Задел статьи в целом верный. Действительно, основой национальной идентичности является преемственность поколений, верность традициям и духовно-нравственные ориентиры. Действительно, история показывает, что те решения, которые принимались в соответствии с глубокими цивилизационными константами — проверенными веками идеологическими ориентирами, — оказывались наделенными долгосрочной устойчивостью. Действительно, триада «Православие, Самодержавие, Народность», является той самой константой и идеологическим ориентиром. И безусловно верно, что необходимо не только принимать правильные решения, но и правильно их объяснять, находя опору в истории российской цивилизации, ее цивилизационном коде и константах.
Но выводы статьи, к сожалению, уводят нас от этих «констант» в противоположную сторону:
из «Православия» удаляется Бог и оно трансформируется лишь в «традицию», в «традиционное общество», и почему-то в «уверенность»;
из «Самодержавия» так же удаляется Бог, и оно становится лишь «суверенитетом», «достижениями» и почему-то «гордостью»;
и «Народность» рассматривается вне контекста Православия и Помазанника Божьего, взамен предлагается «социальное государство», «возможности» и почему-то «надежда».
Это не первая неудачная попытка опереться на указанные «константы» и, очевидно, не последняя. Этот «поиск вслепую», происходит вследствие того, что сама триада осталась в истории не понятой и/или не разъясненной. В первую очередь самим графом Уваровым, который, вопреки общественному мнению и утверждению Б.Я. Рапопорта, не был её автором, но лишь предложил опереться на её.
При раскрытии смысла составляющих триады, С.С. Уваров делает это слишком общё и оговаривается о невозможности согласия на утрату хотя бы одного из догматов нашей Церкви или на «похищение одного перла из венца Мономаха». Это при том, что уже в его время, все три составляющие были изрядно повреждены и крушение Империи предопределено.
Верное раскрытие смысла каждой из составляющих триады невозможно без опоры на принцип, объединяющий их, определяющий их иерархию, обуславливающий их взаимопроникновение и взаимозависимость друг от друга.
Что же это за принцип? В предыдущих работах описывал подробно, здесь описание его можно начать с определения В.В. Путина, на которое, сослался Б.Я. Рапопорт: «Россия – это семья семей».
Принцип семьи – сквозной принцип устроения Вселенной. Единый принцип устроения семьи, Церкви, Царства и даже св. Троицы.
Один принцип, одна цель, одни средства к достижению.
Единый принцип обирания:
Бог избирает невесту и обручает её жениху, с непременным участием и согласием старших семьи и, непеременным же, согласием невесты (Быт. 24).
Бог избирает священника из ставленников и также с непременным участием и согласием самой экклесии и старших её (Деян. 1:15-26). Обручение священника с приходом или епископа с епископией – это Таинство, освящающее пожизненный брак.
Бог избирает Царя народу, непременно из самого же народа, и с непеременным же участием и согласием ойкумены и старших её (Втор. 17:14-15). Таинство Венчания на Царство – это так же пожизненный брак.
Единый принцип иерархии: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор. 11:3).
Если вы сравните современное положение дел, то ясно увидите повреждения этих институтов. На них же указывалось выше.
Всякое Отечество, как известно, именуется от Бога Отца (Еф. 3:14-15). В прошлом столетии наше Отечество дважды претерпевало катастрофу. Если принять предложенное Рапопортом очередное устранение Бога из наших «констант», то и результаты следует ожидать прежние.
Сергей Иванович Халин, православный публицист, Ярославская область

