Россия и православные Речи Посполитой

Папа Римский поощрял католиков и униатов к насилию над православными

Русская Православная Церковь  Новости Польши  Русофобия  Русинский вопрос 
0
172
Время на чтение 10 минут

Прежде чем начать рассказ о помощи, которую оказывала Россия православным белорусам и украинцам, необходимо остановиться на одном важном моменте.

Белорусские ученые Г.Голиченко и В.Осмоловский показывают результат влияния религии на народ на примерах XIX – начала ХХ веков. Несмотря на то, что с конца XIX века название «белорус» постепенно распространялось и на часть жителей Литвы, оно продолжало сохранять определение национальности по религиозному признаку. Так во второй половине XIX века в Витебской губернии, Минском и Борисовском уездах католиков называли «литвинами», а православных «белорусами». Другие историки также отмечают, что даже в начале XX века шляхта и мещане городов Беларуси свою этническую принадлежность связывали с религией: католики часто называли себя «поляками», а православные «белорусами» либо «русскими». Говорят, что и в сегодняшней Польше встречается общее название для белорусов и украинцев – «русины». В связи с этим можно вспомнить утверждение М.В.Довнар-Запольского о том, что только православные белорусы не поддавались ополячиванию: «Только православные белорусы оказались более устойчивым элементом, католики же, к сожалению, такой устойчивости не оказали». Всё это показывает, что чем успешнее проводился перевод белорусов и украинцев в католицизм и униатство, тем успешнее шёл процесс их ополячивания. Принявшие католичество, ополячившиеся белорусы и украинцы сливались с литовцами и поляками в единый народ. Литовский ученый Э.Гудавичюс подтверждает это: «В плане социальном мы наблюдаем консолидацию господствующих классов… Русинская элита (т.е. белорусская и украинская) считает Литовское государство своим, принимает католичество… в процессе культурного единения в XVI в. формируется так называемый «политический народ» ВКЛ. В XVII-XVIII вв. этот процесс развивается (польское влияние выступает как важнейший фактор, объединяющий литовскую и русинскую шляхту)».

Здесь необходимо отметить и некоторые явления из более позднего времени – конца XIX века, которые показывают итоги воздействия Униатской церкви на белорусский народ. Митрополит Иосиф Семашко, униатский епископ, в своих воспоминаниях от 1863 г. пишет о белорусах-униатах: «Несколько веков…народ …находился под игом Польши. В это время не только лишили было его древняго православия посредством унии, но и покусились на родной его …язык. С сей целью учили этот народ (т.е. белорусский) по мере возможности, молиться на польском языке, и, с течением времени, не только особые личности, преимущественно грамотные, но и целые приходы и округи, по разным местностям, забыли родные свои ежедненыя молитвы и стали употреблять молитвы на польском языке. В униатских храмах во время богослужений прихожане пели разные набожные песни на польском языке… Пелись эти песнопения не только в церквах и во время крестных ходов, но и в домашнем быту: при свадьбах, крестинах, похоронах и в других случаях. Все это указывает на степень ополяченности нашего народа при посредстве Униатской Церкви». Руководящее влияние Католической церкви на Униатскую церковь, а также ополячивание её священства и прихожан, подтверждают и рядовые униатские священники. Униатский монах Петр (Каминский) так рассказывал об окатоличивании и ополячивания священства и прихожан Униатской церкви: «Проскомидии совсем не совершаются, входа с Евангелием не делают, говорят: это схизматическая (т.е. православная) выдумка. Не бывает и Великого входа… Всенощной нет, этого богослужения они (униаты) не знают …канонов не читают: русским (старобелорусским) языком так гнушаются, что по всей унии не услышишь русской проповеди… Руководители – почти все из римского обряда (католики), они имеют преимущество: заводят новости, бубны, трубы, чтобы привлечь простой народ и склонить его к римскому богослужению». Ещё раз вспомним, что подтверждением успешной денационализации белорусов-униатов служит широко распространенное в те времена их национальное самоопределение. Историк И.Ф.Оксинюк приводит интересный пример, не только униатские священники, но и белорусы-униаты часто говорили о себе: «По происхождению русин, по национальности поляк».

Отказавшись от своей родной веры и национальности, они воспринимали Польшу своей родиной. Теперь все свои интересы они связывали только с интересами Польши и любого противника Польши воспринимали личным врагом. Поэтому любые попытки белорусов и украинцев Речи Посполитой восстать против польско-литовских угнетателей, для сохранения своей культуры, языка и православной веры жестоко подавлялись не только польско-литовскими властями, но их верными союзниками из белорусов и украинцев, перешедших в католицизм или униатство.

Печальна была участь белорусского народа, разорванного на две части по вере. Поэтому у православных не было достаточных сил для оказания серьёзного сопротивления польско-литовским властям. Так в 1648 году войско гетмана полного Януша Радзивилла ворвались в город Туров. Перед этим восставшие покинули город, чтобы спасти от наказания мирное население, не принимающего участие в восстании. Но польско-литовское войско вместе с предателями вырезало всех жителей города от грудного младенца до глубокого старика, а сам город был сожжён. Такая же участь постигла Мозырь и некоторые другие города. Взяв Бобруйск, польско-литовские войска у 800 горожан отсекли руки, 159 обезглавили и для устрашения населения несколько десятков горожан были посажены на кол. В 1654 году жлобинский войт писал мещанам Могилева, что «польское войско, как могло, наипаче же, укрепя великие загоны, нашествия мучительские чинят людем, рубят городы и деревни от основания искореняют». В другом письме, переправленном могилевчанам, рассказывалось, что поляки и литовцы «уезд опустошают и людей секут и места, и деревни жгут». Польско-литовские зверства привели к тому, что во многих городах и сёлах, до этого населённых белорусами, белорусского народа оставалось мало или они совсем обезлюдили. Впоследствии некоторые из этих мест были заселены людьми не восточнославянскими.

Единственной надеждой православных Речи Посполитой оставалась единоверная Москва. Православные белорусы и украинцы ходили в Российское царство собирать пожертвования на ремонт своих храмов. И жители Царства, независимо от социального положения, посильно жертвовали на православные храмы Речи Посполитой. Только благодаря этой помощи белорусам и украинцам удалось сохранить многие православные храмы. Уже упоминалось о том, что православные, бежавшие в русские земли для спасения жизни своих детей и семей от зверств польско-литовских католических властей, всегда находили на новой Родине помощь и поддержку.

Россия, несмотря на постоянные требования поляков, отказывалась выдавать им на расправу спасшихся православных. Оказывало Российское царство и военную помощь украинцам и белорусам, восставшим против польско-литовского ига. Так, например, в 1655 году жители г. Могилева на Днепре обратились с просьбой о помощи и защите к московскому царю: «Челобитная населения Могилева царю Алексею Михайловичу с прозьбой прислать русские войска для обороны города от польско-литовских войск… город Могилев пушками и ратными людьми, и порохами вспомочи изволил». Царь помощь оказал войском, пушками и порохом. После этого гарнизон Могилёва вырос на 2500 русских воинов и 4000 белорусских казаков. Город осадило 30 000 польско-литовское войско. Но благодаря помощи, оказанной Москвой, польско-литовские войска город взять не смогли и «с позором ушли».

Из-за этой помощи авторитет России, как единственной помощницы и спасительницы, среди православных белорусов и украинцев вырос неизмеримо

Помощь, оказываемая Российским царством, а затем Российской империей православным Речи Посполитой, сильно раздражало польско-литовские власти и ополяченную белорусскую и украинскую знать. Но видя растущую силу Российского государства, власти Речи Посполитой, иерархи Католической и Униатской церквей были вынуждены делать вид, что стараются уменьшить притеснения православных. Но факты показывают, что принимаемые в Речи Посполитой новые государственные законы продолжали иметь направленность на уничтожение Православной Церкви. Русские послы докладывали своим правительствам о притеснениях, переживаемых православными в Речи Посполитой. В 1733 году русский посол Неплюев докладывал Императрице Анне Иоанновне о массовых издевательствах и зверствах по отношению к православным. В 1744 году посол Кайзеринг писал о том же Императрице Елизавете Петровне. Русские императрицы посылали польскому королю письма с просьбой прекратить притеснения православных. Но король в ответных письмах, признавая достоверность и многочисленность таких случаев, лукавил, рассказывая, что «прекращение преследований не в его силах и власти», мол, не может сопротивляться могуществу агентов Рима в Речи Посполитой. Более того, Варшавский сейм 1766 года по инициативе Краковского католического епископа Салтыка принял постановление, признавать врагом Речи Посполитой всякого, кто выступит в защиту православных. Римский папа Климент XIII прислал послание, призывающее против всяких уступок православным, чем ещё более воодушевил католиков и униатов Речи Посполитой в их борьбе против Православия. На очередное письмо русской Императрицы с просьбой приравнять, согласно конституции Речи Посполитой, права православных и протестантов с католиками, не последовало никакой реакции. Католический и униатский епископат возмущался стремлением России защитить православных. Один из католических епископов, так оценивал действия русской Императрицы: «Императрица домогается двух вещей: генерального поручительства за Конституцию и восстановления диссидентов (т.е. православных и протестантов). Что касается диссидентов, то покой нации (т.е. поляков) зависит от того, чтобы диссиденты - а именно не униаты, не были ни в сенате, ни в министерстве». Договоры между Россией и Речью Посполитой о гарантиях православным таких же прав, как и католикам, властями Речи Посполитой продолжали не выполняться.

В 1733 году на сейме при избрании короля Августа III продолжилось законодательное ограничение прав т.н. «диссидентов» (т.е. христиан не католиков и не униатов). Ещё раз были подтверждены запреты на участие православных в посольской избе (т.е. избрание депутатов-послов на общий сейм), заседание в судах, вступление на должности городской и земской администрации. Запрещалось и обращение за защитой или покровительством к послам других государств, что трактовалось как измена отечеству.

В «крестовом походе» против Православия продолжал принимать активное участие римский папа и его нунции. В 1751 году римский папа обнародовал в Польше и Литве буллу с прощением всех грехов гонителям православия на сто лет вперед. Это ещё более воодушевило и поощрило католиков и униатов к насилию над православными. В итоге активной деятельности униатского священства, иезуитов и ксендзов, поддерживаемых королевской властью Речи Посполитой и Римом, Православная Церковь практически была поставлена на грань уничтожения. К концу XVIII века в белорусских поветах ВКЛ количество униатских приходов достигло 79,7%, католических выросло до 17,4%.

В 1764 году Варшавский сейм издал постановление «о поповичах», ещё более притесняющее православное духовенство. Теперь по достижении 15-летнего возраста сын православного священника, не овладевший школьными или ремесленными науками, делался крепостным крестьянином. Естественно, что подавляющее большинство из детей православных священников, не успевало к пятнадцатилетию овладеть какой-либо специальностью, и тяжёлая участь их была предопределена. И поэтому, чтобы ребенок не стал крепостным, православный священник был вынужден своего ребенка отдавать в униатскую школу. А там православных детей пытались всеми способами склонить к перемене веры. До этого постановления было обычным, что сын православного священника помогал своему отцу и учился у него, а после его смерти мог наследовать приход. Теперь постановление о детях православных священников привело к недостатку православного священства на местах и вынуждало осиротевшую паству обращаться к Униатской церкви с просьбами дать священника. Тяжёлым было и то, что к этому времени братские православные школы из-за репрессий со стороны властей Речи Посполитой пришли в упадок.

Гонения на православных достигли такого размера, что, например, в Вильне в конце 1768 года осталось всего 67 православных семей. Даже в исконно православном городе Могилёве, количество православных верующих ежегодно уменьшалось. Такое же уменьшение из-за репрессий числа православных наблюдалось и в других городах и селах Речи Посполитой.

Все попытки православных добиться ослабления гонений и равенства с католиками разбивались о равнодушие сейма и короля. Это вынудило православных создать в 1767 году в Слуцке православную конфедерацию. В сложном положении оказались и протестанты. В этом же году в Торуне они создали свою конфедерацию. Целью обеих конфедераций было добиться законодательного равенства православных и протестантов с католиками. В 1768 году сейм Речи Посполитой под давлением России, Австрии и Пруссии вынужден был удовлетворить просьбы православной и протестантской конфедераций о равенстве православных и протестантов с католиками. Екатерина II, стремившаяся, как и прежние русские монархи, облегчить горькую участь православных в Речи Посполитой, достигла своей цели. Сейм торжественно объявил о возврате православным всех гражданских и церковных прав. Но через некоторое время права православных опять, как и прежде, стали нарушаться.

Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, психолог, логотерапевт, Могилёв (Беларусь)

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

Часть пятая

Часть шестая

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

Олесь, спасибо за замечание. Еще раз внимательнее просмотрю высланные мне из Львова материалы.

1.

Хорошая статья. Единственный недостаток - называть жителей Малороссии "украинцами". В те времена не было ещё "украинцев". Слово "У(в)крайна" уже было привязано к юго-восточной окраине Речи Посполитой, но ни само население этих мест, и никто другой так народ не называл. В употреблении было два слова: русин, руський. (без двух "с"). Примечательно, что Богдан Хмельницкий физически уничтожал униатов, но не поляков (католиков). И вообще общеизвестна жестокость всяких неофитов... Как правило они (греко-католики) были причиной всякого насилия на русских землях, а уж потом их "защищали" от православных собственно католики.
Бузина Олесь / 12.08.2025, 13:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Анатольевич Чепелев
Мученический подвиг православных речи Посполитой
Печально, что сегодня есть белорусы, украинцы и россияне, верящие иезуитским россказням
04.08.2025
Силою и обманом была навязана Брестская уния
Наши славные предки жили в едином Русском государстве
30.07.2025
Как распространялась уния на белорусской земле
Наши славные предки жили в едином Русском государстве
29.07.2025
Власти Речи Посполитой сделали притеснение Православной Церкви государственной политикой
После создания Униатской церкви начался кровавый период в истории Православия, в котором православные белорусы и украинцы страданиями и жизнью платили за верность Церкви
28.07.2025
Православие в Великом Княжестве Литовском
От полного уничтожения русскую культуру в ВКЛ спасло сохранение верности русского народа Православной Церкви
24.07.2025
Все статьи Леонид Анатольевич Чепелев
Русская Православная Церковь
Россию спасёт только крестоношение
Размышления перед крестным ходом 7 сентября 2025 года
01.09.2025
Запредельное богохульство, помешанное на отмороженной русофобии
«Что ж, соответствующим будет и ответ Преподобных»
25.08.2025
«Потому и возникло огромное многонациональное государство Россия»
Предстоятель Русской Церкви возглавил совещание по вопросам сохранения и развития Соловецкого архипелага
21.08.2025
«Настоящая наука подводит нас к мысли о Творце»
Сегодня как никогда важно системное преподавание духовно-нравственных основ на всех уровнях образования
20.08.2025
Возложение цветов к могилам советских воинов
на военной базе Эльмендорф-Ричардсон
18.08.2025
Все статьи темы
Новости Польши
В Польше разразился политический кризис
Украинский вопрос раскалывает Польшу и её власть
22.08.2025
«Прибалты с поляками очень хотят победить, но очень не хотят умереть»
Есть шанс, что НАТО просто не сможет собраться с силами и с духом, чтобы рискнуть прямым столкновением с Россией, хоть и через польско-прибалтийскую прокладку
29.07.2025
Русский стратегический ответ на 50-дневный ультиматум Трампа
В помощь аналитическому отделу Совбеза и Совету Федерации
16.07.2025
«Украинцы, как капризные дети, желают всё и немедленно»
Мы имеем дело с редчайшим случаем полной неспособности государства осознать своё место на геополитической шахматной доске и соответствовать ему
28.06.2025
Проблема Русского триединства
Необходимо хорошо знать и помнить историю Отечества для понимания современности
26.06.2025
Все статьи темы
Русофобия
Слушается дело профессора Гапоненко
Размышления после второго заседания суда
31.08.2025
Вот так и живём!
Ещё раз о «горских» миллиардерах
29.08.2025
Как создают исторические фальсификации и
манипулируют исторической правдой?
29.08.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Тюремные размышления
Поминание усопших, как средство воспроизводства коллективной идентичности (осмысление личного опыта)
25.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Большевизм без коммунизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
01.09.2025 18:50
Фантастика? Кощунство!
Новый комментарий от Георгий
01.09.2025 18:50
«Мумия» от вообще-то православных
Новый комментарий от Константин В.
01.09.2025 18:39
Ты гневаешься, Юпитер, значит, ты не прав
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
01.09.2025 18:38
На членистоногих водружается панцирь…
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
01.09.2025 15:05
Вот так и живём!
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
01.09.2025 14:52
В Алепино к Солоухину
Новый комментарий от учитель
01.09.2025 14:06