С большим уважением вспоминаю своего преподавателя предмета «История КПСС» Александра Васильевича Козонина. Нет, не предмет был такой замечательный, напротив, как показала сама история, не осталось ни КПСС, ни её истории. Но не место красит человека, а человек место.
Александр Васильевич, участник Великой Отечественной войны, был украшением всего Горьковского Государственного университета. Никто из студентов не мог остаться к нему равнодушным. Кто-то считал его прекрасным преподавателем, иные не прочь были над ним поиздеваться каверзными вопросами. Мне хорошо запомнились его слова о важности того предмета:
«Я понимаю, что вам не обязательно знать, на каком съезде партии кто кого и за что бил, в этом специалисты разберутся. Но вы – будущие руководители производства, вам жить в этой стране, поэтому данный предмет вам крайне важен».
И сегодня я могу правильно перефразировать их для будущих поколений: «Вам жить в России, вы должны познавать, крепить и передавать дух русский, дух Православный».
Я и в те времена прекрасно понимал, что Россия небольшой участок времени живёт при советской власти, но имеет тысячелетнюю православную историю. Поэтому более интересно мне было, что такое Православие, которое отличает нас от других людей, от других цивилизаций.
Однако воспоминания приходят не на пустом месте. И не просто ради воспоминаний. Однажды представители нашей молодёжи задали Александру Васильевичу провокационный вопрос: «Как бороться с пьянством?». Ребята эти вовсе не собирались бороться с этим явлением, сами были «не промах» употребить «зелёного змия», но попытаться «завалить преподавателя» своим вопросом желание было. Об этом пороке общества в СССР говорили, что пьянство – «тяжёлое наследие царской России».
«Как с ним бороться, ну как с ним бороться…, – расставив руки, просто произносил Александр Васильевич, – да сами не пейте, вот и вся борьба». Ум и жизненный опыт его никогда не подводили. Какой простой и универсальный ответ! За себя отвечаешь, себя исправляй и, если каждый будет себя исправлять, то и общество исправится, и лозунгов борьбы не надо будет.
Мне, несомненно, везёт в этой жизни. Везёт на встречи с хорошими людьми. Не так давно, путешествуя по многим городам России, я встретился и подружился с одним молодым человеком из Читы, Николаем Маховым. Встретил его миниатюры на портале «Проза. ру». Его миниатюра «Ручейки» была в унисон моим мыслям и только что упомянутому выражению моего преподавателя. Если каждый из нас перестанет врать, перекроет ручейки лжи, питающие море того безумия, то как смогут нас заставить молчать? Только исправив себя, можно говорить об исправлении общества.
О «тяжелом наследии», которое получил СССР и царской России, я уже упомянул. И о том единственно верном способе борьбы с этим пороком – тоже. А что получила нынешняя Россия от СССР? За короткий срок страна стала другой. Обманутым оказалось большинство населения России. Резко обнищала основная масса народа и разбогатели единицы. Но это – не беда, не основная беда. Испытание бедностью куда менее сложное испытание для человека, нежели испытание богатством. Испытание бедностью пройти можно, главное – не роптать. Денег, как правило, даётся столько, сколько нужно человеку. Расслоение населения по материальному достатку я не считаю «Тяжёлым наследием» «перестройки». Тяжёлое наследие прежней безбожной власти – это коррупция.
Коммунисты, избавляясь от Православия, избавили себя от возможности покаяния, а следовательно, просто сгнили во грехах. В наш дом, который оказался неприбранным, зашёл старый бес и привёл с собой легион новых бесов. Это привело к тому, что нашим обществом правят деньги и ложь.
Деньги, конечно, нужны, но их надо тратить на добрые дела. Тогда они нами не будут править, а управлять ими будем мы. А как бороться с ложью? Правильно, именно так, как предлагает мой читинский знакомый. Сами не лгите, с себя начинайте.
А какое наследие оставим мы следующим поколениям? Полагаю, это будет наследие более тяжёлое, нежели пьянство. Что сегодня происходит вокруг? Упрощение образования, упрощение многих требований на производстве. Я это прекрасно вижу. Поэтому не боюсь произнести слово Тупость, как то тяжёлое наследие, которое мы можем оставить следующим поколениям. Понятна позиция «сильных мира сего»: «Народ не следует учить, быдлом проще управлять». Такая тенденция не только в нашей стране, она приносится к нам через «открытое окно». Помните, Пётр Первый прорубил окно в Европу, а Майкл Горби (М.С.Горбачёв) гостеприимно отворил это окно настежь. В него хлынуло всё неподобающее.
Как бороться с этим явлением сегодня? Бороться необходимо, ибо многая информация будет просто утеряна. И здесь говорю, что только каждый на своём месте должен вложить в эту борьбу свой личный вклад. Я по мере возможности, работая в учебном центре, стараюсь передать опыт молодым, приходящим работникам предприятия. Но мой вклад – песчинка. Помогите, принесите каждый по своей песчинке. А главное – не соглашайтесь становиться быдлом. Мы – русский народ, им и должны остаться во все времена.
Нет у нас другой надежды, кроме надежды на милость Божью. Нет у нас другого пути, кроме собственного очищения через Православие. Только исправив себя, мы сможем исправить и страну нашу. Молитвой и покаянием.
Владимир Николаевич Соколов, поэт, член Союза писателей России, Вятка