Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.
Приведенная в предыдущих частях красивая картина белорусской православной Цитадели Русского мира объективна, безпристрастна, в частности лишена известных издержек «кулика и болота». И именно поэтому не предполагает витания в «розовых облаках». Белоруссия отнюдь не крепко стоит на ногах – ни духовно, ни общественно. А учитывая, какие апостасийные апокалиптические силы ей противостоят, – только благодатью она может выстоять и исполнить свою русскую миссию. Здесь же крайне важно отбросить традиционную русскую болезнь успокаивающего самовнушения и угодливого ура-патриотизма и взглянуть на угрозы и болезни трезво.
Все белорусские народно-государственные болезни и угрозы унаследованы из предыдущего периода 2010-х и шире – советской эпохи. Рассмотрим их по основным областям народной жизни.
1. Религиозная область.
Самое тяжелое наследие – это, несомненно, общая для всей Руси расцерковленность народа. Церковную жизнь ведет в среднем 2-3% от всего населения, на западнобелорусских землях достигая 8-10%, однако сталкиваясь там с активностью польского католицизма на севере и американского протестантизма на юге. Слабая религиозность значительно снижает уровень мотивации и целеполагания народа и правящей элиты, духовно оскопляет, снижает способность к сопротивлению злу. Мировоззрение подавляющего большинства белорусов по-прежнему пронизано ложными в христианском свете взглядами и оценками личной и общественной жизни, неверными убеждениями и ценностными ориентациями.
Со стороны Церкви в Белоруссии в целом весьма важным недостатком является сохраняющаяся слабая Ее нацеленность на участие в государственной и общественной жизни своего народа, в системной борьбе со злом, и отсутствие системной организации данного участия: не сформированы соответствующие Синодальные отделы и группы ответственных и идейных священников и мирян, которые бы занимались христианизацией науки, художественной культуры, защитой нравственности, влиянием на идеологию и общественные движения. Достаточно слабым в плане патриотической ревности о Святой Руси и соответствующего идейного наставления и окормления белорусского народа следует признать и белорусское священство – особенно с учетом большого заражающего либерально-обновленческого воздействия на его молодое поколение в «лихие 2010-е», а также демографического провала для Церкви поколений 1950-1960-х (нынешних «старцев»), наконец, общецерковного упадка 2010-х в Русской Церкви, в результате которого заметно снизилось и число жаждущих духовного образования и священнического служения. Попечения множества белорусских священников заметно приземлены, а их проповедь отвлеченная и далекая от текущей жизни – борьбе со злом в личной жизни и в общественном измерении (откуда и теплохладность к теме Святой Руси, нарастающей апостасии и Катехона).
Отнюдь не лишен силы польско-католический Костел в Беларуси, имеющий центр подготовки всего своего клира в польских католических институтах, где остатки Христианства давно ушли в тень, уступив место системе русофобско-иеузитской политико-идеологической и социально-технологической подготовки. Особую силу Костел в Беларуси имеет в области народно-исторического самосознания: польско-католическими смыслами доселе пронизана сфера исторической памяти и культуры; а в структурах гуманитарной власти, науки, образования и СМИ остается множество идейных филокатоликов и полонофилов. Не находят и заметного противодействия со стороны государства и Церкви американско-протестантские секты в Беларуси: идейно-пассионарные с высоким мобилизационным потенциалом. Да и сама государственная власть еще в целом пребывает в иллюзиях возможности толерантного «межконфессионального мира», продолжая подталкивать Церковь к знакам «межконфессиональной дружбы» и «нецелесообразности в излишней ревности». К тому же, следует признать, белорусская власть до сих пор как не осознала безальтернативную силу Православия в качестве основы государственной идеологии, так и не убедилась в том, что Церковь способна эту идеологию предъявить и разъяснить.
2. Духовно-нравственная и идеологическая область.
Будучи расцерковленным и давно расставшись с хилиастическим мороком ложной коммунистической эсхатологии, белорусский народ закономерно подвергся глубокой вестернизации, воздействию западной квазирелигии человекобожия или гуманизма, – со всем ее поклонением и потаканием человеческой плоти и страстям. Белорусы в значительной мере поглощены бытовым потребительством, из которого вытекает приземленность в реальных ценностях и целях жизни, немалым хатаскрайничеством и нежеланием расставаться с привычным комфортом (кроме как ради иллюзии еще большего комфорта, как в случае с БЧБ-революцией). А потому – подвержены той или иной степени симпатии к западной цивилизации вплоть до пресмыкательства перед политическим Западом. Таковые подкрепляются и продолжающимся захватом белорусов со стороны западной «культуры»: они в большинстве так или иначе питаются голливудским кино (или его местными эпигонами), рок-музыкой и ее изводами, западными игрушками и фастфудом. На титулах и вывесках учреждений, в повседневном языке господствуют американизмы и латиница (не пресловутая польская, а английская). Молодежь в некоем стадном порыве и экстазе покрывает себя татуировками при полном небрежении нерадивых «взрослых».
К тому же, будучи под многолетним монотонным воздействием демократической долбежки (при попустительстве и механическом соучастии власти), одурманенный ею народ в немалой степени воспринимает действия власти и в целом происходящее в стране и мире в бунтарском духе и сквозь призму чужеродного дискурса пацифистского глобализма. Если в либеральной Российской Федерации народ живет ностальгией по советской эпохе и «сильной руке», то в неосоветской Беларуси, напротив, наблюдается немалая усталость населения от авторитарной власти, ограничения информационно-гражданских свобод и неосоветских практик – особенно сквозь призму реальных негативных сторон неосоветизма: с имитацией идейности и единства, с приватизацией выгод и национализацией убытков.
В области духовно-нравственных смыслов – в образовании, науке, журналистике, культуре, даже в церковной среде – продолжают преобладать, а местами и господствовать, идеи, смыслы, символы, образцы, теории, доктрины западной цивилизации: либерального гуманизма, секуляризма, материализма, техноцентризма, утилитаризма, гедонизма, гендерной вакханалии. В патологическом состоянии пока находится нравственность как на государственном, так и на личном уровне: в Белоруссии легализованы и даже проводятся за государственный счет демонические операции по внутриутробному детоубийству (абортам), «смене пола», «суррогатному материнству», ЭКО и прочим богомерзким репродуктивным вмешательствам. Государство позволяет, а население активно использует! А также разводится и пьет на одном из самых высоких в мире уровне! Особенно всё вышесказанное характерно для молодежи, которая, как и по всей Руси, еще и живет в виртуальном пространстве гаджетов и потребительских интересов.
У самой же белорусской власти во главе с президентом Лукашенко по-прежнему преобладает экономизм (вера в первичность экономики, материального благополучия и коррупционных угроз), а также местечковость в политическом мышлении и целеполагании (с независимостью в качестве «высшей святыни»). Вкупе всё вместе это ведет к тому, что белорусский народ и его государственная власть в немалой степени чураются самогó идеологического тона имперскости, большого Русского мира, противостояния глобальному злу и стремления к правде, предпочитая им ментальный нарратив тихого иэ комфортного болота, дружелюбного ко всем и всему. И, разумеется, сохраняются глубокие изъяны в историческом народном самосознании белорусов: общерусское самосознание, идеалы Святой Руси и Русского мира (восточнославянской православной цивилизации) находятся на периферии сознания большинства населения, а вот идеи БЧБ-литвинизма и «Беларусь – гэта Еўропа» (особенно в латентном виде) распространены весьма широко.
В немалой степени этому содействует туманный «неосоветизм» в исторической политике, который продолжает придавливать возрождение идеологии и смыслов тысячелетней Святой Руси, в частности, идеалов дореволюционной русской православной государственности. Большевистская национальная политика по расколу русского народа (с противопоставлением трех его ветвей друг другу) и России в целом, создавшая в 1919 году отдельную от России «белорусскую республику», окрашивается в положительные тона (как и русофобско-антибелорусская политика «беларусизации» 1920-х), а соответственно оценивается и сама откровенно сатанинская, антихристианская и антирусская революция 1917 года, которая наивно и упорно противопоставляется как «справедливо-народная» современным «цветным» революциям.
В итоге, православная самодержавная монархия с Божьим помазанником во главе, а также подлинное народническое движение русского православного патриотизма и монархической соборности (черносотенства) либо оцениваются враждебно, либо просто всячески замалчиваются. При том, что реальные цели коммунистической доктрины – как разрушительные (из теории классического марксизма), так и созидательные (из практики советского социализма), между которыми, помимо прочего, не проводится научно-экспертного различия, – давно сняты с повестки дня. Повсеместные памятники Ленину и названия белорусских улиц из «коммунистического лексикона» служат только легитимизации той революции, ни каплей не защищая от идеологической экспансии западного Вавилона и Евросодома. Всё это в целом порождает идеологический хаос и шизофрению в умах как самой власти, так и простого народа, а, как следствие, – и в самой государственной политике.
3. Политическая.
В Белоруссии существует глубокий раскол в народе – раскол политический, за которым стоит раскол духовный, ценностный, идеологический и, в конце концов, религиозно-цивилизационный.
«Цветная» БЧБ-революция 2020-го года была остановлена в Белоруссии исключительно силой. Идеологически, в борьбе за умы белорусская власть, отвернувшись от народа, потерпела на тот момент поражение. Последующее спокойствие было обеспечено главным образом умеренно репрессивными методами (хотя, слава Богу, и не только, что и было доказано в предыдущих частях). Ни о какой «группе отщепенцев, заблудившихся в 2020-м» и речи быть не может: в протестах тогда приняли участие сотни тысяч белорусов, миллионы их поддерживали – в 9,5-миллионной стране! При этом власть склонна, льстя себе, этот протест рассматривать как поголовно «антипатриотичный», а не антивластный. Что хорошо в плане перспективы патриотичности народа, но плохо с точки зрения трезвого самоотчета власти: уже само по себе постоянное внушение ее пропаганды о «правоте» власти и «тотальной заблудшести» ее оппонентов лишь увеличивает недоверие даже со стороны условно нейтральной части населения, а оппонентов доводит до невменяемости. Впрочем, у православно-патриотической части элиты есть понимание необходимости: а) основания государственной идеологии на правде; б) достижения максимального народного согласия на основании примирения и указанной правды. Однако доверие в народе белорусским государственным СМИ, при всем их нынешнем достоинстве, весьма невысоко.
Далее, несмотря на начавшееся восхождение по пути строительства соборной государственности, в Белоруссии остается еще значительная инерция «совдеповских» пережитков. Здесь – и всеобщее восхваление «мудрости и непогрешимости» вождя. Которая: а) лишает самого вождя здоровой критики окружения и самокритики, тянет наверх лицемеров (хоть и значительно меньше, чем до 2020-го года); б) усиливает подсознательное недоверие к вождю, а также к государственным СМИ в народе, а особенно со стороны высокообразованных его слоев.
Еще опаснее – сохраняющееся опасение со стороны власти дать свободу идейно-патриотическим движениям, лицам, средствам массовой информации. То есть, тем участникам гражданского общества, которые будут твердо стоять на началах правды и служения Отечеству, но при этом не будут готовы выполнять любую «указивку» сверху по принципу «чего изволите», более того, будут при необходимости и критиковать действия власти, при этом не переходя к «критике ради критики» или раздуванию недовольств и мятежных настроений. Говоря прямо, под настоящее патриотическое гражданское общество власть имущим необходимо перестраиваться самим, постоянно соответствовать ему, освобождаясь от всякого имитационного патриотизма и реально антигосударственных, антинародных и безнравственных собственных дел и даже взглядов. А это сложно и некомфортно!
Наконец, третья ключевая угроза белорусской Цитадели политического характера – это «шестая колонна» или «спящие» компрадоры. То есть, сохранение на разных уровнях власти (особенно на среднем и низшем), в государственных учреждениях (особенно гуманитарной, духовно-идеологической сферы) противников не только действующей власти, но и всей русско-православной идеологической парадигмы. А проще говоря, – идейных западников, либералов, «бело-красно-белых» русофобских националистов (литвинистов). Которые при этом либо просто тихарятся и ждут «своего часа», либо, что гораздо хуже, демонстрируют всяческую лояльность государственной власти и лично ее главе (гораздо большую, чем идейные патриоты). Таковые, с одной стороны, аккуратно продвигают свои идеи в обществе, а также друг друга по элитной иерархии, с другой стороны, не менее аккуратно блокируют, подставляют идейных патриотов, а также сами духовно-патриотические идеи и смыслы, тихо саботируя или преломляя своей интерпретацией и все инициативы, исходящие сверху. При этом, когда речь заходит о государственной кампании «чистки гуманитарно-идеологической сферы Белоруссии», возникает серьезная опасность того, что: а) чистки будут производиться методами не царей Ивана Грозного и Николая I с заботой о заблудших, а большевистских ВКП(б) и ВЧК-НКВД с утилизацией «лишних» и выталкиванием их во враждебно-революционное подполье и сферу мысли; б) чистки будут проводиться безыдейными выслуживающимися «по разнорядке» – с наказанием невиновных, награждением непричастных и защитой и продвижением недостойных, – а то и самими западниками.
Отдельное бедствие представляет собой самый большой слой чиновников и работников госучреждений (задает здесь тон, как помним, церковное сообщество) – теплохладных и безраличных, конформистов, готовых колебаться вместе с колебанием линии партии. Хуже всего, что таковых более всего именно в гуманитарной сфере – по причине как общей слабой религиозности и духовно-идеологического хаоса, так и еще советской кадровой политики «кумовства на гуманитарных синекурах» (прежде всего, в гуманитарных отделах министерств и местных органов власти), а также советской политики финансирования гуманитарной сферы «для своих» и «по остаточному принципу».
4. Экономическая.
Белорусская политэкономическая система находится на распутье, неся на себе последствия строительства «социально-ориентированного» рыночного капитализма в 2010-е. Причем в этой системе всё больше проявлял себя тот самый принцип национализации (или социализации) убытков и приватизации выгод. Государство продолжало взваливать на народные плечи слабые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, субсидировать жилье для нуждающихся. Но при этом полностью отдало в частные руки на откуп сверхприбыльные непроизводственные отрасли, прежде всего – оптовую и крупную розничную торговлю, а также строительство коммерческой недвижимости, юридические услуги, рекламу, частично даже банки. Среди прочего возникло множество получастных «прокладок» для торговли даже крупными экспортными товарами, начиная с нефтепродуктов. Разумеется, устроено это «государственно-частное партнерство» было не в интересах государства-народа, а в интересах симбиоза части правящей элиты и околовластных капиталистов (часто иностранных). Таковое дополняется еще и пропорциональной шкалой налогообложения (на капиталистическом Западе и Востоке давно прогрессивная с весьма крутой шкалой), – это при весьма масштабной системе налогового контроля, – перекладывая налоговое бремя с богатых на бедных. Очевидность этого для всех не могло не наращивать год за годом недоверие к «власти для народа».
Как следствие, государственная казна системно лишается больших доходов от проходящих мимо de facto рентных финансовых потоков, дополнительно теряя немалую их часть в процессе государственных закупок у частных оптовиков-посредников. В итоге, консолидированный бюджет «самой социально-ориентированной в мире» (как уверяет власть) экономики с «избыточным налогообложением и централизацией доходов» (как твердит либеральная оппозиция и стереотипы народного недовольства) не дотягивает даже до 40% – в то время как у врагов, в ряде европейских стран (с совершенно другим уровнем общего национального дохода), он превышает и 60%. В итоге, наблюдается хроническое недофинансирование общественно значимых отраслей народной жизни, финансируемых из казны, – образования, науки, здравоохранения, культуры. Реальная разбежка между зарплатами в «бюджетной сфере» и в частной, а также на производстве – огромная. Что, помимо прочего, хронически высасывает сильные кадры из государственных учреждений (часто просто в эмиграцию), вызывая их деградацию. К этому добавляется и традиционный с позднесоветского времени перегиб в распределении бюджетных средств: щедрые расходы на здания и оборудования при одновременном «жмотстве» в отношении трудовых окладов («социалистическая» забота о капитале, а не людях!). В итоге, на лицо откровенное унижение врачей и преподавателей, а у тружеников науки, деятелей культуры, медицинских и социальных работников речь идет об откровенной нищете!
Совершенно закономерно, что в «социально-ориентированной» Белоруссии произошла катастрофическая деградация образовательных кадров (уровень знаний абитуриентов главного педагогического ВУЗа страны долгое время пребывал заметно ниже, чем в ПТУ), учреждения здравоохранения не могут даже наполовину заполнить свою номенклатуру должностей. В целом же из ключевой – умственно-гуманитарной – сферы произошло критическое вымывание мужского населения. На уровне физического выживания без возможности получения должной медицинской помощи (в условиях произошедшего ползучего демонтажа безплатного народного здравоохранения) находятся пенсионеры. Всё это почти до конца 2022 года сопровождалось совершенно свободным и неподконтрольным ростом цен, завешивание которого фиговым листком государственной статистический эквилибристики (чем особо всегда наслаждались «независимые» СМИ во главе с ТУТ-баем) лишь раздувало возмущение в народе.
Добавим сюда также продолжающийся негласный отказ государства от системных плановых капиталовложений (и самого института Госплана), – сохраняющихся на действующих предприятиях при почти полном отсутствии создания новых производств, – чем, помимо оскудения казны, создает устойчивую безработицу в провинции, куда никакие стимуляции частный капитал не приводят. В свою очередь, за бравурными показателями инвестиций скрываются, как правило, вложения (в том числе обильные иностранные) в недвижимость, деловую и развлекательную инфраструктуру (в том числе за счет народных сбережений в госбанках), – то есть, в действительности, простое потребление, да еще с мощным спекулятивным привесом. Не пройдем и мимо сохраняющейся раздутой сферы игровой индустрии и торговли алкоголем и табаком, которые под видом мнимой «пользы бюджету» (и причастному бизнесу) приносят только духовно-нравственное и физическое разорение народу.
Самое же неприятное в данной области то, что в Белоруссии, как и по всей Руси, экономическое образование было еще в 1990-е прочно оседлано либерально-рыночной матрицей иудео-протестантской Economics с ее бухгалтерско-финансовым взглядом на всю общественную жизнь. И именно в данной матрице воспитаны поколения выпускников избыточных в постсоветскую эпоху экономических и юридических (здесь на денежный интерес лишь налагается матрица «права на выгоду» по букве закона) образовательных учреждений, занятых не только в коммерческой сфере, но и в государственных органах и учреждениях.
Взятые в совокупности, указанные здесь в самом общем виде, болезни и пороки белорусского государства и народа заключают в себе колоссальные угрозы не только священной белорусской миссии западнорусской Цитадели и Вандеи (особенно в условиях нарастающей войны, требующей предельной консолидации народа и очищения от всякой скверны), но и для самого существования (тем более мирного) Белоруссии. В частности, для предотвращения интервенции в нее и оккупации Западом. Готовы ли белорусы их побороть?!
Дмитрий Куницкий, православный публицист, Минск, магистр философских наук
1. «картина маслом» однако...
Например, медсестра санатория, родив третьего ребёнка, получила квартиру под 0.5% годовых.
Там у них фермер, желающий отделиться, может взять сходу бесплатно 30 соток земли. С условием, что там есть дорога, свет и газ...
Дмитрию Куницкому, возможно, не мешало бы быть приоткрыть занавес над ролью России в экономике Беларуси - "молочно-сырные войны", Беларуськалий, постоянное повышение цен на газ и нефть до "мировых уровней", шипение Д.А. Медведева "да не нужны нам ваши блины и сметана", деньги гони...
Печально это всё!