов, в оптике Николая Владимировича многие места прочитываем заново…

4. Православный социализм – это альфа и омега социального учения Николая Сомина. Стало трюизмом вспоминать про три источника и три составных части, но теория православного социализма в изводе Сомина – строгое логическое следствие вышеизложенных трех постулатов в почти математической постановке. Святоотеческое Предание, концепция христианской социологии, русская религиозно-социальная мысль с практически математической необходимостью приводят к выводу, который закономерно делает Н.В. Сомин: «Православный социализм – не фантазия и не противоречие в определении, а реальность, отвечающая чаяниям русского народа» («России нужен православный социализм»).

Львиная часть публикаций Сомина (и прежде всего, сборник «Православный социализм как русская идея») посвящена раскрытию идей православного социализма, осмыслению методов его реализации и пропаганде новой идеологии. Бремя первооткрывателя всегда лежит на нём, и эту горькую чашу – неприятия, непонимания и осмеяния – пионер православного социализма испил до дна.

Нас, сторонников идей Сомина, порой охватывает недоумение: ну как же так? ведь всё так ясно сказано! всё так подробно описано! всё так логично выстроено! – как же можно не понять и не признать русскому и православному человеку этих, казалось бы, прописных истин? Но нет – «нет пророка в своем отечестве», а самые простые и нужные истины нами постигаются в самую последнюю очередь…

Пропаганде идей православного социализма Н.В. Сомин отдает все силы и посвятил последние 20 лет жизни. Здесь и авторский сайт, и многочисленные конференции, и круглые столы, и циклы лекций на самых разных площадках. Вода камень точит, и приверженцев идей православного социализма становится всё больше и больше.

5. Актуальная публицистика Н.В. Сомина также подчинена проблематике православного социализма. Почему в России победил мамонизм («Главный грех современного человечества»), почему церковь самоустранилась от решения социальных проблем и бичевания социальных грехов («Уранополитизм против православного социализма»), как преодолеть пропасть между «белыми» и «красными» («Как объединить патриотов?»), возможно ли справедливое общество («Почему важна справедливость») – вот далеко не полный перечень вопросов, которые ставит Сомин перед читателями и которые поставила перед Россией сама История.

В кратком очерке невозможно раскрыть все идеи юбиляра, да мы и не ставили перед собой такую задачу. Мы хотели лишь, пользуясь прекрасным поводом, беглым взглядом окинуть круг идей Сомина. Возможно, кто-то из читателей еще не знаком с его замечательными идеями, а кто-то знаком, но на самом поверхностном уровне. Между тем, Н.В. Сомин продолжает плодотворно трудиться: его последняя работа «Еще раз о двух богословиях» опубликована месяц назад!

Авторы познакомились с идеями Н.В. Сомина примерно десять лет тому назад, и это было подобно эффекту «всё сходится, ура!». Словно бы сошелся годами собираемый пазл, а Кай, наконец, сложил слово «ВЕЧНОСТЬ». Всецело приняв идеи православного социализма, с тех пор мы пропагандировали и защищали их на РНЛ и других площадках.

А в 2018 году мы, наконец, собрались с духом и познакомились с Николаем Владимировичем «живьем». Н.В. оказался милейшим и обаятельнейшим человеком, и наши посиделки с тех пор стали регулярными. Три часа за чаем и беседой с мудрецом – что может быть прекрасней? Но когда дело касалось идей, защиты Православной веры и социалистических убеждений, добрый и милейший собеседник становился твердым и нерушимым как скала. А разве может быть по-другому? Чего стоят наша вера и наши идеи, если мы не в состоянии их отстаивать?

Николай Владимирович Сомин являет нам образец истинного и преданного служения Богу, Отечеству и идеалам, и наш святой долг – поведать об этом.

Хотим поздравить Николая Владимировича со славным юбилеем, пожелать ему доброго здоровья, многих лет жизни и выразить надежду, что и впредь его статьями будут вдохновляться и вразумляться православные патриоты нашей Великой Родины!

Многая лета, Николай Владимирович!

Пиккиева Диана Евгеньевна, врач-терапевт и иммунолог, Санкт-Петербург

Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Поклон мудрецу Сомину...

Сердечно поздравляю Вас, мудрого философа-богослова, со славным юбилеем! Творческого долголетия Вам, дорогой Николай Владимирович. Рад быть Вашим единомышленником....
Мирянин / 24.03.2022, 05:38

1.

Присоединяюсь к поздравлениям: Многая лета дорогому юбиляру, обожаемому и любимому Николаю Владимировичу! Доброго ему здравия и да хранит его Господь!
Алекс. Алёшин / 24.03.2022, 05:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Евразийский тривиум
Краткое введение в евразийство
09.03.2024
Ab Eva
Вирша на 8 Марта
07.03.2024
Все статьи Андрей Костерин
Диана Пиккиева
Православному социализму – быть!
Впечатления о прошедшей религиозно-научной конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
31.03.2021
Ответственен ли Минздрав за тех, кого прививает?
По мнению врача-терапевта и иммунолога Дианы Пиккиевой, проект Минздрава, запрещающий призывы к отказу от вакцинации, имеет репрессивный характер
15.04.2019
Все статьи Диана Пиккиева
Православный социализм
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06