Сербские провластные СМИ, преподносившие позавчерашние беспорядки в качестве неких акций протеста против ковид-карантина, теперь несколько сменили риторику. Совершенно очевидно то, что контекст протестов - отношение к правительству в целом и к афере с попыткой размена Косова - в частности.
Теперь уже всё громче звучит тема "русского следа".
Так заместитель мэра Белграда Горан Весич на своей страничке в ФБ написал, что за беспорядки, которое 7 июля вечером творились на улицах Белграда, ответственность несёт в том числе и сербский оппозиционный политик Младжан Джорджевич — «проводник интересов тех российских политических сил, которые Путин презирает». Об этом на своей странице в «Фейсбуке» написал 8 июля заместитель мэра Белграда Горан Весич: «Вчера вечером хулиганы Драгана Джиласа и правые экстремисты Срджана Ного реализовали план Младжана Джорджевича и попытались провести государственный переворот. Так как они не смогли войти в Парламент Сербии в результате выборов, они решили сделать это насильственным путём».
На 10 часов утра 8 июля была назначена встреча президента Сербии Александра Вучича с послом Российской Федерации Александром Боцан-Харченко, однако встреча не состоялась. Пресса не была ознакомлена с темами, которые сербский лидер планировал обсудить с российским дипломатом, пишет популярный таблоид Blic.
Известно, что накануне Blic опубликовал материал Орхана Драгаша под заголовком «Непозволительный минус сербско-российской дружбы». В числе прочего, там говорится следующее: «Основной интерес России в отношении Косова состоит в том, чтобы не было никакого решения, и чтобы Сербия и все Балканы как можно дольше задыхались в неразрешённом конфликте, в котором она видит единственную возможность проявить свое экономическое, политическое влияние и влияние на безопасность».
Посол РФ в Сербии Александр Боцан-Харченко, комментируя эту публикацию, обратил внимание на то, что цель подобных информационных кампаний ясна - не исследовать реальное положение дел, а посредством необъективных необоснованных оценок попытаться навязать читателям русофобскую повестку.
Мы попросили нашего постоянного автора, профессора Зорана Чворовича прокомментировать заявление заместителя градоначальника Белграда.
Павел Тихомиров: Господин Чворович, что имеет в виду Весич, когда говорит о «политических силах, которые Путин презирает»?
Зоран Чворович: Заявление Горана Весича нельзя понять без понимания некоторых фактов из более широкого контекста.
1. Горан Весич - бывший высокопоставленный чиновник Демократической партии, который был членом с момента ее основания в качестве студента Белградского юридического факультета. Он был близким соратником Зорана Джинджича и главным охранником «желтых» структур после убийства Джинджича - Мики Ракич. Когда Ракич и Запад, прежде всего британские службы, решили создать новую партию, как смесь патриотов и еврофанатиков, Ракич вступил в СНС и стал ее высокопоставленным чиновником. Весич принадлежит к евро-фанатичной, пронатовской и русофобской части СНС.
2. Поскольку в СНС существует жесткий контроль и подчинение, что в первую очередь отражается в том, что ни одному высокопоставленному должностному лицу не разрешается говорить что-либо, что противоречило бы позиции Александра Вучича, особенно в таких деликатных вопросах. Итак, Весич заявил, что думает Вучич, но он не хочет сказать, как сделать свою позицию максимально туманной и менее уязвимой.
3. Демонстрации в Белграде проходят в тот момент, когда начинаются важные переговоры по Косово, на которых Брюссель и Вашингтон попытаются заставить Сербию признать так называемую «Республику Косова» и его согласие на то, что «Республика Косова» будет принята в ООН. Перед началом переговоров Вучич сказал «Политике», что «территориальная проблема не самая важная». В конце концов, после неконституционных Брюссельских соглашений Вучич недвусмысленно показал, что готов подписать соглашение об отказе Сербии от Косова и Метохии. В то же время, в эти дни, высокопоставленный чиновник СНС и депутат парламента, член Парламентской ассамблеи НАТО и один из главных сторонников членства Сербии в пакте НАТО Драган Шормаз заявил, что Россия не имеет права вмешиваться в решение косовской проблемы, поскольку она не представляет собою не только великую, но и региональную державу. Очевидно, что Вучич не получил согласия Лаврова и Путина отказаться от Косово и Метохии, потому что, похоже, России стало ясно, что это будет лишь первым шагом на пути присоединения Сербии к пакту НАТО. С тех пор Вучич все больше ощущал бремя России и российского присутствия в Сербии, и его партнеры вместо него говорят об этом.
4. До заявления Весича прозападные аналитики обвиняли Россию в демонстрациях в Белграде. С другой стороны, позиция Брюсселя ясна, когда речь идет о протестах оппозиции, потому что еще до выборов Брюссель призвал оппозицию отказаться от бойкота и вернуться в институты. Прозападные аналитики обвинили Младжана Джорджевича, крестного отца Драгана Джиласа, который является вице-президентом Парламентской ассамблеи Евразии и частым гостем в России, в вмешательстве России в события в Сербии. Именно Горан Весик обвиняет его в событиях в Белграде. Очевидно, что Вучич хочет дискредитировать Джоржевича, потому что по какой-то причине он пришел к выводу, что может стать серьезным соперником на следующих президентских выборах.
5. Ясно одно: в своем заявлении Весич обвиняет российский фактор во вмешательстве в события в Сербии и тем самым дополняет негласного Вучича, который сказал, что службы безопасности четко установили, что в событиях в Сербии был замешан иностранный фактор. На что ответил Весич, и не имеет значения, что он тогда дистанцировался, сказав, что это не круги, близкие к Путину. Общественность будет помнить только первую часть сообщения, и она направлена не на дискредитацию ЕС или НАТО, а на Россию. В то же время Вучичу понадобится послание Весича, чтобы он попросил еще большей поддержки себе и своему самодержавному правлению в Брюсселе.
6. Протесты в Белграде являются результатом общей неудовлетворенности людей режимом, который олицетворяет собою разрушение правопорядка, коррупцию, предательство национальных интересов, разрушение образования, построение партийного государства. Мотивы у демонстрантов совершенно разные. Можно использовать любой протест, но это последствия, причину протеста нужно лечить, и её диагноз ясен - Александр Вучич и его правление. Чем раньше разрешится эта ситуация, тем больше шансов на то, чтобы стабильность страны будет сохранена и «оранжевая революция» будет предотвращена. Выход возможен только при применении методов, подходящих для парламентской демократии, так что в ходе беседы между правительством, оппозицией и видными деятелями и социальными группами будет создано переходное избирательное правительство, которое создаст условия для честных выборов через 6-12 месяцев. Игнорирование оправданного гнева людей только усложнит ситуацию. Я боюсь, что жестокое и незаконное применение силы полицией является доказательством того, что Вучич будет защищать свое правительство, а также возможным решением ампутировать Косово и Метохию во что бы то ни стало. В этом случае реакция народа будет еще более жесткой, потому что сербы готовы защищать свободу и родину до конца. Сегодня настоящие друзья сербов должны быть с людьми, которые защищают их свободу и их Косово и Метохию.