«Нет общей картины мира и системы знаний»

О разработке программ по исторической памяти и защите учителей от учеников

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Закон об Образовании в РФ 
0
13
Время на чтение 6 минут
Фото: smotrim.ru/radiovesti

Во вторник, 11 марта, Президент России Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о разработке программ высшего образования и дополнительного профобразования по исторической памяти, сообщает РИА Новости.

Глава государства утвердил перечень поручений по итогам 47-го заседания Российского организационного комитета «Победа», состоявшегося 15 января 2025 года.

«Правительству Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией "Национальный центр исторической памяти при президенте Российской Федерации" и Образовательным Фондом "Талант и успех" рассмотреть вопрос о разработке образовательных программ высшего образования уровня магистратуры и дополнительного профессионального образования по исторической памяти и об их реализации на базе автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования "Научно-технологический университет "Сириус"», - говорится на сайте Кремля.

Доклад по данному вопросу ожидается до 31 августа 2025 года. Ответственными назначены глава кабмина РФ Михаил Мишустин, руководитель наццентра исторической памяти Елена Малышева, председатель совета федеральной территории Сириус Елена Шмелева.

Известный политолог и общественный деятель Сергей Александрович Михеев в эфире программы «Железная логика» на радио «ВестиФМ» поддержал поручение Президента: «Это очень правильно и важно».

«Что касается исторического образования: это очень важно, потому что историческое беспамятство, искривленные исторические концепции или забрасываемые вещи из-за рубежа очень часто используются для манипуляции общественным мнением, особенно в работе с молодёжью, - констатировал политолог. - А у нас с точки зрения исторического образования большие пробелы. Иногда приходиться общаться или где-то выступать перед молодёжью: вроде бы хорошие ребята, какие-то островки знаний есть, но в картину мира они не складываются, не встроены в систему координат, в том числе ценностную, историческую, иногда даже географическую. Выхватываются отдельные знания к отдельным вещам, а в картину мира не складываются. Здесь есть над чем поработать, и это важно, чтобы потом не видеть очереди желающих поскорее куда-нибудь убежать».

«Чем было сильно советское образование? Тем, что оно создавало такую картину мира, - отметил Сергей Михеев. - Конечно, с ней можно было поспорить по ряду вопросов, но оно её создавало. А сейчас есть какие-то вспышки знаний, и мне кажется, что это в определенной степени провоцируется методикой сдачи ЕГЭ, когда надо иметь точечные знания, а картинки нет. Хотя Вы правы: так должно быть, что на выходе должна складываться картина. Мне кажется, что с этим есть беда».

«Я знаю, - продолжил политолог, - что многие преподаватели ВУЗов жалуются на то же самое: что неплохие ребята, но не знают совсем простых вещей. Много амбиций, мишуры, которой они нахватались из рекламных роликов, а способностей что-то реально делать очень мало. Во-первых, нет общей картины мира и системы знаний; а во-вторых, нет практических навыков работы. Есть серьезный перекос в сторону, чтобы знать, на какую кнопку нажать, и за тебя всё сделают».

Также Сергей Михеев прокомментировал законопроект о защите учителей от учеников: «Это важно и хорошо, что такой закон будут разрабатывать. Потому что учитель – это тот, от кого зависит будущее наших детей. Дети и сами иногда не понимают себя, и их родители иногда не блещут умом, поэтому педагога надо защищать, обеспечивать, поднимать его статус.

Что касается качества: здесь важно понять, каков критерий оценки этого качества, и не каждого можно одинаково научить. Есть способные и ответственные ученики, а есть те, которые всегда получают отрицательные оценки, и насколько в этом виноват учитель? Я думаю, что здесь линейной зависимости быть не может - она приведет к очковтирательству, к тому, что нерадивых учеников будут искусственно подтягивать. Будет ли это правильно? Нет, конечно. Хотя какую-то ответственность за то, что делает педагог, он тоже должен нести. Какой-то критерий здесь должен быть.

Недавно Трамп заявил, что американское образование (в частности, Министерство образования США), «худшие в мире. Надо всех и всё разогнать, вернуть школы под управление властей штатов, потому что Министерство образования со своими обязанностями не справляется».

«Насколько я понимаю, - сказал Сергей Михеев, - Трамп борется со всем федеральным аппаратом. Он вознамерился провести грандиозную перестройку, разогнать всех, а потом заново собрать: может быть, даже в другой структуре. Первое: в его оценках присутствуют политические моменты. Второе: его идея, что "до меня всё было плохо, а сейчас должно всё стать хорошо", вынуждает критически оценивать любую сферу деятельности своих предшественников. Поэтому здесь есть перекос, но есть перекос и в нашем когда-то имевшемся очаровании перед западной системой образования. У него есть свои плюсы, но и очевидные минусы. Западная система образования – это что-то очень неровное.

У нас исторически выстроена более гармоничная система, а там, например, разница между школами может быть грандиозной. Это имущественное расслоение влияло на качество получения образования. Не знаю, что задумал Трамп, но у нас по этому поводу было много иллюзий. Одна из них глупая, когда ПТУ переименовали в колледжи и решили, что так будет лучше».

«Очарование есть, и нужна более трезвая оценка, - считает он. - Внедрение иностранных программ обучения английскому языку очень часто бывает бестолковым. Возможно, в других странах оно давало результаты, но у нас это просто имитация. Дети не знают букв, а их заставляют учить слова! Если вы живете в языковой среде, то, наверное, это и подействует, а если вы вне языковой среды, это работать не будет.

Что можно сказать в плюс, то это наличие большого количества научно-исследовательских программ в американских университетах. Это был один из способов переманивания большого количества ученых из бывшего Советского Союза и из России. Тогда у нас всё рухнуло, а там у каждого крупного университета свой научно-исследовательский центр, свои гранты, стипендии, лаборатории и техническое обеспечение, чего у наших ВУЗов или не было вообще, или умерло в 1990-е и 2000-е годы. Здесь есть чему поучиться, но любое некритичное заимствование, попытка сделать кальку чаще всего ведет к трудностям».

«Совсем не всё надо заимствовать, - уверен политолог. - Политически мотивированное очарование в 1990-е и 2000-е годы западными практиками уперлось в большое количество объективных и субъективных проблем. Субъективные заключались в том, что мы млели от самого названия, что они – американская и европейская системы, даже не пытаясь вникать в то, что там хорошего и что плохого. Объективная проблема была связана с деньгами, когда здесь все деньги перекрыли, а оттуда пошли гранты на внедрение их подходов. Понятно, что многие были "куплены".

И еще одна объективная проблема заключается в том, что что-то из того, что там есть, неплохо работало у них, но требовалась или очень глубокая переработка на местную специфику, или надо было понимать, что здесь многие вещи не работают.

Не из сферы образования, но сколько ни пытались внедрять корпоративные тимбилдинги в нашем бизнесе, в итоге всё это накрылось. Наши предприниматели довольно долго пытались внедрять корпоративные технологии по укреплению коллектива, созданию корпоративной культуры, подъему эффективности, но во многих случаях это или не дало никакого результата, или дало ограниченный результат. Другой психотип, другая традиция, другие люди. Это не значит, что они ленивые или глупые - просто другие».

«Что работает для японца, не работает для эскимоса, и наоборот. Это совершенно нормально. У нас многие такие вещи делались исключительно из очарования. Здесь реальная независимость заключается в независимости духа и разума, и если у вас этой независимости нет, то никакие материальные фишки независимости не помогут», - заключил Сергей Михеев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Александрович Михеев
Труд домохозяйки тяжелее, чем работа в офисе
О новых мерах поддержки женщин и семей с детьми, предложенных думскими депутатами
11.03.2025
«Это диверсия в нашем тылу со стороны врагов»
Поступать с телефонными и кибермошенниками и с теми, кто из «крышует», в условиях войны надо гораздо более жестко
08.03.2025
Косметические полумеры проблему не решат
В борьбе с телефонным и кибермошенничеством должны быть более радикальные меры, которые соответствуют ситуации военного времени
06.03.2025
ЕС не смог реализовать себя как глобальный игрок
Они так держатся за Украину, потому что это то место, где они выступили как центр силы, принятия решений
04.03.2025
Все статьи Сергей Александрович Михеев
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Прекрасные России голоса
Кому, как ни художнику слова, читающему тайные письмена времён, возвышать свой голос
12.03.2025
Незнакомая знакомая русская литература. 22.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. Сказочная реальность
12.03.2025
Это фильмы о сотнях тысяч волонтеров по всей стране
Первый открытый волонтерский кинофестиваль «Опережая время»
12.03.2025
Все статьи темы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
«Нам нужны игрушки, которые воспитывают детей в наших традициях»
Министр Сергей Кравцов предложил законодательно закрепить процедуру экспертизы игрушек
11.03.2025
Почему русские не рожают?
Часть 3. Гендерные войны
25.02.2025
«Не может существовать прав детей на непослушание родителям»
В рамках Рождественских чтений состоялась работа секции «Мой род — мой народ»
05.02.2025
«Нужно радикально открыть школу»
Юрий Крупнов предложил Наталье Агре совместно создать модель школы будущего
04.02.2025
«Откуда этот винегрет в ваших светлых головах, господа чиновники?!»
О предложении Натальи Агре вернуть в школу дискотеки для романтических свиданий
03.02.2025
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
«Ключевая фигура образования – учитель»
В Госдуме состоялся «правительственный час» о разработке Стратегии развития российского образования
11.02.2025
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Чиновники от образования разрешили принимать в школу оккультную литературу
17.01.2025
Пепел 6а класса
Войну нельзя выиграть обществом, разделённым на «воюющих» и «загорающих»
13.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Перемирие – это несерьёзно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.03.2025 08:37
Праздник русских женщин
Новый комментарий от Бармалей
12.03.2025 08:37
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от учитель
12.03.2025 08:34
«Нам нужны игрушки, которые воспитывают детей в наших традициях»
Новый комментарий от Александр Волков
12.03.2025 08:26
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
12.03.2025 08:00
Скандал с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Новый комментарий от учитель
12.03.2025 04:37
Разве ислам женская религия?
Новый комментарий от Elenaelena
12.03.2025 00:06