6 октября 2023 г. исполнится ровно 32 года со дня трагической гибели русского поэта, певца, композитора Игоря Владимировича Талькова. В традициях современной России о знаковых, известных людях прошлого принято вспоминать, в основном, к юбилейным, круглым датам. В случае с Тальковым мы имеем обратное: каждый год в этот день о великом русском правдоискателе вспоминают не только в Туле, Москве и Петербурге, с которыми была связана жизнь поэта, но и по всей России. И хотя физически Игоря с нами нет, все те, кто интересуется его творчеством, как поэтическим, так и философским, невольно ощущают, что нет, он не умер, а продолжает жить в сердцах россиян. И это так: умирает только тело, душа человека продолжает жить вечно.
Интерес к личности и творчеству И.В. Талькова зародился у меня в детстве, когда певца уже не было в живых. В моей домашней библиотеке находилась небольшая книга под названием «Монолог». Ее автором был Игорь Тальков. А сама книга была выпущена уже после его трагической гибели. И хотя я был еще ребенком, эта книга тянула, и я её перечитывал помногу раз. Что именно притягивало – не знаю: может быть, сам образ человека, изображенного на обложке, может быть ее глубокое, философское содержание. Звучали дома и его песни. Мой брат был большим поклонником (как сейчас принято выражаться) творчества Талькова, поэтому интерес к его песням передался и мне. Потом на долгие годы я забыл о нем, перестал слушать эти песни, интересы переключились на другие темы. Как ни странно, толчком к возвращению к этой теме стали мои занятия по теме «екатеринбургских останков» и обстоятельствам убийства Царской семьи. Если сравнить два преступления, совершенные врагами России, то в них можно увидеть много общего.
И первое, и второе убийства до сих пор не раскрыты, а в расследование их постоянно пытались вмешиваться лица, которые стремились повредить делу установления истины. И Николай II, и Игорь Тальков оказались еще при жизни объектами различных манипуляций и клеветы, которые с геометрической прогрессией стали расти после их смерти. И царь, и поэт любили Россию, ставили ее интересы выше своих, для отечества и жизнь свою положили. Примечательно, кстати, что сам Тальков с большим уважением относился к Николаю II и без стеснения выражал свое почтение к последнему российскому монарху, называя его «жертвой» сил, боровшихся с Россией.
Вообще Игорь помимо того, что был безусловно талантливым человеком в творчестве (не каждый может совмещать в себе поэта, композитора и исполнителя), он был прекрасным, глубоким исследователем-историсофом. Он не был только философом или только историком, он органично совмещал в себе две эти стези и выражал их посредством своего творчества. Это был редкий случай исполнителя, который признавал за собой ответственность за каждое слово, произнесенное со сцены. Он был художником, который изображал не вымышленные сюжеты, а описывал жизнь такой, какой она была на самом деле.
В определенной степени судьба Талькова роднит его с другим русским правдоискателем А.И. Солженицыным. Высказывают мысль, что повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича» стала миной замедленного действия, заложенной в основание СССР, которая привела к его распаду в 1991 г. Соглашаясь с этим образным сравнением, можно добавить, что Игорь Тальков в конце 1980-х гг. стал поджигателем этой мины, которая разрушила до основания здание, построенное на песке.
Он стал не только символом национального возрождения России (которой он и посвятил самую знаковую одноименную песню в своем творчестве), но выступал нещадным бичом закоренелых пороков советского строя, не изжитых до сих пор: засилья чиновничьей бюрократии, кумовства, подхалимства, партийности, коррупции и т.д. и т.п. Своим огненным словом он пробуждал людей от многолетней спячки, открывал глаза, заставлял смотреть и оценивать прошлое иначе и побуждать людей скинуть с себя безбожное и народоненавистническое иго.
Враги (внутренние, в первую очередь) не простили ему этого. Они попытались физически устранить поэта, однако забыли или по скудоумию не знали, что человек не состоит из одной материи, а имеет бессмертную душу. Которую победить они не в силах. И он – пал. Пал как герой, пронесший свой жизненный крест до конца, отдав всего себя на служение русскому народу.
И сегодня, когда ложь покрыла все и всех, когда атмосфера безнаказанного зла удушает всех нас в своих объятьях, образ борца на народную правду, за истину снова и снова воскресает в сердцах россиян.
Фото М.А. Князева. Июнь 2023 г.
В июне 2023 г. я посещал Ваганьковское кладбище и был удивлен тому, что у могилы Игоря Талькова лежали живые цветы. Ухоженная, с зажженной лампадами и свечами, она произвела удивительное впечатление. Посещая эту могилу неоднократно, я всегда видел около нее людей, которые просто приходят на это место. Они пришли не к певцу, не к поэту, не к представителю шоу-бизнеса. Они пришли в первую очередь – к человеку, родному, близкому духом, который пал жертвой темных сил. Удивительна эта народная любовь к Талькову: одним из ее проявлений являются предложения церковной канонизации поэта как мученика. Однако мы знаем, что отдельные факты жизни Талькова, конечно, могут препятствовать его канонизации. Не будем о них говорить. Каждый человек может упасть, но судить нужно не по падению, а по восстанию из тьмы и возвращению к свету.
Когда я был на могиле Талькова, удивителен был для меня тот мир, который ощущался на его могиле. И невольно вспомнилась фраза из произведения А.И. Солженицына «Матренин двор», характеризующая главную героиню: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Вот здесь-то я и понял, в чем дело и в чем корни народного почитания поэта. Да, он не был святым, он так же, как и мы, падал, но стремление его к правде и чистоте жизни стали основанием для его праведности. Он стал праведником, гонимым миром и не принятым в своем Отчестве, память которого мы теперь тепло вспоминаем.
Фото М.А. Князева. Август 2023 г.
И еще: посещая в августе 2023 г. Санкт-Петербург решил посетить место его трагической гибели – Дворец спорта «Юбилейный», расположенный в центре города. Я знал, что там расположена мемориальная доска, к которой принято возлагать цветы. Когда я вернулся домой, то с удивлением узнал, что информация на доске, фото которой я видел раньше в открытых источниках, и ту, которую я увидел вживую, отличалась. Раньше на доске была надпись: «Вечная память погибшему за Россию певцу и композитору Игорю Талькову от русского народа и русской партии». Сейчас же надпись оканчивается только словами «от русского народа». И это совершенно справедливо: сам Игорь не относил себя ни к какой партии, а его дело, которое мы сегодня продолжаем, не является принадлежностью той или иной политической силы, а является достоянием всего русского народа.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, убиенного Игоря, и прости ему вся согрешения вольная и невольная и даруй ем Царствие Небесное и сотвори ему вечную память.
Марк Андреевич Князев, историк, аспирант ННГУ им Н.И. Лобачевского