Продолжаем публикацию малоизвестных широкой аудитории фактов, опровергающих ложь о Государе Николае II. Излагаем суть очередных лживых, клеветнических измышлений на царя и правду Божию на этот счёт. В статье использованы публикации Игоря Васильевича Евсина — известного российского поэта, прозаика, человека«алчущего и жаждущего правды», исследователя и публициста.
Ложь о роли Николая II в Ходынской трагедии и правда о ней
Тезисы лжи
- несмотря на Ходынскую трагедию, Николай II, якобы, поехал на бал и там развлекался, т. е. царь — бессердечный деспот, веселившийся, в то время как его подданные умирали.
Аргументы правды
18 мая 1896 года во время торжеств по поводу состоявшейся накануне коронации императора Николая II на Ходынском поле (окраина Москвы) произошла сильная давка. Было запланировано раздавать присутствующим царские подарки в память об этом событии (продукты, сладости, орехи и памятная «коронационная кружка»). Для этого построили палатки, которые оградили рвами и траншеями (поле давно использовалось для военных учений), что позволяло сдерживать людские толпы.
Раздачу подарков назначили на 18 мая в 11 часов дня. Однако уже к вечеру 17 мая у Ходынского поля собралось свыше пятисот тысяч человек, которые решили провести здесь всю ночь. Пришли не только бедные, неимущие люди. Многие, увы, были пьяны. А тем временем артельщики стали выдавать подарки своим знакомым и по несколько узелков. Народ это увидел и начал угрожать артельщикам. Те испугались и начали выдавать подарки вместо 11 часов дня – около 6 часов утра. Но, со слов очевидца, «вместо того, чтобы получать подарки по очереди, народ с наружной стороны перелезал через палатки и набегал к проходам палаток с внутренней стороны. И с той, и с другой стороны давили друг друга. Кто падал, того топтали, ходили по нему. Многие влезали на палатки, ломали крыши и доставали узелки».
Весть о том, что подарки уже выдают, и их может на всех не хватить, молниеносно облетела весь народ. И тогда, со слов другого очевидца «толпа вскочила вдруг, как один человек и бросилась вперёд. Задние ряды напирали на передние: кто падал, того топтали. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда опомнились, было уже поздно. Погибших на месте и умерших в ближайшие дни оказалось 1282 человека, раненых – несколько сотен.
Когда Царь Николай II узнал о случившемся, он был потрясен. Смерть в дни национального праздника более тысячи людей казалась ему невероятной. В полдень лично поехал на Ходынское поле, чтобы разобраться в случившемся. Печально было осознавать, что причиной трагедии явилась банальная алчность толпы.
Власти случившегося не скрывали, о Ходынке писали газеты, о ней знала вся Россия. Николай II, проявив твёрдую волю, назначил расследование, вследствие которого, за плохую организацию охраны порядка, был отстранён от должности оберполицмейстер и наказаны его подчинённые. Хотя, что могли они сделать, когда толпа, более чем в полмиллиона людей, проявив нетерпение, рванулась за подарками и стала неуправляемой.
По распоряжению Царя Николая II было выдано по 1 тысяче рублей на семью погибшего или пострадавшего в Ходынской трагедии (по тем временам — большие деньги). Погибшие были похоронены за государственный счёт, а их дети при необходимости определены в приют. Кроме того, пострадавшим была назначена пенсия, которую они получали до 1917 года.
По стечению обстоятельств, в самый день катастрофы, у французского посла в России должен был состояться приём, после которого планировался бал. Мероприятие готовилось задолго до коронации и имело важное значение для налаживания союзнических отношений между Россией и Францией, и любой просчёт мог быть использован враждебными государствами, чтобы расстроить эти связи.
И Государь в этой непростой ситуации нашёл достойный выход. Он нанёс визит послу, чем засвидетельствовал ему своё почтение, подтвердил верность России союзническим обязательствам и уехал, пробыв в посольстве всего 15 минут.
На следующее утро Император и Императрица были на панихиде по погибшим в Ходынской трагедии, а позже несколько раз посещали раненых в больницах. Когда они, обходя палаты, разговаривали с пострадавшими, многие со слезами на глазах просили Царя простить их, неразумных, испортивших такой праздник.
В том же 1896 году на Ваганьковском кладбище Государь Император Николай II возвёл храм в память жертв давки на Ходынском поле.
Таким образом, поведение Царя Николая II, как политика и как православного христианина, было безупречным. Ходынская трагедия, по факту, это несчастный случай, происшедший из-за безрассудного поведения народа, собравшегося на поле. В катастрофе отчасти были виноваты и полицейские чины, впоследствии наказанные за непредусмотрительность. Вины Императора Николая II беспристрастные исследователи не находят. Однако ненавистники Русской Монархии и России использовали тогда и используют поныне трагедию на Ходынском поле для очернения Государя Императора Николая II.
Ложь о вине монарха в развязывании русско-японской войны и правда об этом
Тезисы лжи
- Утверждают, что Государь втянул Россию в русско-японскую войну, потому что самодержавию, якобы, была нужна «маленькая победоносная война».
Аргументы правды
- В отличие от «образованного» русского общества, уверенного в неизбежной победе и недооценивавшего противника, Император хорошо знал сложности ситуации на Дальнем Востоке и пытался не допустить войны. Как известно, именно Япония напала на Россию в 1904 году. Вероломно, без объявления войны, японская армия атаковала наши корабли в Порт-Артуре.
В поражениях русской армии и флота на Дальнем Востоке можно обвинять любого из генералов и адмиралов, но только не Государя, делавшего все для победы.
На стороне японцев «сражались» и наши революционеры. Им была нужна не победа, а поражение, что их руководители и не скрывали. Например, представители партии эсеров писали в воззвании к русским офицерам: «Всякая ваша победа грозит России бедствием укрепления порядка, всякое поражение приближает час избавления». Революционеры и либералы усердно раздували смуту в тылу воюющей страны, делая это, в том числе и на японские деньги.
Ложь о «Кровавом воскресенье» и правда о нём
Тезисы лжи
- Демонстрация рабочих в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года до сих пор в некоторых учебных пособиях ложно излагается как расстрел мирного шествия (или даже Крестного хода!) к Царю Николаю II. Указывая на мирный характер демонстрации, некоторые утверждают, что в петиции, которую несли для предъявления Государю, были требования только экономического порядка.
Аргументы правды
- Для большинства рабочих главными были экономические требования. Однако в то время когда они готовились к демонстрации, от их имени составлялась иная, радикальная петиция, содержащая экстремистские требования общегосударственных реформ, созыва Учредительного собрания, политического изменения государственного строя. По сути, это был призыв к упразднению самодержавия. Организаторы мероприятия понимали, что данные требования нереальны. С их стороны это была явная политическая провокация. Её цель – от имени народа в тяжёлых военных условиях предъявить требования неугодному им русскому правительству. Главное, чего они хотели достичь – дискредитировать Царя Николая II в глазах народа, унизить его в глазах подданных. Они от имени народа предъявляли ультиматум Божьему Помазаннику, который согласно Законам Российской Империи должен руководствоваться только волей Божией, а не многомятежной волей народа.
Много позже событий 9 января, когда одного из устроителей демонстрации, священника Гапона, спросили: «Ну, как Вы полагаете, о. Георгий, что было бы, если бы Государь вышел навстречу народу?» Он ответил: «Убили бы в полминут, полсекунд!» Однако, тот же Гапон 8 января направил министру внутренних дел Святополк-Мирскому явно провокационное письмо: «Ваше превосходительство, рабочие и жители Петербурга разных сословий желают и должны видеть Царя 9-го сего января… чтобы ему выразить непосредственно свои нужды и нужды всего русского народа. Царю нечего бояться. Я, как представитель «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», … товарищи рабочие, даже … революционные группы разных направлений гарантируем неприкосновенность его личности».
По сути, это был вызов Царю, оскорбление его личного достоинства и уничижение его власти. Государь же Император Николай II, ознакомившись с петицией рабочих, тактично уехал в Царское Село, этим давая понять, что разговаривать на языке требований и ультиматумов не намерен. Он надеялся, что, узнав о его отсутствии, рабочие на демонстрацию не выйдут. Однако, организаторы шествия, зная, что встречи с Государем не будет, скрыли это от рабочих и повели их к Зимнему дворцу, чтобы устроить столкновение с силами правопорядка. Тщательно спланированная акция удалась. Примерно 300 тысяч человек приняли участие в демонстрации. Петербургские власти, поняв, что остановить рабочих уже невозможно, приняли решение хотя бы воспрепятствовать их скоплению в центре города.
Как пишет писатель и ученый Олег Платонов: «Главная задача состояла в том, чтобы предотвратить беспорядки, неизбежную давку и гибель людей в результате стечения огромных масс с четырёх сторон на узком пространстве Невского проспекта и Дворцовой площади среди набережных и каналов. Царские министры помнили трагедию Ходынки, поэтому в центр стягивались войска, казаки — с приказом не пропускать людей, оружие применять при крайней необходимости».
Но демонстрация с самого начала имела немирный характер. Когда её участники двинулись к Зимнему дворцу, помимо хоругвей над толпами появились красные знамёна и транспаранты с лозунгами «Долой самодержавие», «Да здравствует революция», «К оружию, товарищи». От призывов перешли к действиям. Начались погромы оружейных магазинов, сооружались баррикады. Революционеры начали нападать на городовых и избивать их, спровоцировав столкновения с силами правопорядка, с армией. Они вынуждены были защищаться и применить оружие. Специально расстреливать демонстрантов никто не планировал. Тем более,не отдавал такого приказа и царь Николай II, находившийся в Царском селе.
Демонстрантов не загоняли в тупик. У них был выбор: встретив на своём пути стражей порядка, армейские подразделения, повернуть назад и разойтись. Они не сделали этого. Несмотря на словесные предупреждения и предупредительные выстрелы, демонстранты пошли на цепи солдат, которые вынуждены были открыть огонь. Было убито 130 человек, несколько сотен ранено.Сообщения о «тысячах жертв», распространявшиеся либеральной печатью, являлись агитационной ложью.
Как тогда, так и сегодня возникает вопрос, не было ли ошибочным решение о применении оружия. Может быть, власть должна была пойти на уступки рабочим?
С. Ольденбург, русский историк, профессор, ответил на этот вопрос так: «Поскольку власть не считала возможным капитулировать и согласиться на Учредительное собрание под давлением толпы, руководимой революционными агитаторами, никакого другого выхода не оставалось. Уступчивость в отношении наступающей толпы либо ведёт к крушению власти, либо к ещё худшему кровопролитию».
Сегодня известно, что так называемая «мирная демонстрация» носила не только внутриполитический характер. Она и последовавшие за ней революционные выступления готовились с участием японских агентов и были организованы в самый разгар русско-японской войны. Японцы открыто гордились волнениями, вызванными на их деньги, суммы были затрачены огромные.
О. А. Платонов, член Союза писателей России, доктор экономических наук, директор Института русской цивилизации, оценивает трагедию 9 января и последующие за ней события так: «Если давать юридическую оценку деятельности граждан Российской Империи, в условиях военного положения, готовящих на иностранные деньги её поражение, то по законам любого государства она может рассматриваться только как государственная измена, достойная высшей меры наказания. Предательская деятельность кучки, так называемых «революционеров», вследствие остановки работы оборонных предприятий и перебоев в снабжении армии, привела к гибели тысяч солдат на фронте, ухудшению экономического положения в стране».
19 января, в обращении к рабочим, Царь Николай II совершенно справедливо отметил: «Прискорбные события, с печальными, но неизбежными последствиями смуты произошли оттого, что вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей страны. Приглашая вас идти подавать Мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против Меня и Моего правительства, насильно отрывая вас от честного труда, в такое время, когда все истинно русские люди должны дружно и, не покладая рук, работать на одоление нашего упорного внешнего врага».
По повелению Государя были уволены со своих должностей все чиновники, непосредственно виновные в том, что не сумели предотвратить демонстрацию. Своих постов лишились также министр внутренних дел Святополк-Мирский и петербургский градоначальник Фуллон.
К семьям погибших демонстрантов Государь проявил истинно христианское милосердие – на каждую семью погибшего или пострадавшего было выделено по 50 тысяч рублей. Это, по тем временам, внушительная сумма. История не знает другого подобного случая, чтобы во время тяжёлой войны выделялись средства на благотворительную помощь семьям пострадавших участников антигосударственной демонстрации.
Как ни старались и не стараются клеветники очернить личность Государя Императора Николая II и память о нем, все напрасно. Ведь Бог Царя прославил!
Воистину не бывают поругаемы угодники Божии, Его помазанники и мученики.
Николай ЛАЙША,
Прихожанин храма Святых Царственных Мучеников
и всех Новомученников и Исповедников ХХ века.