В ночь с 16 на 17 июля 2023 года православная Россия будет отмечать 105-ю годовщину трагической гибели Императора Николая II и его семьи в Екатеринбурге. В эту святую ночь от Храма-Памятника на Крови, построенного на месте дома инженера Н.Н. Ипатьева, где закончили свой земной путь Августейшие страдальцы, до монастыря Ганина яма, места надругания над останками Царской семьи, пройдёт многотысячный крестный ход. Безусловно, в эти Царские дни снова произойдёт оживление дискуссии вокруг вопроса о принадлежности «екатеринбургских останков» членам семьи и их приближённым. К тому же на 19 июля 2023 года назначено проведение Архиерейского совещания, в повестке дня которого стоит обсуждение вопроса о церковном отношении к останкам, найденным в районе Поросёнкова лога под Екатеринбургом.
Автор этих строк не один год наблюдает за дискуссией по вопросу о «екатеринбургских останках», более того, сам принимал участие в публичном обсуждении этого вопроса и подготовил научное издание («Екатеринбургские останки»: взгляд через призму исторических источников»), в котором суммировал и проанализировал основные версии о происхождении останков, найденных в Поросёнковом логу.
Тем не менее, достаточно узкая проблема, обозначенная в названии книги, не позволяла включить в неё некоторые авторские размышления более широкого, отчасти методологического характера, по вопросу о судьбе останков Царской семьи. Полагая, что эти рассуждения могут быть актуальными в связи с приближением Архиерейского совещания, автор принял решение ознакомить с ними заинтересованного читателя.
***
В рассуждении о проблеме «екатеринбургских останков» вне поля зрения нередко остается вопрос о корректности использования той или иной терминологии при обсуждении темы. На первый взгляд это может показаться мелочью, но это не так.
Думаю, что многие согласятся в том, что словосочетание «екатеринбургские останки», увы, давно потеряло свое прямое и недвусмысленное значение, хотя это ни что иное, как останки 9 лиц, обнаруженных в 1976 году и изъятых в 1991 году в местечке Поросёнков лог под Екатеринбургом. Заметим, что это определение объективно и верифицируемо, но само по себе оно не означает тождества с дефиницией «царские останки» и, тем более, «царские мощи». Но именно с подмены понятий и начался весь сыр-бор вокруг царской темы. В 1993 году была создана Государственная комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Императора Николая II и членов его семьи, то есть необходимый результат был задан изначально, еще до начала следствия. И хотя на государственном уровне признание останков царскими произошло ещё в 1998 году, у Русской Православной Церкви до сих пор так и не выработана определённая позиция по отношению к останкам. Причина этого очевидна: недоверие к следствию 1990-х годов не позволяло торопиться с принятием решения. Увы, но сейчас в церковно-общественном дискурсе мы часто можем встретить использование понятия «царские мощи», хотя признание их таковыми возможно только Архиерейским собором Русской Православной Церкви. Нынешнее следствие, возобновлённое в 2015 году, также не завершило официально свою работу и не передало дело в суд, следовательно, единственно верным (точнее говоря, уместным) на сегодняшний момент наименованием останков, захороненных в Екатерининском приделе Петропавловского собора Санкт-Петербурга, может быть только как «екатеринбургских».
Но замечу, что, даже абстрагируясь от вопроса, кому принадлежат останки, мы не должны забывать, что это всё же останки людей 9 лиц, по-видимому, пострадавших от рук безбожных властей. Антропологическое исследование останков показало, что в захоронении присутствуют члены одной семьи, на их скелетах имеются следы огнестрельных ранений, следовательно, мы должны относиться к этим останкам с таким же почтением, как если бы это были останки Царской семьи. Поясню подробнее эту мысль: это не означает, что мы должны почитать эти останки как мощи, но, по крайней мере, должны проявлять такт и быть весьма осторожными в своих оценках, чтобы не погрешить против истины.
Нет истины там, где нет любви. А это значит, что когда мы начинаем откровенно глумиться над «екатеринбургскими останками», нисходя до того, что называем их «поросячьими», мы совершаем и с духовной, и с морально-общественной стороны глубокую ошибку, грех, а решение вековой проблемы всё дальше и дальше отходит от нас. Из этой ошибки рождается и другая, когда мы начинаем спорить о «подлинности» этих останков. Но такая постановка вопроса абсурдна, так как все останки людей по определению являются подлинными, они не могут быть поддельными. Правильнее говорить не о подлинности останков, а о том, доказана (и шире – доказуема) ли принадлежность «екатеринбургских останков» членам Царской семьи.
Но этот вопрос находится в ведении светских властей и должен решаться исключительно судом. Следствие не окончено, суда не было и пока не предвидится, тем не менее, от Церкви ждут решения вопроса о признании «екатеринбургских останков» царскими мощами. Странно это, не правда ли? А если суд все же состоится (после Архиерейского собора) и не посчитает представленные доказательства достаточными и убедительными? В каком тогда положении окажется наше священноначалие? Всё это весьма напоминает провокацию в отношении Церкви и православного народа, поэтому в это непростое время нашим иерархам необходимо проявить известную осторожность и даже мудрость в обсуждении дискуссионного вопроса.
Очевидно, правда, и другое: вопрос о статусе «екатеринбургских останков» не может вечно находиться в подвешенном состоянии. Многие наши соотечественники с вниманием следят за тем, что происходит вокруг этой темы и выражают обоснованные опасения в том, что то или иное решение будет «продавлено», что в свою очередь приведёт к расколу в обществе и даже Церкви. Допустить сейчас вражду в нашем обществе, изрядно накалённом на фоне известных событий, смерти подобно.
Поэтому выход из данной патовой ситуации может быть только один – церковному священноначалию необходимо принять соломоново решение, которое позволит сохранить спокойствие в обществе. Какое это будет решение – покажет время. Но, как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Поэтому не исключено, что грядущее Архиерейское совещание (а затем и Архиерейский собор) может апеллировать к постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1998 года: «Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих [екатеринбургских – М.К.] останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения». Но учитывая то, что на сегодняшний день Николай II и его семья причислены к лику святых, то можно продолжить, что и решение вопроса о признании останков мощами может состояться только тогда, когда все сомнения в принадлежности останков будут сняты, и точка в деле будет поставлена.
Князев Марк Андреевич, историк, аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
6. Князеву М. А.
Извините, я ошибся! Своё предложение в п.№ 5 аннулирую!
5. Ответ на 3, Князев Марк:
Я поддерживаю Вашу позицию. Нужная Вам информация есть в общедоступных источниках, в том числе и на этом сайте. Нужна помощь? Пожалуйста, даю контактный адрес (для исследователя многоговорящий): said17-98.san@yandex.ru
4.
3. Ответ на 2, Следователь-криминалист Соловьев:
2. Участникам форума
Когда я читаю очередной опус Марка Князева, у меня возникает только одно чувство – чувство неловкости. Сравнивая понимание Князева исторических событий 1918 года, идентификационных исследований, я невольно возвращаюсь к замечательному восклицанию Фейербаха, очень актуальному в отношении Князева: «…приравнивать субъективное ощущение к объективному миру "значит приравнивать поллюцию к деторождению».
Дожили! Князев стал у нас «властителем дум» и поучает иерархов Русской Православной Церкви.
Читая «произведения» Марка Князева, можно подумать, что тема гибели Царской Семьи полностью исчерпана, поскольку «окучивает» он давным-давно известные источники. При этом мне вспоминается историк Сергей Фомин. Он в жесткой оппозиции по отношению к «екатеринбургским останкам», но, сколько интереснейшего материала выдаёт ежедневно по этой теме.
Марку Князеву – «эксперту» из окружения В.В. Бойко-Великого, не худо бы было вспомнить другого «эксперта» Оболенского. Стоило тому высказать какие-то суждения, не совпадающие с мыслями Бойко-Великого, тут же он исчез с «исторического горизонта».
И в завершение, вопрос к Марку Князеву. Если вы так уверены, что «екатеринбургские останки» не принадлежат Царской Семье, не исключаете ли вы, что останки принадлежат большевикам – жертвам белогвардейского террора? Как тогда с ними быть?
Старший следователь-криминалист
в отставке В.Н. Соловьев 7 июля 2023 года
1. соломоново решение