Опять и опять всплывает вопрос о реформировании отношений Церкви и Государства. В своих статьях, явившихся окликом на общественный резонанс от самосожжения журналистки Ирины Славиной в Нижнем Новгороде (см. здесь и здесь), главный редактор РНЛ А.Д. Степанов подходит к данному вопросу. Я поддержу постановку этого вопроса, тем более, что и сам ранее подходил к нему в своих статьях «Коронавирусный раскол» и других.
В начале о самом поступке. Здесь говорить много не смею. Меня затронул этот факт в том числе и потому, что нижегородская земля – моя малая родина, и, кроме того, в тот момент я был на нижегородской земле. Но, ни в какие протесты по поводу произошедшего меня, конечно, не потянуло. По-человечески жаль женщину, жаль оставшегося без матери ребёнка. Человеческая жизнь – наивысшая ценность, данная Богом, и ценность эту надо беречь. Души людские ранимы и судить никто не имеет права.
По поводу события скажу ещё следующее. Кому выгодно представлять нынешнюю Россию в формате «a`la 37-й год»? Я, разумеется, не специалист в области организации обысков: во всех областях быть специалистом невозможно. Однако высказать собственное мнение по этому поводу мне никто не мешает, тем более, что этот вопрос пусть невольно, но ставится каждым человеком, кто узнал об этом происшествии. На мой взгляд обыск можно было провести и не в шесть часов утра. Представлять Россию в негативном виде Путину нет никакой надобности. Так же, как и не были нужны репрессии 37-го Сталину, взявшему курс на национальное примирение. Тогда, в 1937-м репрессий требовали безбожники-троцкисты типа Хрущёва, а кому это на руку подобные действия сейчас? Эти товарищи сыграли на руку другим господам. Не смею, опять же осуждать, просто высказываю своё мнение.
И высказал это мнение с целью перейти к основному вопросу изложения. Продолжу мысль Анатолия Дмитриевича о том, что как Церковь не справляется со своими проблемами без государственных структур, так и государственные структуры, порой будучи далеки от понимания русского духа, пусть даже невольно, но играют против Государства; показывают его не в лучшем свете. Если не предпринимать меры по восстановлению Симфонии Государства и Церкви, мы придём к весьма плачевному результату. Где она, молодёжь, воспитанная Церковью и несущая в себе русский православный дух? Есть ли таковые люди в государственных структурах? А если и есть, то большую ли роль они играют?
Революция в умах продолжается. Увы, большинство граждан России не знают и не задумываются, что означает слово «русский». Живут, как «Иваны, не помнящие родства». Живут, имея стремление к свободе. Но что есть истинная свобода – многим неизвестно. Свобода от болезни, или свобода болеть? То есть свобода от греха, или свободно грешить? До тех пор, увы, революция в умах будет продолжаться, пока не придёт Россия к своим истокам. Я уже писал ранее, что Церковь после официального отделения от Государства вынуждена каким-либо образом зарабатывать на жизнь и на развитие. В тоже время появившееся не на пустом месте выражение «Торговый дом РПЦ» отталкивает людей от Церкви. Отталкивает тех, кто, может быть, более русский по своей сути, более предрасположен к Православию. Церковь, призванная быть кораблём спасения, может сесть на мель. Не на пустом месте, не просто так предупреждал Серафим Саровский, что придут времена, когда на всей Земле останутся один архиерей и три священника. Нельзя одновременно поклоняться Богу и мамоне.
И вот Анатолий Дмитриевич назвал имена священников, которые вместо того, чтобы скорбеть о душе, которую не смогли уберечь, пытаются оправдать её поступок, говоря, что «самоубийство самоубийству рознь». Да, были случаи, когда самоубийцы причислялись к святым. Но это были те случаи, когда их принуждали совершать больший грех, когда они были лишены свободного выбора и предпочли уйти ко Господу, не совершая греха, не отрекаясь от Него. Церковь призвана поддерживать Государство. Нет власти не от Бога. Меняй человека и изменится власть. Да, должна быть Симфония между Государством и Церковью. К моей статье «Как решить проблему бунта Сергия (Романова)?», посвящённой этому вопросу, набиралось множество комментариев с вопросами, в том числе «А кто это будет делать в настоящее время»? Если таковых людей не искать и не ставить вопроса – он не будет решаться.
В первую очередь, конечно, должна быть молитва. Но это – не единственный необходимый шаг. Нас на РНЛ немало, на то мы и призваны, чтобы не только писать, но и действовать. А синодальный порядок, о необходимости которого говорит Анатолий Дмитриевич, действительно нужен. Случаи, когда священники произносят неподобающие слова в адрес действия властей, к сожалению, не единичны. Когда я рассказал о своей первой статье на РНЛ и упомянутом в ней не в лучшем свете священнике Вятской митрополии, то узнал ошеломившие меня слова, что и ранее данный священник называл наших русских ребят, посланных в Чечню фашистами. Такое, конечно недопустимо. Но для того, чтобы правильно работал синодальный порядок, нудны люди, подобные Константину Петровичу Победоносцеву. Нужно шире показывать, что такое русский дух. Пропитывать им души жителей России. И пусть, как ранее говорил о себе И.В. Сталин «Я – русский, грузинского происхождения», появится множество и других русских различного происхождения. Это приведёт только к укреплению мира.
Многие сейчас стараются бороться за свободу грешить. Как рассказать этим людям, как убедить их в том, что надо бороться за свободу не грешить, не болеть? Чтобы мы получили свободу жить в обществе людей, а не в зоопарке, который нам, увы, часто показывают телевизионные каналы. Помоги нам, Господи!
Владимир Николаевич Соколов, поэт, публицист, Вятка
1. Симфонии Государства и Церкви