Цивилизационная безопасность. Продолжение

Создание условий для сохранения православного цивилизационного ядра является важнейшей задачей как власти, Церкви, так и всего общества

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн 
1 Евгений Х. 
2123
Время на чтение 20 минут
Фото: kommersant.ru

Начало см. здесь.

ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО ЦИВИЛИЗАЦИИ. А.С. Панарин совокупность цивилизационных ценностей называл «цивилизационным ядром». Рассматривая экзистенциальную значимость этого ядра для цивилизации с исторической точки зрения, он писал: «Как известно, вопрос о том, почему погиб “первый Рим” стал основным вопросом и американской, и российской исторической мысли. Но ответы давались противоположные.

Американский ответ: Рим погиб, ибо не нашел вовремя системы сдержек и противовесов поползновениям абсолютистской императорской власти. Вырождение римской республики в империю – вот показатель вырождения и гибели Рима. Российская мысль дала совсем другой ответ».

Рим, точнее – западный Рим, погиб потому, что народ из воинов стал потребителем хлеба и зрелищ, а патрициат выродился в олигархат, ставший, как в свое время карфагенский, высчитывать «цену победы».

История Стилихона, последнего великого полководца Рима, его устранения, и последующего взятия Рима в 410 году Аларихом показывает это наглядно. Слова Стилихона, вандала по происхождению, и едва ли не последнего римлянина по духу, звучат как сказанные сейчас: «… Все свирепые народы Британии и те племена, что обитают на берегах Дуная и Рейна, наблюдают за нами... Одержи победу сегодня, и ты станешь победителем во многих неначавшихся войнах. Восстанови былую славу Рима. Опоры империи качаются. Подставь им свое плечо» (цит. по: Джонс Терри. Варвары против Рима. Часть «Готы». Глава «Аларих поворачивает на Запад»). Весьма сиюминутно!

При этом, светская власть в Западной Империи вовсе не возобладала над духовной, скорее – наоборот. Вследствие слабости императорской власти на Западе и погиб Рим (см.: Галенин Б.Г. Септуагинта и Вульгата // РНЛ. 26.12.20; 16.01.21; 06.02.21; 10.03.21; 14.04.21; 27.04.21; 05.05.21).

Другими словами, в Риме было разрушено его цивилизационное ядро – ценности римской цивилизации, и цивилизация ответила Риму.

В российской цивилизации под прямым влиянием православия сформировалось ценностное ядро, конкретные ценности которого имеют своим источником Писание, заповеди, конкретные изречения и притчи Христа, высказывания апостолов.

Для примера приведем два из них.

Одно из основных отличий российской цивилизации заключатся в том, что при наличии в ее ареале множества народностей, этносов и конфессий ни один из этих субъектов не исчез в ходе исторического развитии России. А все дело в том, что при строительстве русского государства власти опирались на фундаментальный принцип христианства: «Нет ни эллина, ни иудея», что обеспечивало реализацию равноправия и справедливости в отношении представителей всех народов и конфессий.

Большинство военных противников русских отмечало их взаимовыручку и жертвенность, источником чего является другой христианский принцип: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», известный нам как: «сам погибай, а товарища выручай» или ‒ «своих не сдаем».

И если обратиться к природе и источникам многих других ментальных характеристик русского народа, его ценностных ориентаций то они с неизбежностью будут иметь все те же христианские корни. При этом что очень важно, в различных сферах общественной жизни христианские (православные) ценности проявляются в конкретной форме применительно к каждой из сфер.

Для целей достижения заданных целей важно, чтобы положения, имеющие источником те или иные высказывания Христа, апостолов, авторитетов православной церкви, были бы интерпретированы в понятных формах, воспринимаемыми современными людьми. Значимость этих высказываний заключается в том, что в них раскрываются сущностные стороны общественной жизни в православном понимании.

Очень ярко и убедительно раскрыл это положение Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербугский и Ладожский, исследуя источники опасности для страны в следующих сферах: 1. хозяйственно-экономической; 2. политической; 3. военной; 4. демографической и этнографической; 5. религиозной и мировоззренческо-идеологической.

Хозяйственно-экономическая. Характеризуя ее, он опирался на слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», которые легли краеугольным камнем хозяйственно-экономических воззрений христианства и нравственного содержания труда в целом (категорическое исключение понимание богатства как цели стремлений, как главного результата хозяйственно-экономической деятельности; оценка богатства и бедности не по количеству достатка, но по образу мыслей: самый бедный тот, кто хочет большего; «не тот богат, кто много имеет, а, тот, кто ни в чем не нуждается» и т.д.).

В целом нравственное содержание труда с христианских позиций определяется как религиозное служение. В православной традиции конкретно это выразилось в «признании безоговорочного приоритета за производительной сферой экономического механизма» и «вторичность кредитно-финансовой политики как средства управления экономикой».

«В центр хозяйственной жизни страны должен быть поставлен производитель необходимых товаров и продуктов, но не коммерческий посредник, наживающийся на перепродаже, ничего не производя. Производство должно исходить из необходимости разумного удовлетворения необходимых потребностей человека, а не из погони за прибылью».

Вполне понятно, что в своей совокупности нарушение этих положений неизбежно приводить к разрушению промышленного потенциала страны и созданию системы управления экономикой спекулятивным капиталом, что и произошло в 90-е г.г. и на что обратил внимание митрополит Иоанн. В сегодняшней хозяйственно-экономической жизни России, с трудом преодолевающей последствия ее разрушения это явление по-прежнему имеет место.

Политическая сфера. Сложность раскрытия политической сферы с позиций духовного лица, особенно такого высокого ранга, заключается в том, что в христианстве существуют две точки зрения на участия христиан и христианской церкви в политической жизни общества. Дискутируется вопрос о том, был Христос аполитичен или он вторгался в политику? В определенной мере ответ на этот вопрос дается митрополитом Иоанном.

Естественно митрополит Иоанн раскрывает сущностные и содержательные стороны политики в рамках теологической парадигмы. Но начинает он со ссылкой на толкование политики, даваемое в современных словарях как «сфера человеческой деятельности, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти». Отсюда выводится и основной источник опасности для России, субъектом которой являются «любые силы, угрожающие независимой и самостоятельной русской государственности».

Главный же вопрос, на который обращает внимание митрополит Иоанн ‒ вопрос об источнике власти и цели такой власти. «Христианство, - пишет он, - признает один источник власти – Бога, свидетельствующего о Себе: У Меня отмщение и воздаяние … Я ‒ и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32: 35, 39).

Казалось бы, в этом изречении Христа нет ничего политического, то есть того, что связано с «захватом, удержанием и использованием государственной власти». Но это на первый взгляд. В изречении же Христа главным является то, что никто не может избавить от Его руки того, кого Он посчитает нужным «умерщвлить или оживить». А это распространяется и на представителей власти, то есть на политическую сферу.

Конечно, доминанта земной деятельности Христа лежала не в плоскости политического, а духовно-нравственного в соответствии с его учением о смысле жизни и средствах ее достижения. «Иисус никогда не был политическим оппозиционером, революционером, радикальным зилотом (политическая партия у евреев времен Иисуса Христа, отличались особой религиозной ревностью). Его путь был иным, предполагавшим оппозицию не локальному национально-политическому злу, но злу вселенскому, сверхфизическому, трансцендентному. Но и тут Он не был оппозиционером. Оппозиционером был дьявол, восставший против Бога. Иисус же явился для того, чтобы люди воочию узрели Божий оплот, защищающий их от козней сатаны, уверовали в Его неодолимую силу и избавились от всяких сомнений в могуществе этой силы».

Рискну, однако, предположить, что, если бы Спаситель встал бы на позицию открытого оппозиционера, то он бы осудил бы существовавшую в Иудее господствовавшую церковную власть за, например, несоблюдение Божьего (а Христос ‒ Бог) принципа «нет ни эллина, ни иудея», а косвенно и римскую власть не препятствовавшую этому.

Ученики Христа ‒ апостолы более определенно и жестко вторгались в область политического. Об этом свидетельствует обращение апостола Павла ко всем своим духовным собратьям: «Облекитесь во-всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолев, устоять» (Еф. 6: 11-13).

ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ. Митрополит Иоанн разделяет источник власти на два вида.

«Первый – это власть богоугодная, находящаяся в соответствии с Законом Божиим, то есть законная. Целью такой власти является всемерное содействие попыткам приблизить жизнь народа во всем многообразии ее проявлений к евангельскому идеалу, или, говоря иными словами, - спасению душ человеческих, в соответствии со словами Божиими: "Не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу бытии ему" (Исх. 33:11).

Такая цель реализуется через "благодатные, добродетельные плоды государственного управления и служат подтверждением религиозной законности власти"».

Из нарушений в достижении этой цели, как указывает митрополит Иоанн, «проистекает двойственность русского правового самосознания: готовность, с одной стороны, беспрекословно повиноваться, не претендуя на соучастие в управлении страной, а с другой, - полной презрение к законам писаным – тогда, когда они не соответствуют традиционным морально-этическим императивам». Как представляется, эта особенность является важнейшей стороной взаимоотношений между властью и народом в политической и социальной сфере.

В предыдущем же высказывании митрополита Иоанна присутствует, как кажется, некоторая недосказанность. Не вполне понятно, к какой власти он обращается, говоря о задаче власти содействовать приближению жизни народа к евангельскому идеалу? Если к власти церковной, то это не вызывает вопросов. Но так как его рассуждения включены в раздел о политической сфере, это обращение, скорее всего, касается и власти государственной, то есть политической, что в определенной мере противоречит конституционному принципу взаимному и полному невмешательству государства и церкви в дела друг друга. Предполагаю, что Иоанн не является сторонником этого принципа.

Другой вид власти, по митрополиту Иоанну, власть сатанинская, «источником которой является попущение Божие. Ибо часто Бог попускает, чтобы и праведник впал в несчастия» (преподобный Иоанн Дамаскин) «по Его неведомым причинам». Но такая власть является беззаконной. «И сколь бы безупречным не был ее юридический характер с точки зрения человеческого права, для христианина ее решения никогда не станут внутренне обязательным», что коррелируется с отмеченной выше митрополитом Иоаннном двойственностью русского правового сознания.

Такая (беззаконная) власть «губительна для народа, всецело направлена к духовной погибели подвластных ей людей», а вслед за этим возникновению «главной политической опасности – полному расстройству государственной власти в самой России».

В рассуждениях митрополита Иоанна относительно политической сферы не содержится сформулированного принципа сущности политики, основанного на высказывании Христа, апостолов или церковных авторитетов, как это присутствует в его рассуждениях применительно к экономической сфере. Однако в них присутствует все необходимое для понимания того, какова должна быть власть в соответствии с христианским учением и вытекающие из него политические цели и задачи этой власти.

Обобщая подходы митрополита Иоанна по этой проблеме, можно сконструировать следующую схему.

1. Целью власти в соответствии с христианским учением является создание условий для спасения людей, то есть содействия им вхождения в Царство Божие.

2. Власть не должна давать ее внешним и внутренним противникам возможности для расстройства государственной власти, то есть создания состояния смуты.

3. Для реализации этой цели и вытекающих из нее задач власть должна быть законной, то есть «богоугодной, находящейся в соответствии с Законом Божиим». Другими словами, власть должна ориентироваться и руководствоваться принципами и сформулированными ценностями, вытекающими из христианского учения.

4. В противном случае власть будет беззаконной (сатанинской), становящейся таковой вследствие Божьего попущения, результатом которого является «духовная погибель людей».

Для православных людей эти положения, касающиеся природы политики и в целом политической сферы вполне понятны.

Но с точки зрения ученых, изучающих эту сферу, в ней «присутствует наличие какой-то необъяснимой загадки, тайны человеческого существования в ней вечной недосказанности, недоговоренности в действиях реализующего здесь свои интересы человека».

Одним словом, проблемным вопросом является понимание функции политики. Определенным ответом на этот вопрос могут служить следующие соображения.

Все общественные процессы и явления, ощущаемые и воспринимаемые людьми как существующие вне зависимости от их воли и желания, то есть объективно, имеют свое происхождение (причину), природу и предназначение.

Возникновение политики как общественного явления обусловлено не случайными обстоятельствами, а как «своеобразный ответ на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем». Отметим в этой цитате слово «способ». Этот период становления феномена политики можно охарактеризовать как потестарный (пред-политичный).

Исторически возникновение политики обусловлено потребностью перехода от простейших норм и способов (механизмов общественной самоорганизации) к более сложным регуляторам общественных отношений в рамках уже государства как более сложного общественного образования «вследствие усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения».

Со временем «среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества». Под влиянием этих обстоятельств, сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.

Эта потребность выразилась в возникновении политики как таковой, реализация которой стала осуществляться через создаваемые государством общеобязательные формы социального поведения, его регуляцию с использованием властных полномочий.

Из всего сказанного со всей очевидностью вытекает следующий вывод: политика предназначена для реализации управления обществом, точнее политика является одной из функций управления обществом, опирающаяся непосредственно на использование государственной власти как константы.

А если это так, то политика вполне вписывается в логическую формулу: y=f, где y –управление обществом, а f – политика как функция его управления.

Однако управление обществом, и, соответственно, политика как его функция не могут осуществляться без постановки целей и задач, средств и создания условий их реализации, применительно к обеспечению безопасности и поступательному развитию (устойчивости) государства и общества, а шире ‒ цивилизации.

В силу этого, логическая формула, представленная дихотомией y=f, в соответствии с законами формальной логики дополнена аргументом x и в законченном виде представлена триадой y=f (x). При этом аргумент (x) является независимой переменной величиной, которая определяет изменение зависимой переменной величины (y). Переменная величина (аргумент) является таковой, если она сохраняет стабильное значение и «настраивает», таким образом, взаимоотношения между всеми элементами системы. Изменение аргумента (x) влечет изменение других элементов системы и ее характера в целом. Аргумент является независимым, поскольку он с необходимостью должен присутствовать, а переменным, так как он может меняться.

Здесь высказано только общее представление о функции, хотя взаимодействия между элементами системы y=f (x) гораздо сложнее.

Предназначенность, направленность и содержание функции политики применительно к конкретному государству, а шире ‒ цивилизации ‒ определяется содержанием аргумента.

Роль аргумента заключается в том, что при его отсутствии остальные элементы попадают в бифуркационное, а то и в полифуркационное состояние с неизвестным направлением развития. Поэтому решающую роль в формировании возможностей функционирования каждой цивилизации принадлежит выработанными на основе религии ценностями, составляющих ядро цивилизации, то именно они и составляют содержание аргумента в системе y=f (x) с созданием условий для их реализации.

Российская цивилизация основывается на православии, и поэтому православные ценности, их защита и, главное, понимание того, как они должны проявляться во всех сферах общественной жизни, составляют основное содержание политики и ее направленности как функции управления. Соответственно, и политология как научная дисциплина должна отражать именно эту предметную сторону. Другими словами, российская политология с неизбежностью должна сформироваться как политология православной цивилизации во избежание ее разрушения.

Значимость православных ценностей для российской цивилизации такова, что, возможно, назрела потребность включения в Конституцию РФ положения о том, что Российская Федерация основывается на православных ценностях. И это положение должно войти в качестве основного в государственную идеологию и политику.

Для реализации идеи разработки православной политологии это даст серьезное юридическое обоснование для подготовки и содержания православного подхода к политологии.

Ценности, о которых идет речь, не отвлечены от реальной действительности, не схоластика, а определяют весь круг взаимоотношений в обществе: между конкретными людьми, между различными стратами общества, между обществом и государством, во всяком случае, придают им определенную окраску.

Приведенная формула y=f (x) в ее гуманитарном выражении ‒ управление-политика-функция управления-цивилизационные ценности, ‒ если признать необходимость ее практической реализации, придает политической деятельности конкретность и целенаправленность, связанные с сохранением, защитой и устойчивостью российской цивилизации.

Как представляется, такое понимание функции политики и практическая реализация ее целей с опорой на православные ценности и следования им во многом снимет вопрос о ее предназначении, самоидентификации, не противоречит ее богословскому восприятию.

Есть еще один вопрос, касающийся важности цивилизационных ценностей для управления общественными процессами.

Известно, что существуют два основных средства управления обществом: право и морально-нравственные устои общества и его граждан. Правовые нормы, несмотря на их значимость в деле поддержания общественной стабильности, не в состоянии угнаться за развитием возможных негативных общественных процессов, они всегда вторичны, а поэтому чаще всего ущерб обществу будет уже нанесен, прежде чем на него отреагирует политическая власть и право.

Именно в этих случаях закрепленные в обществе морально-нравственные нормы, сформированные на цивилизационных ценностях, могут и должны сыграть свою сдерживающую роль.

ФУНКЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Высказанное понимание функции политики ставит ряд вытекающих из этого практических задач.

1. Необходимо более чётко и определённо сформулировать православные ценности, вытекающие из христианского учения, понятные не только православным, но и светским людям. При этом это касается не только сугубо политической сферы, но и всех сфер общественной жизни. В этом случае и будет формироваться необходимое цивилизационное ядро, содержание которого будет понятно большинству, вне зависимости от того, насколько оно соответствует мировоззрению каждого. Такой подход вытекает из цели политики и ее управленческой функции, поскольку после захвата власти возникает проблема ее удержания, что невозможно осуществить без контроля за всеми сферами общественной жизни, разумеется, во имя блага населения, а в целом – сохранения цивилизации. Для более чёткого и конкретно выраженного формулирования православных ценностей, понятных и светским людям, по примеру «нет ни еллина, ни иудея» необходимо привлечение к этому авторитетных богословов.

2. Цель сохранения российской цивилизации вытекает из осознания зримых попыток ее уничтожения со стороны как внешних, так и внутренних субъектов. В связи с этим возникает вопрос о создании механизма обеспечения ее безопасности. Об этом пойдёт речь в следующем разделе.

Что касается других сфер общественной жизни, которые упоминал митрополит Иоанн, то при их рассмотрении он указывал на те опасности, реализация которых может подорвать жизненные силы России. Но все они преодолимы, по его мнению, при опоре на христианские ценности и на веру в русский народ. И здесь, как и в политической сфере, необходимо четко и однозначно сформулировать соответствующие ценности, ориентация на которые позволит более осознанно осуществлять управленческие функции власти.

В целом же к традиционным российским православным духовно-нравственным ценностям относятся: приоритет духовного над материальным, семья, созидательный труд, евангельские нормы морали и нравственности, уважительное отношение к иным, традиционным для народов нашей страны религиям, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

К сожалению, у значительной части общества возобладало потребительское отношение к жизни, неизбежно ведущее к протестантскому пониманию смысла и целей жизни, а, следовательно, и к средствам их достижения, что несовместимо с православными ценностями.

Представляется, однако, что изучение проблемы ценностей далеко не завершено.

Обозначим два проблемных вопроса, о которых выше уже говорилось: какова функция ценностей и является ли ценность свойством?

Отвечая на первый вопрос, воспользуемся той же логической формулой y=f (x), где y = смысл жизни, f = ценности как пути и средства достижения смысла жизни, а х = условия реализации этих путей и средств. Поскольку х – независимая переменная, то от ее стабильности и устойчивости зависит возможность выполнения функции ценностей (f) как путей и средств достижения смысла жизни (y). В этом и заключается, на наш взгляд, функция ценностей. Вполне понятно, если меняется смысл жизни, то меняются ценности, а за ними и цивилизация, переходя в другое состояние, то есть отвечает ее представителям.

Как вытекает из приведенной формулы, создание условий для сохранения православного цивилизационного ядра является важнейшей задачей как власти, Церкви, так и всего общества. Условия могут быть разнообразными, реализующиеся через образование, воспитание, науку, право, организационные меры и др.

Для убедительности обратимся к философской категории «возможность и действительность», которая коррелирует с приведенной формулой. Эта категория основана на следующей зависимости: возможность может превратиться в действительность лишь при наличии соответствующих условий.

Относительно положения аксиологии о том, являются ли ценности свойством или нет, то применительно к теме, не отдельная ценность, а их совокупность (цивилизационное ядро) является именно свойством конкретной цивилизации, отличающая ее от других цивилизаций.

Представляется целесообразным разобраться и с еще одним понятием, имеющим непосредственное отношение к теме.

Недавно в политический оборот вошло понятие «глубинное государство».

Смысл понятия сводится к тому, что в том или ином государстве, помимо легитимной власти, существует другая, не вполне видимая власть в лице представителей финансового, оружейного, нефтяного и иного капитала, которая фактически управляет страной, направляя деятельность существующей власти в нужном для себя направлении, но не в интересах граждан.

На примере США и европейских стран мы наблюдаем, что такое явление действительно существует. В российском экспертном сообществе также распространено мнение о наличии и у нас таких же сил. В действительно демократическом государстве такая ситуация относится к разряду диких.

Но наблюдается и другое явление, когда действия властей вызывают недовольство населения именно деятельностью «глубинного государства» вопреки устоявшимся в обществе традиционным национальным, а шире – цивилизационным ценностям и устоям общества. В таких случаях начинает проявляться противодействие со стороны сторонников и носителей традиционных цивилизационных ценностей, не желающих менять свой образ жизни и принимать чуждые им ценности.

Условно назовем эти силы «анти-глубинным государством».

Такого рода противостояние носит антагонистический характер и не может не закончится победой одной из сторон, поскольку оно относится, по классификации конфликтологии, к конфликту не «интересов», а к конфликту «ценностей» ‒ наиболее острому и безкомпромиссному типу конфликтов, в рамках которого его участники действуют иррационально, то есть объективно во вред себе. Чаще всего это один из участников. На примере современной Европы в ее взаимоотношениях с Россией мы наблюдаем это воочию.

Одним из вариантов разрешения этого типа конфликтов является попытка перевода конфликта ценностей в конфликт интересов, в рамках которого действует уже не иррациональное, а рациональное поведение его участников, позволяющее достичь компромиссных взаимоотношений. В силу этого важно понять, к какому типу конфликтов относится та или иная конфликтная ситуация. Тогда будет в общем понятно, какие действия необходимо предпринимать.

Здесь об этом говорится лишь потому, что такое явление проявлялось и проявляется в сегодняшней России в полной мере. Наша страна вырвалась из ситуации 1990-х годов только благодаря тому, что часть власти во главе с действующим президентом опиралась именно на представителей «анти-глубинного государства». По-иному ничего бы не получилось. Стоит вспомнить хотя бы «семибанкирщину» 1990-х гг.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что это одна из форм ответа цивилизации в лице представителей «анти-глубинного государства» на негативные вызовы времени, разрушающе действующие на ее «цивилизационное ядро» ‒ важнейшее свойство его безопасности.

В политологии существует понятие «политическая культура». Не случайно оно трактуется как «совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества».

Исходя из такого понимания политической культуры и власть, и граждане обязаны следовать этим принципам во избежание возникновения конфликтных ситуаций в обществе.

Выделяя слово обязаны, добавим к этому следующее. Как известно, и у власти, и у граждан существуют права и обязанности. Однако без третьей составляющей «ответственность» ‒ и права, и обязанности могут остаться не реализованными, что часто мы и наблюдаем в нашей сегодняшней жизни. Поэтому наличие прав и обязанностей – лишь потенциал, а условием их соблюдения и выполнения является ответственность власти и граждан. По-другому не бывает, если иметь в виду реализацию позитивных целей государственной политики.

Просматривая через призму ответственности проблему устойчивости нашей цивилизации, будет логичным утверждение, что за нее ответственен весь народ, понимая под этим, вслед за Николаем Бердяевым, что «высококультурный человек, проживающий в центре, должен чувствовать себя не менее народным человеком, чем мужик где-то в глубине России».

Расширяя это положение, добавим к сказанному, что, во-первых, это относится и к представителям власти, а во-вторых, ко всем тем, кто разделяет и руководствуется в своей жизни и деятельности православными ценностями. При этом, хотя высказанные тезисы изложены в разделе политики, однако то же самое относится ко всем сферам общественной жизни.

Семенов Вадим Александрович, доктор политических наук, кандидат юридических наук, государственный советник 2-го класса

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Семенов
Стратагемная парадигма в политической антикультуре Запада
Американцы внедряют в международные отношения свои правила, но когда им выгодно, то обращаются к международному праву
14.02.2023
Цивилизационная безопасность ‒ IV
Реализация роли России как удерживающей силы должна опираться на внутреннее единство страны, опирающееся на православные традиции и ценности
12.01.2023
Цивилизационная безопасность ‒ III
Факторы и условия, влияющие на состояние цивилизационной безопасности России
10.01.2023
Цивилизационная безопасность
Источником цивилизационных особенностей является религия, размывание которой ведёт к разрушению исходной цивилизации
29.12.2022
Вечный Рим = Вечная Россия
О работе Б.Г. Галенина «Roma Aeterna»
29.01.2022
Все статьи Вадим Семенов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Летим в демографическую пропасть?
По данным ВНИИ труда, доля неполных семей в России выросла почти в два раза
11.04.2024
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
О попытках «реабилитировать» Киркорова и Моргенштерна*
11.04.2024
Путин поздравил мусульман с праздником Ураза-байрам
А в Татарстане отменили занятия даже в федеральных вузах
10.04.2024
Все статьи темы
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
Непримиримый боец с врагами Руси Святой
40 дней со дня смерти Константина Душенова
23.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
Дорога к возрождению
Вспоминая встречу с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном…
21.01.2024
«Сегодня мы всецело ощущаем радость трезвенного бытия»
В Александро-Невской Лавре в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 24-й крестный ход православных трезвенников
02.01.2024
В преддверии Рождества Христова
В Санкт-Петербурге откроется Зимняя православная выставка
19.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 01:28
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Человек
11.04.2024 19:30
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:45
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:31