Православная Церковь и Россия спасли белорусов

О роли Православной Церкви в истории и жизни белорусского и украинского народов

Российская Империя  Русская Православная Церковь 
0
67
Время на чтение 7 минут

Уже отмечалось, что благодаря поддержке со стороны России православные белорусы и украинцы получили возможность вернуться в родную Православную Церковь, уйдя из католичества и униатства, в которые были загнаны силой. Так, православный епископ Смарагд, прибыв в Полоцк 9 июля 1833 года, в течение одного месяца принял в Православную Церковь свыше 4000 униатов. К концу 1835 года он принял в православие еще 124.130 униатов, 91 церковь с ее прихожанами и 9 филиалов. 29 июля 1833 года он сообщал рапортом обер-прокурору Синода Нечаеву: «Напрасно полагают, будто бы униаты могут чинить безпокойства при обращении их в православие; по крайней мере по Витебской губернии я нашел униатов, совершенно приготовленных к тому и слышал, что если бы скорей последовало воззвание от Синода, то все оставили бы унию, которая поддерживается только вредными для отечества ксендзами». Противодействие такому переустройству встречалось всё более редко. Оно было в основном со стороны поляков, ополяченной белорусской и украинской шляхты, католических и части униастких священников. Так, например, в селе Церковное Дрисенского уезда 14 сентября 1838 года состоялось большое собрание униатских священников из Витебска, Минской и Могилевской губерний. Собравшиеся служили молебен, участвовали в крестном ходе вокруг церкви, «пели религиозные песни на польском языке» и увещевали многочисленную толпу собравшихся поглазеть на происходящее «молиться по-католически».

Белорусский народ относился к переустройству возвращеных храмов положительно. Киприанович приводит интересное наблюдение о поведении белорусских крестьян при переустройстве возвращенных православных храмов: «Народ неизменно называвший... католиков – поляками... сущности реформ, объяснял ...по своему – тем, что прежние униатские храмы... теперь делаются “правдивыми”... Иные же, после устройства иконостаса (который униаты и католики сразу после захвата православных храмов уничтожали – Л.Ч.) уже считали себя “благочестивыми” (православными – Л.Ч.), наконец некоторые утверждали, что прежнее их богослужение (униатское – Л.Ч.) было ...хлопское, а теперь вводится ... панское».

В это время возникла проблема с униатскими церковными книгами, ставшими теперь никому ненужными. Белорусы и украинцы, которых силой вынудили стать униатами и теперь получившие возможность безопасно выйти из Униатской церкви, выбрасывали униатские книги, считая их лживыми. Никому не нужные униатские церковные книги валялись в грязи, по ним ходили люди и животные, листы книг использовали в хозяйственных нуждах – всё это, по сути, было осквернением церковных книг. Поэтому православные священники просили прихожан не осквернять униатские церковные книги, а приносить в храмы. Здесь, при храмах, эти книги сжигались, чтобы больше никто и никогда не смог их осквернить.

Следует отметить, что уже сами униатские священники поняли, что белорусский народ совершенно не нуждается в Униатской церкви. К этому следует добавить и то, что кризис униатской церкви осознали и её иерархи. М.В. Довнар-Запольский пишет: «В феврале 1838 г. в Полоцке собрались три епископа – Семашко, Лужинский и Зубко с высшим духовенством и подписали акт о соединении униатской церкви с православной». Таким образом, уже ко времени Николая I (император с 1826 по 1855 г.г.) исскуствоенно созданное униатство скукожилось до нескольких десятков приходов.

В это же время начался процесс массового перехода католиков в православие. Профессор В.П. Знаменский приводит цифры выхода из католичества. Так в 1840-1841 г.г. в православие обратилось 20000 католиков. Много белорусов – католиков перешло в православие после польского восстания 1863 года, во время которого белорусы увидели связь Католической церкви со взбунтовавшимися поляками. Так только в 1864 году в православие ушли сразу 50000 католиков. Историк В. Станкевич в своей книге «Судьбы народов России», вышедшей в Берлине в 1921 году, приводит цифры переписи 1909 г. в которой можно увидеть итоговый результат выхода белорусов из Католической церкви. Римо-католиков по переписи осталось: в Гродненской губернии 5%; в Витебской губ. 3%; в Минской губ. 4%; в Могилёвской губ. 3% и т.д.

Следует так же особо отметить, что в это время происходит интересное явление – перемена отношения Католической церкви к белорусскому языку. И раньше Католическая церковь побуждала некоторых ученых к изучению языка и культуры белорусского народа. В основном это делалось с точки зрения нахождения моментов схожести или слияния польского и белорусского языков. Теперь Католическая церковь вдруг стала признавать равенство белорусского и польского языков. Специалисты по-разному объясняют это явление. Одни говорят, что это произошло из-за опасения Католической церкви окончательно потерять белорусскую паству, т.е. повторить участь Униатской церкви. Есть и другие мнения по поводу вдруг появившегося у Католической церкви уравнительного отношения польского и белорусского языков. Хотя надо отметить, что многочисленные факты того времени продолжают показывать сохранение в католицизме главенства польского языка над белорусским.

Таким образом, начиная со времени правления Екатерины II (1761-1796) постепенно прекратились гонения на православных священников и верующих. Вновь стали открываться православные храмы, а храмы, отнятые униатами и католиками у православных, бывшие униаты и католики добровольно возвращали Православной Церкви. Иногда, вместо разрушенных католиками и униатами православных храмов, православные брали себе костелы и униатские храмы, как возмещение за разрушенные. Но в большинстве случаев, прихожане униатских храмов или костелов возвращаясь в православие, объявляли свои униатские храмы и костелы православными и добровольно передавали их в собственность Православной Церкви. Теперь никто из белорусов и украинцев уже не боялся открыто говорить о своей приверженности вероучению отцов и дедов – Православию. Таким образом, благодаря вхождению Белорусских и Украинских земель в Российскую империю, положение и жизнь православных белорусов и украинцев стала спокойной и безопасной.

Поляки, в союзе с ополяченной белорусской католической и униатской шляхтой, пытались поднимать антироссийские восстания. Они надеялись вернуть свое владычество над белорусским народом, восстановить Речь Посполитую в границах до 1772 года и вернуть главенство Католической церкви. Но из этих попыток ничего и не получалось. Примером может служить восстание под предводительством Тадеуша Костюшки (24 марта 1794 – 16 ноября 1794) которого некоторые историки объявили национальным героем белорусского народа. Но в армии Костюшки выходцы из территории современной Беларуси составляли всего 12%, остальные 88% не были белорусами. Всего один этот факт показывает, что польское восстание Костюшки никакой поддержки со стороны белорусского народа не получило и никакого отношения к жизни белорусского народа не имеет.

Такая же история произошла и с другим поляком Викентием Константином Семёновичем Калиновским, так же почему-то объявленным героем белорусского народа. Он был одним из руководителей польского восстания 1863 года. Его современник генерал – майор В.Ф. Ратч в своём донесении виленскому генерал-губернатору М.Н. Муравьёву сообщил: «Константин Калиновский с настроением герценовской школы во главе честолюбивейших личностей из красных литвинов настойчиво проводил идею о самостоятельности Литвы». Мы помним, что литвинами в то время себя называли католики и униаты, ориентированные на Польшу. Калиновский активно поддерживал национально-освободительную борьбу польского народа. Например, участвовал в издании польскоязычной газеты «Знамя свободы», предназначавшейся для польского населения. Он был убежден, что передовые революционные силы в Беларуси должны ориентироваться на Польшу и польское революционное движение: «Польское дело – это наше дело, это дело свободы». Но все его попытки поднять на антироссийский бунт белорусское крестьянство провалились. В своём большинстве крестьяне – белорусы не приняли восстание и даже боролись вместе с войсками Русской императорской армии против отрядов Калиновского. Обычным в то время было, что крестьяне самостоятельно вылавливали по лесам восставших и сдавали их русской администрации.

Такое поведение белорусов объяснимо. В то время они, в отличие от некоторых нынешних белорусских любителей истории, еще хорошо помнили, как им жилось в Речи Посполитой и воспринимали Россию своей защитницей. Поэтому никогда не поддерживали польские антироссийские восстания.

Подводя итог, можно сделать объективный вывод о роли Православной Церкви в истории и жизни белорусского и украинского народов. Несмотря на все польско-литовские и католические попытки их ополячить, уничтожив белорусский язык и культуру, Православная Церковь смогла спасти белорусов как народ, сохранив его культуру и язык. Так же необходимо отметить огромную роль России в помощи и защите православных белорусов.

Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, психолог, логотерапевт, Могилёв (Беларусь)

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

Часть пятая

Часть шестая

Часть седьмая

Часть восьмая

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Анатольевич Чепелев
«Барские конфедераты» не щадили православных
Увлекшись уничтожением Православия, поляки опять совершили ошибку
10.09.2025
Россия и православные Речи Посполитой
Папа Римский поощрял католиков и униатов к насилию над православными
12.08.2025
Мученический подвиг православных речи Посполитой
Печально, что сегодня есть белорусы, украинцы и россияне, верящие иезуитским россказням
04.08.2025
Силою и обманом была навязана Брестская уния
Наши славные предки жили в едином Русском государстве
30.07.2025
Как распространялась уния на белорусской земле
Наши славные предки жили в едином Русском государстве
29.07.2025
Все статьи Леонид Анатольевич Чепелев
Российская Империя
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Церковь и Царство в эпоху первого русского императора
10.09.2025
Русский народ в долгу перед Иваном Грозным
Размышления в связи в годовщиной дня рождения первого русского Царя
06.09.2025
В чём сила, брат?
Как 200 народов стали одной Россией…
05.09.2025
Роль религиозных институтов в строительстве и сохранении европейских наций
Центр общественной жизни переместится в Россию, Китай, Индию
05.09.2025
«Чудный памятник по себе оставил Васнецов русским людям»
К очередной годовщине освящения Владимирского собора в Киеве: о религиозной живописи великого русского художника
02.09.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
«Вера в сердцах русских людей жива»
Во время Общемосковского Крестного хода души крестоходцев ликовали
11.09.2025
Московский крестный ход знаменует победу Третьего Рима!
Комментарий Союза православных граждан
08.09.2025
«Мы восстанавливаем добрую традицию московских крестных ходов»
В Первопрестольной состоялся многотысячное молитвенное шествие во главе с Предстоятелем Русской Церкви
08.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия на распутье
Новый комментарий от Русский танкист
11.09.2025 12:58
«Освежить голову вежеталем… и умереть»
Новый комментарий от Русский Иван
11.09.2025 12:53
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
11.09.2025 12:39
Главная историческая задача Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
11.09.2025 12:28
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Русский Иван
11.09.2025 12:08
Украину россияне не понимают до сих пор
Новый комментарий от Русский Иван
11.09.2025 11:58
«Мы восстанавливаем добрую традицию московских крестных ходов»
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.09.2025 10:43