Удар из засады – расплата за нашу неосторожность. Мы знаем противника, видим положение враждебных сил, – а он внезапно наносит удар в неожиданном месте, которое, как нам казалось, не требует внимания… Внезапно ли? И разве не надо аккуратно разведать обстановку, чтобы избежать поражения даже в таких добрых и радостных делах, как любовь, семья и верность, которым посвящен нынешний праздник?
Враждебные силы известны всем культурным народам планеты с незапамятных времен. Разрушить наши общие нравственные ценности, растоптать наше духовное наследие, уничтожить святыню брака, супружескую и родительскую любовь, верность семье, обществу, нации, – сегодня на эту угрозу обращено всеобщее внимание и широким фронтом принимаются меры защиты.
Жаль, конечно, что народы западных стран, еще недавно христианские, – а за ними кое-кто из наших сограждан, – культуру свою утратили. Однако и у нас, и на Западе, день за днем растут ряды её сторонников и защитников. Ведь и нынешний государственный праздник был учрежден совсем недавно, ради той же цели.
Мы приветствуем общий широкий фронт обороны нравственных ценностей; однако он не прикрывает от удара из засады тех, кто больше всего нуждается в защите.
Кто же это? – Влюбленные обоего пола, женихи и невесты, мужья и жены, отцы и матери, те, что остаются верными Христу – или обретают христианскую веру – и получают от Него полную чашу радости и счастья в супружеской и родительской любви. Вот уже две тысячи лет они слушают в храмах, читают и повторяют наизусть слова Священного Писания Нового Завета: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих… Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и отдал Себя за нас» – и многое-многое другое, из чего составлено стройное здание христианской жизни и мысли.
Казалось бы, откуда угроза, где может быть засада? Самое время вспомнить знаменитые строчки Бориса Пастернака:
«Какое, милые, у нас
тысячелетье на дворе?...»
Третье тысячелетие по Рождестве Христовом не позволяет о себе забыть. И если мы сегодня ездим на поезде и летаем на самолете, готовим еду в микроволновой печи, слушаем радио, смотрим телевизор, программируем компьютер и держим в кармане телефон, то и религиозная наша жизнь с необходимостью следует тем же курсом. А курс этот не всегда безопасный и не всегда благоприятный.
Бог остается Богом, человек – человеком, любовь – любовью; так же и Христова вера остается той же самой. Неизменно содержание, но способ передачи определяется эпохой. Как непохож экспресс «Сапсан» на кибитку времен Пушкина, так же и путь Его слова к человеку стал с тех пор совсем иным.
Книга – и прежде всего Св. Писание – вошла в среду нашего народа всего лишь в позапрошлом столетии. Затем последовали новые и новые шаги христианского просвещения, прерванные революцией, но возобновленные в недавнее время: перевод и публикация святоотеческих трудов, проповедей, комментариев, исторических исследований и др. И сегодня безбрежное море христианского духовного наследия плещет прямо на экран вашего сотового телефона. Одно движение пальца – и раскрываются глубины и горизонты, еще вчера открытые лишь очень опытному глазу.
– Прекрасно, – скажут нам, – Пусть они раскрываются для всех без исключения! – Так-то оно так, но положение дел поневоле напоминает аптекаря, который вынес на улицу всё содержимое аптеки и раскрыл свои склянки, тюбики и коробочки для всех желающих без исключения...
Здание христианской жизни и мысли имеет далеко не простую архитектуру; изучают ее долго и тщательно в семинариях и университетах. Но многим нынче не до учебы: они шарят по Интернету, обнаруживают нечто «актуальное» и «сенсационное», тиражируют по соцсетям. И в результате вместо стройного здания неопытному читателю открывается бесформенная груда религиозных полуфабрикатов и стройматериалов, текстов и цитат вперемешку с отсебятиной не вполне христианского – а то и вовсе не христианского – содержания.
Итак, наши добрые, благочестивые юноши и девушки, женихи и невесты, мужья и жены, ничуть не знакомые с богословским, социальным, историческим и нравственным контекстом, послушно глотают такие, например, многозначительные формулировки: «Взойди на высоту и увидишь, что все земное низко и ничтожно… Такой способ рождения людей служит низкой природе… Земные блага не допускают нас возлюбить Бога… Если у тебя хорошее вино, то влей в него кислого... Если подушка под головою у тебя мягка, положи под голову камень» и т.д. и т.п.
Смотрите, вот она, засада! Кто же из добрых людей не захочет взойти на высоту, к Небу, прочь от низкой природы? Оказывается, для этого надо с усердием устранить, растоптать и выбросить вон «всё земное»! И затухает дружба, остывают горячие чувства, отменяются свадьбы, рушатся браки, гибнут семьи, дети остаются сиротами при живых родителях, а те, стремясь поскорей «взойти на высоту», уходят во внебрачные половые связи, в алкоголизм и наркоманию, в психические болезни, в тоталитарные секты и еще дальше, уже навсегда.
Осталась самая малость: как не угодить в засаду, а если что – как избежать потерь при нападении. Для этого оттолкнем отсебятину, отложим в сторону полуфабрикаты, закроем рассыпанные в беспорядке склянки и вернемся ко Христу. Лично к Нему, к тому строю жизни и мысли, который создается православным вероучением.
И тотчас же вся сокровищница знаний станет нам послушной помощницей. Убедимся в том, что Бог пришел на эту землю, стал Человеком, принял смерть и воскрес из мертвых – чтобы мы, люди, мужья и жёны, родители и дети, граждане своего Отечества, могли пройти земной путь к Небу вслед за Ним.
Убедимся, что Он создал брак и подарил нам супружескую любовь – чтобы мы не пытались украсть её из брака, но любовью строили свою Малую Церковь – семью, создавали себе подобных, плодились и наполняли землю.
Убедимся, что Он открывает нам путь земных благ – чтобы мы, наперекор засадам и ударам, с благодарностью и щедростью шли по земле к высшим благам, небесным и вечным: любовь возводит человека от земли к Небу, потому что Бог есть любовь, а любить – это отдавать себя другому.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Иваново-Вознесенской епархии, руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ