12 октября состоялось учредительное собрание Клуба русской цивилизации имени Ф.М.Достоевского. Клуб объединяет интеллектуалов России и Белоруссии, понимающих важность вопроса цивилизационного единства белорусов и русских. Этот вопрос был ключевым в выступлении Государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии Сергея Юрьевича Глазьева.
Сопредседателями Клуба избраны ректор Российского православного университета Александр Щипков (с российской стороны) и профессор Лев Криштапович — с белорусской.
На заседании клуба выступили: В.Буданов (ИФ РАН), Д.Куницкий (ИФ АН РБ), А.Степанов («Русская народная линия»), профессор Ф.Гайда (МГУ), И.Скориков и И.Шишкин (Институт стран СНГ), Б.Костенко — советник Сергея Глазьева, белорусские политологи Н.Сергеев и Н.Левчук, игумен Кирилл (Сахаров) и другие.
До начала заседания клуба в храме Святителя Николы на Берсеневке были совершены Заупокойная лития по р. Б. Федору Достоевскому и Молебен св. прпмч. Афанасию Брестскому с благодарственными молитвами по случаю 230-летия воссоединения Белоруссии и России.
На собрании клуба, первым выступающим был Госсекретарь Союзного государства — С.Ю. Глазьев. Сергей Юрьевич в своём выступлении рассказал о создании Библиотеки Союзного государства, а также о перспективах экспертного направления деятельности СГ.
Далее выступил профессор В.И.Большаков. Владимир Ильич рассказал об основах славянского духовного и цивилизационного единения и достижениях на этом пути.
После него выступил оргсекретарь клуба, заведующий отделом по взаимодействию с Русской православной церковью Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов К.А. Фролов. Он предложил своё видение задач деятельности Клуба, отметив, что имя Ф.М. Достоевского выбрано не случайно, поскольку его род происходит из Брестской области, а дед священник Андрей Достоевский, возвращал из унии малороссов Подолии и Волыни, т.е. Достоевский является символом русского «триединства». Кстати, Александр Лукашенко происходит из Черниговской губернии и также является одновременно малороссом, белорусом и великороссом. В 2026 году мы вспоминаем две важнейшие даты, которые будут в центре внимания Клуба: 430-летие Брестской унии — основы украинского сепаратизма и «змагарства», и 340-летие воссоединения Киевской и Малой России митрополии (в состав которой входила Белоруссия) с Московским Патриархатом (охватывавшим Великую, Малую и Белую Россию), то есть юбилейная и актуальная дата воссоединения Русской Церкви. Клуб крайне важен – если есть Римский клуб, нам нужен и Третьеримский.
Следующим выступил сопредседатель клуба, ректор РПУ, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, профессор А.В. Щипков. Александр Владимирович обратил внимание на тревожные тенденции в Белоруссии: в ситуации размытой идентичности белорусский народ может стать жертвой фальсификаторов истории по украинскому сценарию. Он также отметил тот факт, что белорусские и российские интеллектуалы зачастую не знакомы друг с другом, и их объединение является одной из функций Клуба.
Эти аргументы были подтверждены вторым сопредседателем Клуба профессором Л.Е. Криштаповичем в речи, углубляющей идеи предыдущего выступления.
Далее выступил А.Д.Степанов — главный редактор «Русской народной линии». Анатолий Дмитриевич сказал о фундаментальном противоречии в понимании того, что есть русский народ. С Одной стороны, это суперэтническая, имперская обность, с другой – этническая. Нужно вернуть этноним великороссы, чтобы не возникало путаницы и вернуться к концепции триединого русского народа.
Затем выступил профессор ИФ РАН В.Г.Буданов. Владимир Григорьевич заметил, что будущая Россия должна быть в границах Российской империи, и сборка новой России должна основываться не на колониальном западном подходе, а на исконно русской модели объединения и сосуществования народов империи.
Затем выступил магистр философии из Минска Д.В.Куницкий. Дмитрий Валерьевич выдвинул следующие тезисы: формула «Два государства — единое Отечество» создает хорошую почву для союзной деятельности России и Белоруссии; мы стоим у конца чудовищной эпохи безбожия, бездуховности и секулярности, которая началась в 1917 году и полностью показала себя в 1991 году, конец этой эпохи неизбежен, так как Сам Господь Своим бичом положит конец этому.
Следующий доклад представил эксперт Института стран СНГ И.И.Скориков. Иван Иванович сказал, что очень важно, чтобы в школах изучали роман Ф.М. Достоевского «Бесы», включая вымаранную цензурой главу «У Тихона». Это помогло бы «остудить» многих буйных молодых людей, которым близки нигилистические взгляды. Но это не поможет, если мы не направим топонимическую политику в нужное русло. Не должно быть топонимов в честь смутьянов и русофобов. Если не исправить топонимику, то чтение «Бесов» не поможет.
Далее выступил Ф.А.Гайда — доктор исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Фёдор Александрович рассказал о нашем цивилизационном пути с исторической точки зрения.
Далее выступил белорусский политолог Н.Н.Сергеев, который рассказал об экзистенциальной борьбе нашего Отечества с врагами и указал на их ненависть к Достоевскому. Достоевского ненавидели и ненавидят такие русофобы, как Ленин и Чубайс.
Следующий доклад представил настоятель церкви Святителя Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров). Отец Кирилл рассказал об актуальности «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского и о двух моментах философии Достоевского, что нашло отражение и в «Дневнике писателя». Во-первых, это личное самосовершенствование человека. Цитата Ф.М. Достоевского: «Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекари-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из неё самой и что, наконец, законы духа человеческого столь ещё неизвестны, столь неведомы науке, что нет и не может быть ещё ни лекарей, ни даже судей окончательных, а есть тот, который говорит: „Мне отмщение и аз воздам“». Во-вторых, миссия русского народа иезначения Православия для него. Цитата: «Суть русского призвания заключается в открытии миру Христа, неизвестного миру, но сохранённого в православной Церкви»; далее: «Русский народ весь в православии и в идее его. Более в нём и у него ничего нет — да и не надо, потому что православие всё». Ф.М. Достоевский писал о том, что в католичестве искажённый лик Христа, что протестантизм разлагается и отходит от норм библейской нравственности и что русский народ является живым воплощением православия, народом-богоносцем, несущим Христа в своём сердце. И знаменитое его высказывание: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» — очень сильно отзывается у всех православных людей. Подытоживая, игумен Кирилл, заявил: «Поэтому очень важно учреждение Клуба имени Достоевского, который станет центром объединения русских людей, живущих в разных государствах, но при этом, как в случае с Беларусью, являющихся гражданами единого Отечества».
После отца Кирилла выступил белорусский блогер Д.Егерев. Дмитрий Егерев рассказал о важности популяризации наследия Ф.М. Достоевского среди молодёжи.
Далее высказался И.С. Шишкин. Игорь Сергеевич рассказал о своём взгляде на перспективы единения великороссов и белорусов в русском народе.
Затем выступила секретарь Оптинского форума, доцент ГУП А.В.Шмелёва. Доклад Анны Вячеславовны был посвящён влиянию Оптиной пустыни на Достоевского, а также о «Днях Достоевского в Оптиной Пустыни».
С приветственным словом выступил предводитель Российского дворянства, доктор культурологии Михаил Юрьевич Лермонтов.
Советник Сергея Глазьева известный журналист Борис Игоревич Костенко рассказал о перспективах развития и векторе деятельности Союзного Государства.
Автор данной заметки посвятил свой доклад актуальности наследия Федора Михайловича Достоевского и отметил, что идея Достоевского о том, что страдания приводят к духовному очищению, абсолютно верна. При этом скорби в философии Достоевского не самоцель, а путь к истинному счастью, которое может быть достигнуто только после очищения души от гордыни и привязанности к земным ценностям Важны слова Достоевского, что «если Бога нет, то все дозволено», они опровергают тезис о возможности развитой секулярной нравственности. Федор Михайлович резко обличал русофобию, нигилизм и либерализм. Он писал: «Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы»; «Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать» и «Ежели русский вам скажет, что не любит Родину, не верьте ему, он не русский!». Образ либерала Достоевский отразил в образе Смердякова из романа «Братья Карамазовы». Этого писателю до сих пор не могут простить «смердяковы», обвиняя Ф.М. Достоевского во всех грехах мира и даже в «русском фашизме».
Завершающим стало выступление священника из Витебской епархии иерея Александра Маркевича, который говорил о значении Достоевского для цивилизационного укрепления единства Великой и Белой Руси в качестве Союзного Государства.
Максим Александрович Розенберг, главный редактор канала @RussianImperiaZOV, член Ассоциации православных экспертов



