Рейтинги университетов: рекламный трюк или объективная оценка?

Или почему российские вузы на Западе считаются недоуниверситетами

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков считает, что в России в ближайшие 10-15 лет сформируется группа вузов, способная конкурировать с ведущими зарубежными университетами», сообщает ТАСС.

«Это задача [вывести российские вузы на конкурентоспособный уровень] не только для системы высшего образования, а и для многих других социальных институтов. <...> Я верю в то, что в ближайшие 10-15 лет у нас появится целая когорта, целая группа (она уже есть), но очень-очень конкурентоспособных университетов, которые будут бороться на равных с лучшими университетами мира за талант», - сказал он в интервью программе «Познер» на Первом канале.

Ранее британская компания Quacquarelli Symonds (QS) опубликовала новую версию глобального рейтинга университетов. Рейтинг включает в себя тысячу лучших мировых университетов. Россию представляют 28 вузов, в прошлом году их было 25. При этом 17 из них улучшили свои позиции по сравнению с предыдущим годом. Лидером среди отечественных вузов стал Московский государственный университет им. Ломоносова, который занял 74-ю строчку списка.

Заявление Фалькова и новый рейтинг университетов прокомментировал в интервью «Русской народной линии» профессор МГУ, бывший член Совета Федерации РФ, доктор философских наук, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев:

Начнём с того, что доверять рейтингам – это почти то же самое, что доверять рекламе. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что все рейтинги делаются по заказу и являются в значительной мере рекламными трюками, особенно, когда речь идёт о коммерческой деятельности и конкуренции в любой сфере – от продажи авиалайнеров до продажи услуг, в число которых во все времена входили и образовательные услуги. Исключение – это система  общедоступного государственного образования в Советском Союзе и в странах социалистического лагеря, где коммерческая составляющая была сведена к нулю. Некоторые рудименты такой системы еще сохранились, но судя по всему, сходят на нет, а во главу угла ставится соперничество государств и, если речь идет о высшей школе, ведущих университетах мира и других учебных заведениях, которые символизируют интеллектуальный потенциал отдельных стран и регионов. А результаты такого мониторинга определяют позицию отдельных стран в иерархии, предопределяющей характер их международных связей, уровень инвестиций в национальные экономики и оценку рисков, а, следовательно, опосредованно влияют на безопасность, валютный курс и, в итоге, на качество жизни миллионов людей, проживающих в «успешных» или «неуспешных» странах. Как видите, составление рейтингов похоже на военное искусство…

Важно, что эти рейтинги зачастую проводятся одновременно и противоречат друг другу. Кстати, рейтинги в интеллектуальной сфере почти всегда крайне неэффективны, поскольку по сути своей основываются на полной унификации, а унификация – это смертельный враг оригинального ума и гениальности.  Никто не знает, к тому же, тех «мыслителей», которые устанавливают критерии оценки всех прочих мыслителей… Об этом, а также о механизмах создания рейтингов и о международных, государственных и частных центрах, причастных к этой деятельности, я имел возможность подробно рассказать в прямом эфире на ОТР в получасовой программе «Много факторов говорит о том, что ум сегодня не востребован». Эта программа была специально посвящена рейтингам ведущих государств мира. Само название передачи говорит о значительной доле скепсиса, которым надо вооружиться при оценке результатов деятельности бесчисленных рейтинговых агентств. Не стоит забывать, что они также находятся, во-первых, под жесточайшим идеологическим и финансовым прессингом, а во-вторых, что не менее важно, в жесткой конкуренции между собой, а, следовательно, готовы на любые уловки, чтобы повысить собственные рейтинги…

Однако очень важно понять, по каким позициям происходит сопоставление университетов разных стран в таких рейтингах. Как правило, выбор критериев заведомо подгоняется под те немногие высшие учебные заведения, которые по определению должны возглавить список лучших или войти в первую десятку списка. Если приглядеться, то критерии рейтингов тесно связаны с бизнесом и имеют прямое отношение к той системе ценностей, которая культивируются на рынке интеллектуальных услуг Запада. Российское образование, как уже говорилось, формировалось на совершенно других основаниях и принципах, а потому не может дотягивать до первых строчек, что вовсе не говорит ни о качестве самого образования, ни об интеллектуальном потенциале вузов.  

Среди критериев успешности – уровень инвестиций в университеты, их финансовое положение и материально-техническая база, степень участия социально ориентированного бизнеса в определении образовательных стратегий, условия работы преподавателей и студентов, а также множество других параметров. Но даже в том случае, если все силы и ресурсы российского образования, весьма ограниченные в сравнении с ведущими университетами мира, будут подчинены одной цели – любой ценой попасть в рейтинг лучших вузов мира, то это будет заведомо  пагубная позиция, которая привнесёт деструктивные элементы в нашу научную, образовательную и культурную политику. И не только потому, что у нас нет даже предпосылок для создания социально ориентированного бизнеса, одна из которых – прогрессивное налогообложение. Здесь ситуация напоминает соревнование стран в профессиональном и, прежде всего, элитном спорте, где высшие достижения получаются за счёт использования запрещенного либо легализованного допинга, а массовость определяется многомиллионной аудиторией болельщиков, сидящих на трибунах и перед зомби-ящиками. Нужно ли эту практику механически переносить в сферу образовательной государственной политики России – большой вопрос.

С другой стороны, нельзя не признать очевидное: каждому из нас, особенно преподавателям и студентам, приятно наблюдать, как в последние годы рейтинги российских вузов заметно поднимаются по сравнительной шкале. Наше общество успешно подстраивается под западные модели, что вполне закономерно. Только чувство радости совмещается и соединяется с серьезными опасениями – как бы не потерять в погоне за оценкой чужого дяди то лучшее, что сохранилось в нашей системе образования. А по отношению к западным моделям наше образование до сих пор выглядит консервативно в самом позитивном значении этого слова. Дело в том, что в России в течение столетий культивировались лучшие западные образовательные методики и вырабатывались собственные, еще более совершенные. Эта традиция, к счастью, была сохранена и при советской власти, после периода постреволюционного хаоса и сумбурного поиска собственного пути в деле насаждения различных моделей «пролетарского образования».

Этот здоровый консерватизм, кстати, во многом предопределил Великую Победу в Отечественной войне (как говорил Бисмарк, в войнах побеждают учителя) и невероятные достижения в эпоху индустриализации и восстановления страны. Наше образование и, прежде всего, классическое университетское образование гармонично развивало способности человека, и было основано на принципе общедоступности. В последние годы и на Западе, и в России активно разрушается система классического  образования, а люди, курирующие информационную и образовательную политику, публично заявляют, что в ближайшие годы «ГУГЛ свернёт шпиль МГУ». Имеется в виду и убого понятая цифровизация, и доведенная до полного маразма система ЕГЭ, и преувеличенные надежды на «дешёвое» дистанционное образование, которое полностью убивает совместную работу учителя и ученика, ведёт к резкому сокращению и обесцениванию собственной профессуры. Кстати, дистанционное образование продемонстрировало свою ограниченность и нежизнеспособность в качестве доминирующей модели именно сегодня, в условиях пандемии. А попытки менеджеров оседлать волну и под шумок окончательно оптимизировать, то есть придушить традиционную систему подготовки кадров, Президент России был вынужден назвать провокационными. Правда, имён провокаторов не назвал и оргвыводов пока не сделал.

Важно, чтобы погоня за рейтингами не потянула нас ко дну. Московский государственный университет – не просто флагман образования в России, но последний оплот классического университетского образования, который противостоял, конечно, в силу своих возможностей, разрушительным реформам последних десятилетий. А среди них – и введение Болонской системы с превращением нижней ступени (бакалавриата) в аналог канувших в лету техникумов, и совершенно безумная реформа аспирантуры, когда высшим достижением считалось лавинообразное сокращение остепенённых исследователей, и многое другое, что уже нанесло невосполнимый урон отечественной науке и образованию. К сказанному можно добавить, что МГУ – это не просто центральный мозг и лучшая отечественная фабрика научных идей, но и символ России – России просвещённой, целостной, единой. В самый тяжелейший момент истории, в 1949 году, когда каждая копейка была на счету, был заложен первый камень в фундамент высотного здания МГУ, а, следовательно, и в поддержку высшей школы, всей интеллектуальной элиты великой державы. Кстати, в этот же день, 12 апреля 1961 года, наша страна открыла космическую эру, запустив на орбиту первый пилотируемый корабль с Юрием Гариным на борту. Только незрячий не увидит связи межу этими событиями.

И завершить интервью хочу словами Нобелевского лауреата Жореса Ивановича Алферова: «Когда мы запустили спутник, Эйзенхауэр и Кеннеди сказали, что русские выиграли космическую гонку не на ракетном полигоне, а за школьной партой. Когда я в 1970 году читал лекции в одном из американских университетов, я был поражен крайне низкому уровню американских студентов 1-2 курсов». Фраза завершается его оценкой пагубных экспериментов с введением ЭГЭ по образу, заимствованному у американских коллег, но ухудшенному. С другой стороны, сердце греет, что мы, наконец, догоняем наших партнеров-конкурентов…

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Расторгуев
В России входит в моду антиамериканизм?
О внутриполитическом значении статьи Дмитрия Медведева «Америка 2.0. После выборов»
21.01.2021
Миссия России и миссия русского ученого
К 80-летию выдающегося русского мыслителя А.С. Панарина
12.01.2021
О даре прорицания и неблагодарной миссии прогностов в современном мире
О масштабных вызовах, ожидающих мир в ближайшей перспективе
12.01.2021
Демократии нет только потому, что есть демократии
Как правило, споры о демократии связаны с деньгами, а не интересами народов и государств
29.12.2020
Плюсы и минусы – кресты и шипы
На ежегодной большой пресс-конференции Президента вновь никто не поинтересовался тем, какое общество мы строим
18.12.2020
Все статьи Валерий Расторгуев
ЕГЭ
Греф возрождает троцкизм
Одиозный либерал убеждён, что искусственный интеллект должен определять персональную траекторию для каждого ребенка в стране
20.01.2021
Планета в маске
О причинах и последствиях пандемии ковид-19
02.01.2021
Ведают, что творят
«Элитка» продолжает разрушать духовные скрепы русского народа
12.12.2020
Запреты — вещь обоюдоострая
Размышления над законопроектом «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»
07.12.2020
Система отгадок вместо образования
Первый шаг к отмене ЕГЭ
17.11.2020
Все статьи темы
Обсуждаем закон об образовании
Греф возрождает троцкизм
Одиозный либерал убеждён, что искусственный интеллект должен определять персональную траекторию для каждого ребенка в стране
20.01.2021
Дистанционное образование — мина замедленного действия
Открытое обращение Президенту России
14.12.2020
Запреты — вещь обоюдоострая
Размышления над законопроектом «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»
07.12.2020
Все статьи темы
Русская школа
Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) как апостол российской науки
25 января – Татьянин День – день рождения Императорского Московского университета, ныне МГУ имени М.В. Ломоносова, праздник российского студенчества
25.01.2021
Цикл рассказов из книги «Колька».
Рассказ первый. «Говорящее дерево»
11.01.2021
Первокурсники
Заметки преподавателя
25.12.2020
Все статьи темы
Цифровая экономика
Обстоятельства затравки - самые странные
На фоне ковидобесия и построения цифрового концлагеря тема завтрашней демонстрации - детский сад
22.01.2021
«"Глубинное государство" чувствует себя хозяином положения»
Его представители в правительстве и конгрессе США принимают такие решения, которые способствуют укреплению позиций Силиконовой мафии
21.01.2021
«Это изобретение в общественном мнении»
Валентина Матвиенко заявила, что в России не будут вводить COVID-паспорта
20.01.2021
Смогут ли технологические империи развязывать войны?
Блокировка аккаунтов Трампа ещё не получила всесторонней оценки
20.01.2021
Медицинская информация относится к врачебной тайне
Почти 60% россиян в опросе SuperJob выступили против «ковид-паспортов»
20.01.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Такого от ОМОНа в России не ждали
Новый комментарий от влдмр
25.01.2021 02:50
Прививка: день четвёртый
Новый комментарий от Андрей Козлов
25.01.2021 01:06
99% граждан России плевать на Навального
Новый комментарий от Коротков А. В.
24.01.2021 09:29
Гиперборейская Русь Всеволода Иванова
Новый комментарий от monarhist
24.01.2021 08:13
Поступок не священника, а блогера и пиарщика
Новый комментарий от влдмр
24.01.2021 05:43
Природы совершенство
Новый комментарий от Игорь Бондарев
24.01.2021 01:24