Сегодня одна из главных проблем России, остающихся в тени официальных СМИ – проблема т.н. трудовой миграции и связанных с ней побочных негативных факторов. Просачивающиеся данные из скупых сводок и сообщений МВД России, заявлений официальных представителей СК РФ и Прокуратуры лишь подтверждают независимые интернет-форумы и сообщества, переполненные описанием «подвигов» иностранных специалистов, попавших в Россию всеми правдами и неправдами. Что же за всем этим стоит и каковы перспективы развития этого явления?
Кто виноват? Смелее других оказался Предстоятель нашей Церкви Патриарх Кирилл, поднявший эту проблему «на щит» на прошедшем недавно юбилейном XXV съезде Всемирного Русского Народного Собора, назвав её «болевой точкой». Буквально он заявил: «Тема миграционной ситуации в России острая. Этот вопрос крайне важен в свете сохранения русской культуры. Современные миграционные процессы представляют серьёзный внешний вызов нашей культурной традиции и могут привести к самым печальным последствиям для Русского мира и для России, как его духовно-культурного ядра… Массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком, не имеющих представления о нашей истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а следовательно, не способных и зачастую не желающих интегрироваться в наше общество, меняет облик русских городов». Т.е. существующая бездумная миграционная политика государства может привести не только к прогнозируемому росту преступности, насилия, но и изменить саму Россию во вполне обозреваемой перспективе, что чревато потерей идентичности и сменой исторической парадигмы.
При этом, на наш взгляд, бесполезно отрицать экономическое обоснование необходимости пребывания у нас мигрантов в качестве дешёвой рабочей силы, особенно на фоне демографических проблем и отвлечения значительного количества рабочих рук на СВО. Патриарх сказал и об этом: «Допускаю, что обойтись совсем без миграционных потоков в экономическом плане сегодня действительно довольно сложно. Но это совсем не значит, что эти потоки не должны никак регулироваться и ограничиваться…».
Регулировать и ограничивать безусловно надо, но, увы, ситуация такова, что мы (именно мы) отчего-то не замечали эту проблему, буквально накачивая нашу страну мигрантами (и их семьями) не один год. Сегодня же даже волевым решением об её отмене (которого, кстати, ещё не было), она не упраздниться ни за год, ни даже за два. Вместе с тем, надо признать, что мы вынуждены завозить трудовые ресурсы со стороны, чтобы не только развиваться, но и поддерживать экономику и в т.ч. более близкий нам её жилищно-бытовой сегмент на должном уровне. Мы вполне разделяем опасения Предстоятеля Церкви о нависшей опасности, о которой нельзя больше молчать, но нам хотелось бы посмотреть на проблему со стороны личного вклада в неё каждого из нас, персональной ответственности (выделено авторами), не сваливая привычно её «на дядю» в лице руководства страны, что вполне отвечает Евангельскому духу – «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12).
«А нам всё равно…?» Предпосылки для трудовой миграции создавались ведь не один год и даже не десятилетия и ни кем-нибудь, а лично нами! Давайте проведём небольшой экскурс в не столь давнее прошлое, которое для кого-то остаётся актуальным и сегодня. Примером перед глазами у нас долгие годы был успешный Запад, который мы, то пытались победить, то освободить, то обогнать, то скопировать. А ведь там, начиная с завоза рабов в Северо-Американские колонии, складывалась подобная система, которая мало что изменила после победы северян в Гражданской войне и официальной отмены рабства в 1865 году.
Потоки трудовых мигрантов туда не иссякают до сего дня. Активно стал внедряться опыт ввоза дешёвой рабочей силы из стран Азии и Африки в виде гастарбайтеров – буквально «гостей-рабочих» и в Западную Европу, начиная с конца 50-х годов ХХ века. Они должны были восполнить военные потери рабочих рук и разгрузить коренное население от наиболее грязных, непрестижных и низкооплачиваемых работ, позволяя отошедшим от ужасов войны бюргерам и фрау, реализовывать комфортное существование, что, собственно, и является смыслом существования западной цивилизации в целом. Как они его реализовывали и к чему в итоге пришли, мы видим сегодня наглядно: США и Европу заполонили мигранты, которые не желают более быть дешёвой рабочей силой и требуют, как минимум, равных прав с коренным населением, которое активно вымирает и духовно и нравственно деградирует.
Увы, в Советском Союзе, где были во многом утрачены идеалы Святой Руси (где вектор нравственных и физических усилий был направлен в обратную сторону – в Царствие Небесное, которое буквально «нудится», т.е. добывается трудом), заменённые на строительства рая на земле – коммунизма, этот опыт Запада был негласно принят за образец. Хотя в СССР не было безработицы, внутренняя миграция строго регулировалась государством, а официальная пропаганда строилась на равноправии всех наций и народов, закреплённом в программе партии прочным союзом рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, практически каждый гражданин позднего Союза ССР, не дожидаясь обещанного рая на земле, пытался строить его для себя. На пути к этому строительству было немало препятствий и одно из них … дети. Они ведь только на словах назывались «цветами жизни», а на деле серьёзно отягощали эту самую жизнь, мешая реализовывать начавшие расти запросы граждан.
Тенденция эта усилилась на фоне того, что государство с середины 60-х наконец-то начало реализовывать гарантированный им на бумаге минимум социальных благ, включая массовое строительство жилья и пенсии колхозникам. С тех пор бытовой вещизм, стремление к комфорту становится истинным смыслом жизни для сотен миллионов граждан СССР, прежде всего – славян, как наиболее оторвавшихся от своих духовных корней и идеалов, стремящихся «жить как на Западе». За десятилетия такое сознание прочно укоренилось прежде всего у жителей мегаполисов, которые транслировали свою повестку в традиционно равняющуюся на них деревню, пытавшуюся если не переехать в город, то жить, «как в городе». Лишние рты и конкуренты – вот как воспринимались нерождённые ещё дети даже во многих вполне благополучных советских семьях. Так изменялось и подменялось сознание русского народа, богатевшего прежде продлением и памятью своего рода.
Большинство советских семей априори выбирали одного-двух, максимум трёх детей, остальные становились… лишними. Это не клевета, не поклеп на советское прошлое. Это страшный факт, подтверждённый статистикой. В Советском Союзе не было абсолютно никаких, в т.ч. моральных ограничений по поводу абортов, число которых на своём пике, в середине относительно благополучных 60-х достигало 5,4 миллионов (!) в год. Всего же советскими гражданами только в РСФСР и только абортами с 1957 по 1990 год убито свыше 150 миллионов нерождённых детей (будущих граждан).
Увы, эти убийства не прекратились и со сменой власти, крахом безбожной идеологи и сменой парадигмы, но как бы это не казалось странным, убивать своё будущее потомство в постсоветской России стали всё-таки меньше. В 1992 году «всего» 3,4 миллиона, к 2018 – 661 000. Выдохлись или одумались? Всего же только за это время: с 1957 по 2018 год нами вполне законно убито почти 209 МИЛЛИОНОВ. И это шло параллельно процессу снижения рождаемости и роста смертности, умножая скорбную цифру катастрофических потерь русского населения.
Несколько иначе происходили те же процессы на Кавказе, в Средней Азии, ряде иных национальных образований, где в силу менталитета, более крепких семейных и религиозных традиций, идеи построения «светлого будущего» за счёт убийства своих детей не получили такого размаха. Там рождение детей воспринималось, как естественное, благое и богоугодное дело, способствующее продлению рода, что было важно для самосознания народа. Как показало будущее, правы были именно они – живя в соответствии с Божьим замыслом и укоренившимися в веках семейными традициями, которые не предусматривали стремление копировать западный образ жизни. Сегодня мы наблюдаем результаты этого разного восприятия своего будущего. Бывшие строители коммунизма, которые пережили крах СССР и коммунистической идеологии, но не сумевшие поменять сознание – это мы с вами сегодня. Пережив тяжелейшие 90-е, оклемавшись и воспрянув в постъельцинский период, мы сейчас вполне догнали стагнирующий Запад по некоторым показателям, в т.ч. по уровню жизни и комфортности. Но какой ценой и что получили взамен?
Мёртвые души. Вот как оценивает это наш современник, екатеринбургский священник, протоиерей Евгений Попиченко, назвав комфорт, стремление к нему – «страшным бичом нашего времени»: «Комфорт – это состояние смерти, когда человеку "все нормально", когда ему "ничего уже не надо". В этом состоянии происходит ожирение сердца. Люди в сытости и комфорте перестают реагировать на боль, уходит сострадание и, напротив, рождается дух потребления. Человек все время взвешивает: выгода или совесть, и "а что я с этого буду иметь". А душа все время должна быть беспокойна, находиться в поиске. Душа, которой ничего не нужно, – мертвая душа. Очень много людей живут сейчас с мертвыми душами». До детей ли таким людям?
За 20 с лишним лет мы привыкли жить пусть и в относительном, но комфорте, стабильности и растущем достатке и малейшее их лишение вызывает у нас негативные эмоции. Но, извините, за всё это нужно платить: за уровень жизни и увеличение её продолжительности, за рост благосостояния и новые дороги, за удобную логистику и чистые улицы, за возможность круглогодично отдыхать на заграничных курортах и за все остальные «радости жизни».
Переведу в более понятную плоскость. В Москве, где мы живём, проблема мигрантов стоит острее других городов, и она объясняется темпами и масштабами строительства новых кварталов, развязок, автострад и МЦД с МЦК. Нам это безусловно нравится, не может не нравиться и мы видим, кто задействован на этих работах. Почти на 100 % это гастарбайтеры из стран ближнего зарубежья. Мы же не готовы отказаться в одночасье от их услуг, потому что понимаем, что без них все эти стройки встали бы всерьёз и надолго.
Не помогут и разговоры о том, что якобы русские мужики хотят и не могут занять места мигрантов. Не хотят и не могут! Да и если бы хотели их просто негде взять в таких количествах, ведь только столица нуждается ежегодно в сотнях тысяч рабочих рук! Только «на столичных стройках не хватает порядка 80 тыс. человек, а сам дефицит трудовых ресурсов составляет 40%», – такую оценку на днях высказал вице-мэр Москвы Андрей Бочкарев. Он же добавил, что стройкомплекс испытывает нехватку, как инженеров, так и самих рабочих. Чиновник отметил, что столичному стройкомплексу поставлена задача постараться обойтись без иностранной рабочей силы. Но она, признаемся честно, невыполнима, даже при увеличении заработной платы рабочим на стройках в разы. Таких трудовых ресурсов у нас – коренных жителей просто нет, тем более с учётом задействованных на СВО!
И тут всплывает цифра в 208 миллионов, убитых нами граждан - это те, кто с лихвой должны были не только перекрыть своими руками все трудовые вакансии, обеспечить бурный экономический рост без привлечения гастарбайтеров и удесятерить силу нашей армии, но и нарожать ещё сотни миллионов новых граждан. И это снова не фантазия, а жёсткая реальность, адресованная прежде всего нашим женщинам, сделавшим когда-то не по одному разу свой выбор. Ну и тем мужчинам (или мущинкам?), конечно, которые им в этом «помогли». Не они ли сегодня больше всех возмущены, как засильем мигрантов, так и отсутствием быстрых успехов на ЛБС СВО? Об этом мы в частности писали, например, тут.
За место под солнцем. Шокирующий и неприятный для многих вывод, кажущийся тупиком. И на наш взгляд, у общества нет лёгкого пути выхода из него, чего бы не обещали в преддверии грядущих выборов самые-пресамые крутые патриоты-популисты, требующие немедленно убрать мигрантов с улиц наших городов и тем самым убить сразу несколько зайцев. В действительности результат будет скорее всего иным: падение экономических показателей, коллапс в строительстве и системе коммунально-бытового обслуживания, всплеск межэтнического противостояния с труднопредсказуемыми последствиями. Признаемся, что это только надводная – видимая часть айсберга. Мигранты рядом с нами – это всерьез и надолго. Повторимся, что мы не отрицаем необходимость законодательно регулировать этот вопрос, ограничивая и ужесточая, как сроки и условия пребывания в России мигрантов, так и получения ими гражданства. По примеру хотя бы монархий персидского залива.
А пока нам, по большому счёту, нужно учиться приспосабливаться к такому Status Quo, обратив одновременно свои взоры и умы к Тому, Кто не только дал нам жизнь, но и объяснил для чего это сделал. Многое менять уже откровенно поздно с учётом, что уже приехавшие мигранты, в т.ч получившие гражданство, как раз благополучно выполняют именно Божьи заповеди, рожая и воспитывая своих детей в своих традициях и эти дети на вполне законных основаниях будут считать нашу землю – своей! Хотим мы или нет, но с этим придётся считаться и уже стоит сейчас задуматься: как нашим детям и внуком нужно будет делить с ними место под солнцем, которое когда-то щедро светило нам-русским.
Сегодня, благодаря опять-таки во многом позиции Церкви, Патриарха началось движение об отказе от абортов, которое нашло поддержку пока у некоторых глав регионов. Однако, активизировались и его противники, начиная с народных избранников, среди которых Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко («Единая Россия») и Председатель комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Нина Останина (КПРФ), которые в лучших традициях своего комсомольского советского прошлого выступают за «святые» права женщин на прерывание беременности. Их аргументы сводятся, как правило к тому, что причинами абортов являются финансовые и материальные проблемы женщин, которых «надо понимать», что не выдерживает серьёзной критики, с учётом вышеописанного. Главной и истинной проблемой нашего больного общества является его духовно-нравственное состояние, которое и привело к столь плачевной ситуации.
Напомним слово, по сути завещание, пожалуй, одного из самых авторитетных духовных лиц в России нашего времени, схиархимандита Илии (Ноздрина), который во время проповеди за богослужением в соборе Спаса-на-Крови сказал, что русские люди смогут выйти из нынешних испытаниях, только если исполнят три вещи:
1. Русский народ должен, наконец, отказаться от дьявольской коммунистической идеологии, осудить её как неприемлемую в нашем христианском обществе.
2. Мы должны запретить на государственном уровне аборты, в которых гибнут сотни тысяч будущих граждан России.
3. Ввести строгое наказание за гнусную матерную ругань, антимолитву, оскверняющую всю нашу Русскую землю.
«Если государственные мужи услышат Божий призыв, – добавил старец, – то Россия низложит всех своих врагов, нашему народу будет дарована победа. Нам будет помогать Сам Господь и Его Пречистая Матерь и всё Небесное воинство», — сказал отец Илий.
Иного решения этой застарелой и очень выгодной многим нашим противникам (в том числе внутренним) ситуации, как очевидно, нет. Главный вектор четко обозначен и в выступлениях главы нашей Церкви Патриарха Кирилла, который давно, фактически в одиночку вёл борьбу с абортами – возврат на государственном уровне к евангельским ценностям, в чем да поможет нам Господь Бог Всемогущий!
Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник в отставке, религиовед; Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, религиовед, дед пока троих внуков
6.
Почему авторы решили, что москвичам это нравится? "Человейники" нравятся? Что дышим автомобильными выхлопами, нравится? Народу бы нравилось, если бы власть обратилась к восстановлению села. А не к строительству гигантов-конгломератов с ужасающим качеством жилья.
5. рожая и воспитывая своих детей в своих традициях и эти дети на вполне законных основаниях будут считать нашу землю – своей!
4. На 2 комментарий
3. Ответ на 2, Константин В.:
Вот главное, ради чего написана статья. Остальное - популистская мишура.
Из ООН выйти?
Ядерное оружие гегемону сдать?
И т.д.
Львов он такой.
2.
Вот главное, ради чего написана статья. Остальное - популистская мишура.
Из ООН выйти?
Ядерное оружие гегемону сдать?
И т.д.
1. Правильное начало - половина успеха