Зачем Виктор Аксючиц обличает «патриарший авторитаризм»?

Опубликовано обращение известного политика и общественного деятеля

Российская Империя  Екатеринбургские останки  Проблемы церковной жизни  Русская цивилизация 
0
51
Время на чтение 7 минут
Фото: Из интернет-источников

Известный политический и общественный деятель, бывший депутат Государственной Думы, философ-диссидент, известный по истории с идентификацией и захоронением «екатеринбургских останков» в 1998 году Виктор Аксючиц опубликовал громкое обращение «ко всем верным Русской Православной Церкви».

Воззвание он опубликовал на своих страничках в Интернете, разослал по почте (мне в том числе), а также продублировал в качестве интервью газете «Московский комсомолец». В своём обращении Виктор Аксючиц подвергает жёсткой критике священноначалие Русской Православной Церкви за «грубейшее нарушение гражданского и канонического Уставов РПЦ».

Причем критику свою он помещает в историософский контекст. Так философ утверждает, что «человечество подошло к грани самоуничтожения», и Россия находится «в смертельной схватке… с объединённым Западом в борьбе за новое мироустройство». Поэтому России требуется «сверхмобилизация народа, государства, Русского Православия как государствообразующей и цивилизационно образующей религии». И с этим нельзя не согласиться.

А для этой сверхмобилизации, а также для разрешения накопившихся проблем, по мысли Аксючица, «требуется созыв чрезвычайных в чрезвычайной ситуации Архиерейского и Поместного соборов РПЦ по особым соборным регламентам».

Кстати, при этом Виктор Аксючиц отмечает, что сегодня «отношения Русской Православной Церкви и государства наиболее органичные со времён Петра I. Не вмешиваясь в государственные дела, Патриарх высказывает позицию Церкви по русскому вопросу, острейшим социальным проблемам, эмиграции...». (Непонятно, почему отношения наиболее органичны со времён Петра Первого? Разве в условиях конфликта Царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона церковно-государственные отношения были органичными?! Ну это к слову.)

После этой всех этих историософских констатаций Аксючиц переходит к самому главному. Он отмечает, что Русская Православная Церковь как религиозная организация зафиксировала в своём церковном Уставе три высших органа управления: Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод (уже это является нарушением логики – в организации должен быть один высший орган управления), однако на сегодняшний момент ни Поместные, ни Архиерейские Соборы не собираются. А, мол, это противоречит как законам РФ о религиозных организациях, так и церковным канонам. В результате, как пишет философ, на сегодня реально «действует один высший орган управления Русской Православной Церкви – Священный Синод, состав которого формируется Патриархом».

И вот эту систему Аксючиц именует «Патриаршем авторитаризмом», который «не имеет исторических и канонических оснований в Русском Православии, нарушает церковный и гражданский Уставы РПЦ». Больше того, он утверждает, что «это хуже "неопапизма"!». Поскольку, мол, «в Католической Церкви главенство Папы является многовековой канонической традицией и утверждено догматом о непогрешимости Папы».

Всё это, по мысли Аксючица, чревато расколами, ослабляет «религиозный дух русского государствообразующего народа при смертельной угрозе». И такая ситуация стала проявлением «ценностной сумятицы у руководства Московской Патриархии, которая пагубно сказывается на сознании церковного народа и на общественном мнении страны».

Двумя примерами такой «ценностной сумятицы» Аксючиц называет награждение «идеолога "православного сталинизма" Александра Проханова орденом Александра Невского I степени». А также тот факт, что «Церковноначалие не пресекало рукоположение и многолетнюю разрушительную деятельность дважды убийцы "игумена" Сергия Романова, а после его ареста не осудило публично, так же как не обличило инициаторов и защитников его "церковной" карьеры».

Не очень понятно, причём тут награждение церковным орденом выдающегося современного русского писателя Александра Проханова, человека, пусть и придерживающегося отличных от многолетнего диссидента В. Аксючица политических взглядов, но являющегося таким же членом Русской Православной Церкви, как и он. Зачем привносить политику в церковную плоскость?

А вот пример с Сергием Романовым как раз и показывает, с какой целью написано это обличительное в адрес Священноначалия Русской Православной Церкви обращение Виктора Аксючица.

Аксючиц считает, что бывший схиигумен сыграл едва ли не главную роль в том, что «Екатеринбургские останки» до сих пор не признаны Царскими мощами. Мол, в результате многолетней деятельности бывшего схиигумена, хотя Св. Синод и вынужден был «признать императорские останки, но решение было делегировано Архиерейскому Собору, который не созывается вопреки требованиям церковного Устава РПЦ и законов РФ».

Как известно, Виктор Аксючиц был помощником вице-премьера Бориса Немцова и активным сторонником признания Царскими мощами «Екатеринбургских останков». Однако в 1998 году, когда после идентификации останки были захоронены, Русская Православная Церковь, призывавшая отложить окончательное решение вопроса, поскольку остались без ответа некоторые вопросы, поставила на паузу тему формулирования церковного отношения к «Екатеринбургским останкам». После этого произошли многие важные события, не будем удалять в эту тему.

В итоге несколько лет назад завершило свою работу новое следствие по исследованию останков, проведённое по просьбе Священноначалия РПЦ новым следователем Следственного комитета России с привлечением некоторых новых экспертов, в том числе и тех, кто критиковал прежнее следствие. Были проведены новые экспертизы. В результате следствие пришло к такому же выводу, что останки, найденные под Екатеринбургом, всё-таки принадлежат Царской Семье и их верным слугам.

Но церковное решение считать ли останки, идентифицированные следствием, мощами Царственных Страстотерпцев, должно быть принято Церковью. В конце ноября 2017 года в преддверие Архиерейского Собора Священный Синод организовал конференцию «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы», которая прошла под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. Были заслушаны мнения разных экспертов, но следственные действия и экспертизы еще продолжались, поэтому рассмотрение вопроса отложили. Окончательное решение должен был принять следующий Архиерейский Собор через четыре года или раньше.

Однако после Собора ноября-декабря 2017 года Архиерейский Собор больше не проводился. Сначала этому помешали ковидные ограничения, затем раскол в мировом Православии, начатый патриархом Константинопольским Варфоломеем, потом СВО и та истерия, которая началась на Западе против России и Русского Православия. Поскольку в Церкви – среди духовенства и мирян – существует сильная оппозиция признанию останков царскими мощами, некоторые считают, что объективная невозможность проведения Архиерейского Собора даже промыслительна, поскольку вопрос о признании «Екатеринбургских останков» может спровоцировать нестроения в Церкви.

И вот, Виктор Аксючиц, похоже, устал ждать и решил спровоцировать Священноначалие, подняв вопрос о «патриаршем авторитаризме» и рассуждая о неканоничности управления Русской Православной Церковью.

С одной стороны, он говорит о вещах, которые давно обсуждаются в церковном сообществе – в церковных и околоцерковных изданиях, а большей частью в кулуарах. Что формально высший орган управления Русской Православной Церкви – Поместный Собор – собирается только по единственному поводу – избранию нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, то есть практически не созывается для решения церковных проблем.

Эта ситуация возникла не вчера, ее давно обсуждают, повторюсь, высказывая диаметрально противоположные точки зрения – как в пользу того, чтобы Поместный Собор собирался регулярно, как и положено по Уставу, так и против этого, поскольку, мол, есть серьёзная опасность, что Поместные Соборы в современных условиях могут политизироваться, а это принесёт вместо пользы вред церковной жизни. Стоит признать, что эта угроза при наличии среди мирян разного рода радикальных взглядов и при сильной политизации церковного народа вполне реальна.

Фактически в последние десятилетия высшим органом управления Русской Православной Церкви стал де-факто Архиерейский Собор. Некоторые эксперты даже утверждают, что это нормально для жизни Церкви, мол, и в древности именно Архиерейские Соборы были Поместными Соборами и даже Вселенскими.

Однако сегодня и Архиерейский Собор не собирается, и Церковью фактически управляют безотчётно Патриарх и Священный Синод. Тут Виктор Аксючиц прав. Однако все прекрасно понимают, по какой причине не созывается Собор. И очень странно, что в своём обращении Аксючиц ни словом не упоминает об этой причине. Зато намекает, будто Святейший Патриарх Кирилл для того, чтобы установить режим «патриаршего авторитаризма» отказался от созыва Архиерейских Соборов.

Но все прекрасно понимают, что созвать сегодня Архиерейский Собор означает исключить из его состава архиереев Украинской Православной Церкви, которые, разумеется, не приедут в Москву. А возможно под давлением властей откажутся от участия в Архиерейском Соборе и некоторые архиереи из других государств, в которых присутствует Русская Православная Церковь. В таких условиях созывать Архиерейский Собор, значит, самому Священноначалию инициировать раскол Русской Православной Церкви. И это понимает все. Похоже, за исключением Виктора Аксючица.

Поэтому его «праведный гнев» в отношении нарушения устава Русской Православной Церкви и сформировавшегося «патриаршего авторитаризма» не имеет под собой оснований. Поскольку, если послушаться Аксючица, то следствием могут стать серьёзные потрясения в жизни Русской Православной Церкви.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Кто же такие русские?
О проблемах нашей идентичности сегодня
26.06.2025
Новый русский эпос
В рамках ПМЭФ-25 прошёл предпремьерный показ первой серии фильма «Государь»
23.06.2025
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
О полемике Бориса Корчевникова и Юрия Крупнова
23.06.2025
Провокация разыграна словно по нотам
О ситуации вокруг конфликта схиигумена Гавриила и генерала Алаудинова
10.06.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Российская Империя
«Глагол, и жизнь, и просвещенье…»
Начинается эпоха востребованности отечественной литературы?
26.06.2025
Покоритель Закавказья
Из цикла «Забытые полководцы»
26.06.2025
День рождения Царевны-мученицы Марии Николаевны
Сегодня мы также вспоминаем генерала И.Ф.Глебова, летчиков - героев Великой Отечественной войны А.С.Маслова и Н.Ф.Гастелло, Героя Советского Союза Ю.М.Двужильного, генерала В.А.Глазунова, певца С.Я.Лемешева и вице-адмирала В.Г.Старикова
26.06.2025
Язык Русский есть достояние Великой, Малой и Белой Руси
Лексические примеры доказывают историческое и языковое родство трёх ветвей русского народа
25.06.2025
День вторжения наполеоновской армии в Россию
Сегодня мы также чтим память художника А.П.Антропова, партизана Г.М.Курина, поэта И.Д.Родионова, генералов Н.Ф.Дубровина и С.Л.Маркова, философа Н.С.Трубецкого и конструктора А.М.Исаева
25.06.2025
Все статьи темы
Екатеринбургские останки
«Сожжены или сокрыты?»
К выходу готовится книга М.А. Князева, посвященная судьбе останков Императора Николая II и его семьи
24.06.2025
И в церкви не без урода
Патриотизм, к которому призывает Патриарх, – единственно правильное решение на фоне событий СВО
01.05.2025
Есть вопросы к идентификации
Еще раз о «екатеринбургских останках»
26.04.2025
«Расследование цареубийства и история России в XX-XXI веках»
Глава из готовящейся к печати книги
30.03.2025
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Какие изменения произошли после воссоединения с Россией?»
О поездке в Донбасс. Продолжение…
24.06.2025
Личное мнение на недавний конфликт
между отцом Гавриилом и генералом Апти Алаудиновым
24.06.2025
Ослабление веры в Бога – причина русских бед
Как не хватает нам сейчас подвижников веры в Бога
23.06.2025
«Быть свидетелями Божиими…»
Нам есть чему учиться у первых христиан
20.06.2025
Познать гения
Размышления после Суворовской конференции
20.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от С. Югов
26.06.2025 15:56
Кто же такие русские?
Новый комментарий от Александр А.Б.
26.06.2025 15:41
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от Тимофеев Александр
26.06.2025 15:38
Кого Бог предузнал, того предопределил
Новый комментарий от Александр Волков
26.06.2025 13:29
«Богатые должны делиться!»
Новый комментарий от Александр Волков
26.06.2025 13:09
Маткапитал не влияет на демографию системно
Новый комментарий от Русский человек
26.06.2025 10:46