Соломоново решение в Царском деле

Размышления в связи с приближающимся Архиерейским совещанием 19 июля 2023 года

Екатеринбургские останки  Новости РПЦ  Николай II  Проблемы церковной жизни  Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
1 Человек 
1347
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

В ночь с 16 на 17 июля 2023 года православная Россия будет отмечать 105-ю годовщину трагической гибели Императора Николая II и его семьи в Екатеринбурге. В эту святую ночь от Храма-Памятника на Крови, построенного на месте дома инженера Н.Н. Ипатьева, где закончили свой земной путь Августейшие страдальцы, до монастыря Ганина яма, места надругания над останками Царской семьи, пройдёт многотысячный крестный ход. Безусловно, в эти Царские дни снова произойдёт оживление дискуссии вокруг вопроса о принадлежности «екатеринбургских останков» членам семьи и их приближённым. К тому же на 19 июля 2023 года назначено проведение Архиерейского совещания, в повестке дня которого стоит обсуждение вопроса о церковном отношении к останкам, найденным в районе Поросёнкова лога под Екатеринбургом.

Автор этих строк не один год наблюдает за дискуссией по вопросу о «екатеринбургских останках», более того, сам принимал участие в публичном обсуждении этого вопроса и подготовил научное издание («Екатеринбургские останки»: взгляд через призму исторических источников»), в котором суммировал и проанализировал основные версии о происхождении останков, найденных в Поросёнковом логу.

Тем не менее, достаточно узкая проблема, обозначенная в названии книги, не позволяла включить в неё некоторые авторские размышления более широкого, отчасти методологического характера, по вопросу о судьбе останков Царской семьи. Полагая, что эти рассуждения могут быть актуальными в связи с приближением Архиерейского совещания, автор принял решение ознакомить с ними заинтересованного читателя.

***

В рассуждении о проблеме «екатеринбургских останков» вне поля зрения нередко остается вопрос о корректности использования той или иной терминологии при обсуждении темы. На первый взгляд это может показаться мелочью, но это не так.

Думаю, что многие согласятся в том, что словосочетание «екатеринбургские останки», увы, давно потеряло свое прямое и недвусмысленное значение, хотя это ни что иное, как останки 9 лиц, обнаруженных в 1976 году и изъятых в 1991 году в местечке Поросёнков лог под Екатеринбургом. Заметим, что это определение объективно и верифицируемо, но само по себе оно не означает тождества с дефиницией «царские останки» и, тем более, «царские мощи». Но именно с подмены понятий и начался весь сыр-бор вокруг царской темы. В 1993 году была создана Государственная комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Императора Николая II и членов его семьи, то есть необходимый результат был задан изначально, еще до начала следствия. И хотя на государственном уровне признание останков царскими произошло ещё в 1998 году, у Русской Православной Церкви до сих пор так и не выработана определённая позиция по отношению к останкам. Причина этого очевидна: недоверие к следствию 1990-х годов не позволяло торопиться с принятием решения. Увы, но сейчас в церковно-общественном дискурсе мы часто можем встретить использование понятия «царские мощи», хотя признание их таковыми возможно только Архиерейским собором Русской Православной Церкви. Нынешнее следствие, возобновлённое в 2015 году, также не завершило официально свою работу и не передало дело в суд, следовательно, единственно верным (точнее говоря, уместным) на сегодняшний момент наименованием останков, захороненных в Екатерининском приделе Петропавловского собора Санкт-Петербурга, может быть только как «екатеринбургских».

Но замечу, что, даже абстрагируясь от вопроса, кому принадлежат останки, мы не должны забывать, что это всё же останки людей 9 лиц, по-видимому, пострадавших от рук безбожных властей. Антропологическое исследование останков показало, что в захоронении присутствуют члены одной семьи, на их скелетах имеются следы огнестрельных ранений, следовательно, мы должны относиться к этим останкам с таким же почтением, как если бы это были останки Царской семьи. Поясню подробнее эту мысль: это не означает, что мы должны почитать эти останки как мощи, но, по крайней мере, должны проявлять такт и быть весьма осторожными в своих оценках, чтобы не погрешить против истины.

Нет истины там, где нет любви. А это значит, что когда мы начинаем откровенно глумиться над «екатеринбургскими останками», нисходя до того, что называем их «поросячьими», мы совершаем и с духовной, и с морально-общественной стороны глубокую ошибку, грех, а решение вековой проблемы всё дальше и дальше отходит от нас. Из этой ошибки рождается и другая, когда мы начинаем спорить о «подлинности» этих останков. Но такая постановка вопроса абсурдна, так как все останки людей по определению являются подлинными, они не могут быть поддельными. Правильнее говорить не о подлинности останков, а о том, доказана (и шире – доказуема) ли принадлежность «екатеринбургских останков» членам Царской семьи.

Но этот вопрос находится в ведении светских властей и должен решаться исключительно судом. Следствие не окончено, суда не было и пока не предвидится, тем не менее, от Церкви ждут решения вопроса о признании «екатеринбургских останков» царскими мощами. Странно это, не правда ли? А если суд все же состоится (после Архиерейского собора) и не посчитает представленные доказательства достаточными и убедительными? В каком тогда положении окажется наше священноначалие? Всё это весьма напоминает провокацию в отношении Церкви и православного народа, поэтому в это непростое время нашим иерархам необходимо проявить известную осторожность и даже мудрость в обсуждении дискуссионного вопроса.

Очевидно, правда, и другое: вопрос о статусе «екатеринбургских останков» не может вечно находиться в подвешенном состоянии. Многие наши соотечественники с вниманием следят за тем, что происходит вокруг этой темы и выражают обоснованные опасения в том, что то или иное решение будет «продавлено», что в свою очередь приведёт к расколу в обществе и даже Церкви. Допустить сейчас вражду в нашем обществе, изрядно накалённом на фоне известных событий, смерти подобно.

Поэтому выход из данной патовой ситуации может быть только один – церковному священноначалию необходимо принять соломоново решение, которое позволит сохранить спокойствие в обществе. Какое это будет решение – покажет время. Но, как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Поэтому не исключено, что грядущее Архиерейское совещание (а затем и Архиерейский собор) может апеллировать к постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1998 года: «Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих [екатеринбургских – М.К.] останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения». Но учитывая то, что на сегодняшний день Николай II и его семья причислены к лику святых, то можно продолжить, что и решение вопроса о признании останков мощами может состояться только тогда, когда все сомнения в принадлежности останков будут сняты, и точка в деле будет поставлена.

Князев Марк Андреевич, историк, аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Князеву М. А.

Уважаемый Марк Андреевич!
Извините, я ошибся! Своё предложение в п.№ 5 аннулирую!

САИД / 11.07.2023, 23:51

5. Ответ на 3, Князев Марк:

Уважаемый Марк Андреевич!
Я поддерживаю Вашу позицию. Нужная Вам информация есть в общедоступных источниках, в том числе и на этом сайте. Нужна помощь? Пожалуйста, даю контактный адрес (для исследователя многоговорящий): said17-98.san@yandex.ru
САИД / 09.07.2023, 02:00

4.

Затягивание признания или не признания останков это и есть самая главная задача команды В.В.Бойко-Великого. Любыми средствами затянуть - не спешите, ошибку сделаете, на вас ответственность ляжет и пр. Теперь появился новый термин - церковь признает останки мощами, а потом вдруг состоится суд и скажет, а это не Романовы! Что за абсурд Марк Андреевич Вы пишите! Вот на этом суде и заточена вся суть тех кто не желает признания найденных останков святыми мощами. В настоящее время все эти "пересуды" по этим останкам уж год как вышли из области дебатов и перешли на личности. В течении года В.В.Бойко-Великим выпущено несколько книг и даже фильм, где Гелий Рябов поливается грязью. Он и безбожник, он и кагебэшник и проче.... а какое это имеет реально отношение к найденным им останкам Романовых? От того что "он такой" допустим, останки что меняются в своей сущности? Вчера зелёные, сегодня белые? Они как есть так и есть. Поэтому Ваша статья под таким еще и громким названием еще больше разделяет людей в такой сложной ситуации в которой сейчас находится наша страна весь Русский мир.
Фиалковский / 08.07.2023, 06:24

3. Ответ на 2, Следователь-криминалист Соловьев:

Владимир Николаевич, в Вашем комментарии присутствует ряд ошибочных утверждений. Во-первых, я не являюсь обладателем еврейского имени Соломон, мое имя тоже еврейского происхождения - Марк. Во-вторых, я не поучаю иерархов РПЦ, я лишь предложил собственное видение решения проблемы. Мне очень приятно, что Вы читаете мои произведения - для меня это большая честь, но читать их нужно внимательнее, иначе читатели РНЛ могут оказаться дезинформированы по части моей позиции. Я не "окучиваю" давным-давно известные источники, а занимаюсь историческим исследованием, а для историка естественно строить свои концепции не на эмоциях, а на источниках. Есть источники, которые исследуют веками и все равно в них находят что-то новое. И еще: я не являюсь "экспертом" той или иной стороны, это наговор. Моя позиция - это только моя позиция, я не являюсь креатурой тех или иных сил, работаю независимо как с точки зрения исследовательской, так и финансовой. И последнее: я не выражал и не выражаю уверенности в том, что "екатеринбургские останки" не могут быть останками Царской семьи, я выступаю за продолжение научных исследований и открытый диалог по теме.
Князев Марк / 07.07.2023, 13:50

2. Участникам форума

Слава Богу, у нас появился новый Соломон со своими предложениями по «екатеринбургским останкам».
Когда я читаю очередной опус Марка Князева, у меня возникает только одно чувство – чувство неловкости. Сравнивая понимание Князева исторических событий 1918 года, идентификационных исследований, я невольно возвращаюсь к замечательному восклицанию Фейербаха, очень актуальному в отношении Князева: «…приравнивать субъективное ощущение к объективному миру "значит приравнивать поллюцию к деторождению».
Дожили! Князев стал у нас «властителем дум» и поучает иерархов Русской Православной Церкви.
Читая «произведения» Марка Князева, можно подумать, что тема гибели Царской Семьи полностью исчерпана, поскольку «окучивает» он давным-давно известные источники. При этом мне вспоминается историк Сергей Фомин. Он в жесткой оппозиции по отношению к «екатеринбургским останкам», но, сколько интереснейшего материала выдаёт ежедневно по этой теме.
Марку Князеву – «эксперту» из окружения В.В. Бойко-Великого, не худо бы было вспомнить другого «эксперта» Оболенского. Стоило тому высказать какие-то суждения, не совпадающие с мыслями Бойко-Великого, тут же он исчез с «исторического горизонта».
И в завершение, вопрос к Марку Князеву. Если вы так уверены, что «екатеринбургские останки» не принадлежат Царской Семье, не исключаете ли вы, что останки принадлежат большевикам – жертвам белогвардейского террора? Как тогда с ними быть?
Старший следователь-криминалист
в отставке В.Н. Соловьев 7 июля 2023 года

1. соломоново решение

Церковь прославила во святых и царя Николая и всю его убиенную семью, кровь убитых за веру и отечество, за Русь Святую тайно вопиет с земли к Богу как и кровь Авелева, а останки не признала. Есть разные мнения ,но соборного признания нет и считаю и не будет. Научными доказательствами этот вопрос не может быть решён.
Vladislav / 07.07.2023, 00:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Андреевич Князев
«К нему не зарастет народная тропа…»
К годовщине трагической гибели певца Игоря Талькова
25.09.2023
История поисков останков Царской семьи в оптике провиденциализма
О новой книге архимандрита Тихона (Затёкина) «“…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение» (2022)
02.03.2023
Для решения проблемы «екатеринбургских останков» необходим открытый научный диалог
Предложение по организации новой конференции по изучению обстоятельств гибели Царской семьи
15.11.2022
Судьба останков Царской семьи в работах партийного историка П.М. Быкова
Как менялась версия в публикациях от 1921 до 1926 годов
15.10.2022
Все статьи Марк Андреевич Князев
Екатеринбургские останки
«Фантом Поросёнкова лога»
ДНК-экспертиза в деле «екатеринбургских останков». Её особенности
13.11.2024
В православии истина не большинством утверждается
О «Екатеринбургских останках» и Василии Бойко-Великом
07.11.2024
Разговор со стеной
Ответ архимандрита Тихона (Затёкина) В.В. Бойко-Великому на его слова о "покаянии"
08.10.2024
Все статьи темы
Новости РПЦ
Россия – Дом Богородицы
О книге Святейшего Патриарха Кирилла «Царица Небесная и Её покров над Россией» (2023)
18.11.2024
Сатанизм стучится в церковные двери
Реплика о шоу «Гарри Поттер и философский камень»
16.11.2024
Зачем?
Уничтожен уникальный природный символ Пресвятой Троицы при входе в Троице-Сергиеву Лавру
16.11.2024
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
В Петрозаводске прошел региональный этап Рождественских чтений
15.11.2024
Все статьи темы
Николай II
Крестный ход и миссия состоялись
Посещение чудотворным Образом Святого Царя-Мученика и Страстотерпца Николая II города Петрозаводска
13.11.2024
Гессенские принцессы и Россия
К 160-летию со дня рождения преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны
12.11.2024
«Апология Соборного покаяния»
В Москве прошёл круглый стол
06.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52