Апология соборного покаяния

1.С приложением акафиста св.Царю-мученику Николаю II

Николай II 
0
2
Время на чтение 52 минут

Часть 1

 

Данная брошюра посвящена ответам на часто задаваемые вопросы по теме покаяния в грехах вероотступничества, клятвопреступления и попущения цареубийства.

Она была составлена катехизатором, автором телеграм-канала «Царская Семья» В.П. Кашековой под общей редакцией настоятеля храма Вознесения Господня г. Кинешмы протоиерея Петра Влащенко. Предлагаемая читателю «Апология соборного покаяния» опирается на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, апостольские правила, постановления 7 Вселенских Соборов, труды святых отцов, основанные на догматическом учении Церкви о власти, а также высказывания святых и подвижников благочестия XX и XXI веков о монархии и царской власти. При подготовке брошюры также использовались материалы круглого стола «Апология соборного покаяния: проблематика понятий и практическое воплощение», прошедшего 29 октября 2024 года в Москве.

Отдельную благодарность за предоставленные материалы выражаем члену Союза ревнителей памяти Императора Николая II, члену Союза ревнителей Памяти Императора Николая II, протоиерею Владимиру Елисееву, главному редактору журнала «Славянка» Сергею Владимировичу Тимченко, православному общественному деятелю Дмитрию Юрьевичу Анину и многим другим, кто принимал деятельное участие в издании данной брошюры.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступительное слово митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря)……………………………………5

Предисловие от составителей. 9

 

1.         Каяться нужно в личных грехах, а я Царя не убивал. 13

 

2.         Несет ли русский народ ответственность непосредственно за цареубийство?  19

 

3.         Николай II не единственный русский Царь, который был убит. Почему каяться нужно только в его убийстве?  24

 

4.         Но при этом были люди, которые осуждали совершившееся беззаконие. Есть и сейчас те, кто чтут подвиг Царя-мученика. Они тоже должны отвечать за нарушение соборного обета 1613 года?  25

 

5.         Но все же Царь – это обычный человек. Почему мы можем менять президентов, а перед Царем несем коллективную ответственность?. 26

 

6.         Как же на практике должно быть осуществлено соборное покаяние, и есть ли примеры в истории Церкви?  31

 

7.         Разве прославления в лике страстотерпцев недостаточно, чтобы засвидетельствовать соборное покаяние? Зачем нужен дополнительный чин?. 35

 

8.         В чем заключается духовный подвиг Царской семьи?. 36

 

9.         После смерти Царской семьи Россия пережила многочисленные бедствия, во имя чего тогда был совершен подвиг святого Царя?  44

 

10.           Искупителем грехов может быть только Христос. Человек, даже Царь, не может брать грехи людей на себя, это ересь царебожия. 48

 

11.           Царская власть не может являться благословением Божиим, потому как при ее установлении Бог прямо сказал пророку Самуилу: «…не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар. 8,7–8). И в другом месте Господь свидетельствует: Я дал тебе царя во гневе Моем (Ос.13,11). После таких слов говорить о значимости царской власти – неуместно. 53

 

12.           Но в Новом Завете про нас, христиан, сказано, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13,14). К чему тогда все разговоры про монархию?. 54

 

13.           Я считаю, что мое личное спасение никак не зависит от формы правления в стране и отношения к Царю Николаю II. 57

 

14.           А вы не думали, что сейчас не подходящее время для подобной дискуссии? О каком соборном покаянии может идти речь, если люди и в храм-то толком не ходят?. 60

Эпилог. 63

Акафист Царю-мученику Николаю II 65

История написания первого акафиста Царю-мученику Николаю II 99

 

Вступительное слово митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря)

 

Над Россией и Русским народом довлеет нераскаянный грех цареубийства. Пока этот грех не будет глубоко осознан и исповедован перед Богом, Россия будет пребывать в тяжелом состоянии.

Брошюра «Апология соборного покаяния» напоминает нам, кем по своей духовной сути является Православный Царь, в чем заключается совершенный нашим народом грех и почему этот грех касается даже ныне живущих русских людей.

Данная работа хороша по своему содержанию тем, что в ней даются ответы на многие распространенные вопросы, которые возникают вокруг православной монархии и самого святого Царя-мученика Николая.

Авторы немало потрудились и собрали обширный апологетический материал. Прекрасный текст содержит убедительные логические доводы. Однако это не дает полной уверенности в том, что закончатся все споры, связанные с вопросом покаяния в грехе цареубийства и возрождения монархии в России. Ведь мы воспринимаем окружающий мир не только рассудком, но и сердцем. А сердце может противиться даже Богу, Царю и покаянию. Сердце, в котором живет неприятие Христа и Его Помазанника, будет требовать от рассудка искать новые и новые возражения, доказывать их. В таком случае трудно ожидать от человека принятие даже самых убедительных аргументов в рассматриваемом вопросе.

Тем не менее небольшие, но емкие по содержанию труды, подобные предлагаемой читателю брошюре, являются полезными крупицами, которые могут способствовать возвращению России на её истинный путь со Христом во Христе для Христа.

Дай Бог, чтобы воскресла Русь с Помазанником Божиим во главе!

С любовью во Христе, митрополит Вениамин (Пушкарь).

 

Предисловие

 

Если какой народ или государство страдает, то надо всем покаяться, и тогда все исправится от Бога

(прп. Силуан Афонский)

 

Патриарх Московский и всея России святитель Тихон, святейший Патриарх Алексий II, святитель Иоанн Шанхайский, святитель Серафим Соболев и многие святые и подвижники XX века призывали русский народ к покаянию за разрушение православной России и попущение убийства Царя Николая II и его Августейшей семьи. При этом до сих пор на общецерковном уровне проблема соборного покаяния остается нерешенной. Трагическое разделение умов в этом вопросе – результат действия тайны беззакония в борьбе против русского государства и русского народа, когда-то единого в понимании своего предназначения перед Богом хранить истинную православную веру и служить богоустановленной царской власти. Православные христианские державы в пределах Богом благословенных земных царств – апофеоз замысла Творца о спасении верующих во Христа. Трагическая история XX века и последних десятилетий века XXI понуждает нас сделать внутренний выбор в пользу исторической православной России во главе с истинным Помазанником Божиим, с отрицанием всех соблазнов либерального, ложнодогматического характера. Обязанность для России хранить истинной православную веру «до скончания века» была закреплена в богословских трудах после падения Константинополя и может быть реализована только в парадигме православной монархии, которая способна возродиться через покаяние.

Царь-мученик Николай II был предан своим ближайшим окружением, теми людьми, которые клятвой свидетельствовали о служении ему верой и правдой. Промолчали церковные иерархи и немалая часть священства, у которых земное затмило духовное, плотское подавило в душе небесное, отчего Господь отнял у них понимание того, что предательство, а затем убиение Помазанника Божия есть символ предательства и распятия Христа. Вместо того, чтобы предать анафеме «дерзающих на бунт и измену царской власти», Святейший Синод вознес многолетие «благоверному временному правительству», не имея даже подлинника документа об отречении Императора от Престола. Произошла церковная легализация государственного переворота, которая расколола Церковь на тех, кто был «за», и тех, кто понимал недопустимость совершившегося. Этот «незаметный» раскол живет в Церкви до сего дня и должен быть уврачеван соборным покаянием за грехи против веры, Царя Николая II и царской власти как таковой.

«Зачем мне каяться в том, чего я не совершал?» – таков главный антипокаянный аргумент современного русского человека. Аргумент плотского разума, лишенного полноты осознания кровного родства со своим народом и духовного родства со Христом Спасителем. Не этому учит нас Священное Писание. Переполненный любовью к своему согрешившему народу, апостол Павел взывает в послании к римлянам: Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9,3). Именно потому, что мы кровно объединены с нашим народом, родовые грехи всеобщего безумия касаются каждого его члена. В 1613 году представители всех сословий русского общества дали обет на вечную верность Дому Романовых, нарушение которого каралось церковной анафемой и проклятием[1]. В 1917 году этот соборный обет был нарушен генералами, великими князьями, Святейшим Синодом и простым русским народом. Результатами нарушения клятвы стали братоубийственная Гражданская война, голод, репрессии, миллионы убитых во чреве детей. По сути, на духовном уровне был запущен механизм самоуничтожения русского народа.

Плоды нашей нераскаянности мы повсеместно наблюдаем в современной России: лишь 2% населения страны регулярно посещают богослужения, в то время как оккультизм и сатанинские течения завлекают в свои сети все больше адептов, в том числе среди молодежи; сквернословие становится популярным уже с отроческого возраста, раковой опухолью грехи блуда и прелюбодеяния поражают соборное тело России, а грех массового убийства детей в материнской утробе вопиет к небу об отмщении, переполняя чашу Божиего гнева. Россия вышла на 3-е место в мире по проценту распадающихся браков (80% браков закончились разводами по данным на 2024 г.), а показатели естественного прироста населения свидетельствуют, что русский народ катастрофически быстро вымирает: суммарный коэффициент рождаемости в 2023 году составил 1,4, а последние отчеты Росстата прогнозируют ее дальнейшую убыль. Происходит последовательное замещение коренного населения мигрантами, немалая часть которых враждебно и пренебрежительно относятся к русской культуре и русским людям. На наших глазах сбываются слова Священного Писания: И сделаю тебя пустынею и поруганием среди народов, которые вокруг тебя, перед глазами всякого мимоходящего (Иез. 5,14). В кровопролитии на Украине видно исполнение пророчества преподобного Серафима Вырицкого: «И, если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата»[2].

Сколько еще бед и скорбей должно обрушиться на Россию, чтобы произошло соборное покаяние в грехах нарушения верности Царю и царской власти? Как нам, потомкам тех, кто сознательно или неосознанно, вольно или невольно стал участником тяжких преступлений Февральской, а затем Октябрьской революций, загладить совершившийся грех против Помазанника Божия и его святой семьи? Ибо Господь карает за грех отцов до третьего и четвертого колена (Исх. 20,5; Исх. 34,7). Ответ на эти вопросы – предмет серьезной богословской дискуссии, в то время как данная апология преследует главную цель – начать общецерковный диалог и обосновать для сомневающихся саму идею о необходимости принесения соборного покаяния за нарушение соборного обета 1613 года, приведшего к убийству Царской семьи. При этом мы не дерзаем давать окончательный ответ на все связанные с этой темой вопросы, в том числе на вопрос, каким именно образом должно быть совершено соборное покаяние, ибо методика осуществления подлежит определению соборным разумом Церкви.

 

1.«Каяться нужно в личных грехах, а я Царя не убивал»

 

Хотелось бы подчеркнуть, что когда мы говорим о соборном покаянии, то в первую очередь имеем в виду покаяние за цареотступничество и нарушение нашими предками соборного обета на верность Дому Романовых 1613 года. Убийство Царя Николая II является следствием нарушения этого обета. Предательство Царя и монархии, бездействие, равнодушие, теплохладность в деле защиты своего Государя, поддержка богоборческого режима – вот грехи наших предков. И хотя в Библии сказано: сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына (Иез. 18,20), но совершенные нашими предками и нераскаянные грехи будут довлеть над последующими поколениями в виде удобопреклоненности к совершению аналогичных грехов и оправданию их, что само по себе уже является наказанием. Как поясняет святитель Филарет Московский, говоря о том, что Бог наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (Исх. 34,7), Библия имеет в виду следующее: «…самый грех, неограниченно возобладавший человеком, внедривается в существо его, распространяет власть свою вместе с жизнию, которую он дает другим, и если не свергнут сего наследственнаго ига, собирает свои «оброки» с сынов, внуков и правнуков»[3]. А чтобы избавиться от этого ига, по мысли Ефрема Сирина, от потомков требуется покаяние: «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но, если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим»[4].

В некоторых случаях Господь сразу наказывает последующие поколения за грех, совершённый в роду, какими-то конкретными скорбями и страданиями. Так было с потомством первосвященника Илия, сыновья которого из принесенного для жертвоприношения мяса отбирали себе лучшие куски на жаркое и развратничали с женщинами рядом со Скинией Завета. За то, что старец Илий не отстранил своих сыновей от святилища, Господь послал наказание на весь его род: все потомство дома твоего будет умирать в средних летах (1 Цар.2,33). В современной жизни мы видим примеры того, как потомки тех, кто разрушал храмы после революции, часто лишаются разума, а дети медиков, массово совершающих детоубийства во чреве, вырастая, становятся безплодными. Если говорить о послереволюционных поколениях, то мы оказались изолированы от Правды Божией относительно богоданной власти Помазанника Божия, что само по себе является тягчайшим наказанием для народа. Мы не несем прямой ответственности за грех предыдущего поколения, но яд этого греха продолжает отравлять нашу жизнь.

В целом учение о распространении последствий греховности предков на их потомков – это часть Священного Предания. Нельзя не вспомнить про родовой грех еврейского народа. То, что грех убийства Христа лег на весь еврейский народ, подтверждается словами апостолов Петра и Иоанна, обращенными к иудеям, которые не являлись непосредственными участниками распятия Христа: …вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили… Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению… Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа… (Деян. 3, 13–20). При этом важно отметить, что распят Христос был руками римских легионеров, а иудейский народ был жестоко обманут своими первосвященниками, которые убеждали, что Господь не мессия, а богохульник. По аналогии с еврейским народом русский народ, хотя и не убивал своего Царя и тоже был обманут клеветой и революционной пропагандой, причастен к грехам, приведшим к этому убийству. Поэтому святитель Иоанн Шанхайский сказал, что последствия этих грехов лежат «не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к цареубийству.

 

 

Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха»[5].

При этом важно понимать, что грех предков не лишает человека свободы. Соборное осуждение цареотступничества и нарушения обета и присяги на верность Царю, покаяние в этих грехах, способно прервать их последствия. Об этом подробно рассуждает сербский святой Николай (Велимирович): «Если Ваша родственница действительно добродетельна, честна и невинна, тогда ее страдания, по-видимому, вызваны не ее личным грехом. Тогда причину следует искать в грехах ее родителей. Ибо сказано о Всевышнем, что Он наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Знаю, Вы на это ответите так же, как зачастую говорят и другие: почему дети страдают за грехи родителей? Позвольте и мне Вас спросить: а как бы иначе Господь Бог устрашил людей, чтобы они не грешили, если бы наказание за их грехи не переносил бы на детей? Наш народ на собственном опыте убедился, что дети страдают за грехи родителей… Однако не нужно отчаиваться из-за этого. Все это не слепая судьба. Всемилостивый Господь может пресечь наказание на детях, если будет показано истинное покаяние и молитва к Нему, Отцу Небесному, о прощении»[6].

Покаяние за грех предков не означает, что мы должны исповедовать этот грех, как будто мы сами его совершили. Когда, при попытке перенести мощи святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь царские посланники не смогли поднять их, так как они сделались тяжелее камня, император Феодосий Младший, сын царя Аркадия и царицы Евдоксии, которые жестоко гнали святителя, написал покаянное послание. Вот как он исповедал грех своей матери, царицы Евдоксии: «Прости, отче, прегрешение, причиненное тебе завистью. Не считай меня сообщником греха моей матери и не допусти, чтобы я страдал от оскомины за родительскую невоздержность. Хотя я и сын твоей гонительницы, однако я неповинен в причиненном тебе бедствии. Прости ей согрешение, чтобы и я был свободен от упрека, тяготеющего на ней»[7]. Несмотря на то, что Феодосий лично не совершал грех по отношению к святителю Иоанну, только после его исповедания и покаяния удалось перенести мощи святого.

Есть ряд примеров в Священном Писании, когда Божий угодник исповедует грех, к которому сам отношения не имеет. При этом он чувствует свою совиновность, о чем говорит в молитве. Пример такой покаянной молитвы за грехи народа описан в книге пророка Неемии. Когда святой пророк узнал о том, что стена Иерусалима разрушена, а живущие там иудеи терпят бедствия, то со слезами взывал: Да будут уши Твои внимательны, а очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь и день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедаюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили — я и дом отца моего (Неем. 1,6).

Аналогичную покаянную молитву за израильский народ возносит и святой пророк Даниил. В своей молитве ко Господу он говорит: Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны (Дан. 9, 5–6). Пророк Даниил приносил покаяние не только за себя и своих современников, но и за тех, кто уже давно ушел в вечность. Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас (Дан. 9, 16). И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего… (Дан. 9, 20). Таким образом, Священное Писание подает нам совершенно неоспоримые примеры покаяния за ушедших в иной мир людей. Если пророк Даниил молился о прощении «беззаконий отцов» и исповедовал «грехи народа», то, значит, и нам такая возможность открыта.

О необходимости совершения такой покаянной молитвы в наши дни заявлял и святейший Патриарх Алексий II: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тягчайшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании…

Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора… Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства»[8].

В другом своем Послании Святейший утверждает: «Убийство Царской Семьи – тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом…

Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием»[9].

 

2.Несет ли русский народ ответственность непосредственно за цареубийство?

 

Рассматривать этот вопрос нужно в двух параллельных плоскостях – юридической и духовной. Эти плоскости не пересекаются, поэтому, если с юридической точки зрения будет верно сказать, что русский народ своего Царя не убивал, на нас нет царской крови, то с духовной точки зрения мы все оказываемся виноваты в смерти Царской семьи. Помните, Христос сказал: Кто только смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5,28). Супружеская измена – это основание для расторжения венчанного брака. Скажите, если мужчина с вожделением посмотрел на женщину, можно ли вменить ему это в супружескую измену? Станет ли это основанием для расторжения венчанного союза? Конечно, нет, потому что с юридической точки зрения никакой измены не было. А вот с духовной точки зрения слова Христа непреложны, и человек совершил серьезный грех, в котором нужно каяться. Так, с двух разных сторон, необходимо рассматривать и вопрос цареубийства.

Фактическими исполнителями и заказчиками убийства Царской семьи являются конкретные лица, преимущественно нерусской национальности.

Следователь по особо важным делам Николай Алексеевич Соколов, завершавший первое расследование убийства Царской семьи, обнаружил улики, которые свидетельствуют, что убийство Царской семьи могло носить ритуальный характер. Эти сведения были изложены в докладе на имя вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны[10], а также в книге М.В. Дитерихса «Убийство Царской семьи». Впоследствии эта версия была аргументирована и в трудах таких историков, как Л.Е. Болотин, М.В. Назаров, П.В. Мультатули и др. Исходя из имеющихся сведений у нас нет никаких оснований утверждать, что православный русский народ напрямую виновен в убийстве Царя. Почему же так часто можно встретить тезис, о том, что русский народ должен каяться за цареубийство, если русские люди к этому страшному злодеянию напрямую были непричастны? Не является ли это очередным звеном в цепи многолетнего обмана? Сначала русский народ окунули в зловонное болото клеветы на Царскую семью: лживые порочные новости печатались в революционных газетах, затем, обрастая небывалыми подробностями и домыслами, смаковались в салонах и распространялись по городам. Отдельным витком клеветы была информационная кампания, которая представила в глазах общественности государственный переворот в виде добровольного сложения с себя Николаем Александровичем царских полномочий. Даже церковная проповедь того периода выставляла предательство и измену Царю как совершившуюся волю Божию. В этой связи тезис о том, что русский народ убил своего Царя – это очередное лукавство, призванное запутать следы преступления и увести народ от истины. Грехи русского народа – это постепенная десакрализация царской власти, которая привела к свержению монархии, нарушению обета на верность Дому Романовых, а также бездействие, с которым русский народ наблюдал за тем, как предавали Царя, арестовывали, подвергали заточению и ссылке, что в итоге и обеспечило заговорщикам возможность совершить свое страшное злодеяние. Это как раз и есть духовный аспект проблемы, о котором писали многие святые.

В «Пространном христианском катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви» святителя Филарета Дроздова уточняются грехи, которые относятся к нарушению 6-й заповеди закона Божия «не убий», и, в частности, святитель поясняет, что убийством считается, «когда кто-либо мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет»[11]. Царь со своей семьей на семнадцать месяцев был заключен под стражу, в это время проходил Поместный собор Российской Церкви, который должен был осудить свержение монархии, предать анафеме революционеров и выпустить воззвания в защиту Помазанника Божия. Но ничего этого сделано не было. Далее святитель Филарет уточняет, что убийством считается, «когда кто-либо укрывает или освобождает убийцу и тем самым даёт ему возможность для совершения новых убийств»[12]. Весь ХХ век в России прошел не просто под флагом укрывательства убийц, но их возвеличивания и почитания. До сих пор именами террористов, убийц Царской семьи и тех, кто уничтожал монархию, названы улицы и города, им воздвигнуты памятники по всей стране, а человек, который символизирует собой апофеоз борьбы с царской Россией, лежит на почетном месте в центре столицы. И если русский народ более чем за сотню лет не смог это изменить, не смог привлечь убийц к законной ответственности, хотя бы обозначив их истинное место в истории России, значит, наше поколение на духовном уровне тоже сопричастно убийству Царской семьи.

Святитель Иоанн Шанхайский на Всезарубежном Соборе 1938 года в Югославии сказал по этому поводу следующее: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление (т.е. преступление на верность вере, Царю и Отечеству) и цареубийство… В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а и весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитных в руках преступников, что уже само собой предопределило конец».

В другом месте он снова поясняет этот момент: «Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе. Убийство Царя-мученика есть прямое следствие их»[13].

Святитель Серафим Соболев в своем труде «Русская идеология» поясняет, что цареубийство стало результатом «тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми на протяжении многих и многих лет»[14]. Вторит ему и иеромонах Серафим Роуз: «Конечно, цареубийство не является единственным грехом, лежащим на совести русских людей. Оно является как бы символом России, отпавшей от Христа и истинного Православия, – процесса, происходившего в течение XIX и XX веков»[15].

Таким образом, не отрицая прямую ответственность непосредственных исполнителей и заказчиков убийства Царя и его семьи, мы должны признать, что на нас, русских людях, лежит ответственность за нарушение соборного обета 1613 года на верность Дому Романовых и как следствие невозбранение убиения Царя, оправдание цареубийц и поддержку цареборческой идеологии. Загладить эти грехи сегодня мы можем деятельным соборным покаянием: активным участием в достойном прославлении подвига святого Царя, церковным осуждением цареотступничества и отрицания божественности царской власти, признанием канонического значения царской власти.

 

3.Николай II не единственный русский царь, который был убит. Почему каяться нужно только в его убийстве?

 

Предательство царственного Дома Годуновых и последовавшее за этим убийство молодого царя Фёдора Борисовича и его матери стали поводом для совершения Чина соборного покаяния в 1607 году в Успенском соборе Московского Кремля Патриархами Иовом и Гермогеном.

Что касается убийства Павла I и Александра II, то, чтобы уловить разницу с трагедией 1918 года, уместно процитировать святителя Иоанна Шанхайского: «Все цареубийства в истории России были произведены кучкой людей, но не народом. Когда был убит Павел I, народ и не знал об этом, а узнав, долгие годы приносил к его гробу сочувствие и молитвы. Убийство Александра II вызвало в России бурю возмущения, которая оздоровила нравственное состояние народа, и это сказалось в царствование Александра III. Народ остался чист от крови Царя Освободителя. Здесь же народ, весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и на детях наших». Измена, предательство, нарушение присяги на верность Царю Михаилу Феодоровичу и его наследникам без обозначения их имен, пассивность и окаменение, нечувствие – вот из чего русский народ сплел венок, которым увенчал своего Царя»[16].

 

4.Но при этом были люди, которые осуждали совершившееся беззаконие. Есть и сейчас те, которые чтут подвиг Царя-мученика. Они тоже должны отвечать за нарушение соборного обета 1613 г.?

 

Соборный обет на верность Дому Романовых 1613 года был нарушен всеми сословиями общества, и ответственность за это легла на весь народ. Именно поэтому весь народ и пребывает сейчас в таком угнетенном и бесправном состоянии. Личное покаяние за грехи, которые являются прямым следствием нарушения соборного обета: хула на святого Царя и монархию, дискредитация подвига Николая II и его семьи – несомненно примиряет со Христом и становится кирпичиком на пути ко спасению. Но для возрождения православной, монархической России требуется соборное покаяние всех сословий общества.

Народ как единая соборная личность несет коллективную ответственность за грехи, относящиеся ко всем его членам. Это подтверждается тем, что у каждого народа есть свой Ангел-Хранитель. Во Второзаконии, в оригинальном переводе Септуагинты, написано, что когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих (Втор. 32,8). Об Ангелах народов персидского, греческого и иудейского можно прочесть в Книге пророка Даниила. О соборной ответственности народа пред судом Правды Божией свидетельствует и то, что Бог будет судить не только индивидуально каждого человека, Он будет судить целые народы: И будет Он судить народы, и обличит многие племена (Ис. 2,4). Ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей (Пс. 95,13). Для нас есть удивительный библейский образ, отражающий народ Божий как соборную личность, – это песнь трех отроков в печи Вавилонской. Эти самые достойные, непорочные и святые дети из Божьего народа за верность Богу были ввергнуты в печь. И о чем они поют в этой печи? От лица всего народа эти невинные отроки взывают: согрешихом и беззаконновахом, отступивше от Тебе (Дан. 3,29). Хотя они были совершенно не виновны в грехах, в которых каялись, в молитве эти отроки выражают сопричастность к грехам своего народа.

Сегодня весьма популярна богословская концепция уранополитизма, которая утверждает, что христианин – это гражданин Небесного Отечества, а земная Родина – лишь гостиница, в которой он проживает. Святые либо при жизни – как преподобный Сергий Радонежский в Куликовской битве, либо после смерти – как, например, святые страстотерпцы Борис и Глеб в явлении Александру Невскому накануне Ледового побоища, благословляли воинов на подвиги и брань за земное Отечество. Этим участием в судьбе своего Отечества они уже посрамили идеи уранополитизма и попытки отрицать неразрывную связь между поколениями, связь с горним миром, с теми, кто жил до нас и ушел в мир иной. Да, во Христе нет ни эллина, ни иудея, но кровные и духовные связи, которые существуют между людьми, не разрываются со смертью, поэтому ответственность за предков лежит и на нас. Точно так же как утверждение, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, никак не отменяет гендерные различия полов, а лишь подчеркивает отсутствие у Бога каких-либо предпочтений по тем или иным признакам.

 

5.Но все же Царь – это обычный человек. Почему мы можем менять президентов, а перед Царем несем коллективную ответственность?

 

Царь – это, безусловно, человек, но необычный. Никого больше не помазывают миром дважды в жизни: при крещении и при восшествии на престол. Миропомазание на царство – это особое Божие благословение, мистическое венчание Царя с народом. Царь отныне несет ответственность перед Богом за вверенный ему народ. Помазание обязывает Царя быть покровителем православной Церкви, заботиться о водворении мира в святых Божиих церквах, наблюдать за точным исполнением церковных постановлений в жизни подданных и даже иметь попечение о распространении веры среди язычников. Православная самодержавная монархия – это самая богоугодная форма правления с точки зрения спасения верующих во Христа. Вот почему святитель Иоанн Златоуст учил, что царская власть, которая была при нем, разумеется, и самодержавной, и христианской, есть именно то начало, которое удерживает пришествие в мир антихриста.

Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов пишет: «Задачи Русского Царя, Промыслом Божиим на него возложенные, выходят далеко за пределы задач верховного носителя государственной власти. Это – не глава государства, избираемый народом и угождающий народу, которым назначен и от которого зависит. Русский Царь помазан на Царство Богом и предназначается быть Образом Божиим на земле: его дело – творить дела Божии, быть выразителем воли Божией, носителем и хранителем общехристианского идеала земной жизни…

И пока Русские люди не уразумеют миссии Самодержавного Русского Царя, пока не сознают, в чем заключались и должны заключаться задачи Самодержавия и Богопомазанничества и не дадут обета Богу помогать Царю в осуществлении этих задач, до тех пор благодать Божия не вернется в Россию, до тех пор не будет мира на земле»[17].

 

Таинство миропомазания на царство, скрепляя завет царя с народом, требовало и от народа определенного отношения к Божиему Помазаннику.

Во-первых, верноподданным Бог повелевает не прикасаться к Его помазанникам (1Пар. 16, 22). Эта заповедь, данная еще в Ветхом Завете, нарушилась и через ограничение самодержавной власти, и через низвержение подданными (генералами и членами Императорского Дома) своего царя, и, конечно, в первую очередь через бездействие священноначалия Церкви, а вслед за ним и народа, приведшее к цареубийству. Также Господь повелевает оказывать почитание царю чрез молитвы о нем и повиновение ему (Мф. 22, 21; 1Пет.2, 17). Практически сразу после свержения Царя с прародительского престола Святейший Синод прекратил поминать Государя Императора Николая II и членов его семьи за богослужением и призвал повиноваться вместо богоустановленной царской власти новой власти, которая царскую свергла… Помимо нарушения Божиих повелений всеми сословиями русского народа был нарушен обет на верность Дому Романовых, данный при восшествии на престол Михаила Феодоровича в 1613 году:

«…Великому государю нашему, Богом избранному и Богом возлюбленному, царю и великому князю Михайлу Федоровичю, всеа Русии самодержцу, и его благоверной царице и их царским детем, которых им, государем, вперед Бог даст, служити верою и правдою, а зла никоторыми делы на них, государей наших, не думати и не мыслити, и не изменити им, государем, ни в чем… Бояре же, и дворяне и весь царский синглит, и приказные люди, и гости и все православные хрестьяне, велегласно вси, яко едиными усты, вопияху глаголюще: целовали есмя животворящий крест, и обет дали и ныне даем Господу Богу, и пречистой Богородице, и небесным силам, и великим чюдотворцом Петру и Олексею и Ионе, и всем святым, и вас святителей и весь освященный вселенский собор во свидетелство представляем, что за великого государя, Богом почтеннаго, и Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго, царя и великого князя Михайла Федоровича, всеа Русии самодержца, и за его благоверную царицу и великую княгиню, и за их царские дети, которых им, государем, вперед Бог даст, души свои и головы положити, и служити им, государем нашим, верою и правдою, всем душами своими и головами…

А хто похочет, мимо государя царя и великого князя Михайла Федоровича, всеа Русии самодержца, и его детей, которых им, государем, вперед Бог даст, искать и хотети иного государя ис каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, – и нам бояром, и окольничим, и дворяном, и приказным людем, и гостем, и детем боярским и всяким людем, на того изменника стояти всею землею за один.

А кто убо и не похощет послушати сего соборново уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по священным правилом святых апостол, и вселенских седми соборов святых отец и помесных, и по соборному уложению всего освященнаго собора, чину своего извержен будет, и от церкви Божия отлучен и святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разоритель закону Божию, а по царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего освященнаго собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и соборнаго уложения послушания, тем и удалися от него и облечеся в клятву <…>»[18].

Вчитайтесь в слова этого соборного обета. Нарушителями обета стали абсолютно все сословия общества, значит, все должны быть отлучены от Церкви (включая и самих церковных иерархов…). Данный соборный обет на верность Дому Романовых Святейший Синод подтвердил во время торжеств по случаю трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году в «Молитве Православная Церкви Российская на 21-й день февруария»[19] (21 февраля 1613 года – день избрания на престол Михаила Федоровича Романова Великим Земским собором). Спустя четыре года данный обет был вероломно нарушен, нарушены были и личные присяги на верность Государю Императору Николаю Александровичу, которые давались всем народом при восшествии Государя на престол, а также отдельно военным и священническим сословием[20]. Тяжкие нераскаянные грехи богоотступничества, клятвопреступления, когда предавая Царя, народ предает Бога, и попущения цареубийства довлеют над русским народом и на духовном уровне запускают механизм его самоуничтожения, остановить который может только покаяние, подобное тому, что последний раз соборно приносили наши предки четыре века назад в Успенском соборе Московского Кремля.

 

6.Как же на практике должно быть осуществлено соборное покаяние и есть ли примеры в истории Церкви?

 

         Сейчас уже мало кто помнит, что в ответ на многочисленные призывы к соборному покаянию в 1999 году состоялся Собор православных мирян «Всенародное покаяние – знамение единства», на котором было принято решение о составлении проекта чина соборного покаяния. Этот труд велся по благословению и при молитвенной поддержке старца архимандрита Кирилла (Павлова), который также давал свои практические советы по составлению чина. Свое благословение на эту работу также дали ряд архиепископов РПЦ[21].

            Для подготовки проекта покаянного молитвенного чина инициативная группа мирян обратилась за помощью к афонским монахам, имеющим опыт в составлении богослужебных текстов, и в начале 2000-х годов такой проект был готов. Составители проекта чина опирались в своей работе на богослужебную практику древней и Русской Православной Церкви, устав святителя Иоанна Постника, покаянный чин патриархов Иова и Гермогена. Таким чином соборного покаяния, отслуженным Предстоятелем Русской Православной Церкви, должны быть разрешены от греха нарушения соборного обета все сословия русского общества: архипастыри и пастыри, военачальники и воины, русские в рассеянии, простой русский народ. Подробно о работе, проведенной по итогам Собора православных мирян, можно ознакомиться в книге «От покаяния к воскресению России», которая размещена на сайте рokayanie-1917.ru в разделе «Книги».

 Хочется отметить, что никто не предлагает брать на себя грех нарушения соборного обета и каяться в нем так, будто этот обет нарушили мы с вами. В предложенном чине покаяние приносится в личных грехах, которые являются следствием нарушения соборного обета: отвержение церковного учения о богоустановленной царской власти, хула на Царя Николая II и монархию, а также испрашивается прощение грехов наших предков.

         Вообще в истории Церкви были примеры совершения народом покаяния в соборных грехах. Первый пример дан еще в Ветхом Завете. Он описан в 9-й главе Книги пророка Неемии. Вавилонский плен еврейского народа, разрушение государства, уничтожение храма, разграбление Иерусалима, семьдесят лет плача и стенаний. Но вот – явление милости Божией. Языческий царь Кир возвращает народ на его родную землю, позволяет восстановить храм и богослужения в нем. Был назначен день покаяния для выражения чувств народа: И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались в грехах своих и в преступлениях отцов своих, и стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему и читали молитвы, чередуя славословие Богу и обличение грехов отцов своих: Но отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих; не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих... Но Ты Бог, любящий прощать... не оставил их (Неем. 9,16–17). Далее следовали восхваление и воспоминание благих дел Господа, затем вновь обличение или исповедание грехов своих предков: И сделались упорны и возмутились против Тебя: и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великия оскорбления (Неем. 9,26). В завершение всех этих молитв появилась и струна сокрушения с признанием своих грехов: Во всем, постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны! (Неем 9,33). В завершение давались письменные обязательства соблюдать закон, которые подписывались и скреплялись печатями князей.

В данном случае мы видим, что грехи соборно провозглашались и покаяние приносилось и за грехи отцов, в том числе усопших, а не только (и даже не столько) за себя.

Второе явление в истории соборного покаяния связано со Смутным временем начала XVII века в нашем Отечестве, когда русское царство стояло на краю гибели. Соборное покаяние было принесено народом в Москве в 1607 году под водительством святейших патриархов Иова и Ермогена. В челобитной, принесенной от «всенародного множества», было высказано прошение к патриархам о разрешении от грехов нарушения клятвы верности («крестоцелования») царю Борису Годунову и его сыну и попустительства убиению сына Бориса Годунова, государя Феодора Борисовича, и его матери. При этом молили о прощении и разрешении не только живущих в Москве, но и «о всех православных христианех иже во всех градех страны сея живущих», и не только о них, но и «о тех, иже света сего отшедшая отца и братию нашу». В ответ на это патриарх Иов отвечал: «Чада духовная! В сих клятвах и крестнаго целования преступлении, надеяся на щедроты Божии, прощаем вас и разрешаем соборне, да примите благословение Господне на главах ваших…»[22].

Когда христианин кается, то он не обретет полного прощения, пока не исповедует грех и не будет прочтена над ним разрешительная молитва. Таким именно образом: через покаяние, исповедь и разрешительную молитву – весь народ наш в Смутное время обрел прощение своих тяжких грехов.

Грех русского народа по отношению к Царю усугубляется тем, что помимо самого клятвопреступления, было искажено церковное учение о царской власти. В этой связи покаянный молитвенный чин должен быть следствием восстановления соборным разумом Церкви канонических аспектов православной монархии, а не заменять такое соборное утверждение. К сожалению, после прославления Царской семьи в лике страстотерпцев цареборчество в виде отрицания богоустановленности и богоугодности царской власти не было осуждено церковным собором епископов. В результате «невидимый» раскол, который разъедает нашу Церковь с момента предательства святого Царя, так и не был уврачеван: церковные люди делятся на тех, кто понимает значение царской власти и роль жертвенного подвига Царя Николая II и его семьи для Русской Православной Церкви и России, и тех, кто все это отрицает.

 

7.Разве прославления в лике страстотерпцев недостаточно, чтобы засвидетельствовать соборное покаяние? Зачем нужен дополнительный чин?

 

Прославление в лике святых и покаяние – это принципиально разные вещи. Святых прославляет Бог, а не люди. Церковь в акте прославления может лишь засвидетельствовать святость того или иного человека. А вот покаяние – это действие, в котором совершающий его выступает активным субъектом. Если прославление святых зависит от воли Божией, то покаяние – от воли человеческой. Поэтому, подменяя покаяние прославлением, мы перекладываем свою ответственность на Бога. Для христианина такие духовные подмены недопустимы.

Русский народ попрал закон Божий, повелевающий не прикасаться к Помазанникам Моим, нарушил соборный обет 1613 года на верность Дому Романовых, за что, исходя из текста обета, подлежит церковной анафеме. Добровольно взойдя на Екатеринбургскую голгофу, Царь Николай II взял на себя вину своего народа, поэтому Россия сохранила возможность возвращения к своему религиозно-нравственному идеалу Святой Руси во главе с православным самодержавным Царем. Именно в таком виде Россия может стать истинным ковчегом спасения для всего мира во времена апокалиптической апостасии. Однако реализация такого сценария зависит от осознания греха нарушения соборного обета 1613 года и покаяния в нем.

В истории православной Церкви есть уникальный пример того, как через 38 лет после прославления в лике святых была проведена церковная реабилитация оболганного и оклеветанного при жизни святого Нектария Эгинского. При Патриархе Александрийском Петре VII Священным Синодом Александрийского патриархата была созвана большая конференция в Александрии, прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех православных Поместных Церквей, а 1999 год был объявлен годом святого Нектария. Священный Синод публично принес извинения перед святым, которого не было в живых уже 79 лет: «Святой Дух просветил собравшихся членов Священного Синода, Патриархата Александрии и всей Африки, под руководством Петра VII, папы и патриарха Александрийского и всей Африки более чем через столетие после изгнания из Александрийской Церкви святого Нектария, великого учителя и святого отца Православной Церкви, на принятие следующего решения: принимая во внимание причисление Церковью отца Нектария к лику святых за его невероятные чудеса и признание религиозным сознанием христиан всего мира, мы взываем к милосердию Господа и настоящим мы восстанавливаем церковный сан святого Нектария и воздаем ему все должные почести и заслуги. Мы просим святого Нектария простить нас недостойных и наших предшественников братьев Александрийского Престола за противодействие и за всё, что по человеческой слабости или ошибке претерпел наш святой отец епископ Пентапольский святой Нектарий»[23].

            Вот так просто и естественно можно попросить у Бога прощение за свои заблуждения и грехи предков, которые к этим заблуждениям привели. Но почему-то подобная формулировка: «Прости, Господи, нас и их», которая так естественна и понятна для верующего сердца, стала камнем преткновения для богословов современности.

 

8.В чем заключается духовный подвиг Царской Семьи?

 

Отправная точка духовных нестроений и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности, – это церковный раскол XVII века. Тогда была расколота соборная душа народа: из Церкви ушли те, кто не боялся вступать в открытый диалог с властью церковной и государственной. «По замечанию Г.П. Федотова, “вместе с расколом большая, хотя и узкая, религиозная сила ушла из Русской Церкви, вторично обескровливая ее… С Аввакумом покинула русскую Церковь школа св. Иосифа (Волоцкого. – С.П.)”. Иначе говоря, та самая школа, которая в XVI веке приложила максимум усилий к тому, чтобы Русь стала поистине Святой. И если опять же вспомнить Г.П. Федотова, который писал, что “на заре своего бытия Древняя Русь предпочла путь святости пути культуры”, то со второй половины XVII века Россия стала предпочитать путь культуры уже проторенному веками пути святости»[24]. Отделение этих горячих ревнителей веры и благочестия не прошло бесследно и вылилось в определенную теплохладность и недостаток духовной силы для того, чтобы преодолеть дальнейшее попрание канонов, обмирщение Церкви и государства и отход от русской национальной идеологии. Как результат, на протяжении нескольких веков последовательно происходил упадок веры и нравов. Аристократия увлекалась оккультизмом, масонством, спиритизмом и другими нездоровыми течениями. Священноначалие Церкви не отставало, многие архиереи были членами масонских лож и вместо учения Христа исповедовали «учения человеческие», в результате чего православие превращалось в обрядовость, а общество теряло живую веру. В стране назрел духовный кризис, такой мощный и глубокий, что выйти из него политическими или силовыми методами было уже невозможно. Выход мог быть только духовный.

На протяжении всей жизни члены Царской Семьи неоднократно получали пророчества их будущей трагической судьбы. Одно из таких пророчеств Николай II получил в 1890 году, находясь в путешествии по Японии, из уст отшельника Теракуто, который предсказал неудавшееся покушение на наследника и грядущие испытания. Об этом пишет епископ Бостонский Митрофан Зноско-Боровский в своей книге: «...Великие скорби и потрясения ждут тебя и страну твою... Все будут против тебя… Ты принесешь жертву за весь свой народ, как искупитель за его безрассудства...»[25]. Затем, уже в 1901 году, российский Император Николай и императрица Александра получили письмо, оставленное для правящего в тот год Императора Павлом I. Подлинник письма был утерян, но М. Ф. Герингер, обер-камерфрау императрицы Александры, об их поездке с целью получения этого письма вспоминает следующее: «Поехали они веселы, но возвратились задумчивые и печальные, и о том, что они обрели в том ларце, никому, даже мне, с которой имели привычку делиться своими впечатлениями, ничего не сказали. После этой поездки я заметила, что Государь стал вспоминать о будущем 1918 годе как о роковом для него лично и для династии»[26].

Аналогичное письмо из прошлого было получено в 1903 году на торжествах по случаю прославления Серафима Саровского, адресованное Царской чете самим святым угодником. Полученное в письме предсказание было подтверждено уже личным пророчеством юродивой Паши Саровской[27]. Безусловно, столь многократно полученные сведения о грядущих испытаниях для них самих и для России не могли быть случайностью. Через них Господь сообщал и подготавливал Царскую чету к принятию особого промысла о них самих и о стране. По свидетельству Н.К. Смирновой, внучки царского архитектора В.Н. Максимова, лично беседовавшего с Государем, в послании батюшки Серафима давался совет, «как можно удержать Россию над пропастью: отказаться Государю и Государыне от личного счастия, принять обоим монашеский постриг, а Государю же – патриаршество и регентство над сыном, как это было при избрании на Царство первого Романова – Михаила»[28]. Почему такой шаг был способен отвести от России надвигающуюся катастрофу? Дух масонского реформаторства к началу ХХ века поразил не только высшее общество, но, что намного страшнее, Церковь, стремясь превратить ее из Тела Христова в церковную организацию. Без Православной Церкви нет и России, поэтому сохранение чистоты Православия является главным для спасения России во все времена. В таинстве Венчания на Царство Император благословляется Церковью не только как глава государства, но прежде всего как носитель теократической власти и церковный служитель – «епископ внешних дел Церкви». Именно на Царя, согласно церковным преданиям (а также Основному Закону Российской Империи), возло­жена ответственность «за чистоту догматов Православной Церкви и всяческое благочиние» (ст. 46 Основного Закона). Чтобы удержать Церковь от полного скатывания в «учения человеческие», перед Государем открывалось два пути – возглавить Церковь и через личное патриаршее служение удержать ее от падения в бездну или принять мученическую смерть вместе со своей семьей как искупительную жертву за грех народа.

После серьезных совместных с Александрой Федоровной раздумий и обсуждений в 1905 году Николай II выступает с предложением принять монашеский постриг и оставить трон Алексею при регентстве супруги Александры и брата Михаила. Митрополит Антоний (Вадковский) отказывает ему в благословении на такой шаг: «Недопустимо строить свое личное спасение на оставлении своего царственного долга, Богом ему указанного…»[29] . Тогда Николай II принимает решение о восстановлении патриаршества и предлагает себя в качестве будущего патриарха. «Угоден ли я Вам?»[30] – спрашивает Государь у членов Святейшего Синода, и в этот судьбоносный момент они отвечают молчанием. Вот как об этом вспоминает один из архиереев, который присутствовал на этой встрече в Синоде: «Это было так неожиданно, так далеко от всех наших предложений, что мы не нашлись, что ответить, и… промолчали. Тогда, подождав несколько мгновений нашего ответа, Государь окинул нас пристальным и негодующим взглядом; встал молча, поклонился нам и вышел, а мы остались, как пришибленные, готовые, кажется, волосы на себе рвать за то, что не нашли в себе и не сумели дать достойного ответа. Нам нужно было ему в ноги поклониться, преклоняясь пред величием принимаемого им для спасения России подвига, а мы… промолчали»[31].

После этой неудавшейся попытки Царская семья окончательно смирилась с тем, что их горькая участь фактически становилась залогом будущего духовного возрождения России. Поэтому Государь не раз повторял следующие слова: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России. Я буду этой жертвой. Да совершится воля Божия»[32]. Именно этим, а не бесхарактерностью и слабостью объясняется то спокойствие, с которым Царская семья восприняла все грядущие скорби, которые предстоит понести и самой семье и России. Все члены этой святой семьи стяжали великий дар доверия Богу и Его Промыслу, что является главным доказательством силы воли и глубины взаимоотношений с Творцом. Царь пошел на мученическую смерть по воле Божией, дабы взять вину за грех клятвопреступления и бунтарства против Помазанника Божия и царской власти как таковой.

До момента предательства и свержения Царя попрание Церковного Предания и отход народа от живой веры носил завуалированный характер. Но вот наступает Гефсимания Царя-мученика, и церковное учение попирается открыто. Исходя из 11-го анафематизма чинопоследования в день Торжества Православия, все бунтовщики должны были быть преданы анафеме: «Помышляющим, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема трижды».

Вместо анафемы революционерам Синод Русской Православной Церкви разослал приказ по всем епархиям России поминать на ектениях «благоверное временное правительство» и развернул работу по редактированию богослужебных текстов и формированию богословского обоснования для принятия режима, свергшего законного Царя. Подавляющее большинство наших архиереев не осталось в стороне от этого бунта, они горячо приветствовали в своих телеграммах Святейшему Синоду «освобождение Церкви от гнета царизма».

Анафематизм «дерзающим на бунт и измену царской власти» был изъят из чина Торжества Православия на епископском совещании 26 февраля 1918 года[33]. Возможно, участники Поместного Собора руководствовались при принятии этого рокового решения тактическим желанием «не обострять» отношений с властью большевиков. Но получилось ровно наоборот. После того, как Собор снял анафему с «дерзающих на бунт и измену», то есть фактически встал на сторону революционеров, начался ничем не сдерживаемый красный террор против всех сословий общества и прежде всего – против Церкви. Священноначалием была сделана попытка оправдать совершившееся беззаконие, что привело к постепенному непониманию и размытию в сознании людей всей тяжести греха свержения и убийства Помазанника Божия. Плоды этого непонимания продолжают прорастать и в умах современного поколения.

Весьма вероятно, что если бы упомянутая анафема прозвучала со всех амвонов православной России, то история нашей страны могла бы сложиться иначе. Лукавство ситуации хорошо описано в выступлении священника Владимира Востокова на заседании Поместного Собора Российской Церкви 22 января 1918 года: «…С этой кафедры, перед алтарем просветителя России Св. Князя Владимира свидетельствую священническою совестью, что русский народ обманут, и до сих пор никто ему не сказал полной правды. Настал момент, когда Собор, как единственно законное и действительно избранное народом собрание, должен сказать народу святую правду, не боясь никого, кроме Бога одного.

Собор должен сказать, что в феврале-марте произведен насильственный переворот, который для православного христианина есть клятвопреступление, требующее очищения покаянием. Всем нам, начиная с Вашего Святейшества и кончая мною – последним Членом Собора, должно преклонить колена пред Богом и просить, чтобы Он простил нам наше попустительство развитию в стране злых учений и насилия. Только после всенародного искреннего покаяния умирится и возродится страна, и Бог возвысит нам Свою милость и благодать. А если мы будем только анафематствовать, без покаяния, без объявления правды народу, то нам скажут не без основания: «И вы повинны в том, что привело страну к преступлениям, за которые ныне раздается анафема. Вы своим малодушием попустительствовали развиваться злу и медлили называть факты и явления государственной жизни их настоящими именами».

Пастыри Церкви, защитите душу народную! И если мы не скажем народу полной правды, не призовем его сейчас же к всенародному покаянию в определенных грехах, мы выйдем тогда из этой палаты соборной изменниками и предателями Церкви и Родины. В том, что сейчас говорю, я так непоколебимо убежден, что не задумаюсь повторить то же, если бы мне сейчас и умереть предстояло. Необходимо возродить в умах людей идею чистой, центральной власти, затуманенную всероссийским обманом. Мы свергли царя и подчинились евреям! (Голоса членов Собора: «Верно, верно...»). Единственное спасение русского народа ― православный русский мудрый царь. Только через избрание православного, мудрого, русского царя можно поставить Россию на путь добрый, исторический и восстановить добрый порядок. Пока же у нас не будет православно-мудрого царя, не будет у нас и порядка, а будет литься народная кровь, и центробежные силы будут разделять единый народ на враждующие кучки, пока исторический поезд наш совершенно не разобьется или пока народы чужие не поработят нас как толпу, не способную к самостоятельной государственной жизни».[34] Все эти призывы к оглашению истины и соборному покаянию Церкви так и остались призывами. Народ был введен в заблуждение: свержение Государя было представлено добровольным отречением, в том числе с церковного амвона. Следствием этого многолетнего обмана является игнорирование особого значения жертвенного подвига Царя для русского народа и России.

 

(Продолжение следует)

 

[1] https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokurov/utverzhdennaja-gramota-ob-izbranii-na-moskovskoe-gosudarstvo-mihaila-fedorovicha-romanova/#0_2

[2] https://azbyka.ru/apokalipsis/prepodobnyj-serafim-vyritskij-prorochestva-i-nastavleniya-startsa

[3] https://ekzeget.ru/bible/ishod/glava-34/stih-7/?ysclid=m4p7k10su0956336233

[4] https://azbyka.ru/biblia/in/?Ex.20:5

[5] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/krov-ego-na-nas/

[6] https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/missionerskie-pisma/176

[7] https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/94

[8] «Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ к 75-летию убиения Императора Николая II и его семьи» обнародовано 18 июля 1993 г., опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» №6 за 1993 г. и в православных и светских газетах «Известия», «Московские новости», «Московский комсомолец», некоторыми владыками было зачитано с амвона, читалось в храмах.

[9] Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ / «Журнал Московской Патриархии» №7, «Московский Церковный Вестник» № 11 за 1998 г., официальный сайт ВЦС от 9.06.1998 г.

[10] Журнал «Московская Патриархия» № 6, 7 за 1996 г.

https://царская-дорога1918.рф/monastyr-na-ganinoj-yame/tsarskie-ostanki/drugie-avtory/polnyj-tekst-doklada

[11] https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/4_3

[12] Там же.

[13] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/krov-ego-na-nas/

[14] https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/russkaja-ideologija/

[15] https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/prinoshenie-pravoslavnogo-amerikantsa/2

[16] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/krov-ego-na-nas/

[17] Жевахов Н.Д. Причины гибели России. Нови Сад, 1929.

[18] https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokurov/utverzhdennaja-gramota-ob-izbranii-na-moskovskoe-gosudarstvo-mihaila-fedorovicha-romanova/#0_2

[19] Царский сборник / Сост. Фомины С.В. и Т.И. М., 2000. С.612.

[20] https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/rossijskoe-duhovenstvo-i-sverzhenie-monarhii-v-1917-godu/7

[21] От покаяния к воскресению России. 2007,СПб.

[22] Петин П.Г. Покаянный чин Патриархов Иова и Ермогена. – Царский сборник. Сост. С.В. и Т.И. Фомины. М., 2000. С. 674–676.

[23] https://religion.fandom.com/wiki/Nectarios_of_Pentapolis

[24] Перевезенцев С. Россия. Великая Судьба. – М. С. 395.

[25] Митрофан (Зноско), епископ. Хроника одной жизни. К шестидесятилетию пастырского служения IX.1935 – IX.1995. М., 1995. С. 294 – 297.

[26] Нилус С. На берегу Божией реки. М.:, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-sergey-nilus/102192-na-beregu-bozhiey-reki-zapiski-pravoslavnogo-sergey-nilus/read/page-1.html (дата обращения 26.05.2020).

[27] См. Жития Дивеевских блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии.

[28] К прославлению Царя-мученика в России. М., 1999. С. 324. Исчерпывающий свод данных об этом событии представлен С. Фоминым в его статье ''О предполагаемых Государем преобразованиях'' // ... И даны будут Жене два крыла. М., 2002. С. 536–550. 8) Неизвестный Нилус. М., 1995. Т. 2. С. 194.

[29] Жевахов Н.Д. Воспоминания. Т. 2. [Электронный ресурс]. URL: https://litlife.club/books/242986/read?page=107

[30] Нилус С. На берегу Божией реки. М., 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-sergey-nilus/102192-na-beregu-bozhiey-reki-zapiski-pravoslavnogo-sergey-nilus/read/page-1.html

[31] Там же.

[32] У этой фразы Государя есть как минимум 3 источника:

Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. М., 1991. С.207.

Якобий И.П. Император Николай 11 и революция. М., 2005. С. 38.

https://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-4-na-beregu-bozhej-reki-sergej-nilus/9/

[33] ГАРФ.Ф. 3431.Оп. 1.Д. 625.Л. 5-5 об. Машинопись.Заверенная копия. 

[34] Деяния Священного Собора. Т. 6. Деяние 67. М., 1996. С. 41‒44.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/rossijskoe-duhovenstvo-i-sverzhenie-monarhii-v-1917-godu/6

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай II
Это был уникальный консервативно-охранительный форум традиционалистов-трезвенников
Состоялся круглый стол, посвящённый Съезду практических деятелей по борьбе с алкоголизмом (1912 г.)
07.08.2025
«Царская Семья должна быть спасена русскими руками!»
Панихида по Государю в Харькове 15/28 июля 1918 г. с участием генерала графа Федора Артуровича Келлера
28.07.2025
Что же произошло в семнадцатом году?
У нас есть возможность снова исполнить обет и восстановить мир с Богом
21.07.2025
«От Государя к Преподобному»: слово
посвященное Крестному ходу
21.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Принятие Божией воли о нашей истории
Новый комментарий от Константин В.
24.08.2025 21:57
Главные ошибки Ельцина
Новый комментарий от Константин В.
24.08.2025 21:48
«О! Сколько нам событий чудных готовит Просвещенья дух...»
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.08.2025 21:37
На членистоногих водружается панцирь…
Новый комментарий от Александр Тимофеев
24.08.2025 20:06
О преодолении распада
Новый комментарий от Александр Волков
24.08.2025 12:19
«Всё справедливо – однозначно»
Новый комментарий от учитель
24.08.2025 07:08