Писать о работе Бориса Глебовича Галенина можно в различных жанрах: рецензии, развернутого анализа ее содержания, короткого выражения мнения о ней и пр. В данном случае представлен отзыв о работе, выражающий те мысли и чувства, которые вызваны осмыслением потенциала центральной идеи автора, относящейся не только к истории России, но и к ее дальнейшей судьбе.
В настоящее время в общественной среде в целом и в экспертном сообществе в частности, постоянно возникает один из центральных вопросов – каким путем пойдет дальнейшее развитие нашей страны, какая мировоззренческая и идеологическая основы станут ее фундаментом, на которой будет базироваться наша внутренняя и внешняя политика, определяться характер взаимоотношений между властью и обществом, между различными общественными стратами, решаться другие важнейшие вопросы жизни.
Пока что достаточно четкого ответа на эти вопросы нет, наше общество идеологически разделено, хотя, как представляется, определенные предпосылки для выхода нашей страны на единственно возможный для нас путь для этого сформированы.
Вопрос же на самом деле стоит очень жестко: выживет или не выживет Россия как суверенное государство, самостоятельна цивилизация? Если да, то на какой основе?
Жизненный цикл цивилизации, по мнению ее теоретиков, включает три этапа: зарождение цивилизации, ее расцвет и умирание. Длительность этого цикла составляет около тысячи лет. Исторически этот срок подтверждается применительно, правда, к европейским цивилизациям. Как цивилизация, Россия в ее различных исторических государственных формах этот срок уже пережила, и к двухтысячному году она стояла на пороге своей гибели. Однако этого не случилось, хотя опасность остается.
И если смотреть исторически, то в ее истории было немало критических периодов, когда вопрос о ее возможном исчезновении стоял особенно остро: татаро-монгольское нашествие, Смута и польское нашествие, Великая Отечественная война, период конца 1980-х ‒ 1990-х гг.
Исследуя эти и другие критические для страны периоды, автор стремится вскрыть природу той силы, которая позволяла русскому народу, российской цивилизации избежать исчезновения с исторической арены. По нашему мнению, автор фактически дает рецепт продолжения существования нашей цивилизации, что следует из содержания его работы.
Эта возможность, по его убеждению, сокрыта в православии.
При анализе содержания представленной Б.Г. Галениным работы важно обратить внимание на то, из каких методологических, теоретически и мировоззренческих позициях исходит автор, поскольку от них исходит вся логика его рассуждений. Считая это принципиально необходимым, он достаточно подробно останавливается на этом. Суть заключается в следующем.
Мировоззренчески автор рассматривает любой исторический факт, период и событие, а в целом исторический процесс, применительно в данном случае к истории России, с позиции православного человека, сторонника монархии и имперской формы государственного устройства.
Методология исследования базируется не на «научной картине мира», не способной раскрыть смысл истории, а на «науке-исследовании», определяемой «как деятельность по получению и систематизации истинного, ‒ в смысле объективного и достоверного знания об окружающей нас объективной реальности». Опора именно на такое понимание науки, привели автора к пониманию истории как единого и неделимого процесса, что принципиально отличает от ее понимания в рамках по сути позитивистской «научной картины мира».
При этом православный взгляд на историю позволяет четко осознавать смысл и цель жизни не только отдельного человека, но и православной цивилизации, каковой является Россия.
Однако понимание истории как единого неразрывного процесса требует и единого основания, мировоззренческой основы. В противном случае история представляется как прерывистый процесс в виде последовательно возникающих периодов, где последующий период отрицает предыдущий и история начинается как бы «с чистого листа». Это видно, например, и сегодня, когда либеральными кругами России ее нынешний период определяется как нечто отдельное от ее предыдущих исторических периодов, якобы не имеющих с ними никаких духовных, социально-политических и иных связей.
Правомерность подхода к истории как единому неразрывному процессу очевидна, поскольку любая религия, помимо формирования у верующих понимания смысла и цели жизни, устанавливает правила поведения людей, принципы взаимоотношений между властью и населением, между различными стратами общества, конфессиями, то есть вырабатывает те ценности, опора на которые и формирует облик конкретной цивилизации. Эти правила и принципы часто формулируются в конкретной форме. Так, например, в христианстве существует принцип «нет ни эллина, ни иудея». Последовательное следование ему ведет к реализации основных положений христианства: любви, справедливости, равноправия, свободы. В наиболее целостном виде они реализованы в православной России.
В целом же к традиционным российским православным духовно-нравственным ценностям: относятся приоритет духовного над материальным, семья, созидательный труд, евангельские нормы морали и нравственности, уважительное отношение к иным, традиционным для народов нашей страны религиям, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Конечно, не везде и всегда ими руководствовались и власти, и подданные, но тем не менее они служили нравственным ориентиром, по которому оценивались действия как власти, так и конкретных людей. Особенно ярко они проявлялись в периоды тяжких испытаний для страны, периоды напряжения для всего населения.
Характерным для России являются периоды взрыва общественной энергии, когда решались очень масштабные и важные для страны задачи. Приведенные Б.Г. Галениным данные о стремительном увеличении территории Московского царства за исторически короткий период до масштабов империи хорошо иллюстрируют эту характерную черту.
Рассматривая историю России через призму христианского, а точнее православного понимания ее смысла, цели и движущей силы, автору удалось дать развернутую и непротиворечивую историческую картину бытия России и, более того, определить возможные варианты ее будущего существования. Вырисовываются два основных варианта: либо Россия при опоре на православие сохранится суверенным имперским государством-цивилизацией как Святая Русь и Третий Рим, либо исчезнет с исторической арены.
Реализация того или иного варианта зависит от воздействия внутренних и внешних сил.
Сегодня мы видим, с какой силой оказывают давление на нашу страну как внешние, так и внутренние противники.
Что касается внешних противников, то Б.Г. Галенин дает четкую оценку их целям и задачам: «Силы мирового зла, ни на мгновение не оставят в покое эту империю (Россию-Третий Рим), это царство и его подданных. Поскольку главной нематериальной движущей силой мировой истории было, есть и будет продвижение человеческими сообществами своей системы ценностей, духовное овладение миром на основе своей картины мироздания.
Поэтому суть исторического процесса и определяет борьба вселенского православного царства, вселенской империи, “вселенского града” ‒ удерживающего – с апостасийным “мировым сообществом” в той или иной форме».
И далее: «Главным оружием этой войны “мира сего” с Россией служила и служит духовно-нравственная диверсия, или, иными словами, идеологическая, информационно-психологическая, так сказать, холодная война, которая готова в любую удобную для наших врагов минуту перейти в горячую». И если нашим противниками удастся внедрить в наше сознание приоритет материального над духовным, то процесс далее пойдет автоматически, разрушая одно за другим православные устои нашего общества.
Содержание работы Б.Г. Галенина, непредвзятый взгляд на историю нашей страны и характер современных мировых процессов позволяет утверждать, что именно такое понимание происходившего и происходящего является объективным. Ведь все исторически шараханья России связаны в конечном итоге с одним ‒ отходом от православных духовно-нравственных традиций.
На этом, кстати, можно выстраивать периодизацию истории России. Рассматривая периодизацию под этим углом зрения, можно выделить два основных классификационных ряда:
1. События, которые могли бы изменить ход истории России, но так и не состоялись благодаря отказу правителей России принять предлагаемые Западом условия. Примером этого ряда событий может служить отказ Великого Князя Василия II Васильевича от принятия Флорентийской унии, в результате чего «Россия ощутила себя единственным православным царством на земле, хранителем православия», Святой Русью, Третьи Римом. Вполне понятно, что в случае принятия унии такого осознания роли и места России в мировой истории не произошло бы.
Одним словом, в этот ряд попадают все те случаи и события, когда русские князья и цари наотрез отказывались от подобного рода предложений западных конфессий. И таких случаев было много, назовем имена Александра Невского, Ивана Грозного и другие.
2. Второй ряд составляют те события, в результате которых в русское общество проникли те ценности западной цивилизации, которые разрушительно воздействовали на православное миропонимание и приводили к негативным для России последствиям. Это касалось многих сфер общественной жизни (взаимоотношений между церковью и государством, властью и населением, политики, экономики, образования). Начиная с Петровских времен, такая тенденция сохраняется. Происходящие процессы в современной России подтверждают это.
В отзыве намеренно не рассматриваются богословские вопросы. Цель заключается в другом, а именно, показать роль православия в становлении и утверждении российской цивилизации как государства ‒ Третьего Рима – антипода западной цивилизации. При этом, что особенно важно, показать значимость православия, православных ценностей и традиций для формирования мировоззрения, и исторической памяти граждан России и прежде всего его светской, атеистической части.
Граждане России должны понимать, что наша страна стала таковой, пережив события и целые периоды, память о которых не должна исчезнуть из их сознания. К таким событиям относится принятие христианства, Куликовская битва, ликвидация польского нашествия, Великая Отечественная война и подобные им. В этом суть и смысл исторической памяти, формирующей мировоззрение, людей, уважение к истории страны, любовь к Родине, независимо от того верующие они или нет.
Очевидно поэтому, работа Б.Г. Галенина предназначена не только и даже не столько для верующих, а для всех граждан России. И если представить себе, что история России будет преподаваться в учебных заведениях с учетом, а лучше на основе предложенной автором парадигмы, то у нас в стране не могут появиться «новоуренгойские мальчики и девочки», и никому в голову не придет, что было бы лучше сдать Ленинград нацистам, да и нести другой подобный бред, в том числе касающийся истории России в целом.
В настоящее время Россия переживает острый период в противостоянии с западной цивилизацией. Но все же работа Б.Г. Галенина настраивает читателя на оптимистический лад с твердой уверенностью в том, что наша страна выдержит эти испытания при условии сохранения православия как мировоззренческой и поведенческой основы. Это следует из непредвзятого анализа истории России, подтверждающего способность нашей страны, ее населения в критические периоды своей истории преодолевать возникающие трудности, грозящие невосполнимыми утратами.
Но это лишь общий вывод, не содержащий конкретики.
Выше говорилось о том, что работа Б.Г. Галенина обращена не только к православным верующим, но ко всем, связывающим свою судьбу с судьбой России. Но в таком случае они должны понимать, что у нашей православной цивилизации есть своя историческая миссия, свое предназначение – быть сдерживающей силой против мирового зла в лице отринувшей свои христианские истоки западной цивилизации.
И об этом всегда помнить!
Иначе, как пишет автор, ссылаясь на слова русского философа Владимира Соловьева, «народ, к несчастью своему, может не понять своего исторического призвания», как это случилось с еврейским народом.
Вадим Александрович Семенов, доктор политических наук
3. Ответ на 1, prot:
2. Ответ на 1, prot:
У автора получается - фашистская Германия "лидер человеческой цивилизации", при том, что Гитлер её "христолюбивый" вождь, "открывавший храмы" (православные).
1. Вечная Россия?