Цивилизационная безопасность ‒ IV

Реализация роли России как удерживающей силы должна опираться на внутреннее единство страны, опирающееся на православные традиции и ценности

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Новости РПЦ  Секспросвет 
0
948
Время на чтение 9 минут
Фото: kommersant.ru

Начало см. здесь, продолжение здесь и здесь.

Требования к системе цивилизационной безопасности России. Анализируя с позиций теории безопасности процессы, происходящие сегодня, следует подчеркнуть, что геополитическое (внешнее) направление деятельности России должно быть подкреплено политико-географическим, то есть внутренним укреплением российской цивилизации по всем направлениям (экономическому, политическому, военному, культурно-духовному, идеологическому и иным), увеличивая потенциал обеспечения ее безопасности.

Признавая большую значимость формирования более отчетливой системы обеспечения безопасности российской цивилизации, необходимо четко понимать, каким требованиям она должна отвечать.

По нашему мнению, она должна отвечать трем основным требованиям: надежности, гибкости и своевременности.

Надежность предполагает непрерывность функционирования системы безопасности, интенсивность которой возрастает по мере возникновения потенциальных или реальных угроз.

Гибкость системы означает реакцию системы на изменение обстановки в сфере безопасности, включая направления ее функционирования, внесение корректив во все составляющие ее эффективности (организационные, научные, технические и др.). Но гибкость системы обеспечивается, прежде всего тем, какие параметры обстановки в сфере безопасности, объективно отражающие ее состояние, должны лечь в основу системы наблюдения за ней и какие существуют взаимосвязи между этими параметрами, когда при изменения одного из них, возникают изменения в других.

Своевременность обеспечивает доведение результатов деятельности системы до структур, принимающих решения, с запасом необходимого для этого времени.

В своей совокупности данные требования представляют систему, изъятие одного из элементов которой нарушает ее целостность. Только тогда она становится тем механизмом, который обеспечивает жизнеспособность объекта защиты.

Реализация этих требований должна сопровождаться их материальным воплощением, в том числе и путем институализации соответствующих структур.

В этой связи полагаю, что целесообразно сформировать некую структуру наподобие Совета безопасности, которая решала бы следующие задачи: теоретические, культурно-правовые и организационные с придачей этой структуре определенных полномочий, соответствующего технического обеспечения и аппарата. В ее состав предположительно должны войти авторитетные богословы, представители Совета безопасности, органов безопасности, общественности и некоторых правовых структур. Возможны и другие участники.

В функции структуры должно входить анализ и оценка состояния цивилизационной безопасности на конкретный период времени, выработка предложений по отражению возникших угроз, включая предложения по правовому регулированию, то есть реализуя право на законодательную инициативу.

Перенося положения теории безопасности на духовную сферу, нетрудно убедиться в том, что ее основные положения действуют в этой сфере с силой закономерности. Так, отход части элиты и части населения от своих цивилизационных ценностей с неизбежностью ведет к проникновению иных, чуждых данной цивилизации ценностей. Как говорится, «Свято место пусто не бывает».

В нашем случае это касается проникновению в Россию радикально-либеральных западных ценностей во всех их формах, приведших к возможности прямого воздействия на происходящие в России процессы. Адепты этих ценностей внутри страны, опираясь на внешние силы, оказывают давление как на руководство государства, так и на государственные институты.

Хорошо известно, что если в западных странах возникают какие-либо негативные явления, интерпретируемые как ценности, то они практически неизбежно проникают и в нашу страну и набирают себе сторонников. Это относится, например, к деятельности ЛБГТ, к трансгендерным тенденциям, однополым бракам, ничего общего не имеющими с православными ценностями. Они разлагающе воздействуют на одну из основных православных ценностей ‒ семью.

Но это лишь пример, но пример реальной угрозы, которая и должна стать предметом рассмотрения в предлагаемой структуре.

В целом же предметом ее изучения, анализа и оценки с выработкой соответствующих предложений должны стать процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни, противоречащие православным ценностям.

Это относится и к правовой сфере. Скажем, насколько действующая Конституция РФ соответствует православным ценностям? Ведь если Конституционный суд имеет право проверять соответствие принимаемых законов букве и духу Конституции, то почему такое же право не может иметь другой институт в столь значимой сфере как духовная.

Разумеется, деятельность структуры должна осуществляться в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью.

Существует еще одна проблема, которая имеет прямое отношение к теме православной безопасности, ориентации всех структур общества на традиционные ценности. Она касается взаимоотношений Церкви и государства, а конкретно реализации принципа «симфонии властей».

Как известно, «симфония властей» как принцип взаимоотношений между Церковью и государством была сформулирована в Византии, а после принятия Русью христианства была там воспринята.

Однако и там, и там, да и во всем христианском мире, она не была реализована в чистом виде, поскольку со временем стала скатываться либо к папа-центризму, либо к цезаре-папизму. В истории России этот принцип проявлялся в обоих вариантах, в основном к последнему, придя в конечном итоге к отделению Церкви от государства, что закреплено в действующей Конституции РФ. Но в любом случае колебания в этих взаимоотношениях в ту или иную сторону неизбежно вели к расколу в российском обществе.

Одним словом, потенциал принципа «симфонии властей» не был использован в полной мере, что открыло дорогу проникновению западных ценностей в российское общество, вплоть до революционных теорий. Виноваты в этом и власть, и Церковь, а в значительной мере и весь православный народ.

А его потенциал очень высок, поскольку позволяет сохранять единство в обществе за счет формулирования понятной людям общей цели и указания средств по ее достижению. Для России это особенно важно при наличии в ее общественной структуре многих национальностей и конфессий, многовекового давления на нее со стороны других государств и целых цивилизаций.

Православные ценности позволяют создать необходимый мировоззренческий и идеологический фундамент, и не только в чисто духовной сфере. Выше приводился пример, касающийся экономической сферы с формулой «производство первично, деньги вторичны».

Как представляется, одна из причин, помимо субъективных, неудачи с использованием потенциала принципа «симфонии властей» связана с отсутствием некой третьей силы, уравновешивающей колебания власти и церкви от папацезаризма к цезарепапизму, и наоборот.

Говоря обобщенно, тот или иной процесс в любой общественной сфере применительно к цивилизации развивается линейно до момента, пока не происходит отхода от ее ценностей, изменяющий вектор развития цивилизации. Уловить момент такого отхода – задача власти (государственной и духовной), устанавливающей «красную черту», переход за которую недопустим, поскольку создает реальную угрозу безопасности цивилизации. Решать такую задачу необходимо в рамках взаимоотношений государства и Церкви, то есть в рамках «симфонии властей».

Возможно, одним из вариантов преодоления этой ситуации является предлагаемая структура, которая, при наличии на местах ее филиалов с развернутыми связями с населением, будет опираться и на мнения людей по значимым для государства вопросам.

Необходимо отметить, что в обществе в целом, в экспертном сообществе, среди ученых, не говоря уж о церковных кругах и, что особенно важно, в глазах Президента, проблема опоры на православные ценности занимает все большее и большее место, что позволяет надеяться на позитивные результаты. Данная работа, как надеется автор, находится в створе этой тенденции.

Заключение. Содержание предложенной работы позволяет сделать некоторые общие выводы.

1. Российская цивилизация является цивилизацией православной. Она базируется на ценностях Православия, уходящего корнями к раннему христианству, то есть к его наиболее чистому и надежному источнику.

2. Сохранение православной цивилизации относится к основным императивам сегодняшнего дня и ближайшего будущего, так как она в лице России как Третьего Рима остается важнейшим препятствием и сдерживающей силой мирового зла. Ее очевидная роль не нуждается в доказательствах, если непредвзято взглянуть на историю России и происходящие мировые процессы.

3. Не надо питать иллюзий относительно того, что адепты врагов России откажутся от оказания давления на нее с целью ее уничтожения или хотя бы действенного ослабления, что и происходит в настоящее время.

Для руководства России, разумеется, важно по возможности прогнозировать предполагаемые действия противной стороны. Как представляется, предложенная трехчленная модель ‒ «смысл жизни ‒ ценности как пути и средства достижения смысла жизни ‒ условия реализации этих путей и средств, характеризующая ту или иную цивилизацию с точки зрения возможного направления ее развития и поведения ее представителей, в определенной степени может способствовать решению этой задачи.

4. Реализация роли России как удерживающей силы должна опираться на внутреннее единство страны, опирающееся на православные традиции и ценности, повышение материальных возможностей, управленческие решения, способствующие этому.

5. Исходя из православной традиции, внутреннее единство во многом обеспечивается за счет опоры на принцип «симфонии властей», хотя исторически он не был реализован ни в Византии, ни на Руси. Но как имеющий большой потенциал, должен быть возрождён с внесением необходимых корректив в содержательную и организационную составляющие.

Возвращаясь в заключение к основной идее, возникшей в ходе размышлений по данной теме, то есть к взаимоотношениям между цивилизацией и ее представителями и последователями, полезно подчеркнуть следующее.

Главной задачей последних заключается в охране и защите духовного ядра православной цивилизации, выраженных в выработанных православных ценностях. Иначе, несколько перефразируя известную фразу И.В. Мичурина, мы будем вынуждены сказать: «нам нечего ждать милостей от цивилизации после того, что мы с ней сделали».

И, как вопрошал главный герой фильма Н. Михалкова «Солнечный удар», будем задавать вопрос: «Как это могло случиться?»

А случилось это потому, что не делали того, что нужно было делать.

Литература

Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1990.

Новейший политологический словарь. М., 2010.

Словарь терминов и понятий по обществоведению. 7-е изд., переработ. и дополн. М.: «Айрис-пресс», 2013.

Современный словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1992.

Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Уч. пособие. М.: НОУ, 1998.

Галенин Б.Г. Православная парадигма истории и принцип дополнительности. РНЛ. 14.06.2017.

Галенин Б.Г. Септуагинта и Вульгата. РНЛ. 26.12. 20; 16.01.21; 06.02.21; 10.03.21; 14.04.21; 27.04.21; 05.05.21.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

Панарин А.С. Православная политология. М.: «Институт русской цивилизации», 2014.

Права человека: учебник. 3-е изд., перераб. М.: «Норма», ИНФРА, 2015.

Общая и прикладная политология. Уч. пособие. М.: МГСУ, «Союз», 1997.

Митрополит Иоанн (Снычёв). Одоление смуты. Слово русскому народу. СПб.: «Царское дело», 1995.

Котенев А.А. Гибель гуманизма. Из истории философской мысли. М.: «Ягуар», 2000.

Степанов А.Д. Русская идея. ХХI век. М., 2021.

Семенов В.А. Этногеополитические аспекты безопасности России. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора полит. наук. М., 2000.

Семенов Вадим Александрович, доктор политических наук, кандидат юридических наук, государственный советник 2-го класса

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Семенов
Стратагемная парадигма в политической антикультуре Запада
Американцы внедряют в международные отношения свои правила, но когда им выгодно, то обращаются к международному праву
14.02.2023
Цивилизационная безопасность ‒ III
Факторы и условия, влияющие на состояние цивилизационной безопасности России
10.01.2023
Цивилизационная безопасность. Продолжение
Создание условий для сохранения православного цивилизационного ядра является важнейшей задачей как власти, Церкви, так и всего общества
03.01.2023
Цивилизационная безопасность
Источником цивилизационных особенностей является религия, размывание которой ведёт к разрушению исходной цивилизации
29.12.2022
Вечный Рим = Вечная Россия
О работе Б.Г. Галенина «Roma Aeterna»
29.01.2022
Все статьи Вадим Семенов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
«Светильник, который продолжает светить всем»
В Санкт-Петербурге прошла конференция «Священномученик Вениамин и сподвижники»
22.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Все статьи темы
Новости РПЦ
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Священная война России на Украине
22.04.2024
«Грех – наш главный враг»
По словам митрополита Варсонофия, нам придется ответить за каждый день своей жизни, как мы его прожили
22.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Все статьи темы
Секспросвет
Какой чиновник должен управлять русской культурой
Приоритетом его должны стать нужды государства и совмещённые чаяния народа, который без культуры, выращенной на его земле, обращается во всякую нечисть
13.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
«Партнеров много, а рождаемости никакой!»
О данных западных учёных, согласно которым Россия занимает 26-ое место в мире по числу сексуальных партнеров у населения
11.04.2024
«Сколько сил положил он для России!»
В Красноярске состоялась VI Всероссийская видеоконференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта»
09.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02