Сегодня мы беседуем с нашим постоянным автором из Сербии юристом Зораном Чворовичем. Вопрос: что происходит в Боснии и Герцеговине? как связан факт попытки судебного давления на Милорада Додика и его соратников с умалением уровня суверенитета Республики Сепрбской в составе Конфедерации (БиГ) и чего можно ожидать дальше.
Павел Тихомиров: Зоран, на слуху острый конфликт представителей высшего управления ЕС с Милорадом Додиком, который у нас в России воспринимается как личность практически легендарная. За ним не тянется того шлейфа двусмысленности, обусловленного лавированием между центрами силы, как это имеет место в отношении Президента Республики Сербии Александра Вучича. Хотелось бы разобраться: что происходит в Боснии и Герцеговине.
Зоран Чворович: Если бы мы вкратце хотели объяснить, в чём сущность последних политических событий, центральная фигура которых – президент Республики Сербской Милорад Додик, то нужно было бы пролить свет, с одной стороны, на причины этих событий, а с другой – вникнуть в смысл поступков Додика: будет ли в них замечен единый план действий, если он вообще существует.
Причины: вскоре после заключения Дейтонского мирного договора, положившего конец войне в бывшей югославской республике Боснии и Герцеговине (БиГ) и двум враждующим энтитетам со всеми элементами государственности – Республике Сербской (образованной в январе 1992 года) и Федерации Боснии и Герцеговины (образованной в 1994 году). Сформировав новую Боснию и Герцеговину, Запад начал отнимать одно за другим полномочия у Республики Сербской.
Павел Тихомиров: Как происходил процесс умаления полномочий?
Зоран Чворович: Лишение Сербии своих полномочий происходило следующими способами:
а) Решениями Конституционного суда БиГ, по которым сербские судьи были заменены мусульманскими и хорватскими коллегами при поддержке иностранных судей в Конституционном суде (которые находятся там по сей день);
б) Притеснениями со стороны высокопоставленных представителей БиГ сербских лидеров ради заключения – с представителями другого боснийско-герцеговинского образования – Федерации БиГ – соглашений о передаче полномочий от энтитета ко всей Конфедерации БиГ;
в) Решениями Высокого Представителя в рамках потом наделённых ему так называемых «боннских полномочий», которые противоречат Дейтонскому мирному договору. Таким образом, от Республики Сербской отняли, один за другим, атрибуты государственности, а Босния и Герцеговина из дейтонской Конфедерации двух энтитетов всё больше превращалась в федерацию двух энтитетов и трёх народов.
Так БиГ добилась всего, чего она не имела по Дейтонскому договору: армии, налоговой и пограничной службы, Суда и прокуратуры БиГ, разведывательных служб. Такие изменения представляли собой грубое нарушение Дейтонского мирного договора, приложение №4 которого содержит Конституция БиГ. Государственная форма БиГ не может быть изменена без изменения этого многостороннего международного договора.
Павел Тиохомиров: Что же стало своего рода переломным моментом, изменившим status quo?
Зоран Чворович: Капля, которая переполнила чашу в этом почти тридцатилетнем процессе десуверенизации Республики Сербской и последующей суверенизации БиГ – это попытка незаконного Высокого Представителя К. Шмидта конфисковать недвижимое имущество Республики Сербской (землю, леса, объекты) и передать их БиГ. Зная, что после принятия такого закона оставшиеся юрисдикции Республики Сербской останутся без материальной основы, руководство Республики Сербской во главе с Додиком стало выступать не только против такого противоправного акта, но и против всех решений, которые в будущем примет Высокий Представитель, не получивший полномочий Совета Безопасности ООН при избрании на должность, и его избрание впервые произошло без одобрения России.
Справка РНЛ: В связи с тем, что исполняющий обязанности Верховного представителя с 2021 года Кристиан Шмидт приступил к исполнению своих обязанностей без согласия Совета Безопасности ООН, власти России, Китая, Республики Сербской и Сербии сочли его нелегитимным
Из-за сопротивления, оказанного Национальным Собранием Республики Сербской решениям незаконно назначенного Высокого Представителя Шмидта, против Додика было возбуждено дело в суде БиГ в соответствии со статьями Уголовного кодекса БиГ, введёнными Шмидтом, которые на уголовном уровне защищают власть Высокого Представителя БиГ.
Павел Тихомиров: Как быть Додику в этой ситуации?
Зоран Чворович: Какой план можно увидеть в действиях Додика: очевидно, цель Додика сперва показать, что Кристиан Шмидт, как незаконный Высокий Представитель, не имеет никакой власти на территории Республики Сербской. Кроме того, органы БиГ не могут на территории Республики Сербской провести арест прокуратуры БиГ по обвинению в игнорировании повесток Суда БиГ, направленных против президента Додика, премьер-министра Вишковича и председателя Национального собрания Республики Сербской Стевандича. Полицейско-разведывательные силы БиГ не смеют на территории Республики Сербской схватить Додика, что пытались сделать несколько раз. Этим Додик показывает, что независимо от отнятых полномочий, Республика Сербская остается суверенной, а надэнтитет БиГ, созданный после Дейтона насильственным вмешательством иностранцев (Высоких Представителей и судей-иностранцев в Конституционном суде БиГ) не суверенен.
Павел Тихомиров: Можешь ли привести конкретные примеры, иллюстрирующие несуверенность РС?
Зоран Чворович: Несуверенность, то есть бессилие институтов БиГ на сербской территории, наиболее ярко проявилась во время визита 12 мая Додика, Вишковича и Стевандича (все, против которых были выданы ордера на арест) в казармы полка Вооруженных сил БиГ, дислоцированного в Баня-Луке. Этим Додик, с точки зрения суверенности, фактически и юридически (решениями Скупщины Республики Сербской) возвращает БиГ в то состояние, которое существовало сразу после заключения Дейтонского договора, когда суверенитетом располагали энтитеты, а не БиГ. Додик постоянно обращает внимание на очевидную истину: БиГ может выжить только в той государственной форме, которая является конфедерацией двух энтитетов, которая была согласована в Дейтоне в момент завершения войны, и что всякое изменение Дейтона неизбежно приведёт к распаду БиГ, потому что сербский народ не согласится лишить себя государственности.
Притом он постоянно указывает, что у Республики Сербской нет проблем с другим энтитетом Федерации БиГ, но есть проблемы с иностранцами, из-за чего международный протекторат над БиГ должен быть отменён через отмену института Высокого Представителя и удаления иностранцев из Конституционного суда БиГ. Это два ключевых сообщения, которые Додик хочет послать ключевым международным сторонам, заинтересованным в его сопротивлении незаконным решениям незаконного Высокого Представителя Шмидта. При этом Додик рассчитывает на то, что сейчас давление Запада слабее из-за нынешней неопределённости Трампа в отношении брюссельской администрации ЕС.
Я думаю, что цель Додика в том, чтобы попытаться через сопротивление добиться отмены решений так называемого «Высокого Представителя» Шмидта, и чтобы это был повод к его отставке.
Павел Тихомиров: Изменился ли расклад сил после того, как Байдена сменил Трамп?
Зоран Чворович: Сейчас Додик имеет только явную поддержку России. Администрация Трампа в отношении ситуации в БиГ не особенно активна, даже не назначила нового посла в Сараево, в то время как старый, назначенный администрацией Байдена, который был основным сторонником Шмидта, с тех пор был отозван. Жестокие нападки на Додика происходят только из Брюсселя, но в то же время ЕС не может пока сформировать единый блок в институтах ЕС против Додика и Республики Сербской из-за оппозиции Венгрии. В такой ситуации вряд ли можно ожидать формального лишения мандата Шмидта и назначения нового Высокого Представителя или того, что было бы лучшим для БиГ – отмены этого института международного протектората над БиГ. В конечном итоге это может произойти в рамках достижения между Россией и США большого мирного пакета безопасности, заключённого в рамках решений вопроса войны на Украине. Потому что вопрос безопасности на европейском континенте и баланса сил между крупными державами вряд ли можно решить без долгосрочного решения политической и безопасной ситуации в Центральной земле Балкан – БиГ.
Павел Тихомиров: Что является своего рода «слабым звеном» сербской государственности на Балканах?
Зоран Чворович: Для суверенитета Республики Сербской важно, чтобы не было никаких ордеров на арест прокуратуры БиГ против Додика, Вишковича и Стевандича. Что вызывает беспокойство, так это то, что чиновники Республики Сербия, прежде всего Александр Вучич, не так единодушны в защите Республики Сербской и Милорада Додика, как Российская Федерация. А выживание Республики Сербской во многом зависит от поддержки Сербии. Причину сдержанной позиции Сербии, так или иначе, надо искать в официальной политике евроинтеграции, которая вынуждает Вучича вступать в договоры с брюссельской администрацией, после которых, как правило, страдают сербские национальные интересы, что лучше всего видно в Косово и Метохии.