Начало см. здесь, продолжение здесь и здесь.
Требования к системе цивилизационной безопасности России. Анализируя с позиций теории безопасности процессы, происходящие сегодня, следует подчеркнуть, что геополитическое (внешнее) направление деятельности России должно быть подкреплено политико-географическим, то есть внутренним укреплением российской цивилизации по всем направлениям (экономическому, политическому, военному, культурно-духовному, идеологическому и иным), увеличивая потенциал обеспечения ее безопасности.
Признавая большую значимость формирования более отчетливой системы обеспечения безопасности российской цивилизации, необходимо четко понимать, каким требованиям она должна отвечать.
По нашему мнению, она должна отвечать трем основным требованиям: надежности, гибкости и своевременности.
Надежность предполагает непрерывность функционирования системы безопасности, интенсивность которой возрастает по мере возникновения потенциальных или реальных угроз.
Гибкость системы означает реакцию системы на изменение обстановки в сфере безопасности, включая направления ее функционирования, внесение корректив во все составляющие ее эффективности (организационные, научные, технические и др.). Но гибкость системы обеспечивается, прежде всего тем, какие параметры обстановки в сфере безопасности, объективно отражающие ее состояние, должны лечь в основу системы наблюдения за ней и какие существуют взаимосвязи между этими параметрами, когда при изменения одного из них, возникают изменения в других.
Своевременность обеспечивает доведение результатов деятельности системы до структур, принимающих решения, с запасом необходимого для этого времени.
В своей совокупности данные требования представляют систему, изъятие одного из элементов которой нарушает ее целостность. Только тогда она становится тем механизмом, который обеспечивает жизнеспособность объекта защиты.
Реализация этих требований должна сопровождаться их материальным воплощением, в том числе и путем институализации соответствующих структур.
В этой связи полагаю, что целесообразно сформировать некую структуру наподобие Совета безопасности, которая решала бы следующие задачи: теоретические, культурно-правовые и организационные с придачей этой структуре определенных полномочий, соответствующего технического обеспечения и аппарата. В ее состав предположительно должны войти авторитетные богословы, представители Совета безопасности, органов безопасности, общественности и некоторых правовых структур. Возможны и другие участники.
В функции структуры должно входить анализ и оценка состояния цивилизационной безопасности на конкретный период времени, выработка предложений по отражению возникших угроз, включая предложения по правовому регулированию, то есть реализуя право на законодательную инициативу.
Перенося положения теории безопасности на духовную сферу, нетрудно убедиться в том, что ее основные положения действуют в этой сфере с силой закономерности. Так, отход части элиты и части населения от своих цивилизационных ценностей с неизбежностью ведет к проникновению иных, чуждых данной цивилизации ценностей. Как говорится, «Свято место пусто не бывает».
В нашем случае это касается проникновению в Россию радикально-либеральных западных ценностей во всех их формах, приведших к возможности прямого воздействия на происходящие в России процессы. Адепты этих ценностей внутри страны, опираясь на внешние силы, оказывают давление как на руководство государства, так и на государственные институты.
Хорошо известно, что если в западных странах возникают какие-либо негативные явления, интерпретируемые как ценности, то они практически неизбежно проникают и в нашу страну и набирают себе сторонников. Это относится, например, к деятельности ЛБГТ, к трансгендерным тенденциям, однополым бракам, ничего общего не имеющими с православными ценностями. Они разлагающе воздействуют на одну из основных православных ценностей ‒ семью.
Но это лишь пример, но пример реальной угрозы, которая и должна стать предметом рассмотрения в предлагаемой структуре.
В целом же предметом ее изучения, анализа и оценки с выработкой соответствующих предложений должны стать процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни, противоречащие православным ценностям.
Это относится и к правовой сфере. Скажем, насколько действующая Конституция РФ соответствует православным ценностям? Ведь если Конституционный суд имеет право проверять соответствие принимаемых законов букве и духу Конституции, то почему такое же право не может иметь другой институт в столь значимой сфере как духовная.
Разумеется, деятельность структуры должна осуществляться в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью.
Существует еще одна проблема, которая имеет прямое отношение к теме православной безопасности, ориентации всех структур общества на традиционные ценности. Она касается взаимоотношений Церкви и государства, а конкретно реализации принципа «симфонии властей».
Как известно, «симфония властей» как принцип взаимоотношений между Церковью и государством была сформулирована в Византии, а после принятия Русью христианства была там воспринята.
Однако и там, и там, да и во всем христианском мире, она не была реализована в чистом виде, поскольку со временем стала скатываться либо к папа-центризму, либо к цезаре-папизму. В истории России этот принцип проявлялся в обоих вариантах, в основном к последнему, придя в конечном итоге к отделению Церкви от государства, что закреплено в действующей Конституции РФ. Но в любом случае колебания в этих взаимоотношениях в ту или иную сторону неизбежно вели к расколу в российском обществе.
Одним словом, потенциал принципа «симфонии властей» не был использован в полной мере, что открыло дорогу проникновению западных ценностей в российское общество, вплоть до революционных теорий. Виноваты в этом и власть, и Церковь, а в значительной мере и весь православный народ.
А его потенциал очень высок, поскольку позволяет сохранять единство в обществе за счет формулирования понятной людям общей цели и указания средств по ее достижению. Для России это особенно важно при наличии в ее общественной структуре многих национальностей и конфессий, многовекового давления на нее со стороны других государств и целых цивилизаций.
Православные ценности позволяют создать необходимый мировоззренческий и идеологический фундамент, и не только в чисто духовной сфере. Выше приводился пример, касающийся экономической сферы с формулой «производство первично, деньги вторичны».
Как представляется, одна из причин, помимо субъективных, неудачи с использованием потенциала принципа «симфонии властей» связана с отсутствием некой третьей силы, уравновешивающей колебания власти и церкви от папацезаризма к цезарепапизму, и наоборот.
Говоря обобщенно, тот или иной процесс в любой общественной сфере применительно к цивилизации развивается линейно до момента, пока не происходит отхода от ее ценностей, изменяющий вектор развития цивилизации. Уловить момент такого отхода – задача власти (государственной и духовной), устанавливающей «красную черту», переход за которую недопустим, поскольку создает реальную угрозу безопасности цивилизации. Решать такую задачу необходимо в рамках взаимоотношений государства и Церкви, то есть в рамках «симфонии властей».
Возможно, одним из вариантов преодоления этой ситуации является предлагаемая структура, которая, при наличии на местах ее филиалов с развернутыми связями с населением, будет опираться и на мнения людей по значимым для государства вопросам.
Необходимо отметить, что в обществе в целом, в экспертном сообществе, среди ученых, не говоря уж о церковных кругах и, что особенно важно, в глазах Президента, проблема опоры на православные ценности занимает все большее и большее место, что позволяет надеяться на позитивные результаты. Данная работа, как надеется автор, находится в створе этой тенденции.
Заключение. Содержание предложенной работы позволяет сделать некоторые общие выводы.
1. Российская цивилизация является цивилизацией православной. Она базируется на ценностях Православия, уходящего корнями к раннему христианству, то есть к его наиболее чистому и надежному источнику.
2. Сохранение православной цивилизации относится к основным императивам сегодняшнего дня и ближайшего будущего, так как она в лице России как Третьего Рима остается важнейшим препятствием и сдерживающей силой мирового зла. Ее очевидная роль не нуждается в доказательствах, если непредвзято взглянуть на историю России и происходящие мировые процессы.
3. Не надо питать иллюзий относительно того, что адепты врагов России откажутся от оказания давления на нее с целью ее уничтожения или хотя бы действенного ослабления, что и происходит в настоящее время.
Для руководства России, разумеется, важно по возможности прогнозировать предполагаемые действия противной стороны. Как представляется, предложенная трехчленная модель ‒ «смысл жизни ‒ ценности как пути и средства достижения смысла жизни ‒ условия реализации этих путей и средств, характеризующая ту или иную цивилизацию с точки зрения возможного направления ее развития и поведения ее представителей, в определенной степени может способствовать решению этой задачи.
4. Реализация роли России как удерживающей силы должна опираться на внутреннее единство страны, опирающееся на православные традиции и ценности, повышение материальных возможностей, управленческие решения, способствующие этому.
5. Исходя из православной традиции, внутреннее единство во многом обеспечивается за счет опоры на принцип «симфонии властей», хотя исторически он не был реализован ни в Византии, ни на Руси. Но как имеющий большой потенциал, должен быть возрождён с внесением необходимых корректив в содержательную и организационную составляющие.
Возвращаясь в заключение к основной идее, возникшей в ходе размышлений по данной теме, то есть к взаимоотношениям между цивилизацией и ее представителями и последователями, полезно подчеркнуть следующее.
Главной задачей последних заключается в охране и защите духовного ядра православной цивилизации, выраженных в выработанных православных ценностях. Иначе, несколько перефразируя известную фразу И.В. Мичурина, мы будем вынуждены сказать: «нам нечего ждать милостей от цивилизации после того, что мы с ней сделали».
И, как вопрошал главный герой фильма Н. Михалкова «Солнечный удар», будем задавать вопрос: «Как это могло случиться?»
А случилось это потому, что не делали того, что нужно было делать.
Литература
Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1990.
Новейший политологический словарь. М., 2010.
Словарь терминов и понятий по обществоведению. 7-е изд., переработ. и дополн. М.: «Айрис-пресс», 2013.
Современный словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1992.
Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Уч. пособие. М.: НОУ, 1998.
Галенин Б.Г. Православная парадигма истории и принцип дополнительности. РНЛ. 14.06.2017.
Галенин Б.Г. Септуагинта и Вульгата. РНЛ. 26.12. 20; 16.01.21; 06.02.21; 10.03.21; 14.04.21; 27.04.21; 05.05.21.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.
Панарин А.С. Православная политология. М.: «Институт русской цивилизации», 2014.
Права человека: учебник. 3-е изд., перераб. М.: «Норма», ИНФРА, 2015.
Общая и прикладная политология. Уч. пособие. М.: МГСУ, «Союз», 1997.
Митрополит Иоанн (Снычёв). Одоление смуты. Слово русскому народу. СПб.: «Царское дело», 1995.
Котенев А.А. Гибель гуманизма. Из истории философской мысли. М.: «Ягуар», 2000.
Степанов А.Д. Русская идея. ХХI век. М., 2021.
Семенов В.А. Этногеополитические аспекты безопасности России. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора полит. наук. М., 2000.
Семенов Вадим Александрович, доктор политических наук, кандидат юридических наук, государственный советник 2-го класса