Казалось бы, бунт о Сергия (Романова) обсуждён уже достаточно, не следует подогревать интерес к его персоне, и без того уже много чести ему отдали. Но страсти продолжают освещаться. В том числе на РНЛ. И это понятно: вопрос до конца не решён.
Снова встречаю статьи об этом человеке, которые меня не могут не задевать. Но прихожу я к моим прежним заключениям о том, что корнем зла являются условия жизни Церкви.
Статья диакона Петра Пахомова «Куда идёт бывший схиигумен Сергий?» не оставила меня равнодушным. Конечно, я не собираюсь дублировать автора. Меня интересуют причины случившегося и способы их устранения. В совсем недавнем прошлом я работал на серьёзном промышленном предприятии, и моя трудовая деятельность научила меня многому. Если имела место на производстве какая-либо неполадка, то принято было серьёзно расследовать причину этой неполадки и разрабатывать меры по недопущению повторения случившегося. Составлялся серьёзный документ (Акт) и отслеживалось исполнение мероприятий, записанных в этом Акте. Считаю, что и в данном случае такой подход был бы отчасти правильным.
Сообщается, что расформировывается монастырь. Но это – опять-таки лишь «устранение последствий аварии», говоря производственным языком. Необходимо добраться до причин случившегося. И в этом вопросе, как я понимаю, существуют многие сложности. Методы производственника для их понимания не подойдут. С позиции Православного христианина я не понимаю тех, кто осуществил постриг дважды судимого бывшего работника органов правопорядка в священники. А потом и в схиму! А ведь схима подразумевает отречение от всего мирского! Схимник должен отходить от этого мира полностью. Но то, что мы видим сейчас в Сергие (Романове), для меня трудно назвать схимой. Я встречался со схиигуменом Санаксарского монастыря Иеронимом. Его постоянное покаянное состояние было ясно видно. Но то, что мы видим в о. Сергие, покаянным состоянием назвать невозможно. Обличение. Обличение порой необходимо, но обличать надо с любовью. А в каком слове о. Сергия (Романова) можно уловить любовь?
Статья «Бунт продолжается», собранная из высказываний священников Екатеринбургской епархии о. Вениамина Райникова, о. Максима Меняйло, о. Алексия Яковлева, начинается с финансовых вопросов: кому принадлежит земля, на которой находится Среднеуральский монастырь. Но Христос же говорил: «Кесарю – кесарево, а Богу – Божье». Почему сейчас не о том говорят священники? Нет, не священники виноваты в том, что им приходится вникать в финансовые вопросы. Здесь, дорогие друзья, мы столкнулись с той проблемой, которая и является основной причиной случившегося. Основная причина – отделение Церкви от Государства, которое было проведено Владимиром Ильичём более ста лет назад. С тех пор считалось, что Церковь живёт на подаяния верующих. Люди, сторонние для Церкви, часто произносили: «Кто грешит, тот и откупается». При этом они с некоторым презрением относились, да и продолжают относиться и к верующим, и к священнослужителям.
После «перестройки» русский народ остался без какой-либо идеи. Воцерковлённым Православным христианам конечно легче: сходил на службу в храм, пообщался с себе подобными и вот ты уже «в своей тарелке», отдохнувший душой, на многое готовый. Как жить без веры, я уже не могу себе представить. Не может русский человек жить без идеи. Выражение «Смыслом жизни является сама жизнь» нам не может подойти. К такому выражению, без веры в жизнь будущего века добавляется само по себе выражение «Все в землю лягут, всё прахом будет». Где уж тут радость? Радость – это Ра-дость, когда Солнце, Ра доставляется в душу, и душа просветляется. И радость эта всегда с человеком, который имеет веру в Бога и надежду на милость Божью.
В статье «В поисках симфонии» я говорил о том, что «невозможно одновременно поклоняться Богу и мамоне». Священники поставлены в такое положение, что одновременно должны думать о Горнем и зарабатывать деньги на нужды Церкви. А если вспомнить Ветхозаветную церковь, из которой и вышла церковь Православная, там каждый отдавал церкви десятину со своего дохода. Это Государство унаследовало в виде подоходного налога с граждан. Только Церковь, Корабль Спасения, оставило оно за бортом этой десятины. Делает самое необходимое государственное дело настоятель храма Иоанна Богослова в селе Карамышево Липецкой области о. Николай Староватых – молится о даровании детей бездетным супругам. И рождаются дети по его молитвам, а от государства ему – только налоги достаются, да природный газ с электроэнергией по цене, как для промышленного предприятия. Его проблемы, как храм постройки девятнадцатого века отремонтировать.
«При чём же тут Сергий (Романов)?» – спросите вы меня. А вспомним его кажущееся весьма странным заявление: «Дайте мне власть президента и за три дня я наведу порядок в стране».
При таком заявлении его никто сумасшедшим не называет. Мы прекрасно знаем, что он, в прошлом работник органов правопорядка, «умеющий привлекать деньги в Церковь», прекрасно знает тех, кто «грешит и откупается». Иначе он не произнёс бы этих слов. Так вот, в Акте расследования неполадки, продолжая выражаться производственным языком, считаю необходимым первым пунктом Мероприятий по недопущению повторений случившегося записать: «Поставить и решить вопрос о воссоединении Церкви и Государства». Тело и душа должны быть неразрывно вместе. Это в обоюдных интересах. И только после этого – остальные, менее важные пункты о расформировании монастыря, о тех людях, которые постригали данного человека в священника и, тем более, в схиму. Люди эти, поставленные в нынешние условия существования Церкви, вины на себе особой и не имеют. Необходимо устранить первопричину, а потом идти дальше.
В нашем обществе нет основного, что необходимо русскому человеку, Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной – ИДЕИ. Отсутствие идеологии даже закреплено в Конституции, в которой пункт 2 статьи 13 гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Не собираюсь оспаривать положение Конституции, здесь всё верно, здесь предостережение о губительных последствиях государственных идеологий. Но данный пункт ни в коей мере не является препятствием для воссоединения Церкви и Государства. Православие по природе своей таково, что даёт человеку максимальную свободу: человек может верить, может не верить в Бога. Православие лишь говорит о том, что оно является необходимой нормой безопасности. Эти нормы можно соблюдать и жить счастливо, с радостью, а можно не соблюдать и жить по своим мировоззрениям. Православие сроднено с душами русских людей и является их духовной потребностью.
Я не говорю о том, что мусульманство, буддизм должны быть поставлены в иные положения в Государстве. Они также могут поддерживаться в тех регионах, в которых люди исповедуют эти религии. Запрещён должен быть только «религиозный» экстремизм.
Но заставлять священников заниматься коммерцией – неправильно. В наших условиях слово «заставлять» не является ошибкой, ибо созданные условия сами заставляют Церковь выживать материально. Вот и получаются выражения, которые моя душа принять никак не может: «Кто грешит – тот и откупается». «Торговый дом РПЦ» – придумали же «диванные вояки» такое выражение. Я не могу сказать точно, у меня нет и не может быть такой информации, сколько материально теряет Государство средств, коими «откупаются грешники». Отчасти, видимо, это известно о. Сергию (Романову), иначе он бы молчал.
Что мне известно, так это точка зрения президента России В.В. Путина на действия В.И. Ленина при создании СССР, что была заложена возможность разрушения данного Государства (как оказалось даже без воли Народа, который только что высказал свою волю на референдуме, а мнение населения девяти союзных республик вообще никто не спросил). Да, Советский Союз разрушили политики, хотевшие суверенитета, но причиной разрушения СССР явилось не желание политиков, истинная причина – отпадение от веры, отпадение от Творца. Теперь нам необходимо не дать то же самое сотворить с Россией. Упоминание о Боге записано в статье 67.1, п.2 Конституции, весьма робкое упоминание на фоне пункта 2 статьи 13.
Для сохранения жизни человека необходимо, чтобы душа и тело его не были разъединены. Так же и для Государства необходимо, чтобы душа и тело, то есть Государство и Церковь, были вместе.
Владимир Николаевич Соколов, поэт, публицист, Вятка
93. Эх, братья...
92. Ответ на 99, Коротков А. В.:
91. Ответ на 98, Андрей Козлов:
90. Ответ на 96, Коротков А. В.:
89. вот интересная статья на тему
88. Ответ на 95, Андрей Козлов:
87. Ответ на 92 и 93, Коротков А. В.:
86. Ответ на 86, Коротков А. В.: Назначение и смысл их ---- политические, а не медицинские.
85. Ответ на 90, Андрей Козлов:
84. Ответ на 90, Андрей Козлов:
Кроме того, Вы «съехали» с темы: мы говорили про ОРВИ.
Наверно, Вам не приходилось никого заражать по причине отсутствия маски на лице. Вы в курсе, каковы примерно размеры вируса? И каковы примерно размеры пор в материале, из которого изготавливается типичный намордник?